Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-174/2024 (2а-3304/2023;) ~ М-2901/2023 от 23.10.2023

Дело 2а-174/2024

76RS0022-01-2023-003438-23

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 февраля 2024 года

Заволжский районный суд г. Ярославля в составе:

председательствующего судьи     Русинова Д.М.,

при секретаре           Слепцовой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ярославле административное дело по административному иску Столбова Андрея Алексеевича к Комитету по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля о признании незаконным приказа об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, обязании устранения нарушений,

у с т а н о в и л:

Столбов А.А. обратился в суд с указанным административным иском. В обоснование сослался на то, что является собственником земельного участка площадью 477 кв.м. с кадастровым номером № вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, адресным расположением <адрес>. В сентябре 2023 года обратился в КУМИ мэрии г. Ярославля с заявлением о заключении соглашения о перераспределении указанного земельного участка и прилегающей территории из земель, государственная собственность на которые не разграничена, передачи ему в собственность образуемого в результате данного распределения земельного участка площадью 876 кв.м. По результатам рассмотрения данного заявления председателем КУМИ мэрии г. Ярославля вынесен приказ от 21.09.2023 №4069 «Об отказе в заключении соглашения о перераспределении земель, находящихся в государственной собственности, и земельного участка в ОТ «Ветеран», участок №242 в Заволжском районе». Отказ дан со ссылкой на подп. 9, 11 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ, мотивирован следующим: - образование земельного участка предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, находящихся в государственной собственности, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок; - имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные подпунктом 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ - нарушены предусмотренные пунктом 6 статьи 11 ЗК РФ требования к образуемым земельным участкам; согласно статье 11.3 ЗК РФ образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенной многоквартирными домами, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; планируемый к перераспределению земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой отсутствует утвержденный проект межевания территории. Административный истец указывает на то, что образуемый земельный участок не имеет какую-либо особенную сложную конфигурацию, не доставляет неудобства в использовании собственникам соседних земельных участков, границы образовываемого участка не приводят к вклиниванию в смежные участки и никаким образом не препятствует рациональному использованию данного и соседних участков. Кроме того, из включенной в границы образовываемого участка территории, относящейся к государственной собственности, не представляется возможным образовать самостоятельный новый участок. Также, испрашиваемые границы образовываемого участка не находятся в границах застройки территории многоквартирными домами. Со ссылкой на данные обстоятельства, административный истец просит: 1) Признать незаконным приказ председателя КУМИ мэрии г. Ярославля от 21.09.2023 №4069 «Об отказе в заключении соглашения о перераспределении земель, находящихся в государственной собственности, и земельного участка в ОТ «Ветеран», участок <адрес>; 2) Обязать КУМИ мэрии г. Ярославля устранить допущенное нарушение путем принятия решения по заявлению Столбова А.А. о заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером № площадью 477 кв.м. из земель населенных пунктов, разрешенное использование для индивидуального жилищного строительства, находящимся в его собственности, и смежного земельного участка площадью 399 кв.м., государственная собственность на который не разграничена.

В судебном заседании представитель административного истца (по доверенности) Атаманов С.Г. требования поддержал, просил административный иск удовлетворить в полном объеме, дал пояснения согласно заявленного.

Административный ответчик КУМИ мэрии г. Ярославля (изложивший свою позицию в представленном отзыве, просивший в удовлетворении административного иска отказать, рассмотреть дело в отсутствие своего представителя), заинтересованные лица мэрия г. Ярославля, Департамент градостроительства мэрии г. Ярославля (также в представленном отзыве просивший о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя и поддержавший позицию административного ответчика по делу), ППК «Роскадастр» в лице Ярославского отделения Приуральского филиала в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще. Суд с согласия представителя административного истца определил рассмотреть дело при имеющейся явке.

Выслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В силу изложенного, возможность удовлетворения заявленных требований поставлена в зависимость от установления судом одновременно нескольких условий, а именно: несоответствия оспариваемого приказа закону и нарушения этим приказом прав и законных интересов административного истца.

Суд приходит к выводу, что в рассматриваемом случае совокупность вышеуказанных условий, необходимая для удовлетворения административного иска, отсутствует.

Из материалов дела следует, что Столбов А.А. является собственником земельного участка площадью 477 кв.м. с кадастровым номером №, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, адресным расположением <адрес>, в сентябре 2023 года обратился в КУМИ мэрии г. Ярославля с заявлением о заключении соглашения о перераспределении указанного земельного участка и прилегающей территории из земель, находящихся в государственной собственности, передачи ему в собственность образуемого в результате данного распределения земельного участка площадью 876 кв.м., приложив к заявлению схему образования участка.

