№ ***
№ ***
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
22 июля 2024 года г. Сызрань
Сызранский городской суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Уваровой Л.Г.,
при секретаре Хрячковой П.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № *** по уточненному административному исковому заявлению прокурора г. Сызрани в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г.о. Сызрань, МКУ «СызраньСтройЗаказчик» г.о. Сызрань о признании незаконным бездействия, об обязании выделения денежных средств на организацию и проведение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Сызрани обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с данным административным иском к Администрации г.о. Сызрань, МКУ «СызраньСтройЗаказчик» г.о. Сызрань, в котором с учетом уточнения просит:
Признать незаконным бездействие Администрации городского округа Сызрань с 22.06.2023 по непринятию мер по устранению нарушений закона, изложенных в представлении прокуратуры города от 22.05.2023.
Обязать Администрацию городского округа Сызрань выделить денежные средства на организацию и проведение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности (в части касающейся установки необходимого количества источников противопожарного водоснабжения) включения в планы, схемы к программы развития территории городского округа Сызрань в том числе обеспечения наружным противопожарным водоснабжением улиц, относящиеся к территории городского округа Сызрань, <адрес>, поскольку все улицы <адрес>, относящиеся к территории г.о. Сызрань без наружного противопожарного обеспечения).
Сославшись в обоснование своих требований на то, что прокуратурой города Сызрань в ходе исполнения поручения прокуратуры Самарской области за № *** от 27.04.2023 выявлены нарушения законодательства, выраженные в непринятии органами местного самоуправления мер по созданию пожарных источников водоснабжения в <адрес> в соответствии с предельным расстоянием их удаленности от возможного объекта пожара, а также обеспечению водоснабжения земельных участков, предоставленных льготным категориям граждан.
По выявленным нарушениям законодательства о водоснабжении прокуратурой города в адрес Администрации г.о. Сызрань 22.05.2025 внесено представление об устранении нарушений закона, однако, несмотря на принимаемые меры реагирования, нарушения закона до настоящего времени не устранены.
Из позиции органов местного самоуправления следует, что гарантирующим поставщиком водоснабжения - ООО «СызраньВодоканал» разработана инвестиционная программа, предусматривающая строительство новых сетей водоснабжения в <адрес> в срок до 2028 года протяженностью 2,7 километров, а также установку 18 пожарных гидрантов.
Однако, административным ответчиком не установлено и не представлено каких - либо доказательств, свидетельствующих, что разработка указанной программы обеспечивает водоснабжение всего <адрес>.
Прокуратура города отмечает, что согласно п. 8.6, п. 9.11 Свода правил СП № *** «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности» расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания, сооружения или его части с учетом прокладки рукавных линий длиной, не 200 метров.
Отделом надзорной деятельности профилактической работы по г.о. Сызрань Главного Управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий но Самарской области Управления надзорной деятельности и профилактической работы 27.04.2023 за номером № *** Администрации г.о. Сызрани выдано предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий до обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и предотвращению угрозы возникновения пожара.
Согласно данному предписанию мероприятия по обеспечению пожарной безопасности (в части касающейся установки необходимого количества источников противопожарного водоснабжения) в планы, схемы и программы развития территории городского округа не включены и не реализованы в полном объеме. Согласно информации 7 пожарно-спасательного отряда федеральной противопожарной службы Главного Управления МЧС России по Самарской области от 18.04.2013 № № *** не обеспеченными наружным противопожарным водоснабжением остаются улицы, относящиеся к территории городского округа Сызрань, в районе с Уваровка (все улицы без наружного противопожарного обеспечения).
Решением Сызранского городского суда Самарской области от 27.10.2023 годам в удовлетворении административного иска отказано (т.1 л.д.135-151).
Апелляционным определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 30.01.2024 года решение Сызранского городского суда отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении административного дела, в судебном заседании представитель прокуратуры г. Сызрани – ФИО3 вышеуказанные уточненные требования поддержала в полном объеме, по доводам, изложенным в уточненном административном иске, указывая на то, что непринятие административным ответчиком мер является незаконным, и нарушает права неопределённого круга лиц.
В судебном заседании представитель административного ответчика Администрации г.о. Сызрань по доверенности ФИО4 против требований возражала, поддержала доводы, изложенные в возражениях на административное исковое заявление.
В судебном заседании представитель административного ответчика Администрации г.о. Сызрань, МКУ «СызраньСтройЗаказчик» г.о. Сызрань по доверенности ФИО5 против требований возражала, полагала, что требования не подлежат удовлетворению, бездействия со стороны Администрации г.о. Сызрань не имеется.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица – ООО «Сызраньводоканал» по доверенности ФИО6 не явилась, о времени рассмотрения дела уведомлена, ранее в судебных заседаниях поясняла, что считает административный иск не подлежащим удовлетворению, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица ГУ МЧС России по Самарской области по доверенности ФИО7 поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица - Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области не явился, согласно представленного отзыва на административное исковое заявление просит рассмотреть дело без участия представителя, решение оставлено на усмотрение суда.
