Дело № 3а-52/2023
УИД 21OS0000-01-2023-000024-27
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 июня 2023 года г. Чебоксары
Верховный Суд Чувашской Республики под председательством судьи Фоминой Н.Э.,
при секретаре судебного заседания Андреевой О.В.,
с участием представителя административного истца Соколовой Е.В., действующей на основании доверенности, представившей суду диплом о высшем юридическом образовании,
представителя административного ответчика Минэкономразвития Чувашии Михайловой Р.Г., действующей на основании доверенности, представившей суду диплом о высшем юридическом образовании,
прокурора прокуратуры Чувашской Республики Овчинниковой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Батухтиной Людмилы Аркадьевны к Министерству экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики о признании нормативного акта в части недействующим,
у с т а н о в и л :
Приказом Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики № 192 от 16.12.2022 года утвержден Перечень объектов недвижимости, в отношении которых на 2023 год налоговая база определяется как кадастровая стоимость, который зарегистрирован Государственной службой Чувашской Республики по делам юстиции 20.12.2022 рег. N 8261, и опубликован в сетевом издании "право21.рф" 20.12.2022, на официальном интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru 21.12.2022) и в газете "Вести Чувашии" N 51 30.12.2022.
Батухтина Л.А. (далее административный истец) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Министерству экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики (далее административный ответчик) о признании недействующим со дня принятия пункта - раздела «г.Новочебоксарск» перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утверждённого приказом Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики от 16 декабря 2022 года № 192 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость» со дня его принятия.
В обоснование заявленных требований указав, что в пункт - раздела Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год незаконно включен объект недвижимости с кадастровым номером -, расположенный по адресу: Чувашская Республика, -, принадлежащий административному истцу на праве собственности.
Как указывает административный истец спорный объект недвижимости, не отвечает признакам, предусмотренным ч.1 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ, объект используется собственников для производственной деятельности и под офисы используется менее 20 % общей площади здания.
На момент включения спорного здания в Перечень объектов недвижимого имущества на 2023 г.г. проводилось выездное обследование, составлен акт обследования по определению вида фактического использования здания, однако акт не содержит результатов обмера помещений.
Как указывает административный истец, помещения находящиеся в здании используется под офисы арендаторами. Общая площадь здания 2905,8 кв.м., площадь арендуемых под офисы помещений, находящихся в спорном нежилом здании, составляет 175,9 кв.м., т.е. менее 20% общей площади здания.
Административный истец указывает, что включение здания в Перечень противоречит приведенным законоположениям и нарушает права и законные интересы истца в сфере экономической деятельности, так как незаконно возлагает на него обязанность по уплате налога на имущество.
Представитель административного истца Соколова Е.В., участвуя в судебном заседании, заявленные требования поддержала, просила административный иск удовлетворить.
Представитель административного ответчика Минэкономразвития Чувашской Республики Михайлова Р.Г., участвуя в судебном заседании исковые требования не признала, просила в удовлетворении административного иска отказать.
Иные лица, извещенные о дате и времени судебного разбирательства в установленном законом порядке на судебное заседание не явились, явку представителей не обеспечили, ходатайств об отложении разбирательства не заявляли.
В своем заключении прокурор прокуратуры Чувашской Республики Овчинникова Н.А., полагала административное исковое заявление подлежащим удовлетворению.
Заслушав пояснения явившихся участников процесса, выслушав заключение прокурора, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно положениям ст. 215 Кодекса административного судопроизводства РФ нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Оценивая соответствие оспариваемого нормативного акта требованиям закона о полномочиях органа, принявшего этот акт, о его форме и виде, в которых соответствующий орган вправе был его принять, процедуре его принятия и правилах введения его в действие, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом "и" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).
В силу подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится установление, изменение и отмена региональных налогов и сборов, а также установление налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Налог на имущество организаций относится к региональным налогам (статьи 3 и 14 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; направляет перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Органом, уполномоченным определять указанный перечень на территории Чувашской Республики, согласно Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 октября 2014 года № 343 является Министерство экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики (п.1.2).