По результатам рассмотрения данного заявления председателем КУМИ мэрии г. Ярославля вынесен приказ от 21.09.2023 №4069 «Об отказе в заключении соглашения о перераспределении земель, находящихся в государственной собственности, и земельного участка в ОТ «Ветеран», участок №242 в Заволжском районе». Отказ дан со ссылкой на подп. 9, 11 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ, мотивирован следующим: - образование земельного участка предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, находящихся в государственной собственности, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок; - имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные подпунктом 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ – нарушены предусмотренные пунктом 6 статьи 11 ЗК РФ требования к образуемым земельным участкам; согласно статье 11.3 ЗК РФ образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенной многоквартирными домами, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; планируемый к перераспределению земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой отсутствует утвержденный проект межевания территории.

В соответствии с п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса (пункт 3 статьи 11.7 ЗК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях: 1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории; 2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков; 3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков; 4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Согласно п. 2, 3 ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

Статьей 39.29 ЗК РФ установлен порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.

Пунктом 8 ст. 39.29 ЗК РФ установлено, что в срок не более чем двадцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: 1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; 2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; 3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.

Согласно подп. 9 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 1 ст. 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.

В рассматриваемом случае, из схемы расположения земельного участка следует, что заявленное Столбовым А.А. перераспределение предусматривает исключение из принадлежащего ему участка территории площадью 93 кв.м., а также включение в формируемые границы участка земель, государственная собственность на которые не разграничена, а именно, с одной стороны участка территории площадью 417 кв.м., с другой стороны – территории площадью 75 кв.м.

Из материалов дела следует, что заявленный к образованию участок располагается в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж.4). Градостроительный регламент данной территориальной зоны, предусмотренный ст. 39 Правил землепользования и застройки города Ярославля, утвержденных решением муниципалитета г. Ярославля от 17.09.2009 №201, предусматривает по основным видам разрешенного использования предельную минимальную площадь участка 400 кв.м. Как указано выше, в составе образуемого участка административным истцом испрашивается, в том числе, территория из земель, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 417 кв.м. С учетом размеров и местоположения данной территории следует вывод, что в ее пределах возможно образование самостоятельного земельного участка с соблюдением вышеуказанной минимальной площади участка и иных требований, предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ.

Таким образом, суд приходит к выводу, что у административного органа имелись предусмотренные законом основания для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков по подп. 9 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ.

Согласно подп. 11 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.

В соответствии с подп. 3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.

В силу п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Согласно подп. 4 п. 3 ст. 11.3 ЗК РФ исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, за исключением образования земельного участка для целей, предусмотренных статьей 13 Федерального закона от 30 декабря 2004 года №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», статьей 3 Федерального закона от 24 июля 2008 года №161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства», образования земельного участка для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, образования земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, а также образования земельного участка в целях его предоставления собственникам расположенных на нем зданий, сооружений.

В рассматриваемом случае земельный участок располагается в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, а именно, в границах квартала, ограниченного улицами 2-я Ляпинская, 3-я Ляпинская, 4-я Ляпинская, Коттеджная. Проект межевания на данную территорию отсутствует. Вышеизложенное является дополнительным основанием для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков по подп. 11 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ.

Принимая во внимание все вышеизложенное, суд приходит к выводу, что правовых оснований для признания оспариваемого приказа незаконным и возложения на КУМИ мэрии г. Ярославля обязанности заключения со Столбовым А.А. соглашения о перераспределении земельных участков не имеется. В связи с этим, вышеуказанные административные исковые требования удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░

░.░. 13.03.2024

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-174/2024 (2а-3304/2023;) ~ М-2901/2023

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Столбов Андрей Алексеевич
Ответчики
КУМИ мэрии г. Ярославля
Другие
Департамент градостроительства мэрии г.Ярославля
ППК Роскадастр
Мэрия г. Ярославля
Суд
Заволжский районный суд г. Ярославля
Судья
Русинов Дмитрий Михайлович
Дело на сайте суда
zavolzhsky--jrs.sudrf.ru
23.10.2023Регистрация административного искового заявления
23.10.2023Передача материалов судье
26.10.2023Решение вопроса о принятии к производству
26.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.10.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
04.12.2023Предварительное судебное заседание
09.01.2024Судебное заседание
05.02.2024Судебное заседание
08.02.2024Судебное заседание
13.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.04.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее