Дело № 2-1127/2022
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
18 марта 2022 года г. Хабаровск
Центральный районный суд г. Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Ярошенко Т.П.,
при секретаре судебного заседания Самсонове В.Ю.,
с участием:
помощника прокурора
Центрального района г. Хабаровска Чаусовой А.А.,
истца Колесниченко О.А.,
представителя ответчика Круковской П.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Центрального района г. Хабаровска в интересах ФИО15, Колесниченко Оксаны Анатольевны к администрации города Хабаровска о предоставлении вне очереди жилого помещения,
установил:
прокурор Центрального района г. Хабаровска обратился в суд в интересах ФИО44, Колесниченко Оксаны Анатольевны с исковым заявлением к администрации города Хабаровска о предоставлении вне очереди жилого помещения. В обоснование иска указано, что прокуратурой Центрального района г. Хабаровска проведена проверка по обращению Колесниченко О.А., действующей в интересах несовершеннолетней Колесниченко Е.В., о нарушении должностными лицами администрации г. Хабаровска жилищных прав ребенка-инвалида.
Проверкой установлено, что ФИО17., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ребенком-инвалидом, ей установлен диагноз G 80.0 «Спастический церебральный паралич», относящийся к органическим заболеваниям центральной нервной системы со стойкими нарушениями функции нижних конечностей, требующий применения инвалидных кресел-колясок, и (или) с нарушениями функции тазовых органов. Нуждается в постоянном постороннем уходе. Указанное заболевание входит в Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим им право на дополнительную жилую площадь, утвержденным приказом Минздрава России от 30.11.2012 № 991. Постановлением администрации г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ № семья, составом три человека: Колесниченко О.А., ФИО3, ФИО16., принята на учет в качестве нуждающейся в обеспечении жилым помещением по договору социального найма. Решением городской комиссии по признанию граждан малоимущими в целях постановки их на учет для предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма от ДД.ММ.ГГГГ протокол № данная семья признана малоимущей. Несовершеннолетняя со своими родителями проживает в жилом помещении по адресу: <адрес>., имеет временную регистрацию по указанному месту пребывания. Комиссией по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности ДД.ММ.ГГГГ проведен осмотр жилого помещения, в котором проживает ФИО22. со своими родителями, по результатам которого установлено, что жилое помещение не соответствует предъявляемым требованиям, в том числе: ширина внутриквартирных коридоров, ширина дверных проемов, размеры ванной комнаты и туалета, пороги. Проведение перепланировки и реконструкции технически невозможно и экономически нецелесообразно. Согласно выводам, изложенным в заключении комиссии от ДД.ММ.ГГГГ №, возможность приспособления жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в котором проживает несовершеннолетняя Колесниченко Е.В., и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей ребенка-инвалида и обеспечения условий их доступности для ребенка-инвалида, отсутствует. Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № указанное жилое помещение признано непригодным для проживания инвалида Колесниченко Е.В. Нахождение ребенка-инвалида, вынужденного пользоваться для своего передвижения инвалидной коляской, в квартире, признанной по своим техническим характеристикам в установленном законодательством порядке непригодной для проживания такого ребенка-инвалида, небезопасно для его жизни и здоровья, в связи с чем, в силу прямого указания закона граждане указанной категории подлежат обеспечению жилыми помещениями во внеочередном порядке. Просил суд обязать администрацию г. Хабаровска предоставить Колесниченко О.А., действующей в интересах ребенка-инвалида Колесниченко Е.В., на состав семьи 2 человека в пределах города Хабаровска благоустроенное жилое помещение муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма, отвечающее санитарным и техническим требованиям, в виде отдельной квартиры на первом этаже, приспособленной для проживания инвалида-колясочника, общей площадью не менее 54 квадратных метров.
