Дело 2а-174/2024
76RS0022-01-2023-003438-23
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 февраля 2024 года
Заволжский районный суд г. Ярославля в составе:
председательствующего судьи Русинова Д.М.,
при секретаре Слепцовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ярославле административное дело по административному иску Столбова Андрея Алексеевича к Комитету по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля о признании незаконным приказа об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, обязании устранения нарушений,
у с т а н о в и л:
Столбов А.А. обратился в суд с указанным административным иском. В обоснование сослался на то, что является собственником земельного участка площадью 477 кв.м. с кадастровым номером № вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, адресным расположением <адрес>. В сентябре 2023 года обратился в КУМИ мэрии г. Ярославля с заявлением о заключении соглашения о перераспределении указанного земельного участка и прилегающей территории из земель, государственная собственность на которые не разграничена, передачи ему в собственность образуемого в результате данного распределения земельного участка площадью 876 кв.м. По результатам рассмотрения данного заявления председателем КУМИ мэрии г. Ярославля вынесен приказ от 21.09.2023 №4069 «Об отказе в заключении соглашения о перераспределении земель, находящихся в государственной собственности, и земельного участка в ОТ «Ветеран», участок №242 в Заволжском районе». Отказ дан со ссылкой на подп. 9, 11 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ, мотивирован следующим: - образование земельного участка предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, находящихся в государственной собственности, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок; - имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные подпунктом 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ - нарушены предусмотренные пунктом 6 статьи 11 ЗК РФ требования к образуемым земельным участкам; согласно статье 11.3 ЗК РФ образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенной многоквартирными домами, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; планируемый к перераспределению земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой отсутствует утвержденный проект межевания территории. Административный истец указывает на то, что образуемый земельный участок не имеет какую-либо особенную сложную конфигурацию, не доставляет неудобства в использовании собственникам соседних земельных участков, границы образовываемого участка не приводят к вклиниванию в смежные участки и никаким образом не препятствует рациональному использованию данного и соседних участков. Кроме того, из включенной в границы образовываемого участка территории, относящейся к государственной собственности, не представляется возможным образовать самостоятельный новый участок. Также, испрашиваемые границы образовываемого участка не находятся в границах застройки территории многоквартирными домами. Со ссылкой на данные обстоятельства, административный истец просит: 1) Признать незаконным приказ председателя КУМИ мэрии г. Ярославля от 21.09.2023 №4069 «Об отказе в заключении соглашения о перераспределении земель, находящихся в государственной собственности, и земельного участка в ОТ «Ветеран», участок <адрес>; 2) Обязать КУМИ мэрии г. Ярославля устранить допущенное нарушение путем принятия решения по заявлению Столбова А.А. о заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером № площадью 477 кв.м. из земель населенных пунктов, разрешенное использование для индивидуального жилищного строительства, находящимся в его собственности, и смежного земельного участка площадью 399 кв.м., государственная собственность на который не разграничена.
В судебном заседании представитель административного истца (по доверенности) Атаманов С.Г. требования поддержал, просил административный иск удовлетворить в полном объеме, дал пояснения согласно заявленного.
Административный ответчик КУМИ мэрии г. Ярославля (изложивший свою позицию в представленном отзыве, просивший в удовлетворении административного иска отказать, рассмотреть дело в отсутствие своего представителя), заинтересованные лица мэрия г. Ярославля, Департамент градостроительства мэрии г. Ярославля (также в представленном отзыве просивший о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя и поддержавший позицию административного ответчика по делу), ППК «Роскадастр» в лице Ярославского отделения Приуральского филиала в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще. Суд с согласия представителя административного истца определил рассмотреть дело при имеющейся явке.
Выслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В силу изложенного, возможность удовлетворения заявленных требований поставлена в зависимость от установления судом одновременно нескольких условий, а именно: несоответствия оспариваемого приказа закону и нарушения этим приказом прав и законных интересов административного истца.
Суд приходит к выводу, что в рассматриваемом случае совокупность вышеуказанных условий, необходимая для удовлетворения административного иска, отсутствует.