Приказом Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики № 192 от 16.12.2022 года утвержден Перечень объектов недвижимости, в отношении которых на 2023 год налоговая база определяется как кадастровая стоимость, который зарегистрирован Государственной службой Чувашской Республики по делам юстиции 20.12.2022 рег. N 8261, и опубликован в сетевом издании "право21.рф" 20.12.2022, на официальном интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru 21.12.2022) и в газете "Вести Чувашии" N 51 30.12.2022.
Приказ опубликован в сроки предусмотренные подпунктом 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации на официальном портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru., а так же в республиканской газете «Вести Чувашии».
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к его форме. При этом порядок принятия, опубликования и введения его в действие не нарушены, что административным истцом не оспаривается.
Согласно п. - раздела «г.Новочебоксарск» в Перечень объектов недвижимости, в отношении которых на 2023 год налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утверждённый Приказом Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики №192 от 16.12.2022 года включено принадлежащее административному истцу на праве собственности нежилое здание с кадастровым номером -, расположенное по адресу: -.
В соответствии с подпунктам 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания
Всоответствии с пунктом 5 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
На территории Чувашской Республики Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения утвержден постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13.10.2014 N 343.
Пунктом 1.4.1 Порядка предусмотрено, что отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Пунктом 1.5 Порядка предусмотрено, что фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из вышеизложенных нормативных положений федерального и регионального законодательства следует, что на дату принятия оспариваемого нормативного акта органом государственной власти Чувашской Республики, при определении нежилого здания как предназначенного для размещения офиса, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания должны были приниматься во внимание данные кадастровых паспортов соответствующих объектов недвижимости или документов технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости, фактическое использование объекта для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 3.1 Порядка, комиссией, образованной Министерством, по обращению заявителей проводятся мероприятия в соответствии с настоящим Порядком, в том числе по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в соответствии с Методикой определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения.
По результатам проведения обследования объекта нежилого фонда в срок не позднее 10 рабочих дней со дня его проведения уполномоченными должностными лицами составляется акт обследования по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения по форме согласно приложению 2 к Порядку с приложением соответствующих фотоматериалов (видеоматериалов) (пункт 3.6 Порядка).
По результатам рассмотрения заявления, указанного в пункте 3.8.1 настоящего Порядка, межведомственная комиссия принимает решение о включении объекта нежилого фонда, указанного в письменном заявлении, в предварительный перечень либо об исключении объекта нежилого фонда, указанного в письменном заявлении, из предварительного перечня (пункт 3.8.5 Порядка).
Стороной ответчика представлен акт обследования по определению вида фактического использования зданий от 19 июня 2022 года, который явился самостоятельным основанием для включения в Перечень на 2023 год.
Из содержания акта следует, что 25,4% общей площади здания отнесены к офисам (3 этаж). 1,2,4 этажи используется под производство. Акт составлен с доступом в здание, при фактическом его осмотре.
С учетом правовой позиции, сформулированной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 31 мая 2022 года N 1176-О, при разрешении споров налогоплательщики не лишены возможности представлять доказательства, указывающие на несоответствие принадлежащего им имущества критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса РФ.
Административный истец с выводами акта обследования не согласился, представил документы, опровергающие выводы акта.
Как было указано выше Батухтина Л.А. является собственником нежилого здания общей площадью 2905,8 кв.м., расположенного по адресу: -
Согласно договорам аренды заключенным между ООО «Волга экологистика» (площадь помещения 55,3 кв.м.); ООО «Нефтеспецмонтаж-ЛиК» ( площадь помещения24,2 кв.м.); ООО «НОВОТРАНС-ГРУПП» (площадь помещения24 кв.м.); Ламкиной О.В. (площадь помещения 23,3 кв.м.); Халилулловой Р.Р. (площадь помещения 36,1 кв.м.); ООО «Астрид» (площадь помещения 13 кв.м.) и ИП Батухтиной Л.А., сдаваемая в аренду ИП Батухтиной Л.А. общая площадь помещений составляет 175, 9 кв.м.
Согласно договору аренду нежилого помещения заключенного между ИП Батухтиной Л.А. и ООО «Мануфактура Поволжья» от 01 сентября 2020 года, площадь сдаваемых помещений составляет 508, 2 кв.м., помещения сдаются для производственной детальности (пошив одежды).
