Петрозаводский городской суд Республики Карелия 10RS0011-01-2024-001377-16 https://petrozavodsky.kar.sudrf.ru |
10RS0011-01-2024-001377-16
№ 2а-2401/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 марта 2024 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
в составе:
председательствующего судьи Тарабриной Н.Н.
при секретаре Паласеловой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Кирика Дмитрия Владимировича к Министерству внутренних дел по Республике Карелия, заместителю Министра внутренних дел по Республике Карелия Десницкому Денису Андреевичу об оспаривании бездействия и решения,
установил:
Кирик Д.В. обратился в Петрозаводский городской суд Республики Карелия с административным исковым заявлением к Министерству внутренних дел по Республики Карелия по тем основаниям, что Кириком Д.В. было направлено обращение в адрес административного ответчика с просьбой предоставить ему информацию о том, когда Кирик Д.В. находился розыске на территории Республики Карелия, а также федеральном розыске за период с ДД.ММ.ГГГГ год. По результатам указанного обращения Кирику Д.В. 20.12.2023 за подписью заместителя министра внутренних дел по Республике Карелия Десницкого Д.А. выдан ответ №, в котором указано, что запрашиваемые им сведения о нахождении в розыске не входят в перечень государственных услуг и в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 07.02.2011 №3-ФЗ «О полиции» представляются только государственным органам и их должностных лицам. Истец, указывая, что ему без обоснования отказано в предоставлении информации о розыске, что в свою очередь создает непреодолимое препятствие к осуществлению его конституционных прав, просит признать ответ от 20.12.2023 незаконным, обязать административного ответчика устранить допущенные нарушения.
Определением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 08.02.2024 к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен заместитель министра внутренних дел по РК Десницкий Д.А.
В судебном заседании истец, чье участие в деле обеспечено путем проведения видеоконференции, иск поддержал.
МВД по Республике Карелия явку представителя в судебное заседание не обеспечило, о рассмотрении дела извещено судом надлежащим образом. От административного ответчика поступили письменные возражения на иск.
Административный ответчик заместитель министра внутренних дел по РК Десницкий Д.А. в судебном заседании участия не принимал, представителя не направил, о рассмотрении дела извещен судом надлежащим образом.
Суд, заслушав пояснения административного истца, исследовав письменные материалы административного дела, приходит к следующим выводам.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируется Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
В соответствии с положениями названного Закона граждане имеют право обращаться лично в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам (статья 2); получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов; обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (статьи 5, 10, 12).
В силу части 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Согласно пунктам 2, 3 статьи 5 Федерального закона N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну; получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.
Согласно статье 12 указанного Закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 7.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" полиция имеет право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах (далее - банки данных).
Внесению в банки данных о гражданах, согласно части 3 указанной статьи, подлежит, в частности, информация: о лицах, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления; о лицах, осужденных за совершение преступления; о лицах, которые совершили преступление или общественно опасное деяние и в отношении которых судом применены принудительные меры медицинского характера; о лицах, в отношении которых вынесено постановление о прекращении уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием; о лицах, в отношении которых до вступления приговора в законную силу был применен акт помилования или акт об амнистии, освобождающие от наказания. Иными словами, это информация обо всех лицах, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию. Полиция обеспечивает защиту информации, содержащейся в банках данных, от неправомерного и случайного доступа, уничтожения, копирования, распространения и иных неправомерных действий (часть 4); информация, содержащаяся в банках данных, представляется государственным органам и их должностным лицам только в случаях, предусмотренных федеральным законом (часть 5); обработка персональных данных осуществляется в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации в области персональных данных (часть 7); персональные данные, содержащиеся в банках данных, подлежат уничтожению по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей (часть 8).
Обработка персональных данных, содержащих информацию о лицах, подвергавшихся уголовному преследованию, включая их хранение для определенных и законных целей, осуществляется на законной и справедливой основе, обеспечивает точность персональных данных, их достаточность, актуальность по отношению к целям обработки персональных данных, поэтому соответствует принципам, закрепленным статьей 5 Федерального закона "О персональных данных".
Централизованные учеты предназначены для информационного обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации и других федеральных органов государственной власти по выявлению, предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений, в том числе для подтверждения наличия (отсутствия) сведений о привлечении лица к уголовной ответственности, судимости, реабилитации, времени и месте отбывания наказания.
В целях обеспечения функционирования государственной системы учета преступлений, для информационного обеспечения деятельности по выявлению, предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений, розыску лиц и похищенного имущества, а также в целях обработки персональных данных, определенным трудовым и иным законодательством, направленным на недопущение предоставления неполных сведений о судимости либо об уголовном преследовании при трудоустройстве Министерством внутренних дел Российской Федерации с соблюдением порядка издания и вступления в силу были изданы нормативные правовые акты. Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования (далее - Административный регламент), утвержденный приказом МВД России от 27 сентября 2019 года N 660, зарегистрирован в Минюсте России 29 января 2020 года.
