Дело № 2а-1035/2024
УИД 44RS0001-01-2023-006528-38
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 апреля 2024 года г. Кострома
Свердловский районный суд города Костромы в составе судьи Сопачевой М.В., при секретаре Цепенок А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению департамента здравоохранения Костромской области к Главному межрегиональному (специализированному) управлению ФССП СОСП по Костромской области, судебному приставу-исполнителю СОСП по Костромской области Аверкиевой НН, заместителю начальника отделения – заместителю старшего судебного пристава СОСП по Костромской области Карповой ОА, Главному межрегиональному управлению ФССП России, УФССП России по Костромской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Департамент здравоохранения Костромской области обратился в суд с административным иском к Главному межрегиональному (специализированному) управлению Федеральной службы судебных приставов СОСП по Костромской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Требования мотивировал тем, что решением Свердловского районного суда г. Костромы по делу №, вступившим в законную силу <дата>, на департамент здравоохранения Костромской области возложена обязанность обеспечить Воскресенскую О.А. медицинскими изделиями, препаратами и средствами диагностики в соответствии с клиническими рекомендациями и стандартами оказания медицинской помощи инсулин по торговому наименованию «Новорапид», глюкагон, этиловый спирт (100 гр. в месяц), иглы для шприц-ручек, ланцеты и системы непрерывного мониторинга уровня глюкозы в крови, в объемах, предусмотренных действующим законодательством и медицинскими показаниями, своевременно, до минования надобности, за счет бюджета Костромской области. В рамках исполнительного производства, возбужденного в целях принудительного исполнения указанного решения суда, судебным приставом-исполнителем СОСП по Костромской области Аверкиевой Н.Н. вынесено постановление № от <дата> о взыскании с департамента здравоохранения Костромской области исполнительского сбора в размере 50 000 руб. Вместе с тем, согласно данным единой региональной системы, все рецепты, выписанные Воскресенской О.А. в ОГБУЗ «Городская больница г. Костромы» в истекшем периоде <дата> обслужены. В связи с изложенным просит освободить департамент здравоохранения Костромской области от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 руб. по постановлению №, вынесенному <дата> судебным приставом-исполнителем СОСП по Костромской области Аверкиевой Н.Н., обратить решение суда к немедленному исполнению.
К участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены УФССП России по Костромской области, Главное межрегиональное (специализированное) управление ФССП России, судебный пристав-исполнитель СОСП по Костромской области ГМУ ФССП России Аверкиева Н.Н., заместитель начальника отделения – заместитель старшего судебного пристава СОСП по Костромской области Карпова О.А., в качестве заинтересованного лица привлечена взыскатель по исполнительному производству Воскресенская О.А.
В судебном заседании представитель административного истца Пекишев П.В. заявленные требования поддержал, в случае пропуска срока для обращения в суд с настоящим заявлением ходатайствовал о его восстановлении. Полагал, что департаментом здравоохранения Костромской области приняты все необходимые меры, направленные на своевременное исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, в установленный срок, однако отсутствовала объективная возможность для исполнения решения суда в течение суток в связи с длительностью проведения контрактных процедур при проведении закупок лекарственных препаратов и медицинских изделий. Отметил, что решением суда на департамент возложена обязанность организовать обеспечение Воскресенской О.А. медицинскими изделиями, препаратами и средствами диагностики в объемах, предусмотренных медицинскими показаниями. Потребность пациента в медицинских изделиями и лекарственных препаратах определяет лечащий врач. В настоящее время все рецепты, выписанные взыскателю в ОГБУЗ «Городская больница г. Костромы» обслужены. Также указал, что судебным приставом в отношении департамента выносилось постановление о привлечении к административной ответственности за неисполнение решения суда, которое отменено Свердловским районным судом города Костромы с возвращением дела на новое рассмотрение.
Административные ответчики Главное межрегиональное (специализированное) управление ФССП СОСП по Костромской области, судебный пристав-исполнитель СОСП по Костромской области Аверкиева Н.Н., заместитель начальника отделения – заместитель старшего судебного пристава СОСП по Костромской области Карпова О.А., Главное межрегиональное управление ФССП России, УФССП России по Костромской области в судебном заседании не присутствуют, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Заинтересованное лицо Воскресенская О.А. в судебном заседании полагала заявленные требования не подлежащими удовлетворению, указала, что до настоящего времени требования исполнительного документа должником в полном объеме не исполнены.
Выслушав представителя истца, заинтересованное лицо, исследовав материалы дела, материалы гражданского дела №, материалы дела по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении №, суд приходит к следующему.
Порядок наложения взыскания в виде исполнительского сбора на должника в случае неисполнения требований исполнительного документа в установленные сроки предусмотрен ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Задачами исполнительного производства является правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций (ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ).
Частью 11 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ определено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст. ст. 112 и 116 данного Закона.
Судебный пристав-исполнитель не устанавливает срок для добровольного исполнения исполнительного документа в случаях возбуждения исполнительного производства по исполнительному документу, подлежащему немедленному исполнению (п. 5 ч. 14 Федерального закона № 229-ФЗ).