Из отзыва представителя БУ ЧР «Чуваштехинвентаризация» Минэкономразвития ЧР на административное исковое заявление следует - в ходе обследования объекта недвижимости «Административное здание» установлено, что кабинеты расположенные на третьем этаже общей площадью 737,9 кв.м. используются под офисную деятельность и сдаются в аренду, от общей площади здания, офисные помещения занимают 25,4%.
Согласно акту обследования недвижимости с целью определения вида его фактического использования, составленного по состоянию на 19 июля 2022 года, с целью определения фактического использования произведено обследование принадлежащего на праве собственности Батухтиной Л.А. нежилого здания с кадастровым номером № -, общей площадью 2905,8 кв.м, расположенного по адресу: - и установлено, что 737,9 кв.м (25,4%) занимают офисные помещения, отмечено, что объект нежилого фонда используется под производство, соответственно нежилое помещение фактически используется для размещений офисов.
В судебное заседание представителем БУ ЧР «Чуваштехинвентаризация» Минэкономразвития ЧР представлена фототаблица, на которой изображены: кабинеты с офисной техникой и производственные помещения.
Вместе с тем, наличие акта обследования нежилого здания с кадастровым номером № - с целью определения вида его фактического использования, составленного по состоянию на 19 июля 2022 года и фототаблицы к данному акту не свидетельствуют о том, что не менее 20% общей площади помещения используется под офисы, поскольку ни в акте, ни в фототаблице к нему не приведены конкретные номера помещений, их расположение относительно экспликации к поэтажному плану помещения в целях их идентификации и определения фактической площади, занятой под офисы.
Представителю БУ ЧР «Чуваштехинвентаризация» Минэкономразвития ЧР было предложено представить в судебное заседание произведенные обмеры помещений занятых под офисы с указанием на конкретное помещение, сведений об арендаторах данных помещений. Однако, такого рода доказательства ни суду, ни участникам процесса не представил и в последующем уклонился от участия в судебных заседаниях.
Представитель истца, участвуя в судебном заседании, не отрицала, что помещения находящие на третьем этаже четырехэтажного нежилого здания с кадастровым номером № - сдаются в аренду под офисы.
Согласно сведениям содержащимся в техническом паспорте на объект недвижимости с кадастровым номером № - площадь третьего этажа составляет 719,20 кв.м. и состоит из помещений поименованных как «кабинет», состоит из коридоров (205,3 кв.м.), туалетов (4,3 кв.м.), умывальных (10,2 кв.м.), мастерской (19,10 кв.м.), раздевалки (53,5 кв.м.), комнаты охраны (13,00 кв.м.), столовой (36,00 кв.м.), кухни (17,6 кв.м.). При этом помещения поименованные как «кабинет» находящиеся на третьем этаже занимают 360,2 кв.м., т.е. 12,4 % от общей площади.
Более того, как было установлено в судебном заседании, а доказательств обратного суду не представлено, согласно договорам аренды, общая площадь помещений арендуемых под офисы составляет 175, 9 кв.м., т.е. 6,05% об общей площади нежилого здания.
Таким образом, доказательств, дающих основание полагать, что в нежилом здании с кадастровым номером № - по состоянию на дату обследования (на 2022 год) не менее 20% общей площади используется под офисы либо торговые объекты, объекты общественного питания, объекты бытового обслуживания материалы дела не содержат.
В свою очередь, в силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2023 год.
Между тем, административным ответчиком относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорного помещения условиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и необходимым для включения названного объекта в перечень на 2023 год, не представлено.
При таких обстоятельствах, с учетом положений пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку оспариваемый в части нормативный правовой акт не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных Батухтиной Л.А. требований административного искового заявления.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, исходя из предписаний пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, учитывая, что административный истец является плательщиком налога на имущество за 2023 год и признание оспариваемой нормы с момента вынесения настоящего решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, суд считает необходимым признать оспариваемые пункт перечня объектов недвижимого имущества не действующим со дня его принятия.
В силу положений ч. 4 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства РФ сообщение о принятии решения судом подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления в законную силу на портале органов власти Чувашской Республики в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ :
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ - ░░░░░░░ «░.░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ 2023 ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ 16 ░░░░░░░ 2022 ░░░░ № 192 «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ 2023 ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ (603022, ░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░ 17 «░», ░░░. ░1) ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░: 29.06.2023░.