Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1439/2020 ~ М-1438/2020 от 03.09.2020

Дело № 2а-1439/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Смоленск                                                                                                                21 сентября 2020 года

Заднепровский районный суд города Смоленска

В составе:

председательствующего судьи Мартыненко В.М.,

при секретаре Гуркиной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Смоленску к Волковой О.В. о взыскании пени по страховым взносам на обязательное медицинское и пенсионное страхование, по транспортному налогу, по налогу на доходы физических лиц, по упрощенной системе налогообложения,

УСТАНОВИЛ:

Инспекция Федеральной налоговой службы России по городу Смоленску (далее - ИФНС России по г. Смоленску/Инспекция/административный истец/взыскатель) обратилась в суд с административным иском кВолковой О.В. о взыскании пени по страховым взносам на обязательное медицинское и пенсионное страхование, по транспортному налогу, по налогу на доходы физических лиц, по упрощенной системе налогообложения, в общей сумме 4 716,56 руб., ссылаясь на следующие доводы.

Волкова О.В. состоит на учете в ИФНС России по г. Смоленску в качестве налогоплательщика (ИНН №) и в силу ст. 57 Конституции России и пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее-НК РФ) обязана к уплате законно установленных налогов и сборов.

С ДД.ММ.ГГГГ осуществлена государственная регистрация должника в качестве индивидуального предпринимателя в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (далее-ЕГРИП), государственная регистрация должника в качестве индивидуального предпринимателя утратила силу с ДД.ММ.ГГГГ.

В этой связи и на основании п. 2 ст. 419 НК РФ Волкова О.В. является плательщиком страховых взносов.

Инспекцией по утвержденным форматам в электронной форме был принят уточненный расчет по страховым взносам на обязательное медицинское страхование (далее-ОМС), за расчетные периоды до 01.01.2017 по пеням, отражен в карточках "Расчеты с бюджетом" по страховым взносам на ОМС в фиксированном размере, зачисляемые в ФОМС, на выплату обязательного медицинского страхования, обязательного пенсионного страхования (далее-ОПС) за периоды до 01.01.2017:

- пени по страховым взносам на ОМС до 01.01.2017 в размере 493,87 руб. (требование №30590 от 05.04.2019).

В связи с передачей полномочий по администрированию страховых взносов налоговым органам, инспекцией по утвержденным форматам в электронной форме была принята задолженность по страховым взносам на ОПС в фиксированном размере за периоды, истекшие до 01.01.2017 в сумме 1 088,76 руб.

По причине отсутствия уплаты указанных взносов и на основании ст. 75 НК РФ начислены пени, которые внесены в требование №30590 от 05.04.2019, которое было выставлено должнику.

Однако требование осталось без исполнения.

В соответствии с Законом Смоленской области от 27.11.2002 №87-З «О транспортном налоге» (в редакции, действующей на момент начисления налога) лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации (далее-НК РФ) и ст. 3 указанного областного закона являются плательщиками транспортного налога.

Сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется в соответствии с п. 1 ст. 362 НК РФ налоговыми органами, на основании сведений, которые представляются в налоговые органы, органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ.

В 2015 году и в 2017 году Волкова О.В. являлась владельцем зарегистрированных на ее имя транспортных средств:

- марки "Ауди-80", госрегномер № (2015,2017 г.г.),

- марки "Форд Экоспорт", госреномер № (2017 год).

В этой связи налогоплательщику был начислен транспортный налог, который в установленный срок не был уплачен, в связи с чем и в силу ст. 69 НК РФ в адрес должника направлено требование об уплате налога №3505 от 28.01.2019.

В добровольном порядке требование не исполнено, налог не уплачен, что явилось основанием начисление пеней в размере 59,34 руб.

Кроме того, в период осуществления Волковой О.В. предпринимательской деятельности налогоплательщик находился на упрощенной системе налогообложения

В силу ст. 346.11 НК РФ переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно.

В соответствии со ст. 346.19 НК РФ налоговым периодом признается календарный год. В соответствии со ст. 75 НК РФ за несвоевременную уплату налога Инспекцией начислены пени на сумму 904,51 руб., выставлено требование №30590 от 05.04.2019 об уплате налога, в котором сообщалось о наличии задолженности, подлежащей погашению.

В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 228 НК РФ физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, за исключением доходов, сведения о которых представлены налоговыми агентами в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 и пунктом 14 статьи 226.1 настоящего Кодекса, - исходя из сумм таких доходов.

Определение налоговой базы, исчисление и уплата налога в бюджет по рассмотренной операции должны осуществляться физическим лицом самостоятельно в порядке, определенном ст. 228 НК РФ.

Согласно пункта 1 статьи 224 НК РФ налоговая ставка устанавливается в размере 13%, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

30.04.2015 была представлена декларация по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическим лицом в соответствии со ст. 228 НК РФ (4-НДФЛ) за 2015 год, в соответствии с которой сумма к уплате в бюджет составила 6 500,00 руб.

В связи с несвоевременной уплатой задолженности в указанном размере налогоплательщику в соответствии со ст. 75 НК РФ начислены пени в размере 2 170,08 руб. и выставлено налоговое требование, которое не было исполнено.

При таких обстоятельствах и в силу ст. 48 НК РФ Инспекция ФНС России по г. Смоленску обратилась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа.

Выданный 14.02.2020 судебный приказ по делу № был отменен определением судьи от 10.06.2020 в связи с поступившими возражениями должника относительно исполнения судебного приказа.

Административный истец указывает, что 26.10.2019 срок для обращения в суд с заявлением о выдаче судебного приказа для принудительного взыскания налогов истек.

В установленный законом срок ИФНС России по г. Смоленску не обратилась своевременно с соответствующим заявлением по причине перехода налоговых органов на Автоматизированную информационную систему нового поколения "Налог-3" (далее-АИС "Налог-3"), при этом производился подъем данных из программных комплексов СЭОД и ПК "Регион". Внедрение АИС "Налог-3" происходил поэтапно во всех регионах России.

В период перехода на АИС "Налог-3" и конвертации данных, в связи со стабилизацией (налаживанием) работоспособности программного комплекса, Инспекция не смогла своевременно обратиться в суд в рамках статьи 48 НК РФ.

В этой связи, Инспекция ФНС России по г. Смоленску ходатайствует о восстановлении пропущенного срока обращения на принудительное взыскание задолженности в виде пени по указанным ранее налогам в отношении Волковой О.В.

По мнению административного истца согласно п. 3 ст. 46 НК РФ, пропущенный по уважительной причине срок для обращения в суд, может быть восстановлен.

На основании изложенного, Инспекция ФНС России по г. Смоленску просит суд восстановить срок на принудительное взыскание задолженности в отношении Волковой О.В.

Взыскать с Волковой О.В. задолженность перед бюджетом в виде пени по страховым взносам на ОМС в размере 493,87 руб., по страховым взносам на ОПС в размере 1 088,76 руб., по транспортному налогу в размере 59,34 руб., по упрощенной системе налогообложения в размере 904,51 руб., по НДФЛ в размере 2 170,08 руб. (л.д. 3-13).

Представитель административного истца - ИФНС России по г. Смоленску Гончарова Е.А. по доверенности от № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 72) поддержала требования административного иска в полном объеме, а также ходатайство о восстановлении пропущенного срока обращения в суд с заявлением о принудительном взыскании задолженности по налогам и сборам.

Не возражала против рассмотрения дела в отсутствии неявившегося административного ответчика.

Административный ответчик Волкова О.В., надлежаще уведомленный о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела, в суд не прибыл, явку своего представителя не обеспечил, ходатайств о рассмотрении настоящего административного дела в свое отсутствие, либо об отложении рассмотрения дела не представил, своего отношения по заявленным требованиям не выразил (л.д. 67,70-71).

С учетом мнения представителя административного истца, и в соответствии с ч. 2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ) суд определил рассмотреть настоящее административное дело в отсутствии административного ответчика.

Принимая во внимание позицию представителя административного истца, исследовав письменные доказательства по делу, отсутствие какого-либо мотивированного отношения по заявленным требованиям административного ответчика, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Обязанность налогоплательщика самостоятельно уплачивать установленные законом налоги, закреплена пунктом 1 части 1 статьи 23 и статьей 45 НК РФ.

Согласно части 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

На основании ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Обязанность налогоплательщика самостоятельно уплачивать установленные законом налоги, закреплена пунктом 1 части 1 статьи 23 и статьей 45 НК РФ.

На основании п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

В силу пункта 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Согласно п. 3 ст. 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Из положений пунктов 2 и 3 статьи 52 НК РФ следует, что в случае, если обязанность по исчислению налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление, в котором должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.

В соответствии со статьей 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки, должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

На основании пунктов 1 и 4 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Согласно п. 1, п. 3 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. Правила установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требования об уплате сборов, а также пеней и штрафа.

В соответствии с пунктами 1, 3, 4, 6 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, более поздние по сравнению в установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Принудительное взыскание пеней с физических лиц производится в судебном порядке.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (часть 6 статьи 289 КАС РФ).

При рассмотрении настоящего административного дела и изучении письменных доказательств по делу установлено, что Волкова О.В. состоит на учете в ИФНС России по г. Смоленску в качестве налогоплательщика и в силу ст. 57 Конституции России и п. 1 ст. 23 НК РФ обязана к уплате законно установленных налогов и сборов.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Волкова О.В. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, и в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ является плательщиком страховых взносов. При этом Волкова О.В. применяла упрощенную систему налогообложения (л.д. 3-13).

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (в редакции, действующей на спорный налоговый период) "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся: индивидуальные предприниматели и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.

Федеральный закон N 212-ФЗ утратил силу с 01.01.2017 в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование".

Инспекцией по утвержденным форматам в электронной форме был принят уточненный расчет по страховым взносам на ОМС, за расчетные периоды до 01.01.2017 по пеням, отражен в карточках "Расчеты с бюджетом" по страховым взносам на ОМС в фиксированном размере, зачисляемые в ФОМС, на выплату обязательного медицинского страхования, ОПС за периоды до 01.01.2017:

- пени по страховым взносам на ОМС до 01.01.2017 в размере 493,87 руб.

- пени по страховым взносам на ОПС до 01.01.2017 в размере 1 088,76 руб., что подтверждается расшифровкой задолженности налогоплательщика Волковой О.В. (л.д. 16-17).

По причине отсутствия уплаты указанных взносов и начисленные на основании ст. 75 НК РФ пени по указанным страховым взносам внесены в требование №30590 от 05.04.2019, которые было выставлено должнику (л.д. 20).

ИФНС России по г. Смоленску заявлено, в том числе, требование о взыскании с Волковой О.В. пени по транспортному налогу.

В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В силу статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации, являются объектом налогообложения.

Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговым органом с учетом статей 359, 361, 362 Налогового кодекса Российской Федерации и статей 5, 6 Закона Смоленской области от 27 ноября 2002 года №87-3 «О транспортном налоге» на основании сведений, предоставленных органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств.

В соответствии с пунктом 3 статьи 363 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Как установлено судом и никем не оспорено, Волкова О.В. в 2015 и 2017 г.г. являлась владельцем транспортного средства марки "Ауди-80", госрегномер №, в 2017 году - транспортным средством марки "Форд Экоспорт", госреномер №, о чем свидетельствуют сведения об имуществе налогоплательщика Волковой О.В., содержание административного иска, содержание налогового уведомления, направленного в адрес Волковой О.В. (л.д. 22,3-13,24).

В соответствии с налоговым уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ Волковой О.В. был начислен транспортный налог за 2015 год в размере 880,00 руб., за 2017 год в размере (2 448,00 руб.+ 880,00 руб.), а всего 4 208,00 руб. со сроком уплаты до 03.12.2018 (л.д. 24).

Свидетельством направления настоящего уведомления является список заказных писем № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 25).

Поскольку транспортный налог в установленные сроки уплачен не был, налоговой инспекцией, в силу ст. 75 НК РФ, начислены пени в сумме 59,34 руб., а в соответствии со ст. 69,70 НК РФ Волоковой О.В. выставлено требование №3505 от 28.01.2019 о необходимости в срок до 11.03.2019 погасить задолженность по транспортному налогу в виде недоимки в размере 4 208,00 руб., пени в размере 59,34 руб.

В требовании также указано, что за Волковой О.В. по состоянию на 28.01.2019 числится общая сумма задолженности - 51 517,76 руб., в том числе по налогам (сборам, страховым взносам) 39 550,00 руб., подлежащая обязательной уплате (л.д. 18).

Свидетельством направления настоящего требования является список заказных писем № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19).

По заявленному административным истцом требованию о взыскании с Волковой О.В. пени по налогам по упрощенной системе налогообложения установлено следующее.

