Дело № 2а-1287/2023 Мотивированное решение
УИД 51RS0007-01-2023-001466-84 изготовлено 3 октября 2023 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 сентября 2023 г. г. Апатиты
Апатитский городской суд Мурманской области в составе
председательствующего судьи Быковой Н.Б.
при помощнике судьи Ватуля Е.Н.,
с участием представителя административного истца – старшего помощника прокурора г. Апатиты Мурманской области Пучковой А.Ю.,
представителя административного ответчика Правительства Мурманской области Колыбиной Ю.Е.
представителя административного ответчика Правительства Мурманской области и заинтересованного лица Министерства природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области Лойка Н.И.,
представителя заинтересованного лица МКУ г. Апатиты УГХ Гришко В.В.,
представителя заинтересованного лица АО «Ситиматик» Жуковой А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора города Апатиты Мурманской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки отходов,
установил:
Прокурор города Апатиты Мурманской области обратился с административным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области (далее – администрация г. Апатиты) о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки отходов.
В обоснование иска указано, что в ходе проверки деятельности административного ответчика по сообщению <.....> по вопросу образования несанкционированных свалок на территории г. Апатиты, совместно с представителем МКУ г. Апатит «Управление городского хозяйства» с привлечением специалиста – инженера-геодезиста МУП г. Апатиты «Геоинформцентр» произведен осмотр территории в районе гаражного массива по ул. Козлова в г. Апатиты. В ходе осмотра обнаружены свалочные очаги отходов (твердые коммунальные отходы, автомобильные шины, пластиковые канистры и пакеты, бумага, древесина, элементы автомобилей, фрагменты бетонной смеси), находящиеся в кадастровых кварталах <.....> и образованные в результате жизнедеятельности населения муниципального образования г. Апатиты. Указано, что причинами образования свалки явилось ненадлежащее исполнение администрацией г. Апатиты полномочий в сфере обращения с отходами, в том числе, в части организации мест накопления твердых коммунальных отходов. Поскольку в силу действующего законодательства Российской Федерации обязанность по ликвидации несанкционированных свалок с территории г. Апатиты возложена на администрацию муниципального образования, просит возложить на администрацию г. Апатиты обязанность в срок до 1 июля 2024 г. ликвидировать несанкционированную свалку отходов, расположенную в районе гаражей по улице Козлова в г. Апатиты (от дома № 6 по улице Козлова до дома № 21 по улице Промышленная) на землях неразграниченной государственной собственности в пределах кадастровых кварталов <.....> с указанием на софинансирование фактически понесенных администрацией г. Апатиты расходов на ликвидацию несанкционированной свалки затрат в размере 50 % субъектом Российской Федерации – Мурманской областью.
Протокольным определением от 1 сентября 2023 г. Правительство Мурманской области привлечено к участию в деле в качестве административного ответчика.
Протокольным определением от 13 сентября 2023 г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены АО «Ситиматик» и Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области.
Определением суда от 27 сентября 2023 г. прекращено производство по делу в части требования об обеспечении субъектом Российской Федерации - Мурманской областью софинансирования фактически понесенных администрацией г. Апатиты расходов на ликвидацию несанкционированной свалки затрат в размере 50 %, ответчиком по которому является Правительство Мурманской области, в связи с отказом административного истца от иска в указанной части.
Представитель административного истца в судебном заседании исковые требования к Администрации г. Апатиты поддержал по основаниям, изложенным в административном иске. Отметил, что материалами административного дела подтверждается факт возникновения и продолжения функционирования несанкционированной свалки отходов в районе гаражей по улице Козлова в городе Апатиты (от дома № 6 по улице Козлова до дома № 21 по улице Промышленная) на землях неразграниченной государственной собственности в пределах кадастровых кварталов <.....>, вследствие неправомерных действий Администрации г. Апатиты. С учетом необходимости соблюдения процедур размещения закупки и заключения контракта с целью ликвидации указанной свалки, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также с учётом климатических особенностей уточнил срок выполнение работ по ликвидации несанкционированной свалки – до 1 сентября 2024 г.
Представитель административного ответчика администрации г. Апатиты, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, не явился, просил дело рассмотреть в своё отсутствие. Ранее в ходе судебного разбирательства выразил согласие с заявленными исковыми требованиями. Факт образования на территории г. Апатиты несанкционированной свалки в районе гаражного массива по ул. Козлова в г. Апатиты подтвердил. Настаивал на отсутствие незаконного бездействия со стороны Администрации г. Апатиты, которой на постоянной основе принимаются меры по ликвидации несанкционированных свалок на территории города. Отметил, что в 2023 году ликвидировано несколько несанкционированных свалок, и общий объем вывезенного мусора составил 4700 куб.м. Ссылается на недостаточность финансирования из бюджета г. Апатиты на указанные цели и возможность ликвидации свалки в гаражном массиве по ул. Козлова в г. Апатиты в 2024 рамках муниципальной программы «Охрана окружающей среды».
Одновременно отметил необходимость участия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в финансовом обеспечении осуществления полномочий по ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в границах муниципального образования на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, во исполнение Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 30 мая 2023 г. № 27-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 3.3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункта 18 части 1, частей 3 и 4 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статей 10 и 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», пункта 1 статьи 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пункта 2 статьи 9 и пунктов 1 и 2 статьи 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», а также пунктов 16 - 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами в связи с жалобами муниципального образования «Городское поселение город Кодинск Кежемского муниципального района Красноярского края» и администрации Новосибирского района Новосибирской области» (далее – Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 30 мая 2023 г. № 27-П).
При удовлетворении иска просил предоставить срок для ликвидации свалки до 1 сентября 2024 г. в связи с их большим объемом, влекущим значительные финансовые затраты местного бюджета и сезонностью выполнения работ.
Представители административного соответчика Правительства Мурманской области в ходе судебного заседания указали на правомерность требований прокурора г. Апатиты о возложении на администрацию г. Апатиты обязанности по ликвидации несанкционированной свалки отходов, при этом, отметив, что наличие умышленных неправомерных действий со стороны органа местного самоуправления или должностного лица данного муниципального образования по отсутствию надлежащим образом оборудованных мест для накопления твердых коммунальных отходов исключает обязанность субъекта Российской Федерации – Мурманской области по софинансированию мероприятий по ликвидации несанкционированной свалки с учетом позиции Конституционного суда Российской Федерации, отраженной в Постановлении от 30 мая 2023 г. № 27-П.
Представитель заинтересованного лица Министерства природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области в судебном заседании поддержал доводы письменных возражений, в которых указывает на прямую обязанность органов местного самоуправления организовывать сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования. С учетом позиции Конституционного суда Российской Федерации, отраженной в Постановлении от 30 мая 2023 г. № 27-П, с учетом установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств оснований для софинансирования фактически понесенных администрацией г. Апатиты расходов на ликвидацию несанкционированной свалки не имеется. Указывает, что в областном бюджете на 2023 год Министерством природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области на предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований на реализацию мероприятий, направленных на ликвидацию объектов накопленного вреда окружающей среде, предусмотрено финансирование, при этом, решение о предоставлении субсидий принимается Министерством по результатам конкурсного отбора. Ссылается на обязанность собственника земельного участка самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов либо заключить договор на оказание таких услуг с региональным оператором в лице АО «Ситиматик».