В силу ч. 1 ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В соответствии с ч. ч. 1-3 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Свердловского районного суда города Костромы от <дата> по гражданскому делу № удовлетворены исковые требования Воскресенской О.А.; признано незаконным бездействие департамента здравоохранения по Костромской области в части непринятия мер к обеспечению Воскресенской О.А., <дата> г.р., медицинскими изделиями и препаратами для лечения сахарного диабета первого типа в полном объеме, включая средства диагностики, в соответствии с клиническими рекомендациями и стандартами оказания медицинской помощи; департамент здравоохранения по Костромской области обязан организовать обеспечение Воскресенской О.А., <дата> г.р., медицинскими изделиями, препаратами и средствами диагностики в соответствии с клиническими рекомендациями и стандартами оказания медицинской помощи инсулин по торговому наименованию «Новорапид», глюкагон, этиловый спирт (100 гр. в месяц), иглы для шприц-ручек, ланцеты и системы непрерывного мониторинга уровня глюкозы в крови, в объемах, предусмотренных действующим законодательством и медицинскими показаниями, своевременно, до минования надобности, за счет средств бюджета Костромской области.
Решение суда в части возложения на департамент здравоохранения по Костромской области обязанности организовать обеспечение медицинскими изделиями, препаратами обращено к немедленному исполнению.
<дата> на основании исполнительного листа серии ФС №, выданного Свердловским районным судом города Костромы <дата>, в СОСП по Костромской области в отношении департамента здравоохранения Костромской области возбуждено исполнительное производство №-ИП.
В п. 2 постановления судебный пристав-исполнитель указала, что требования по исполнительному документу подлежат немедленному исполнению – в течение суток с момента получения должником копии постановления.
Копия постановления о возбуждении исполнительного производства должником получена <дата>.
Постановлением судебного пристава-исполнителя СОСП по Костромской области Аверкиевой Н.Н. от <дата> с департамента здравоохранения Костромской области взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб.
В этот же день судебным приставом-исполнителем в адрес должника направлено требование об исполнении судебного решения в срок до <дата>.
Частью 6 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ предусмотрено право должника обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч. 7 ст. 112 Федерального закона № 229-ФЗ).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной относительно правовой природы исполнительского сбора, взыскиваемого с должника в рамках исполнительного производства органом принудительного исполнения, приведенной в постановлении от 30.07.2001 № 13-П по делу о проверке конституционности положений пп. 7 п. 1 ст. 7, п. 1 ст. 77 и п. 1 ст. 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве», этот сбор представляет собой административную санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Полномочие судебного пристава от имени государства налагать названное взыскание на должника в предусмотренных законом случаях признано направленным на обеспечение установленного им публично-правового порядка принудительного исполнения судебных и иных актов, и воплощающим конституционно значимый публично-правовой интерес государства и общества в осуществлении эффективного правосудия в целях защиты и восстановления нарушенных прав.
В соответствии с п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям борота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
Согласно п. 75 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», должники (кроме субъектов предпринимательской деятельности) могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 №13-П в качестве уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. К таким обстоятельствам относятся непреодолимая сила (если добровольному исполнению препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство), предоставление должнику отсрочки, рассрочки исполнения требований исполнительного документа.
Как установлено судом, основанием для взыскания исполнительского сбора послужил факт того, что исполнительный документ департаментом здравоохранения Костромской области не исполнен в течение суток с момента получения им копии постановления о возбуждении исполнительного производства, при этом должником не представлено доказательств, подтверждающих уважительность неисполнения требований исполнительного документа.
Обращаясь в суд с настоящим административным исковым заявлением, административный истец ссылался на отсутствие виновного бездействия в неисполнении решения суда в установленный законом срок, равный суткам.
Указанные доводы административного истца, по мнению суда, заслуживают внимания.
Закупка лекарственных препаратов, медицинских изделий, средств диагностики для льготного обеспечения граждан осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 №-44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Порядок льготного обеспечения медицинской помощью отдельных категорий граждан в Костромской области за счет средств областного бюджета был утвержден постановлением администрации Костромской области от 30.12.2022 № 680-а «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Костромской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов».
В соответствии с п. 5.1 Программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета осуществляется финансовое обеспечение расходов по оказанию государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в виде набора социальных услуг в части обеспечения необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
Аналогичные положения установлены постановлением администрации Костромской области от <дата> №, которым утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Костромской области на <дата> и на плановый период <дата> годов.
В силу п.п. 1, 4 ст. 41 Бюджетного кодекса РФ субвенции из федерального бюджета субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий относятся к доходам бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 162 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства.
Согласно п. 2 ст. 72 Бюджетного кодекса РФ государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств.
Ввиду необходимости осуществления закупки медицинских изделий, лекарственных препаратов и средств диагностики для обеспечения ими Воскресенской О.А., суд полагает, что очевидно, что в соответствии с необходимостью соблюдения порядка, установленного Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» требования исполнительного документа объективно не могли быть исполнены должником в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Принимая во внимание, что департамент здравоохранения Костромской области является органом государственной власти Костромской области и существует в форме бюджетного учреждения, финансирование его обязательств осуществляется за счет средств бюджета Костромской области, исполнение полномочий, в том числе при исполнении вступившего в законную силу решения суда, требует соблюдения установленных процедур, порядка и сроков, суд приходит к выводу, что неисполнение решения суда в установленный законом срок имело место вследствие объективных обстоятельств, и, следовательно, к выводу об отсутствии вины должника в неисполнении судебного акта в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Предусмотренный ст. 219 КАС РФ трехмесячный срок для подачи административного искового заявления в суд применим к искам об оспаривании действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, поскольку подобные требования истцом не заявлены в настоящем деле, у суда отсутствуют основания к применению данного срока и отказу в иске за его пропуском.
С учетом вышеизложенного, оценив в совокупности представленные доказательства, суд находит административные исковые требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 8 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» решение суда об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора обращается к немедленному исполнению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░ <░░░░> ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №-░░ ░ ░░░░░░░ 50 000 ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░>.