УИД: 45RS0004-01-2023-000225-42
Дело№ 2а-254/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Далматово Курганской области 14 апреля 2023 г.
Далматовский районный суд Курганской области в составе
председательствующего судьи Карелина А.В.,
при секретаре судебного заседания Задориной Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлениюАнтропова Юрия Владимировича, Забелиной Юлии Алексеевны к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Курганской области», Призывной комиссии Далматовского района по мобилизации граждан, пребывающих в запасе, Военному комиссару Далматовского и Катайского района Курганской области о признании незаконным и отмене решения о призыве на военную службу по мобилизации,
Установил:
Антропов Ю.В. и Забелина Ю.А. обратились в суд с административным исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Курганской области» (далее - ФКУ «Военный комиссариат Курганской области»), Призывной комиссии Далматовского района по мобилизации граждан, пребывающих в запасе(далее также Призывная комиссия), о признании незаконным и отмене решения о призыве на военную службу по мобилизации Антропова Ю.В. В обоснование иска указали, что 26 сентября 2022 г. Антропов Ю.В. призван на военную службу по мобилизации и направлен к месту службы. Считают решение административного ответчика о мобилизации незаконным, так как Антропов Ю.В. является отцом троих несовершеннолетних детей, кроме того супруга Антропова – Забелина Ю.А. в настоящее время состоит на учете в женской консультации в связи с беременностью, на 06.04.2023 срок беременности составляет Данные Изъяты. Ссылаясь на Указания начальника Генштаба ВС РФ от 4.10.2022 № 315/2/3658 дсп, ФЗ РФ от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О Воинской обязанности и военной службе», ФЗ от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» считают, что Антропов Ю.В. обладал правом на отсрочку по призыву на военную службу по мобилизации, в связи с чем решение призывной комиссии является незаконным и подлежит отмене.
Определением судьи Далматовского районного суда Курганской области от 10.04.2023 к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен – Военный комиссар Далматовского и Катайского района Курганской области.
Административные истцы в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежаще, посредством направления заказного почтового отправления Антропову Ю.В. – по адресу, указанному в административном иске, Забелиной Ю.А. посредством почтовой корреспонденции и СМС уведомления, а также путем размещения соответствующей информации на официальном сайте Далматовского районного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в исковом заявлении истцы ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель административного истца Забелиной Ю.А. – Майорова Ю.А., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске и письменных объяснениях.
Представитель административного ответчика - ФКУ «Военный комиссариат Курганской области» в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствии представителя, представил письменные возражения на иск.
Представитель административного ответчика - Призывной комиссии Далматовского района по мобилизации граждан, пребывающих в запасе, Тимошенко О.А., действующий на основании доверенности, просил в удовлетворении административного иска отказать.
Административный ответчик - Военный комиссар Далматовского и Катайского района Курганской области Захаров С.Ф. исковые требования не признал по доводам представленного отзыва на иск.
В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело по апелляционной жалобе в отсутствие неявившихся лиц, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, явка которых не признана обязательной.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав представленные письменные доказательства, суд пришёл к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица, органа (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав заявителя.
В соответствии с частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Срок обращения в суд по делам, рассматриваемым по правилам главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, начинает исчисляться со дня, следующего за днем, когда лицу стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности, о привлечении к ответственности (часть 3 статьи 92 КАС РФ).
Представителем административного ответчика – ФКУ «Военный комиссариат Курганской области», административным ответчиком – Военным комиссаром Далматовского и Катайского районов заявлено о пропуске административными истцами срока на обращения в суд.
Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Уважительность причин пропуска срока оценивается судом независимо от того, заявлено ли гражданином, организацией отдельное ходатайство о восстановлении срока (пункт 3 части 1, часть 5 статьи 138, часть 5 статьи 180, часть 5 статьи 219 КАС РФ).
В соответствии с частями 8 и 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 данной статьи, в полном объеме, в том числе как соблюдение истцом сроков обращения в суд, так и нарушение его прав, свобод и законных интересов, соответствие оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, наличие полномочий и оснований для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) и соблюдение порядка принятия такого решения, совершения действия (бездействия).
Задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункты 2 и 4 статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Одними из принципов административного судопроизводства являются законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел, которые обеспечиваются не только соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, но и получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (пункт 3 статьи 6, статья 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
При таких обстоятельствах пропуск срока на обращение в суд сам по себе не может быть признан достаточным основанием для принятия судом решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления без проверки законности оспариваемых административным истцом действий.