Представитель заинтересованного лица МКУ г. Апатиты «Управление городского хозяйства» в судебном заседании против удовлетворения требований прокурора г. Апатиты возражал по доводам письменных возражений, указав, что надлежащим ответчиком по делу является лицо, незаконно разместившее отходы производства и потребления на соответствующей территории муниципального образования г. Апатиты, при этом, доказательств совершения действий по установлению таких лиц до обращения в суд административным истцом суду представлено не было. Факт несанкционированного размещения отходов производства и потребления в пределах кадастровых кварталов, указанных прокурором, не отрицает, что является основанием для последующей ликвидации несанкционированной свалки в рамках муниципальной программы «Охрана окружающей среды» на 2021-2023 годы, утвержденной постановлением Администрации г. Апатиты от 10 ноября 2020 г. № 816. В настоящее время на утверждении находится проект муниципальной программы «Охрана окружающей среды» на 2024-2026 годы. Полагает, что ввиду размещения несанкционированной свалки непосредственно вблизи различных гаражно-эксплуатационных кооперативов, обустройство мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на указанных землях является обязанностью членов гаражно-эксплуатационных кооперативов. Указывает на необоснованность ссылки административного ответчика Правительства Мурманской области на то, что несанкционированная свалка возникла вследствие неисполнения администрацией г. Апатиты полномочий в сфере обращения с отходами, в том числе в части не организации мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Представитель заинтересованного лица АО «Ситиматик» в судебном заседании требования прокурора г. Апатиты поддержал ввиду того, что обязанность по осуществлению мер организационно-властного воздействия, направленных на создание условий для обеспечения эффективности очистки территории муниципального образования от загрязнения бытовыми и промышленными отходами, возложена на муниципальные районы и городские округа. Поскольку собственник отходов не установлен, требование о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки на администрацию г. Апатиты правомерно.
Представитель заинтересованного лица Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в своё отсутствие, представил письменные возражения на административное исковое заявление, в которых указано, что ответственность за несанкционированные свалки возлагается на лиц, на чьей территории находятся отходы, в данном случае – на администрацию г. Апатиты, которая наделена полномочиями собственника земельного участка, поскольку собственность на земли, на которых размещена несанкционированная свалка, не разграничена. Полагает, что доказанность факта отсутствия ненадлежащим образом оборудованных мест для накопления твёрдых коммунальных отходов может свидетельствовать о том, что возникновение и продолжение функционирования места несанкционированного размещения свалки вызвано умышленными действиями органа местного самоуправления или должностного лица данного муниципального образования.
Руководствуясь частью 2 статьи 150, частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика Администрации муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области, заинтересованного лица Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении иска по следующим основаниям.
В силу положений части 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 36 Конституции Российской Федерации установлено, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законны интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Статьей 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что основными принципами охраны окружающей среды являются соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; в том числе, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности: ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
В силу части 2 статьи 7 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
Согласно статье 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Принципы земельного законодательства закреплены в статье 1 Земельного кодекса Российской Федерации, важнейшим из которых, среди прочих, является приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека; даже если это потребует больших затрат.
Целями охраны земель, как следует из статьи 12 Земельного кодекса Российской Федерации, являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
В силу пункта 2 части 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Аналогичные требования к собственникам земельных участков зафиксированы в статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации, в частности, собственники земельных участков обязаны не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу; уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Согласно статье 4 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к объектам охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности относятся земли, недра и почвы.
Статьей 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлен запрет на сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», согласно статье 1 которого под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии положениями статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Частью 1 статьи 13 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
В силу пунктов 1-3 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном ч. 1.2 статьи 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 8.1 указанного Закона).
Постановлением Правительства Мурманской области № 397-ПП от 28 августа 2019 г. утвержден Порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Мурманской области (далее – Порядок), пункт 3.1 которого предусматривает, что в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, территориальной схемой твердые коммунальные отходы подлежат накоплению (в том числе раздельному накоплению) в местах (площадках) накопления отходов, определенных договором, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, и вывозу (транспортированию) на объекты, используемые для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, определенные территориальной схемой.
На основании пунктов 4.1, 4.3, 4.4, 4.6 Порядка места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов и специальные площадки для складирования крупногабаритных отходов оборудуются в местах, определенных в соответствии с территориальной схемой. Порядок определения мест размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов определяется нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах в порядке, предусмотренном Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра.
Территориальная схема обращения с ТКО в Мурманской области утверждена постановлением Правительства Мурманской области от 7 октября 2016 г. № 492-ПП/10 «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами Мурманской области».