Из материалов дела следует, что Столбов А.А. является собственником земельного участка площадью 477 кв.м. с кадастровым номером №, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, адресным расположением <адрес>, в сентябре 2023 года обратился в КУМИ мэрии г. Ярославля с заявлением о заключении соглашения о перераспределении указанного земельного участка и прилегающей территории из земель, находящихся в государственной собственности, передачи ему в собственность образуемого в результате данного распределения земельного участка площадью 876 кв.м., приложив к заявлению схему образования участка.
По результатам рассмотрения данного заявления председателем КУМИ мэрии г. Ярославля вынесен приказ от 21.09.2023 №4069 «Об отказе в заключении соглашения о перераспределении земель, находящихся в государственной собственности, и земельного участка в ОТ «Ветеран», участок №242 в Заволжском районе». Отказ дан со ссылкой на подп. 9, 11 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ, мотивирован следующим: - образование земельного участка предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, находящихся в государственной собственности, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок; - имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные подпунктом 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ – нарушены предусмотренные пунктом 6 статьи 11 ЗК РФ требования к образуемым земельным участкам; согласно статье 11.3 ЗК РФ образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенной многоквартирными домами, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; планируемый к перераспределению земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой отсутствует утвержденный проект межевания территории.
В соответствии с п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса (пункт 3 статьи 11.7 ЗК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях: 1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории; 2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков; 3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков; 4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Согласно п. 2, 3 ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Статьей 39.29 ЗК РФ установлен порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.
Пунктом 8 ст. 39.29 ЗК РФ установлено, что в срок не более чем двадцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: 1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; 2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; 3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.
Согласно подп. 9 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
В рассматриваемом случае, из схемы расположения земельного участка следует, что заявленное Столбовым А.А. перераспределение предусматривает исключение из принадлежащего ему участка территории площадью 93 кв.м., а также включение в формируемые границы участка земель, государственная собственность на которые не разграничена, а именно, с одной стороны участка территории площадью 417 кв.м., с другой стороны – территории площадью 75 кв.м.
Из материалов дела следует, что заявленный к образованию участок располагается в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж.4). Градостроительный регламент данной территориальной зоны, предусмотренный ст. 39 Правил землепользования и застройки города Ярославля, утвержденных решением муниципалитета г. Ярославля от 17.09.2009 №201, предусматривает по основным видам разрешенного использования предельную минимальную площадь участка 400 кв.м. Как указано выше, в составе образуемого участка административным истцом испрашивается, в том числе, территория из земель, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 417 кв.м. С учетом размеров и местоположения данной территории следует вывод, что в ее пределах возможно образование самостоятельного земельного участка с соблюдением вышеуказанной минимальной площади участка и иных требований, предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ.
Таким образом, суд приходит к выводу, что у административного органа имелись предусмотренные законом основания для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков по подп. 9 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ.
Согласно подп. 11 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
В соответствии с подп. 3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
В силу п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно подп. 4 п. 3 ст. 11.3 ЗК РФ исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, за исключением образования земельного участка для целей, предусмотренных статьей 13 Федерального закона от 30 декабря 2004 года №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», статьей 3 Федерального закона от 24 июля 2008 года №161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства», образования земельного участка для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, образования земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, а также образования земельного участка в целях его предоставления собственникам расположенных на нем зданий, сооружений.
В рассматриваемом случае земельный участок располагается в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, а именно, в границах квартала, ограниченного улицами 2-я Ляпинская, 3-я Ляпинская, 4-я Ляпинская, Коттеджная. Проект межевания на данную территорию отсутствует. Вышеизложенное является дополнительным основанием для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков по подп. 11 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ.
Принимая во внимание все вышеизложенное, суд приходит к выводу, что правовых оснований для признания оспариваемого приказа незаконным и возложения на КУМИ мэрии г. Ярославля обязанности заключения со Столбовым А.А. соглашения о перераспределении земельных участков не имеется. В связи с этим, вышеуказанные административные исковые требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░.░. 13.03.2024