С учетом оснований заявленных исковых требований, нахождения административного истца Антропова Ю.В. в рассматриваемый период времени в зоне специальной военной операции, состояния здоровья административного истца Забелиной Ю.А., в течение указанного срока у которой наступила беременность, срок на обращение в суд подлежит восстановлению в связи с наличием у истцов уважительных причин его пропуска и восстанавливается судом. В связи с чем суд находит необходимым рассмотреть заявленные требования по существу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 51.2 Федерального закона от 28 марта 1998г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее также Федеральный закон о воинской обязанности) для мобилизационного развертывания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов создаются запас Вооруженных Сил Российской Федерации, запас Службы внешней разведки Российской Федерации, запас Федеральной службы безопасности Российской Федерации, которые предназначены для укомплектования соединений, воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также специальных формирований в период мобилизации, приведения их в боевую готовность и в военное время.
Гражданин, пребывающий в запасе и достигший предельного возраста пребывания в запасе или признанный в установленном настоящим Федеральным законом порядке не годным к военной службе по состоянию здоровья, переводится военным комиссариатом либо иным органом, осуществляющим воинский учет, в отставку и снимается с воинского учета (пункт 3 статьи 53 Федерального закона о воинской обязанности).
Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (далее также Федеральный закон № 31-ФЗ) под мобилизацией в Российской Федерации понимается комплекс мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени.
Мобилизация в Российской Федерации может быть общей или частичной. Комплекс мероприятий, проводимых при объявлении общей или частичной мобилизации в Российской Федерации, определяется в соответствии с настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 г. № 647 с 21 сентября 2022 г. в Российской Федерации объявлена частичная мобилизация.
Частью 2 статьи 17 Федерального закона № 31-ФЗ предусмотрено, что призыву на военную службу по мобилизации подлежат граждане, пребывающие в запасе, не имеющие права на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации.
Статьей 18 Федерального закона № 31-ФЗ установлено, что отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации предоставляется гражданам:
1) забронированным в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
2) признанным временно не годными к военной службе по состоянию здоровья - на срок до шести месяцев;
3) занятым постоянным уходом за отцом, матерью, женой, мужем, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы в постороннем постоянном уходе (помощи, надзоре) либо являющимися инвалидами I группы, при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;
3.1) являющимся опекуном или попечителем несовершеннолетнего родного брата и (или) несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;
4) имеющим на иждивении четырех и более детей в возрасте до 16 лет или имеющим на иждивении и воспитывающим без матери одного ребенка и более в возрасте до 16 лет (гражданам женского пола, имеющим одного ребенка и более в возрасте до 16 лет, а также в случае беременности, срок которой составляет не менее 22 недель);
4.1) имеющим жену, срок беременности которой составляет не менее 22 недель, и имеющим на иждивении трех детей в возрасте до 16 лет;
5) матери которых, кроме них, имеют четырех и более детей в возрасте до восьми лет и воспитывают их без мужа;
6) членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы;
7) пребывающим в добровольческих формированиях, содействующих выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, в период мобилизации, в период действия военного положения, в военное время, при возникновении вооруженных конфликтов, при проведении контртеррористических операций, а также при использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (данный подпункт введен Федеральным законом от 4 ноября 2022 г. № 419-ФЗ).
Отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации кроме граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, предоставляется другим гражданам или отдельным категориям граждан, которым дано такое право указом Президента Российской Федерации.
Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 г. № 647 право на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации предоставлено гражданам Российской Федерации, работающим в организациях оборонно-промышленного комплекса (на период работы в этих организациях). Категории граждан Российской Федерации, которым предоставляется право на отсрочку, и порядок его предоставления определяются Правительством Российской Федерации.
Кроме того, согласно Информации Минобороны России от 23 сентября 2022 г. для обеспечения работы отдельных высокотехнологических отраслей, а также финансовой системы Российской Федерации принято решение о непривлечении на военную службу в рамках частичной мобилизации граждан с высшим образованием по соответствующим специальностям и направлениям подготовки, работающих:
- в аккредитованных организациях, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, и задействованных в разработке, развитии, внедрении, сопровождении и эксплуатации решений в области информационных технологий и обеспечении функционирования информационной инфраструктуры;
- в российских операторах связи и задействованных в обеспечении устойчивости, безопасности и целостности функционирования сооружений связи, центров обработки данных, а также средств и линий связи общего пользования Российской Федерации;
- в системообразующих организациях в сфере информации и связи, а также их взаимозависимых лицах, которые являются учредителем и (или) редакцией и (или) издателем зарегистрированного средства массовой информации и (или) вещателем телеканала, радиоканала и задействованных в производстве и (или) распространении продукции средств массовой информации;
- в организациях, обеспечивающих стабильность национальной платежной системы и инфраструктуры финансового рынка, управление банковской ликвидностью, наличное денежное обращение.