ФКУ "ГИАЦ МВД России" создано распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.08.2011 N 1474-р для формирования и ведения централизованных учетов, баз данных оперативно-справочной, розыскной, криминалистической, дактилоскопической, статистической и иной информации, а также для обеспечения межведомственного и межгосударственного информационного взаимодействия. Также на ФКУ "ГИАЦ МВД России" возложено оказание услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий МВД России.
В развитие приведенных выше норм федеральных законов подпунктами 11 и 65 пункта 11 Положения о МВД России, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2016 N 699, Министерство внутренних дел уполномочено создавать информационные системы, в том числе банки данных, обеспечивать их ведение и функционирование, достоверность, актуальность содержащейся в них информации, обеспечивать предоставление сведений, содержащихся в этих информационных системах и банках данных, федеральным органам государственной власти, иным государственным органам, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, организациям и гражданам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также утверждать формы документов, используемых при предоставлении государственных услуг и выполнении государственных функций в сфере внутренних дел, утверждение которых нормативными правовыми актами Российской Федерации отнесено к компетенции МВД России, а также требований к этим документам.
В судебном заседании установлено, что Кирик Д.В. 01.11.2023 обратился с заявлением к начальнику ИЦ МВД по Республике Карелия, в котором просил направить в его адрес сведения об имеющихся в отношении него розысках по Республике Карелия, а также федеральном за совершение каких-либо преступлений или по каким-либо иным обстоятельствам.
Указанное обращение зарегистрировано в ИЦ МВД по РК 10.11.2023 за вх.№.
21.11.2023 истцу дан ответ за подписью начальника информационного центра МВД по Республике Карели П., в котором указано, что сведений о нахождении в актуальном розыске на ДД.ММ.ГГГГ не имеется. Иные сведения о розыске лиц, содержащиеся в банках данных Информационного центра, предоставляются государственным органам и их должностным лицам в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 07.02.2011 №3-ФЗ «О полиции».
Не согласившись с данным ответом Кирик Д.В. 28.11.2023 обратился к начальнику ИЦ МВД по РК с жалобой, в которой указал, что ему не представлена в полном объёме информация о нахождении его в местом либо федеральном розыске в период с ДД.ММ.ГГГГ год, которую он запрашивал ранее (обращение Кирика Д.В. № от 10.112023). Жалоба зарегистрирована 06.12.2023 за №.
Согласно заключению начальника ИЦ МВД по РК П. от 20.12.2023 жалоба Кирика Д.В. от 06.12.2023 признана неподдержанной, материал поверки списан в дело ИЦ МВД по РК.
20.12.2023 Кирику Д.В. за подписью заместителя министра внутренних дел по Республике Карелия Десницкого Д.А. выдан ответ №, в котором указано, что запрашиваемые им сведения о нахождении в розыске не входят в перечень государственных услуг и в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 07.02.2011 №3-ФЗ «О полиции» представляются только государственным органам и их должностных лицам.
Пунктом 5 статьи 17 Федерального закона от 07.02.2011 "О полиции" предусмотрено, что информация, содержащаяся в банках данных, предоставляется государственным органам и их должностным лицам только в случаях, предусмотренных федеральным законом; правоохранительным органам иностранных государств и международным полицейским организациям - в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Указанный пункт Федерального закона обоснованно был разъяснен административному истцу, который просил предоставить информацию о его розыске.
Данным ответом права административного истца не нарушены, поскольку информация о розыске лица предоставляется в виде справки о судимости (отсутствии таковой) в рамках оказания государственной услуги.
Приказом МВД России от 27 сентября 2019 года N 660 утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования (далее - Административный регламент), утвержденный, зарегистрирован в Минюсте России 29 января 2020 г. (далее Регламент).
Согласно пункту 6 Регламента стандартом государственной услуги является выдача справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, в которой указываются сведения о розыске (п. 76.6, 76.7 Регламента).
Соответствующее заявление подается на личном приеме в ФКУ "ГИАЦ МВД России" и ИЦ, через ЕПГУ, в МФЦ (п. 51.1, 51.2 Регламента), допускается подача заявления через уполномоченного представителя.
Как усматривается из материалов дела, административный истец с заявлением о предоставлении государственной услуги не обращался.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства, а также тот факт, что обращение административного истца рассмотрено, на него дан ответ, суд приходит к выводу о том, что права административного истца не нарушены.
Давая правовую оценку оспариваемому ответу от 20.12.2023, суд исходит из того, что решение принято в соответствии с требованиями Федерального закона от 2 мая 2016 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», а также в соответствии с пунктом 5 ст. 17 Закона о полиции. Действий, повлекших нарушение прав заявителя, при разрешении его заявления Министерством внутренних дел по Республике Карелия не совершено, бездействия не допущено. Ответ выдан истцу ответчиком по существу его обращения в установленный законом срок, в надлежащей форме, подписан компетентным должностным лицом.
Несогласие с содержанием ответа само по себе не свидетельствует о бездействии административного ответчика при рассмотрении обращения либо незаконности действий при разрешении обращения.
Согласно статье 227 КАС РФ решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными принимается, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Необходимая совокупность обстоятельств, подлежащих установлению для решения об удовлетворении иска, судом не установлена, в связи с чем суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 177 КАС РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░:
– ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░;
– ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 19.03.2024 ░░░░.