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 29.01.2019 N 258-0, действующее правовое регулирование не предполагает освобождение органов местного самоуправления от участия в реализации публичных полномочий по очистке территории муниципального образования от твердых коммунальных отходов.
Понятие несанкционированных свалок отходов содержится в пункте 4.13 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 N 607-ст, согласно которому такие свалки - это территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.
Примечанием к пункту 7.8 ГОСТ 30772-2001 установлено, что в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели; ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 13 октября 2015 года № 26-П изложена правовая позиция об обязанности субъекта землепользования проводить мероприятия по защите земель от загрязнения и иного негативного воздействия и в том случае, если невозможно установить лицо, виновное в захламлении земель.
Согласно пункту 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.
В соответствии с пунктом 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Аналогичное положение предусмотрено пунктом 24 части 1 статьи 8 Устава муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области, принятым Апатитским городским Советом 23 июня 2005 года (далее - Устав).
В соответствии с пунктом 25 части l статьи 8 Устава к вопросам местного значения города Апатиты относится, в том числе, утверждение правил благоустройства территории города Апатиты, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории города Апатиты в соответствии с указанными правилами.
Согласно пункту 8 статьи 44 Устава администрация города Апатиты осуществляет полномочия по организации мероприятий по охране окружающей среды в границах города; участию в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Решением Совета депутатов муниципального образования город Апатиты от 23 октября 2017 г. № 548 утверждены Правила благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области» (далее - Правила).
В силу пункта 24 статьи 1.3 Правил, несанкционированная свалка отходов - территория, используемая, но не предназначенная для размещения на них отходов.
В соответствии с пунктом 8.2.46 Правил, отходы производства и потребления подлежат сбору, вывозу (транспортировке), использованию, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для населения и окружающей среды.
Согласно пункту 8.2.54 Правил, запрещается самовольно организовывать места размещения отходов производства и потребления и размещать отходы на таких местах, загрязнять территории муниципального образования отходами производства и потребления.
В судебном заседании установлено, что по заявлению заместителя начальника дороги по территориальному управлению ОАО «РЖД» Октябрьская железная дорога от 6 июня 2023 г. о наличии несанкционированной свалки на земельном участке, непосредственно прилегающем к полосе отвода железной дороги по адресу: Мурманская обл., г. Апатиты, ул. Козлова (район гаражей) прокуратурой г. Апатиты проведена проверка, в ходе которой совместно со специалистами МКУ г. Апатиты «Управление городского хозяйства», МУП г. Апатиты «Геоинформцентр» 14 июля 2023 г. проведен осмотр территории, расположенной в районе гаражей по ул. Козлова в г. Апатиты (от дома № 6 по ул. Козлова до дома № 21 по ул. Промышленная). В ходе осмотра на данной территории установлены свалочные очаги отходов производства и потребления (автомобильные шины, пластиковые канистры, бумага, древесина, пластиковые пакеты, бампер от автомобиля и иные внешние элементы автомобилей, пищевые отходы, стеклянные бутылки, железобетонные плиты, фрагменты бетонной смеси)
Данные свалки находятся в кадастровых кварталах <.....>, на землях из неразграниченной государственной собственности, что подтверждается представленной в материалы дела фототаблицей и схемой расположения земельных участков на кадастровом плане территории.
Представителем Администрации г. Апатиты в материалы дела представлен акт обследования от 13 июля 2023 г., согласно которому Комиссией по контролю за санитарным состоянием территории г. Апатиты выявлена несанкционированная свалка на земельном участке, находящимся на территории муниципального образования г. Апатиты, расположенном по адресу: напротив домов № 15-17 по ул. Козлова. Согласно акту данные свалки состоят из отходов ТКО, строительного мусора, примерная площадь загрязненного участка составляет 2550 кв.м., примерный объем мусора 2000 куб.м.
