В окончательной форме решение суда принято 13 ноября 2017 года
Дело № 2а-3254/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ялта 08 ноября 2017 года
Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Кононовой Ю.С., при секретаре Лемешко О.В., с участием: представителя истца – Лапченко – Врублевского А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Степановой Татьяны Николаевны к Администрации города Ялта Республики Крым, с участием заинтересованного лица, - Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым о признании незаконным постановления,
у с т а н о в и л :
Степанова Т.Н. обратилась в суд с иском к Администрации города Ялта о признании незаконным и отмене постановления № 2911-п от 25 июля 2017 года о рассмотрении протеста прокурора города Ялты от 03.07.2017 года № 20-2017 на решение 35-й сессии Симеизского поселкового Совета 5-го созыва от 27 ноября 2008 года № 119 в части отмены пункта 1.140.
Исковые требования мотивированы тем, что пунктом 1.140 решения Симеизского поселкового Совета № 119 от 27 ноября 2008 года ей было дано разрешение на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка в собственность, ориентировочной площадью 0,06 га, для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) по адресу: <адрес>. Указанное решение было ею исполнено, и решением Симеизского поселкового Совета № 90 от 29 ноября 2013 года был утвержден разработанный проект отвода земельного участка, который передан ей в собственность. 08 июля 2015 года право собственности на земельный участок было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Вместе с тем, 25 июля 2017 года Администрация города Ялта своим постановлением № 2911-п, на основании протеста прокурора, отменила решение Симеизского поселкового Совета о даче ей разрешения на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка. Считает, что у прокуратуры отсутствовали основания для вынесения протеста, а у Администрации города Ялта – основания его удовлетворять, поскольку проект отвода был разработан и утвержден в соответствие с действовавшим на тот момент законодательством Украины, право собственности истца на земельный участок в установленном порядке не оспорено.
Представитель истца в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, представил ходатайство о рассмотрении дела без его участия. Ранее представил письменные возражения на иск, которые мотивировал тем, что из поступившего к ним протеста прокурора было установлено, что участок на территории микрорайона «Пономаревка» в пгт. Симеиз в городе Ялта расположен на территории санаторно – курортных и рекреационных учреждений, в связи с чем предоставление истцу разрешения на составление проекта землеустройства земельного участка под индивидуальное жилищное строительство не соответствовало виду его разрешенного использования.
Представитель заинтересованного лица Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, о причинах неявки суд не уведомил.
Выслушав представителя истца, исследовав и оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что решением 35-й сессии 5-го созыва Симеизского поселкового Совета № 119 от 27 ноября 2008 года Степановой Т.Н. было дано разрешение на составление проекта землеустройства по отводу в собственность земельного участка ориентировочной площадью 0,06 га, для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) по адресу: <адрес> (пункт 1.140) (л.д. 13).
Решением 54-й сессии 5-го созыва Симеизского поселкового Совета № 86 от 9 июня 2010 года в вышеуказанное решение были внесены дополнения в части установления категории отводимого земельного участка «земли жилой и общественной застройки».
Решением 38-й сессии 6-го созыва Симеизского поселкового Совета № 90 от 29 ноября 2013 года был утвержден проект землеустройства по отводу земельного участка в собственность Степановой Т.Н. для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений, расположенного по адресу: <адрес>
08 июля 2015 года в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись о регистрации права собственности Степановой Татьяны Николаевны на земельный участок площадью 600 кв. метров, расположенный в <адрес>
03 июля 2017 года прокуратурой города Ялта на имя Главы администрации города Ялты Республики Крым был внесен протест на решение Симеизского поселкового Совета № 119 от 27 ноября 2008 года, в том числе на пункт 1.140 решения.
Основанием внесения протеста указано, что градостроительное обоснование возможности размещения жилого квартала <адрес> было утверждено решением Симеизского поселкового Совета № 95 от 27 ноября 2008 года. Вместе с тем, проведенной прокуратурой проверкой было установлено, что в соответствие с градостроительной документацией, действовавшей на момент принятия Решения (Генеральный план Большой Ялты 2007 года), территория микрорайона «Пономаревка» расположена на территории санаторно – курортных учреждений и рекреационных учреждений. Кроме того, согласно проекту Генерального плана муниципального образования городской округ Ялта, вышеуказанная территория определена как особо охраняемая природная территория. Таким образом, принятое решение противоречит требованиям ст. 19 Конституции Украины, ст. 15 Конституции Российской Федерации, ст. 47,48, 49, 118 Земельного кодекса Украины, ст. 26 Закона Украины от 05.10.2000 года «О курортах», ч. 1 ст. 1, 39.1,96,98 Земельного Кодекса РФ, ст. 22 Закона Республики Крым № 76-ЗРК/2015 «О курортах, природных лечебных ресурсах и лечебно – оздоровительных местностях Республики Крым», ст. 16 Федерального закона от 23.02.1995 года № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно - оздоровительных местностях и курортах».