Антропов Ю.В., **.**.**** года рождения, с 22 декабря 2014 г. состоит на воинском учете в военном комиссариате Далматовского и Катайского районов Курганской области как гражданин, пребывающий в запасе в воинском звании рядовой.
В период с **.**.**** по **.**.**** Антропов Ю.В. проходил военную службу по призыву, имеет военную учетную специальность- стрелок.
26 сентября 2022 г. Антропов Ю.В. и Забелина Ю.А. заключили брак (копия свидетельства о заключении брака от **.**.**** № №*, копия актовой записи от **.**.****).
Антропов Ю.В. является отцом троих детей, не достигших шестнадцатилетнего возраста: ФИО1, **.**.**** года рождения, ФИО2, **.**.**** года рождения, ФИО3, **.**.**** года рождения, что подтверждается копиями свидетельств о рождении и копиями актовых записей.
Согласно информации судебного пристава-исполнителя Далматовского РО ССП УФССП по Курганской области от 10.04.2023 Антропов Ю.В. является должником по исполнительному производству № 26249/20/45039 от 18.11.2020, имеет задолженность по оплате алиментов на содержание несовершеннолетних детей – ФИО3 и ФИО2, задолженность по алиментам за период с 23.07.2020 по 31.08.2022 составляла 252487 руб. 93 коп.
Согласно справки ГБУЗ СО «КЦРБ» от 06.04.2023 № 3 Забелина Ю.А. **.**.**** встала на учет по беременности (в сроке Данные Изъяты), на день выдачи справки беременность составляет Данные Изъяты.
Решением призывной комиссии (протокол№ 2от 23 сентября 2022 г.) в рамках частичной мобилизации Антропов Ю.В., как пребывающий в запасе, имеющий воинское звание рядовой, призван в Вооруженные силы Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 г. № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации» и 27 сентября 2022 г. направлен в войсковую часть.
Вопреки доводам административных истцов, Федеральный закон № 53-ФЗ от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» не применим к спорным правоотношениям, поскольку осуществляет правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан, тогда как мобилизация в Российской Федерации проводится в соответствии с Федеральным законом № 31-ФЗ.
Антропов Ю.В. на день принятия оспариваемого решения, не смотря на нахождении на его иждивении 3 детей в возрасте до 16 лет, не имел права на предоставление отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации по основанию, предусмотренному подпунктами 4, 4.1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона № 31-ФЗ, так как на 22 сентября 2022 г. он в браке не состоял, сведений о беременности супруги им административному ответчику предоставлены не были, беременность супруги на дату принятия оспариваемого решения еще не наступила, срок беременности супруги даже на момент рассмотрения настоящего иска составляет менее 22 недель, на иждивении Антропова Ю.В. находилось менее 4 детей в возрасте до 16 лет.
Довод административного истца о том, что право на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации Указание начальника Генштаба ВС РФ от 4.10.2022 № 315/2/3658 дсппредоставлено отцам, имеющим на иждивении троих детей в возрасте до 16 лет, является несостоятельным, поскольку, основания для предоставления отсрочки предусмотрены Федеральным законом от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», более того на момент принятия оспариваемого решения Указания начальника Генштаба ВС РФ от 4.10.2022 № 315/2/3658 дсп приняты не были.
Иных оснований, предусмотренных пункта 1 статьи 18 Федерального закона № 31-ФЗ, для предоставления отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации в сентябре 2022 г. административными истцами не приведено и судом не установлено.
С учётом изложенного, Антропов Ю.В.. обоснованно включен административными ответчиками в именной список граждан, призванных на военную службу по мобилизации в команде 95397.
Согласно ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявление при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением прав либо свобод заявителя.
Поскольку указанная совокупность по административному делу не установлена, основания для удовлетворения административного искового заявления отсутствуют.
Признавая законным оспариваемое решение Призывной комиссии, суд исходит из того, что оспариваемое решение принято компетентным органом на основании действующего законодательства, в связи с чем, отсутствуют основания для признания его незаконным, Призывная комиссия руководствовалась исключительно требованиями законодательства Российской Федерации, действовала в пределах предоставленных полномочий, прав и законных интересов административных истцов не нарушала.
На основании изложенного суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░», ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, **.**.**** ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 14 ░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░ 15 ░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░