В ходе судебного разбирательства прокурор, а также Колесниченко О.А. заявленные требования уточнили, просили суд возложить на администрацию г. Хабаровска обязанность предоставить вне очереди Колесниченко Оксане Анатольевне, действующей в интересах ребёнка-инвалида, ФИО43, на состав семьи 2 человека на территории г. Хабаровска благоустроенное жилое помещение муниципального жилищного фонда г. Хабаровска по договору социального найма с учётом дополнительной общей площади для проживания инвалида-колясочника, пригодное по своим техническим характеристикам для проживания инвалида колясочника, общей площадью не менее 54 кв. м., не выше 3 этажа в доме, где есть грузовой лифт и 1 этажа в доме без лифта.
Определением Центрального районного суда г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица на стороне истца, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен ФИО3
В судебное заседание третье лицо ФИО3, несовершеннолетняя Колесниченко Е.В. не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в установленном законом порядке, просили рассмотреть гражданское дело в их отсутствие.
Помощник прокурора Чаусова А.А. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, на их удовлетворении по доводам, изложенным в исковом заявлении, настаивала.
В судебном заседании истец Колесниченко О.В. уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, на их удовлетворении настаивала, дала пояснения, совпадающие с доводами письменных пояснений, указала, что ее дочь ФИО18., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ребенком-инвалидом, инвалидность установлена до ДД.ММ.ГГГГ Семья признана малоимущей в установленном законом порядке и поставлена на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении. Администрация г. Хабаровска признала невозможность реконструкции и приспособления жилого помещения для нужд инвалида, котором истцы проживают с 2016 г., по адресу: <адрес>. Межведомственной комиссией администрации г. Хабаровска жилое помещение по адресу: <адрес> признано непригодным для проживания инвалида. Юридический факт постоянного проживания истца и ее дочери в данном жилом помещении установлен судом. В связи с отказом администрации пригодного для проживания инвалида-колясочника жилого помещения, жизнь и здоровье ее ребёнка подвергается опасности, ущемляется ее право на свободное передвижение.
Представитель ответчика Круковская П.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования не признала, сославшись в обоснование возражений на то, что требование о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке не основаны на нормах материального права. Колесниченко О.А. и ее несовершеннолетний ребенок проживают в <адрес>; согласно свидетельствам о регистрации по месту пребывания Колесниченко О.А. и ФИО19. зарегистрированы по месту пребывания в квартире по ДД.ММ.ГГГГ. Данная квартира, согласно информации, имеющейся в администрации <адрес>, находится в собственности у ФИО8 Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № квартира была признана непригодной для проживания инвалида ФИО24. Поскольку материальные истцы не являются правообладателями квартиры, признанной непригодной для проживания инвалида, оснований для предоставления им во внеочередном порядке жилого помещения по основаниям п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не имеется. Семья Колесниченко О.А. квартиру арендует у собственника, указанные обстоятельства свидетельствуют о злоупотреблении правом со стороны истца, поскольку арендуемое жилое помещение для проживания инвалида-колясочника изначально не предполагало возможности проживать в нем данному лицу, что также не лишает возможности арендовать иное жилое помещение, подходящее для проживания. Данное помещение признано непригодным для проживания именно определенного лица (инвалида), а не для всех граждан, как то устанавливают указанные выше нормы права. Несовершеннолетняя Колесниченко Е.В. не относится к категории граждан, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, включенных в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №н, в связи с чем, оснований для предоставления ей жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии с указанной нормой права также не имеется. Учитывая то, что заболевание, которым страдает ФИО23., не включено в Перечень, утвержденный приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №н, обеспечение жильем помещением указанного лица будет осуществляться при подходе очереди. При принятии решения о предоставлении конкретного жилого помещения учитываются дополнительные характеристики такого жилого помещения с учетом особенности лиц, которым оно предоставляется, т.е. если при подходе очереди ФИО25. будет страдать заболеванием, при котором она имеет право на дополнительную площадь, данное право будет учтено. Указанное право в дополнительном подтверждении судебными актами не нуждается. Просила суд в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В статье 2 Конституции Российской Федерации закреплено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
Следовательно, права и свободы человека и гражданина, являясь непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции Российской Федерации).