Представитель заинтересованного лица Комитета по строительству и архитектуре Администрации г.о.Сызрань просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель заинтересованного лица Комитета ЖКХ Администрации г.о.Сызрань просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель заинтересованного лица Администрации Сызранского района Самарской области, о времени и дате рассмотрения дела уведомлены.
Информация о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда.
На основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие, извещенных надлежащим образом и не явившегося в судебное заседание лиц.
Выслушав пояснения представителя административного истца, возражения административного ответчика, мнение заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренным федеральными законами.
Согласно статье 18 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, решение суда должно служить средством эффективной защиты нарушенного права и соответствовать конституционному принципу исполнимости судебного решения (постановления от 15 января 2002 года № ***, от 14 мая 2003 года № ***, от 14 июля 2005 года № ***, от 12 июля 2007 года № *** от 14 мая 2012 года № *** от 10 марта 2016 года № ***, от 9 июля 2020 года № ***).
В Российской Федерации каждый гражданин имеет право на охрану жизни, здоровья, имущества, на беспрепятственный доступ к объектам транспортной, социальной и иной инфраструктуры, на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации. Этому праву соответствует возложенная федеральными законами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами обязанность органа местного самоуправления обеспечить его реализацию.
В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон об общих принципах организации местного самоуправления) органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Реализуя указанные полномочия, органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 5 статьи 51 названного закона).
В силу части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решения, действия (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решение, действие (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 2 статьи 227 вышеуказанного Кодекса по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца либо об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными
При этом обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений (часть 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Судом установлено, что во исполнение распоряжения Главного государственного инспектора г.о. Сызрань, Октябрьск и м.р. Сызранский, Шигонский по пожарному надзору № *** от 30.03.2023, ст. 6 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» проведена проверка территории г.о. Сызрань, в результате которой были выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, в том числе улицы, относящиеся к территории г.о. Сызрань в районе <адрес>, без наружного противопожарного водоснабжения.
В связи с выявленными нарушениями, поскольку мероприятия по обеспечению пожарной безопасности (в части касающейся установки необходимого количества источников противопожарного водоснабжения) в планы, схемы и программы развития, территории г.о. Сызрань не включены и не реализованы в полном объеме 27.04.2023 в адрес Администрации г.о Сызрань было выдано предписание № *** по устранению нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара.
Срок устранения нарушения обязательных требований пожарной безопасности определен - 02.09.2024. Данное предписание оспорено не было.
В связи с исполнением поручения прокуратуры Самарской области № *** от 27.04.2023 прокуратурой г. Сызрань проведена проверка исполнения Администрацией г.о. Сызрань законодательства об общих принципах организации местного самоуправления, противопожарного законодательства, законодательства о мерах социальной поддержки граждан, имеющих трех и более детей, в форме предоставления земельных участков.
По информации ОНД и ПР по г. Сызрани ГУ МЧС России по Самарской области от 03.05.2023 за № *** и от 20.09.2022 за № *** до настоящего времени улицы в <адрес> не обеспечены пожарным водоснабжением. Ближайший источник пожарного водоснабжения расположен на расстоянии более 1 км. (АЗС «Татнефть» по <адрес>).
Административным истцом представлены в материалы дела сообщения Комитета по строительству и архитектуре Администрации г.о. Сызрань от 05.02.2020 за № ***, от 26.09.2022 за № ***, от 11.05.2023 за № *** из которых следует, что в 2020 - 2023 годах неоднократно отклонена заявка на выделение финансирования для разработки проектно - сметной документации по обеспечению водоснабжения <адрес>.
В ходе проведенной проверки прокуратура города Сызрань установила нарушения законодательства, выраженные в бездействии органом местного самоуправления по финансированию мероприятий с целью разработки проектно-сметной документации по обеспечению водоснабжения <адрес>, которое влечет неисполнение обязанности по обеспечению противопожарной безопасности мет массового пребывания граждан, а также не позволяет принять участие в Государственной программе Самарской области «Развитие жилищного строительства в самарской области до 2025 года» в целях получения субвенций и субсидий для обеспечения водоснабжения, в том числе пожарного, <адрес>, и нарушает права граждан, имеющих трех и более детей, на обеспечение представленных им в собственность бесплатно земельных участков водоснабжением. Причинами и условиями, способствующими выявленным нарушениям, явилось ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей руководителем Комитета жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.о. Сызрань и руководителем Комитета по строительству и архитектуре Администрации г.о. Сызрань.