По результатам рассмотрения протеста Администрацией города Ялта было принято постановление № 2911-п от 25 июля 2017 года об отмене решения 35-й сессии Симеизского поселкового Совета 5-го созыва от 27.11.2008 года № 119 «О даче разрешения на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка на землях Симеизского поселкового Совета», в том числе в части пункта 1.140.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства (далее - КАС РФ) гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
На момент принятия решения о предоставлении Степановой Т.Н. разрешения на составление проекта отвода земельного участка, порядок предоставления земельных участков в собственность граждан был установлен законодательством Украины.
Так, пунктом «б» статьи 12 Земельного кодекса Украины, к полномочиям сельских, поселковых, городских советов в области земельных отношений на территории сел, поселков, городов было отнесено передача земельных участков коммунальной собственности в собственность граждан и юридических лиц в соответствии с этим Кодексом.
Частью первой статьи 19 Земельного кодекса Украины был установлен перечень категорий земель, которые по их целевому назначению были поделены на: земли сельскохозяйственного назначения; земли жилой и общественной застройки; земли природно – заповедного и другого природоохранного назначения; земли оздоровительного назначения; земли рекреационного назначения; земли историко – культурного назначения; земли лесохозяйственного назначения; земли водного фонда; земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и другого назначения.
Согласно ч. 1 ст. 20 ЗК Украины, отнесение земель к той или иной категории осуществляется на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с их полномочиями.
Статьей 116 ЗК Украины было установлено, что граждане и юридические лица приобретают право собственности и право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных этим Кодексом, или по результатам аукциона.
Согласно статье 118 Земельного кодекса Украины граждане, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельного участка из земель коммунальной собственности подают ходатайство в орган местного самоуправления.
Орган местного самоуправления рассматривает ходатайство в месячный срок и дает разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или принимает мотивированный отказ в его предоставлении.
Основанием отказа в предоставлении такого разрешения может быть только не соответствие месторасположения объекта требованиям законов, принятых в соответствии с ними нормативно – правовых актов, генеральных планов населенных пунктов и другой градостроительной документации, схем землеустройства и технико – экономических обоснований использования и охраны земель административно – территориальных единиц, проектов землеустройства по благоустройству территорий населенных пунктов, утвержденных в установленном законом порядке.
Судом установлено, что на момент предоставления Степановой Т.Н. разрешения на составление проекта землеустройства по отводу в собственность земельного участка, решением Симеизского поселкового Совета от 09 июня 2010 года, он был в установленном порядке отнесен к категории земель жилой и общественной застройки.
Нормативно – правовым документом, устанавливающим правовые и организационные основы градостроительной деятельности, направленным на обеспечение устойчивого развития территорий с учетом государственных, гражданских и частных интересов являлся Закон Украины «Об основах градостроительства» от 16 ноября 1992 года N 2780-XII.
Статьей 12 вышеуказанного Закона к компетенции сельских, поселковых, городских советов в сфере градостроительства на соответствующей территории было отнесено утверждение в соответствии с законодательством местных программ, генеральных планов соответствующих населенных пунктов, планов зонирования территорий, а при отсутствии утвержденных в установленном законом порядке планов зонирования территорий – детальных планов территорий.
Согласно ст. 17 Закона, изменения в градостроительную документацию вносятся решением органа, который утвердил градостроительную документацию, по представлению соответствующего специально уполномоченного органа по вопросам градостроительства и архитектуры. Судом установлено, что решением 33-й сессии 5-го созыва Симеизского поселкового Совета от 27 ноября 2008 года был утвержден генплан застройки микрорарайона «Пономаревка».
Согласно п. 1 ст. 18 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, документами территориального планирования муниципальных образований являются:
1) схемы территориального планирования муниципальных районов;
2) генеральные планы поселений;
3) генеральные планы городских округов.
Согласно ч. 1 ст. 17 Закона Республики Крым от 16.01.2015 N 67-ЗРК/2015 "О регулировании градостроительной деятельности в Республике Крым", до утверждения документов территориального планирования, градостроительного зонирования территории и документации по планировке территории в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года, предоставление земельных участков, перевод земель из одной категории в другую, изъятие земельных участков для государственной или муниципальной собственности, выдача разрешения на строительство, изменение (установление) разрешенного использования земельного участка осуществляются в соответствии с требованиями Закона Республики Крым от 30 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым".
Статьей 7 Закона Республики Крым от 30 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" установлено, что разрешенным использованием земельных участков признаются виды функционального использования земельного участка в пределах его целевого назначения, определенные документами, подтверждающими право на земельный участок, землеустроительной и градостроительной документацией, утвержденной в установленном порядке до вступления в силу Федерального конституционного закона.
Таким образом, по состоянию на 18 марта 2014 года генплан застройки микрорайона Пономаревка в пгт. Симеиз в гор. Ялта являлся действующей градостроительной документацией, утвержденной уполномоченным органом местного самоуправления.
Судом также установлено, что проект землеустройства по отводу в собственность Степановой Т.Н. земельного участка, расположенного в <адрес> 5, для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений был согласован Управлением Главного архитектора Ялтинского городского Совета, поскольку месторасположение земельного участка соответствовало действующей градостроительной документации – генеральному плану Большой Ялты (л.д. 21-24).