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ч. 1 ст. 7, гарантирует каждомусоциальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39).
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», социальная защита инвалидов представляет собой систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В свою очередь, под социальной поддержкой инвалидов понимается система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения (ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ).
В части 1 ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» законодатель определил, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (ч. 3 ст. 17).
При этом жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств. В частности, жилые помещения, занимаемые инвалидами, оборудуются специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (ч.ч. 5, 8 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ).
Кроме того, в статье 15 названного Федерального закона закреплена обязанность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организаций независимо от их организационно-правовых форм обеспечить инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам (п. 1); возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски (п. 3).
Наряду, если не в первоочередном порядке, с беспрепятственным доступом к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам инвалидам должен быть обеспечен беспрепятственный доступ к занимаемым им жилым помещениям и к общему имуществу в многоквартирных домах.
Так, в соответствии с п. 5.1 ст. 2 ЖК РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах.
При этом доступность для инвалида жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению (п. 2 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов»).
В ходе судебного разбирательства установлено и подтверждается справкой бюро № ФКУ «ГБ МСЭ по Хабаровскому краю» серии МСЭ-2012 №, протоколом заседания врачебной комиссии КГБУЗ «Детская городская поликлиника №» Министерства здравоохранения Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ ВК №, что несовершеннолетняя ФИО26, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ребенком-инвалидом, ей установлен диагноз G 80.0 «Спастический церебральный паралич», относящийся к органическим заболеваниям центральной нервной системы со стойкими нарушениями функции нижних конечностей, требующий применения инвалидных кресел-колясок, и (или) с нарушениями функции тазовых органов. Нуждается в постоянном постороннем уходе.
Колесниченко Оксана Анатольевна является матерью ФИО28, что подтверждается свидетельством о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с постановлением администрации г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ № Колесниченко О.А. на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма из муниципального жилищного фонда составом семьи на три человека: ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Колесниченко Оксана Анатольевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО27
Согласно свидетельствам о регистрации по месту пребывания, справкам МУП г. Хабаровска «РКЦ» Абонентный отдел № Колесниченко Е.В., Колесниченко О.А. зарегистрированы по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в настоящее время там проживают на основании договора найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ между собственником жилого помещения ФИО8 и Колесниченко О.А.
Жилое помещение – <адрес>, в <адрес>, принадлежит на праве собственности ФИО8, что подтверждается выпиской из ЕГРН № №.
Из справок КГБУ «Хабаровский краевой центр государственной кадастровой оценки и учета недвижимости», а также выписок из ЕГРН усматривается, что зарегистрированных прав на объекты недвижимого имущества (жилые помещения) за Колесниченко О.А., ФИО42. не зарегистрировано.
Согласно акту обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида № от ДД.ММ.ГГГГ, произведен осмотр жилого помещения инвалида, расположенного в МКД № по <адрес> и общего имущества в указанном МКД, в котором проживает инвалид, на соответствие требований. Предусмотренных разделами III, IV Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 № 649.
По результатам осмотра комиссия пришла к выводам о том, что имеется необходимость приспособления жилого помещения инвалида в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, отсутствует техническая возможность для приспособления жилого помещения в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид.
В соответствии с заключением об отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида № от ДД.ММ.ГГГГ, комиссия по обследованию жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, вынесла заключение об отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, расположенного по адресу: <адрес>.
В соответствии с заключением о признании жилого помещения непригодным для проживания инвалида № от ДД.ММ.ГГГГ, межведомственной комиссией принято решение о признании жилого помещения – квартиры в многоквартирном <адрес> в соответствии с требованиями, установленными Положением «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, непригодным для проживания ФИО29
Постановлением администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение - <адрес> многоквартирном <адрес> признана непригодным для проживания инвалида Колесниченко Е.В.
Согласно ответу на обращение Колесниковой О.А. администрации г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ее очередь в общем списке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по городскому округу «Город Хабаровск» - №.