По результатам проведенной проверкой прокуратурой города Сызрань 22.05.2023 было выдано представление № *** об устранении нарушений федерального законодательства.
Представление прокурора г. Сызрань Администрацией г.о. Сызрань был рассмотрено и сообщено, что ООО «Сызраньводоканал» разработал инвестиционную программу на 2023-2025 годы с включением мероприятий «Реконструкция водопровода с закольцовкой сетей в с. Уваровка». В 2023 году в рамках реализации программы планируется выполнение проектных работ по мероприятию «Реконструкция водопровода с закольцовкой сетей в с. Уваровка» в 2024-2025 годах непосредственно строительно-монтажные работы.
Согласно ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ (ред. от 10.07.2023) «О пожарной безопасности»; ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; ст. ст. 62, 68 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 75 Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № *** Органами местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, для целей пожаротушения создаются источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников и систем наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
Свод правил СП № *** «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности» устанавливает нормы расхода воды на наружное пожаротушение, в том числе размещение пожарных гидрантов и других требований пожарной безопасности необходимых для проектирования систем водоснабжения. Также данный свод правил используется при разработке специальных технических условий на проектирование и строительство источников наружного противопожарного водоснабжения (п. 1.4 СП).
П. 4.4 этого Свода говорит Системы противопожарного водоснабжения следует проектировать в соответствии с требованиями СП № *** (Водоснабжение. Наружные сети и сооружения) и настоящего свода Правил.
В соответствии с и. 4 ст. 16 Федерального закона РФ № *** ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4.3 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренные Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".
Согласно ст. 12 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» органы местного самоуправления поселений, городских округов для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности.
Постановлением Администрации городского округа Сызрань от 01.07.2013 г. № *** «Об утверждении схемы водоснабжения и водоотведения городского округа Сызрань и определении гарантирующей организации», ООО «Сызраньводоканал» определена гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения городского округа Сызрань.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ (ред. от 13.06.2023) «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся:
1) организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;
2) определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, муниципального округа, городского округа гарантирующей организации;
3) согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации;
4) утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, муниципальных округов, городских округов;
5) утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ;
6) согласование инвестиционных программ;
8) принятие решений о порядке и сроках прекращения горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и об организации перевода абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иную систему горячего водоснабжения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
9) заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
9.1 установление нормативов состава сточных вод.
На основании Федерального закона Российской Федерации «О водоснабжении и водоотведении» инвестиционная программа организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение (далее также - инвестиционная программа), - программа мероприятий но строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Разработка и утверждение Инвестиционной программы осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 г. № *** «Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения».
В соответствии с пунктом 6 Правил разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 г. № *** проект инвестиционной программы разрабатывается на основе технического задания на разработку инвестиционной программы регулируемой организации.
Техническое задание разрабатывает и утверждает орган местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 9 Правил № *** орган местного самоуправления поселения (муниципального округа, городского округа) до 1 марта года, предшествующего году начала планируемого срока действия инвестиционной программы, утверждает техническое задание и не позднее 3 дней со дня его утверждения направляет его в регулируемую организацию для разработки инвестиционной программы.
В рамках своих полномочий, в соответствии с требованиями Правил разработки, согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведения, Администрацией городского округа Сызрань разработано техническое задание на разработку Инвестиционной программы ООО «Сызраньводоканал» по развитию систем водоснабжения и водоотведения г.о. Сызрань на 2023-2028 г., в том числе и реконструкция водопровода с закольцовкой сетей в с. Уваровка.
Техническое задание было утверждено Постановлением Администрации городского округа Сызрань Самарской области от 28.02.2022 г. № ***.
Инвестиционная программа ООО «Сызраньводоканал» по развитию систем водоснабжения и водоотведения г.о. Сызрань на 2023-2028 г., в том числе и реконструкция водопровода с закольцовкой сетей в с. Уваровка утверждена приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 10.10.2022 года № *** «Об утверждении инвестиционной программы ООО «Сызраньводоканал» по развитию систем водоснабжения и водоотведения городского округа Сызрань на 2023-2028 годы».
В рамках инвестиционной программы ООО «Конструктор» разработана проектно-сметная документация на реконструкцию водопровода Д= 100 мм с закольцовкой в с. Уваровка. Данный проект был разработан в соответствии с действующими строительными нормами и правилами. Проектом предусмотрено обеспечение водоснабжением земельных участков, с установкой пожарных гидрантов в количестве 18 штук. Количество и расстановка пожарных гидрантов соответствует требованиям предусмотренным п. 8.9 СП № *** от 30.09.2020 г.