В период осуществления Волковой О.В. предпринимательской деятельности (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) налогоплательщик находился на упрощенной системе налогообложения.

В силу ст. 346.11 НК РФ (в редакции здесь и далее, действовавшей на спорный налоговый период) упрощенная система налогообложения индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения. Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется индивидуальными предпринимателями добровольно.

Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов в виде дивидендов, а также с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 и 5 статьи 224 настоящего Кодекса), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса).

Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 настоящего Кодекса.

Порядок начисления и уплаты налогов определен ст. 346.21 НК РФ.

В соответствии со ст. 346.19 НК РФ налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Инспекцией за несвоевременную уплату налога были начислены пени в сумме 904,51 руб., которые вошли в расшифровку задолженности налогоплательщика Волковой О.В., а также в требование №30590 от 05.04.2019 (л.д. 16-17,20).

По требованию о взыскании с Волковой О.В. пени по НДФЛ в размере 2 170,08 руб. установлено следующее.

30.04.2015 налогоплательщиком Волковой О.В. была представлена декларация по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическим лицом в соответствии со ст. 228 НК РФ (4-НДФЛ) за 2015 год, в соответствии с которой сумма к уплате в бюджет составила 6 500,00 руб. (л.д. 3-13,61-62).

В соответствии со ст. 207 НК РФ (здесь и далее - в редакции, действовавшей на спорный налоговый период) налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Согласно ст. 228 НК РФ исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, - исходя из сумм таких доходов.

В силу п. 14 ст. 226.1 НК РФ при невозможности удержать у налогоплательщика полностью или частично исчисленную сумму налога вследствие прекращения срока действия последнего по дате начала действия договора, на основании которого налоговый агент осуществляет выплату, в отношении которой он признается налоговым агентом, налоговый агент в течение одного месяца с момента возникновения этого обстоятельства в письменной форме уведомляет налоговый орган по месту своего учета о невозможности указанного удержания и сумме задолженности налогоплательщика. Уплата налога в этом случае производится налогоплательщиком в соответствии со статьей 228 настоящего Кодекса.

Налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов (п. 1 ст. 224 НК РФ), если иное не предусмотрено настоящей статьей.

По причине несвоевременной уплаты в бюджет суммы налога согласно ст. 228 НК РФ в размере 6 500,00 руб., Волковой О.В. на сумму недоимки в соответствии со ст. 75 НК РФ начислены пени в сумме 2 170,08 руб., которые указаны в расшифровке задолженности налогоплательщика Волковой О.В. (л.д. 16-17), а также вошли в направленное в адрес должника требование №30590 от 05.04.2019 (л.д. 20).

Таким образом, согласно содержанию требования №3505 от 28.01.2019 о необходимости уплаты задолженности по транспортному налогу в срок до 11.03.2019 (л.д. 18), срок обращения в суд с заявлением о вынесении судебного приказа истекает 11.09.2019.

Как следует из требования №30590 от 05.04.2019, направленного должнику Волковой О.В. заказным письмом, о чем свидетельствует распечатка базовой программы ИФНС России по г. Смоленску о направлении корреспонденции налогоплательщиком, и врученного Волковой О.В. 15.04.2019 (л.д. 21), задолженность в виде пени по налогам на доход физических лиц в соответствии со ст. 227 НК РФ в сумме 2 127,68 руб. + 42,40 руб., по налогу, взимаемому с налогоплательщика, выбравшего упрощенную систему налогообложения в сумме 904,51 руб., по страховым взносам на ОМС за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 в размере 493,87 руб., по страховым взносам на ОПС до 01.01.2017 в размере (654,80 руб.+ 433,96 руб.), всего на сумму- 4 657,22 руб., должна быть уплачена в срок до 26.04.2019 (л.д. 20).

Поскольку в добровольном порядке задолженность по пеням по указанным налогам, сборам и страховым взносам погашена не была, Инспекция ФНС России по г. Смоленску в порядке ст. 48 НК РФ, обратилась к мировому судье судебного участка № в г. Смоленске с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении должника Волковой О.В. о взыскании недоимки по налогам в общей сумме 3 568,46 руб.

Выданный 14.02.2020 судебный приказ отменен определением судьи от 10.06.2020 в связи с поступившими возражениями Волковой О.В. относительно исполнения судебного приказа (л.д. 14).