Таким образом, факт несанкционированного размещения отходов на данном земельном участке, как и то обстоятельство, что земельный участок в кадастровых кварталах <.....>, расположен в границах территории муниципального образования г. Апатиты, подтверждаются материалами административного дела и не оспариваются ответчиком Администрацией г. Апатиты Мурманской области.
Из материалов дела также следует, что в адрес органа местного самоуправления прокуратурой г. Апатиты 29 сентября 2021 г. вносилось предписание № 4-756в-2021 об устранении нарушений требований законодательства об охране окружающей среды, об обращении с отходами производства и потребления на вышеуказанном земельном участке в пределах кадастровых кварталов <.....>
Как установлено судом, в целях ликвидации несанкционированных свалок 18 апреля 2022 г. между МКУ г. Апатиты «Управление городского хозяйства» и <.....>. заключен муниципальный контракт <.....> по ликвидации несанкционированных свалок на территории муниципального образования г. Апатиты, в рамках которого производятся соответствующие мероприятия, часть имеющихся на территории г. Апатиты свалок ликвидированы, в том числе 27 июля 2022 г. была ликвидирована свалка по адресу: г. Апатиты, район гаражей по ул. Козлова, что следует из документа № 1 к указанному муниципальному контракту.
Вместе с тем, как установлено в ходе судебного разбирательства и не оспаривалось административным ответчиком Администрацией г. Апатиты Мурманской области на указанной выше территории вновь образовалась несанкционированная свалка, что явилось поводом для обращения в суд с рассматриваемым административным иском.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает подтвержденными факты необеспечения соблюдений требований законодательства в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территории, расположенной в районе гаражей по ул. Козлова в г. Апатиты (от дома № 6 по ул. Козлова до дома № 21 по ул. Промышленная), в связи с чем на указанных территориях образованы свалочные очаги твердых коммунальных отходами отходов. Данные свалки находятся в кадастровых кварталах <.....> на землях из неразграниченной государственной собственности.
На момент рассмотрения дела, выявленные нарушения действующего законодательства не устранены, лица, производящие отходы не установлены, при этом непринятие ответчиком мер по удалению указанных несанкционированно размещенных отходов с территории г. Апатиты приводит к загрязнению окружающей среды, что влечет за собой реальную угрозу экологической безопасности.
Доводы представителя заинтересованного лица МКУ г. Апатиты «УГХ» о необходимости возложения обязанности по ликвидации несанкционированной свалки на членов гаражного кооператива, в непосредственной близости которого находится несанкционированная свалка отходов, основаны на неверном толковании норм материального права и не свидетельствуют об отсутствии оснований для удовлетворения требований, поскольку из приведенных норм действующего законодательства именно муниципальные образования ответственны за содержание земель, расположенных в границах муниципальных образований, на землях из неразграниченной государственной собственности. Кроме того, как установлено в ходе судебного разбирательства в непосредственной близости к несанкционированной свалке твердых коммунальных отходов зарегистрированных в установленном законом порядке гаражных кооперативов не имеется.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора о возложении на ответчика обязанности ликвидировать несанкционированные свалки в указанных кварталах на землях из неразграниченной государственной собственности.
Исходя из положений статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если определенные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Истцом уточнен предложенный в иске срок для устранения недостатков – до 1 сентября 2024 г., с учетом позиции административного ответчика администрации г. Апатиты, указавшего на большой объем работ и мероприятий, необходимых для устранения несанкционированной свалки, с учетом трех имеющихся неисполненных решений суда о ликвидации иных несанкционированных свалок на территории муниципального образования.
Анализируя объем работ, которые необходимо выполнить для ликвидации несанкционированной свалки, принимая во внимание, что такие мероприятия проводятся преимущественно в летний период времени года, а также необходимость соблюдения процедуры выделения денежных средств на эти цели и возможность согласовать данные работы в случае необходимости с иными организациями, исходя из значительной площади территории накопления отходов производства и потребления, суд приходит к выводу, что срок, предложенный административным истцом, является достаточным для устранения выявленных нарушений.
Анализируя доводы администрации г. Апатиты о необходимости указания в решении суда на условия финансового обеспечения, а именно объем софинансирования из федерального бюджета и бюджета Российской Федерации (в равных долях) согласно резолютивной части Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 30 мая 2023 г. № 27-П, суд приходит к следующему.
В указанном Постановлении Конституционный суд Российской Федерации установил, что до внесения соответствующих изменений в правовое регулирование допускается принятие судебных решений, возлагающих на органы местного самоуправления муниципальных образований обязанность по ликвидации за счет средств местного бюджета мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов либо предусматривающих взыскание с муниципального образования расходов, понесенных региональным оператором в связи с ликвидацией таких мест в случае, когда орган местного самоуправления не обеспечил такую ликвидацию самостоятельно или не заключил соответствующий договор с региональным оператором, если такие места находятся в границах муниципального образования на земельных участках, находящихся в государственной собственности, или на землях и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена. В таком судебном решении должно быть указано на условия финансового обеспечения в соответствии с пунктом 1 резолютивной части настоящего Постановления, в том числе на минимально допустимый, исходя из обстоятельств конкретного дела, объем софинансирования из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации, если необходимым является справедливое гарантированное софинансирование. При этом органы местного самоуправления, полностью исполнившие за счет бюджетов муниципальных образований после вынесения настоящего Постановления соответствующие судебные решения, имеют право на возмещение части расходов, фактически понесенных ими на ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (в том числе расходов на оплату соответствующих услуг регионального оператора на основании заключенного с ним договора):
из федерального бюджета - если такие места находятся на расположенных в границах муниципальных образований земельных участках, находящихся в федеральной собственности;
из бюджета субъекта Российской Федерации - если такие места находятся на расположенных в границах муниципальных образований земельных участках, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации;
из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации (в равных долях) - если такие места находятся на расположенных в границах муниципальных образований землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.
Конституционный суд Российской Федерации также постановил, что органы местного самоуправления не могут и не должны нести всю полноту ответственности за ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, собственник которых (разместившее их лицо) не установлен, если такие места обнаружены на расположенных в границах соответствующих муниципальных образований земельных участках, находящихся в государственной собственности, и при этом не установлено, что возникновение или продолжение функционирования конкретного места размещения отходов вызвано умышленными неправомерными действиями органа местного самоуправления или должностного лица данного муниципального образования.
Таким образом, из приведенных положений следует, что наличие умышленных неправомерных действий органа местного самоуправления исключает возможность софинансирования расходов на ликвидацию несанкционированной свалки на расположенных в границах муниципальных образований землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничен, из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации (в равных долях).
По мнению суда, в рамках рассматриваемого дела такие факты нашли свое подтверждение, при этом, принята во внимание повторность совершения неправомерных действий по допущению образования несанкционированной свалки на территории размещения гаражных боксов по ул. Козлова в г. Апатиты, тогда как ранее прокуратурой г. Апатиты в адрес администрации г. Апатиты выдавалось соответствующее предписание, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении органом местного самоуправления муниципального образования возложенных на него полномочий в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.
Как установлено судом, администрацией г. Апатиты не оборудованы места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов по адресу размещения несанкционированной свалки, не предпринято действий по установлению лиц, в результате деятельности которых данные отходы образуются и размещаются на не предназначенной для этого территории, соответствующие заявления в правоохранительные органы не подавались, не проводились в достаточном объеме профилактические мероприятия, направленные на недопустимость возникновения или продолжение функционирования мест размещения отходов, формирования экологической культуры у населения города. Надлежащих доказательств обратного административным ответчиком суду представлено не было.
Таким образом, вопреки доводам административного ответчика оснований для софинансирования расходов по ликвидации спорной несанкционированной свалки в рассматриваемом случае не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь 175-180, 226-227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 1 ░░░░░░░░ 2024 ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░ ░░░░ № 6 ░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ № 21 ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░), ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <.....>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░