Работы по реконструкции водопровода в с. Уваровка производятся ООО «Сызраньводоканал» в рамках вышеуказанной инвестиционной программы.
Инвестиционная программа ООО «Сызраньводоканал» на 2023-2028 г. включает в себя мероприятие - «Реконструкция водопровода Д= 100 мм с закольцовкой сетей в с. Уваровка». Замена существующего участка сети водопровода Д=100 мм протяженностью 1,4 км предполагает демонтаж старой стальной трубы Д=100 мм и прокладку трубы из ПНД Д=150 мм, что позволит увеличить пропускную способность до 58,082 мЗ/час. Также, строительство нового участка сети трубы протяженностью 2,6 км. позволит увеличить пропускную способность на 27,54 м2/час, что повысит качество обслуживания потребителей услуги водоснабжения в с. Уваровка.
Также установлено, что в настоящее время частично проведены работы по реконструкции водопровода в <адрес> в рамках Инвестиционной программы по развитию систем водоснабжения и водоотведения городского округа Сызрань на 2023-2028 годы, а именно от участка с кадастровым № *** до участка с кадастровым № *** проложены сети водоснабжения диаметром 110мм-1765 м и диаметром 160 мм-340 м; установлены колодцы диаметром 1м-35шт и диаметром 1,5 м-8 шт.; пожарные гидранты - 4 шт.
По предписанию № *** отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городским округам Сызрань, Октябрьск и муниципальным районам Сызранский, Шигонский по пожарному надзору, выданного в адрес Администрации о нарушении обеспечения пожарной безопасности в с. Уваровка - срок предписания не истек и наступит 02.09.2024 г.
Также установлено, что Администрацией городского округа Сызрань внесены изменения в техническое задание в части сроков реализации мероприятий в рамках Инвестиционной программы ООО «Сызраньводоканал», и установлен срок осуществления мероприятий 2023-2024 г.
Из правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, содержащейся в определении от 24.02.2005г. № *** следует, что само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудть указанные в п.1 ст.21 ФЗ «О прокуратуре РФ» органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона, прежде всего в добровольном порядке. Требование о безусловном исполнении представления прокурора реализуется путем специальных процедур – вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путем обращения в суд.
Соответственно, федеральный законодатель, относя протест и представление к документам (мерам) прокурорского реагирования, не возлагает на лицо, полномочное их рассматривать, обязанность по отмене или изменению соответствующих актов. Данные документы не могут быть исполнены принудительно, они направлены на понуждение соответствующих органов и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона в добровольном порядке. Протест и представление не содержат распорядительно-властных предписаний, носят рекомендательный, информационный характер.
По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании, в том числе бездействия органа местного самоуправления судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований, если суд признает его не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ).
Требования к решению суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, установлены в статье 227 КАС РФ, из части 3 которой следует, что при принятии решения об удовлетворении административного искового заявления суд указывает на обязанность принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на устранение иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца, в том случае, если в этом имеется необходимость.
Верховный Суд Российской Федерации в постановлении Пленума от 28 июня 2022 года № *** «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» разъяснил: к бездействию относится неисполнение (уклонение от исполнения) наделенными публичными полномочиями органом или лицом обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими его полномочия (пункт 5).
Суд вправе отказать в удовлетворении требований о возложении на указанные субъекты обязанности принять решение, совершить действия, если установлены обстоятельства, исключающие возможность удовлетворения таких требований. Для обеспечения исполнимости судебного решения, в котором указано на принятие административным ответчиком конкретного решения, совершение определенного действия, в резолютивной части решения суда указывается разумный срок принятия решения, совершения действия (абзацы второй, третий пункта 26).
Принимая во внимание приведенные выше нормы закона, учитывая, что само по себе представление прокуратуры г. Сызрани от 22.05.2023 г. № *** (т. 1 л.д. 19) силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить органы, организации, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями устранить допущенные нарушения закона, прежде всего, в добровольном порядке, то есть не содержит распорядительно-властных предписаний, носит исключительно рекомендательный, информационный характер, суд приходит к выводу, что бездействие администрации г.о. Сызрань, выразившееся в непринятии мер для устранения нарушений, изложенных в представлении прокуратуры г. Сызрани от 22.05.2023 г. № *** (т. 1 л.д. 19), также не нашло своего подтверждения.
При таких обстоятельствах, установив отсутствие со стороны администрации г.о. Сызрань бездействия, а также принимая во внимание, что реальное нарушение прав неопределенного круга лиц, требующего судебного восстановления, не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административным истцом требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-181, 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░, ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░» ░.░. ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, - ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 05 ░░░░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░ ░.░.