Дело № 2а-983/2022 УИД 76RS0022-01-2023-000520-47
м.р. 11.05.2023
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 апреля 2023 года
Заволжский районный суд г. Ярославля в составе:
председательствующего судьи Вороновой А.Н.,
при секретаре Одинцовой В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФКУ Исправительная колония № 8 УФСИН России по ЯО, УФСИН России по ЯО к судебному приставу-исполнителю Заволжского РОСП г. Ярославля, судебному приставу- исполнителю Межрайонного ОСП УФССП по ЯО, УФССП по ЯО об освобождении или уменьшении размера исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л:
ФКУ ИК-8 УФСИН России по ЯО, УФСИН России по ЯО обратились в суд с административным иском об освобождении от уплаты исполнительского сбора либо уменьшении его размера, взысканного в рамках исполнительных производств №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ и №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, ссылаясь на недостаточность финансирования и частичное исполнение решения суда.
В судебном заседании представитель ФКУ ИК-8 УФСИН России по ЯО, УФСИН России по ЯО, ФСИН России по доверенности К. требования поддержала, дала пояснения в пределах заявленного.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. Судебные приставы-исполнители МОСП УФССП по ЯО и Заволжского РОСП г.Ярославля УФССП по ЯО представили письменные отзывы с возражениями на административный иск.
Выслушав представителя К., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, решением Заволжского районного суда г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ постановлено: «Обязать Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № УФСИН России по Ярославской области» в течение 1 года 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства о гражданской обороне и обеспечить готовность защитного сооружения – убежища (инв. №), расположенного по адресу: <адрес>-а, к приему укрываемых в военное время и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени, путем приведения защитного сооружения в соответствие с требованиями Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №.
Обязать Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Ярославской области и Федеральную службу исполнения наказаний России обеспечить финансирование мероприятий по устранению нарушений требований законодательства о гражданской обороне и приведении защитного сооружения в соответствии с требованиями Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №».
Указанное решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
Определением Заволжского районного суда г.Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ ФКУ ИК-8 УФСИН России по ЯО предоставлена отсрочка исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ в отношении УФСИН России по ЯО судебным приставом- исполнителем Заволжского РОСП г. Ярославля возбуждено исполнительное производство №-ИП, установлен пятидневный срок для исполнения требований исполнительного документа с момента получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, должник предупрежден о последствиях неисполнения требований исполнительного документа.
ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФКУ ИК-8 УФСИН России по ЯО судебным приставом-исполнителем Заволжского РОСП г. Ярославля возбуждено исполнительное производство №-ИП, установлен пятидневный срок с момента получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства для исполнения требований исполнительного документа, должник предупрежден о последствиях неисполнения требований исполнительного документа.
Постановления о возбуждении исполнительного производства получены должником ФКУ ИК-8 УФСИН России по ЯО ДД.ММ.ГГГГ посредством Единого портала государственных услуг, УФСИН России по ЯО – ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с неисполнением требований исполнительного документа ФКУ ИК-8 УФСИН России по ЯО, УФСИН по ЯО ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем вынесены постановления о взыскании исполнительного сбора в размере 50 000 руб.
Постановлениями судебного пристава-исполнителя Заволжского РОСП г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ исполнительные производства №-ИП и №-ИП переданы на исполнение в Межрайонный ОСП УФССП по ЯО.
В соответствии с положениями ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 105 ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Согласно ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств /ч.2/.
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей /ч.3/.
Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора /ч.6/.
В соответствии с позицией Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 30.07.2001 № 13-ИП, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции сбор должен отвечать вытекающим из Конституции РФ требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (ст.ст.49,50,52-54 Конституции РФ).
Согласно ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства /ч.1/. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство / ч.2/.
Таким образом, необходимым условием взыскания исполнительского сбора является установление судебным приставом-исполнителем факта виновного неисполнения должником обязанности, к исполнению которой должник может быть понужден, если не исполнил ее добровольно в установленный судебным приставом-исполнителем или иной срок - для решений, подлежащих немедленному исполнению. Освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушение установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Отсутствие признака противоправности в поведении должника исключает возможность его привлечения к юридической ответственности, предусмотренной ч.1 ст.112 ФЗ «Об исполнительном производстве» в виде взыскания исполнительского сбора, так как противоречит принципу справедливости наказания.
Из материалов дела следует, что ФКУ ИК-8 УФСИН России по ЯО неоднократно направлялись заявки на выделение денежных средств на исполнение решения суда от ДД.ММ.ГГГГ, выделенные денежные средства использованы на проведение ремонта внутренних помещений /покраска стен, потолков, вентиляционных коробов, капитальные ремонт электропроводки, замена светильников/, на проведение ремонтных работ по поддержанию систем освещения, на нумерацию на защитных герметичных дверях.
УФСИН России по ЯО также неоднократно предпринимало действия по выделению денежных средств, направляло заявки в ФСИН России, в ответе от ДД.ММ.ГГГГ указано, что предусмотренные федеральным бюджетом на 2023 года и плановый период 2024-2025 г.г. бюджетные ассигнования на проведение ремонта объектов уголовно-исполнительной системы не обеспечивают потребность учреждений в полном объеме, в настоящее время средства распределены и доведены до территориальных органов.
Оценив представленные документы, суд приходит к выводу, что невозможность исполнения требований исполнительного документа обусловлена объективными причинами, не зависящими от воли должников, что свидетельствует об отсутствии противоправного виновного поведения ФКУ ИК-8 УФСИН России по ЯО и УФСИН России по ЯО, что в свою очередь дает основания для их освобождения от взыскания исполнительского сбора.
Согласно ч. 8 ст. 112 Закона об исполнительном производстве в случае принятия судом к рассмотрению указанных в ч. 6 ст. 112 заявления или иска взыскание исполнительского сбора приостанавливается до вынесения судом решения. Решение суда о полном или частичном их удовлетворении обращается к немедленному исполнению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №-░░ ░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №-░░ ░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░