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что спорный земельный участок действительно был отнесен к землям санаторно – курортных и рекреационных учреждений, ответчиком суду не представлено.
Прокуратурой города Ялта были представлены по запросу суда материалы проверки относительно решения 35-й сессии 5-го созыва Симеизского поселкового Совета № 119 от 27 ноября 2008 года, однако в указанных материалах какие-либо сведения об отнесении земельного участка, находящегося в собственности Степановой Т.Н. к землям санаторно – курортных и рекреационных учреждений также отсутствуют.
Согласно ч. 2 ст. 62 КАС РФ, обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
Вместе с тем, изложенные в протесте прокурора, а также в оспариваемом постановлении Администрации города Ялта доводы ответчиком надлежащими доказательствами не подтверждены.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с пунктом 6 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке.
В силу ч. 4 ст. 7 Федерального Закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Часть 1 статьи 48 указанного федерального закона №131-Ф предусматривает, что муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц -органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта.
В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 26 мая 2011г.№739-0-0, положение части 1 статьи 48 Федерального закона № 131-ФЗ, регулирующее порядок отмены муниципальных правовых актов и приостановления их действия, основывающееся на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства, направлено на регламентацию деятельности и реализацию гарантий самостоятельности органов местного самоуправления, закрепленной в статье 12 Конституции Российской Федерации, и само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан. При этом оно не исключает возможности судебного контроля принимаемых органами местного самоуправления решений, а сами решения об отмене или приостановлении действия ранее изданных муниципальных правовых актов не могут носить произвольный характер, должны быть законными и обоснованными.
Таким образом, положение части 1 статьи 48 Федерального закона №131-ФЗ, регулирующее порядок отмены муниципальных правовых актов и приостановления их действия, основывающееся на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства, направлено на регламентацию деятельности и реализацию гарантий самостоятельности органов местного самоуправления, закрепленной в статье 12 Конституции Российской Федерации.
Исходя из содержания указанной правовой нормы, орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им ненормативный правовой акт в случае выявления его противоречия закону, но если при этом не нарушаются законные права граждан и организаций.
При этом реализация органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов.
Согласно пункту 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Основания и порядок прекращения прав на землю предусмотрены нормами главы VII Земельного кодекса Российской Федерации, которые не предоставляют органу местного самоуправления право отменить ранее принятый муниципальный правовой акт о предоставлении гражданину права на составление проекта землеустройства в отношении земельного участка, право собственности на который зарегистрировано в установленном законом порядке.
Как установлено судом, на основании решения Симеизского поселкового Совета № 90 от 29 ноября 2013 года за истцом было зарегистрировано право собственности на земельный участок площадью 600 кв. метров, расположенный в городе Ялта, пгт. Симеиз, мкрн. «Пономаревка», участок № 5, что подтверждается Свидетельством о праве собственности, а также ответом Ялтинского городского управления Госкомрегистра от 18 октября 2017 года.
Исходя из анализа вышеперечисленных положений Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 4 статьи 7, статьи 48 Федерального закона №131-ФЗ, суд приходит к выводу о том, что отмена органом местного самоуправления ранее вынесенного акта не может противоречить действующему законодательству и произвольно ограничивать гарантированные законом права. При этом объем предоставленных гражданам и юридическим лицам гарантий защиты, а также реализация органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий не могут ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов.
Акты органов местного самоуправления, на основании которых возникло и зарегистрировано право собственности на земельный участок могут быть отменены только в судебном порядке.
Оспаривание зарегистрированного права означает доказывание отсутствия оснований для регистрации права, в частности путем оспаривания тех оснований (правоустанавливающих документов), по которым возникло конкретное право определенного лица.
Вместе с тем, решение органа местного самоуправления о передаче Степановой Т.Н. в собственность земельного участка в установленном законом порядке не оспорено.
Таким образом, учитывая возникновение у Степановой Т.Н. права собственности на спорный земельный участок, суд приходит к выводу о том, что администрация города Ялта в силу статьи 44 Земельного кодекса Российской Федерации была не вправе во внесудебном порядке отменять решение, явившееся основанием для разработки проекта землеустройства и последующей передачи земельного участка в собственность истца.
В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Судом установлено, что постановление Администрации города Ялта № 2911-п от 25 июля 2017 года в части отмены пункта 1.140 решения Симеизского поселкового Совета № 119 от 27.11.2008 года противоречит вышеперечисленным нормам земельного законодательства, нарушает права и законные интересы истца как собственника земельного участка, в связи с чем подлежит признанию судом незаконным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л :
░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ № 2911-░ ░░ 25 ░░░░ 2017 ░░░░ «░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ 03.07.2017 ░░░░ № 20-2017» ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ 1.140 ░░░░░░░ 35-░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 5-░░ ░░░░░░ ░░ 27.11.2008 ░░░░ № 119 «░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░