В силу главы 32 КАС РФ административный истец 01.09.2020 обратился в Заднепровский районный суд г. Смоленска с теми же требованиями к тому же административному ответчику без пропуска, установленного законодательством срока (л.д. 66,3-13).

Однако, при обращении в мировой суд Инспекцией ФНС России по г. Смоленску в соответствии с требованием №30590 от 05.04.2019 нарушен шестимесячный срок обращения в суд с заявлением, установленный ст. 48 НК РФ.

Срок обращения в суд в силу указанного требования истек 26.10.2019, что также подтверждено представителем административного истца в судебном заседании и указано в иске (л.д. 3-13).

Административным истцом, при обращении в суд с настоящим иском, заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока предъявления заявления о взыскании задолженности по налогам и сборам и поддержано в ходе судебного разбирательства.

Ходатайство мотивировано некорректной работой программного обеспечения, переходом на работу в системе АИС-3. В период перехода на АИС "Налог-3" и конвертации данных, в связи со стабилизацией (налаживанием) работоспособности программного комплекса, Инспекция не смогла своевременно обратиться в суд в рамках статьи 48 НК РФ. Иных доводов суду не представлено.

При этом административный истец, ссылаясь на п. 3 ст. 46 НК РФ полагает, что пропущенный Инспекций срок для обращения в суд может быть восстановлен.

В соответствии с пунктом 3 статьи 46 НК РФ, пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления, может быть восстановлен судом.

Суд, исследовав материалы дела и оценив доводы ИФНС России по г. Смоленску о наличии оснований для восстановления срока на обращение в суд, приходит к выводу, что уважительных причин, наличие которых препятствовало налоговой инспекции в предусмотренный законом срок обратиться к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, не имелось.

Доводы административного истца о наличии уважительных причин пропуска срока обращения в суд с административным иском, со ссылкой на технический сбой в электронном программном комплексе "АИС Налог-3", отклоняются судом, как несостоятельные.

Кроме того, внутренние организационные причины, повлекшие несвоевременную подачу административного искового заявления, не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска такого срока. Об этом также указано в абз. 3 п. 60 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации".

В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Причины организационного и административного характера, вызвавшие пропуск срока обращения в суд, не могут быть признаны уважительными, поскольку не являются исключительными, препятствующими своевременному обращению в суд с заявлением о вынесении судебного приказа в целях осуществления возложенных на налоговый орган обязанностей по контролю и надзору в области налогов и сборов, поскольку именно осуществление такой деятельности является одной из основных задач налоговых органов (статьи 32, 33 Налогового кодекса Российской Федерации). У административного истца имелась реальная возможность обратиться к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа в установленные законом сроки.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 года N 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.

Соблюдение налоговым органом срока на обращение в суд с административным иском после отказа в принятии заявления о вынесении судебного приказа (отмены судебного приказа), не свидетельствует о соблюдении срока, установленного ст. 48 НК РФ, ст. 286 КАС РФ.

Таким образом, несоблюдение ИФНС России по г. Смоленску установленных налоговым законодательством сроков на обращение в суд с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки и пени по налогу является основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления.

Помимо того, что в административном исковом заявлении не указаны уважительные причины, препятствовавшие обращению Инспекции в суд в установленный срок, в судебное заседание также не представлены доказательства пропуска этого срока по уважительной причине. При таких обстоятельствах, оснований для восстановления срока подачи заявления о взыскании не имеется.

В силу положений части 5 статьи 138, части 5 статьи 180 КАС РФ в случае установления факта пропуска срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях, суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу с указанием в мотивировочной части только на установление судом данных обстоятельств.

Следовательно, заявление ИФНС России по г. Смоленску о взыскании с Волковой О.В. пени по налогам и сборам удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░, ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░,- ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░     ░.░. ░░░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 05 ░░░░░░░ 2020 ░░░░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-1439/2020 ~ М-1438/2020

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
ИФНС России по г.Смоленску
Ответчики
Волкова Ольга Владимировна
Суд
Заднепровский районный суд г. Смоленска
Судья
Мартыненко Владимир Михайлович
Дело на сайте суда
zadnepr--sml.sudrf.ru
03.09.2020Регистрация административного искового заявления
04.09.2020Передача материалов судье
04.09.2020Решение вопроса о принятии к производству
04.09.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.09.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.09.2020Судебное заседание
05.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.11.2020Дело оформлено
06.11.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее