Дело №2а-131/2023
УИД 55RS0025-01-2023-000102-18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с.Одесское 27 апреля 2023 года
Одесский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Николаевой Т.М., при секретаре судебного заседания Гавриленко Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Одесского района Омской области в защиту интересов Российской Федерации, муниципального образования к Администрации Благодаровского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер к обустройству улично-дорожной сети, в необеспечении обустройства тротуаров на пешеходных переходах, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
В суд с административным исковым заявлением в интересах Российской Федерации, муниципального образования к Администрации Благодаровского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер к обустройству улично-дорожной сети, в необеспечении обустройства тротуаров на пешеходных переходах, возложении обязанности обратился прокурор Одесского района Омской области, указав, что прокуратурой Одесского района проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения, в ходе которой установлено следующее.
В соответствии с ч.2 ст.15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункта 2 Закона Омской области от 24.09.2015 № 1786-03 «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Омской области» к вопросам местного значения сельских поселений Омской области относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п.6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты российской Федерации» дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Пунктом 12 статьи 3 Федерального закона № 257-Ф установлено, что содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно пункту 9 статьи 5 Федерального закона №257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Статьей 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются, в том числе приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Пунктом 1 статьи 12 Федерального закона № 196-ФЗ установлено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
В силу пункта 2 статьи 12 Федерального закона № 196-ФЗ обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возложена на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона № 196-ФЗ мероприятия по организации дорожного движения в границах населенных пунктов осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.
При этом на основании статьи 22 Федерального закона № 196-ФЗ деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации техническими регламентами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.
Так, знак 5.20 «Искусственная неровность» применяют для обозначения искусственной неровности по ГОСТ Р 52605 «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11.12.2006 № 295-ст (далее по тексту - ГОСТ Р 52605). Знак устанавливают на ближней границе искусственной неровности или разметки 1.25 относительно приближающихся транспортных средств (пункт 5.6.31 ГОСТ Р 52289-2019).
На основании пункта 6.2 ГОСТ Р 52605-2006 искусственные неровности устраивают за 10-15 м. до наземных нерегулируемых пешеходных переходов у детских и юношеских учебно-воспитательных учреждений. При этом пунктом 5.2.19 ГОСТ Р 52289-2019 предусмотрено, что перед искусственной неровностью должен быть установлен знак 1.17 «Искусственная неровность».
Положениями п. 4.5.1.1. ГОСТ Р 52766-2007 определено, что тротуары устраивают на подходах к пешеходному переходу на расстоянии не менее 50м, а также к остановочным пунктам маршрутных транспортных средств.
Вместе с тем, указанные требования законодательства исполняются не в полном объеме.
На территории Благодаровского сельского поселения расположена образовательная организация - МКОУ «Благодаровская СШ». Образовательная организация осуществляет свою деятельность по адресу: <адрес> <адрес>, а также по адресу: <адрес>.
Согласно информации от ДД.ММ.ГГГГ, предоставленной ОГИБДД ОМВД России по <адрес> при организации улично-дорожной сети имеется ряд нарушений. Так, по адресу: <адрес> <адрес>, имеются следующие нарушения: отсутствует тротуар. По адресу: <адрес> имеются следующие нарушения: отсутствует тротуар.
Выявленные нарушения свидетельствуют о ненадлежащей организации безопасности дорожного движения, что может повлечь причинение вреда жизни и здоровью несовершеннолетних, а также способствует совершению ими правонарушений в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Просит признать незаконным бездействие Администрации Благодаровского сельского поселения Одесского муниципального района, выразившееся в непринятии мер к обустройству улично-дорожной сети по адресу: <адрес>, а также по адресу: <адрес> в соответствие с требованиями ГОСТ Р 52605-2006, ГОСТ Р 52766-2007, ГОСТ Р 52289-2019, выразившееся в необеспечении обустройства тротуаров на пешеходных переходах, прилегающих к образовательному учреждению МКОУ «Благодаровская СШ».
Обязать администрацию Благодаровского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области обустроить улично-дорожную сеть вблизи образовательного учреждения МКОУ «Благодаровская СШ» по адресу: <адрес>, путем обустройства тротуаров на пешеходном переходе, прилегающем к образовательному учреждению МКОУ «Благодаровская СШ» по адресу: <адрес>, в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать администрацию Благодаровского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области обустроить улично-дорожную сеть вблизи образовательного учреждения МКОУ «Благодаровская СШ» по адресу: <адрес>, путем обустройства тротуаров на пешеходном переходе, прилегающем к образовательному учреждению МКОУ «Благодаровская СШ» по адресу: <адрес>, в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора ФИО2 поддержала административное исковое заявление.
Представитель административного ответчика Администрации Благодаровского сельского поселения Одесского муниципального района в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.
Выслушав в судебном заседании помощника прокурора и исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.2 ст.15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункта 2 Закона Омской области от 24.09.2015 № 1786-03 «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Омской области» к вопросам местного значения сельских поселений Омской области относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожно������������������������������������������������������������������?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�???????????????????x???????�??�?Љ??��????
В силу п.6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты российской Федерации» дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Пунктом 12 статьи 3 Федерального закона № 257-Ф установлено, что содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно пункту 9 статьи 5 Федерального закона №257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Статьей 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются, в том числе приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Пунктом 1 статьи 12 Федерального закона № 196-ФЗ установлено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
В силу пункта 2 статьи 12 Федерального закона № 196-ФЗ обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возложена на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона № 196-ФЗ мероприятия по организации дорожного движения в границах населенных пунктов осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.
Вместе с тем на основании статьи 22 Федерального закона № 196-ФЗ деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации техническими регламентами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.
Так, знак 5.20 «Искусственная неровность» применяют для обозначения искусственной неровности по ГОСТ Р 52605 «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11.12.2006 № 295-ст. Знак устанавливают на ближней границе искусственной неровности или разметки 1.25 относительно приближающихся транспортных средств.
На основании пункта 6.2 ГОСТ Р 52605-2006 искусственные неровности устраивают за 10-15 м. до наземных нерегулируемых пешеходных переходов у детских и юношеских учебно-воспитательных учреждений. При этом пунктом 5.2.19 ГОСТ Р 52289-2019 предусмотрено, что перед искусственной неровностью должен быть установлен знак 1.17 «Искусственная неровность».
Положениями п. 4.5.1.1. ГОСТ Р 52766-2007 определено, что тротуары устраивают на подходах к пешеходному переходу на расстоянии не менее 50м, а также к остановочным пунктам маршрутных транспортных средств.
Судом установлено, что прокурором Одесского района Омской области проведена проверка исполнения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в деятельности Администрации Благодаровского сельского поселения.
Проверкой установлено, что на территории Благодаровского сельского поселения отсутствуют тротуары на пешеходных переходах вблизи зданий МКОУ «Благодаровская СШ» (<адрес>; <адрес>).
Согласно п.14 ч.1 ст.3 Устава Благодаровского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области к вопросам местного значения сельского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения (л.д. 8-12).
Согласно информации от ДД.ММ.ГГГГ, предоставленной ОГИБДД ОМВД России по <адрес> на участке дороги по <адрес> отсутствуют следующие элементы обустройства пешеходных переходов: пешеходное ограждение, тротуар; на участке дороги по <адрес> отсутствуют следующие элементы обустройства пешеходных переходов: пешеходное ограждение, тротуар, что не соответствует требованиям ГОСТ Р 52605-2006, ГОСТ Р 52766-2007, ГОСТ Р 52289-2019 (л.д. 23-24).
Из материалов дела следует, что действенных мер по устранению нарушений законодательства администрацией сельского поселения не предпринято.
До настоящего времени ответчиком не устранены допущенные нарушения, улично-дорожная сеть вблизи образовательного учреждения МКОУ «Благодаровская СШ» по адресу: <адрес>, а также вблизи образовательного учреждения МКОУ «Благодаровская СШ» по адресу: <адрес> не приведена в соответствие с требованиями ГОСТ Р 52605-2006, ГОСТ Р 52766-2007, ГОСТ Р 52289-2019. Доказательств обратного административным ответчиком не представлено.
В соответствии с ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
По мнению суда, незаконное бездействие администрации поселения нарушает интересы Российской Федерации в части соблюдения установленных требований к надлежащему оформлению прав на недвижимое имущество, интересы муниципального образования - Благодаровского сельского поселения в части надлежащего использования объектов муниципальной собственности, в том числе при исполнении муниципальным образованием полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
На основании вышеизложенного, суд считает необходимым административные исковые требования удовлетворить.
Согласно ч.2 ст.178 КАС РФ при принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.
Суд считает необходимым с учётом требований разумности и затратности процедуры выполнения работ по обустройству улично-дорожной сети в соответствие с требованиями ГОСТ Р 52605-2006, ГОСТ Р 52766-2007, ГОСТ Р 52289-2019, установить административному ответчику срок в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу.
Согласно ч.1 ст.114 Кодекса административного судопроизводства РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
В соответствии с п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового Кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Таким образом, административный ответчик освобождается от уплаты государственной пошлины по данному делу.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ 52605-2006, ░░░░ ░ 52766-2007, ░░░░ ░ 52289-2019, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░».
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░» ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░» ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░» ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░» ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░