Колесниченко О.А. не работает, осуществляет постоянный уход за ребенком-инвалидом.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № на администрацию города Хабаровска возложена обязанность предоставить ФИО3 во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным требованиям, находящееся в черте г. Хабаровска, общей площадью не менее 20 кв.м. Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
Тем самым определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
Федеральный закон от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относятся, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания жилищного муниципального жилищного фонда.
Аналогичные положения содержатся и в ч. 1 ст. 14 и п. 3 ч. 2 ст. 19 ЖК РФ, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют, в частности, полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущими гражданами по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Более того, в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2011 № 551-О-О указано, что для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.
В целях реализации названных конституционных положений в ч.ч. 1, 2 ст. 49 ЖК РФ предусмотрено, что по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В то же время, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне (ч. 2 ст. 57 ЖК РФ).
В соответствии с п. 54 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» отдельные занимаемые инвалидами жилые помещения (комната, квартира) могут быть признаны комиссией непригодными для проживания граждан и членов их семей на основании заключения об отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, вынесенного в соответствии с пунктом 20 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 года № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов».
Как установлено судом, и не опровергнуто ответчиком, Колесникова О.А., ФИО30 проживают в жилом помещении, признанном непригодным для проживания на основании заключения об отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида.
С учетом разъяснений, содержащихся в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», в данном случае признание жилого помещения непригодным для проживания инвалида влечет предоставление жилого помещения всем проживающим в признанном непригодным помещении лицам, которые все вместе обладают в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ правом на предоставление жилого помещения, пригодного для проживания инвалида, в порядке, предусмотренном статьями 87, 89 названного Кодекса.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 22 января 2018 г. № 4-П «По делу о проверке конституционности пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой граждан ФИО11, ФИО12 и ФИО13» указал, что согласно Конституции Российской Федерации в России как социальном государстве обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются гарантии социальной защиты (статья 7), материнство и детство, семья находятся под защитой государства, а забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей (статья 38, части 1 и 2).
Действующее законодательство, учитывая физическую и умственную незрелость несовершеннолетнего ребенка, а в отношении ребенка-инвалида - также необходимость постоянного обеспечения его особых нужд и потребностей, исходит из того, что местом жительства ребенка является место жительства его семьи (законного представителя), и устанавливает обязанность родителей (иных законных представителей) проживать совместно с ребенком.
Дети-инвалиды нуждаются в том, чтобы им были обеспечены условия для полноценного развития и интеграции в общество. В этих целях при осуществлении правового регулирования общественных отношений с участием инвалидов необходимо учитывать их интересы и потребности как лиц, нуждающихся в повышенной социальной защите, что предполагает не только создание специальных правовых механизмов, предоставляющих инвалидам дополнительные преимущества и гарантирующих им право на равные с другими гражданами возможности при реализации конституционных прав, но и введение мер социальной поддержки для лиц, осуществляющих социально значимую функцию воспитания детей-инвалидов и ухода за ними, связанную с повышенными психологическими и эмоциональными нагрузками, физическими и материальными затратами, с тем чтобы определенным образом компенсировать таким лицам соответствующие обременения, возникающие в связи с необходимостью обеспечивать особые нужды и потребности детей-инвалидов, обусловленные их возрастом и состоянием здоровья.
Таким образом, по смыслу пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предполагается внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма ребенку – инвалиду, проживающему в жилом помещении, признанном непригодным для проживания на основании заключения об отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, с учетом площади, необходимой для проживания в нем также по крайней мере одного взрослого члена семьи, осуществляющего уход за этим несовершеннолетним.
Судом установлено, что ФИО31., ДД.ММ.ГГГГ г.р., является ребенком-инвалидом, ей установлен диагноз G 80.0 «Спастический церебральный паралич», относящийся к органическим заболеваниям центральной нервной системы со стойкими нарушениями функции нижних конечностей, требующий применения инвалидных кресел-колясок, и (или) с нарушениями функции тазовых органов. Нуждается в постоянном постороннем уходе. Указанное заболевание входит в Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденным приказом Минздрава России от 30.11.2012 № 991.
Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № указанное жилое помещение признано непригодным для проживания инвалида ФИО41.
Таким образом, нахождение ребенка-инвалида, вынужденного пользоваться для своего передвижения инвалидной коляской, в квартире, признанной по своим техническим характеристикам в установленном законодательством порядке непригодной для проживания такого ребенка-инвалида, небезопасно для его жизни и здоровья, в связи с чем, в силу прямого указания закона граждане указанной категории подлежат обеспечению жилыми помещениями во внеочередном порядке.
Следовательно, ФИО33 право на предоставление жилого помещения с учетом члена семьи – ФИО9 и потребностей инвалида, вне очереди, на основании п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.
При этом действующее жилищное законодательство (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) не ставит право на внеочередное предоставление жилого помещения в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников).
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилое помещение указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права – права на получение жилого помещения вне очереди.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 ЖК РФ, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (ч. 5 ст. 57 ЖК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 50 ЖК РФ, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
При этом норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов (ч. 2 ст. 50 ЖК РФ).
Решением Хабаровской городской Думы от 19 июля 2005 года № 109 установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма для определения общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, в размере 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на 1 члена семьи, состоящей из двух и более человек.
Поскольку несовершеннолетняя Колесниченко Е.В. нуждается в постоянном постороннем уходе, проживает совместно с матерью Колесниченко О.А., находится на её иждивении, имеет право на предоставление дополнительной жилой площади, то им положено жилое помещение общей площадью не менее 54 кв.м.
Доводы представителя администрации г. Хабаровска о том, что факт проживания ФИО9, ФИО34. в жилом помещении на условиях договора найма свидетельствует об отсутствии у истцов права на предоставление жилого помещения на указанных в исковом заявлении основаниях, суд находит несостоятельными, поскольку из буквального толкования п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ во взаимосвязи с Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» не следует, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в случае, если жилые помещения граждан, предоставленные исключительно по договорам социального найма, признаны в установленном порядке непригодными для проживания.
Иные доводы представителя ответчика об отсутствии у истцов права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма из расчета общей площади не менее 54 кв.м., суд во внимание не принимает, поскольку они основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и опровергнуты совокупностью исследованных в ходе судебного разбирательства доказательств.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Конституции Российской Федерации, государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ч. 1 ст. 46).
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов (ч. 2 ст. 45 ГПК РФ).
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Центрального района г. Хабаровска, предъявленные в интересах Колесниченко О.А., Колесниченко Е.В., о возложении на администрацию города Хабаровска обязанности предоставить истцам на состав семьи два человека, вне очереди, на территории города Хабаровска благоустроенное жилое помещение муниципального жилищного фонда по договору социального найма в виде отдельной квартиры, отвечающее санитарным и техническим требованиям, пригодное для проживания инвалида-колясочника, с учетом проживания инвалида-колясочника, площадью не менее 54 кв.м., являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
При этом суд не усматривает оснований для возложения на администрацию г. Хабаровска обязанности предоставить жилое помещение не выше 3 этажа в доме, где есть грузовой лифт и 1 этажа в доме без лифта, поскольку в данном случае жилое помещение должно соответствовать санитарным и техническим требованиям, а также требованиям пригодности для проживания инвалида-колясочника.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░35, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░40 ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░39, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░), ░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 54 ░░.░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 25.04.2022 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░ 27RS0001-01-2021-008820-54
░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░
№ 2-1127/2022 ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░ № 2-1127/2022
░░░░░░░
░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░
(░░░░░░░░░░░░ ░░░░░)
18 ░░░░░ 2022 ░░░░ ░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░:
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.,
░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.,
░ ░░░░░░░░:
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.,
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░.,
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░.,
░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░36, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░,
░░░░░░░░░░░░░░ ░░.░░. 194-199 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░
░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░37 ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░38, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░), ░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 54 ░░.░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ 25.04.2022 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░