Мотивированное решение составлено 29.01.2024
66RS0006-01-2023-005201-03
№2а-307/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19.01.2024
Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Хабаровой О.В., при секретаре судебного заседания Тибатиной Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Иванова В. В. к ГУ МВД России по Воронежской области, заместителю начальника Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Воронежской области Лушпаеву А.Н. о признании незаконным отказа в предоставлении запрашиваемых документов, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Иванов В.В. обратился в Орджоникидзевский районный суд города Екатеринбурга с административным исковым заявлением к ГУ МВД России по Воронежской области о признании незаконным отказа < № > от 28.05.2023 в предоставлении запрашиваемых документов, возложении обязанности выдать формы-1П о выданных паспортах СССР и РФ на имя П.П.Е. < данные изъяты > года рождения.
В обоснование требований указано, что Иванов В.В. обратился электронно через форму обращений на сайте ГУ МВД России по Воронежской области с заявлением о предоставлении формы-1П (о выдаче паспорта СССР) на имя его прадеда П.П.Е., < данные изъяты > года рождения. 28.05.2023 был получен отказ, поскольку Иванов В.В. не представил свидетельство о праве на наследство, который нарушает его права на получение персональных данных умерших родственников.
Определением суда от 30.11.2023 в качестве заинтересованного лица привлечена к участию в деле нотариус г. Балакова Саратовской области Сулейманова В.Е., определением суда от 21.12.2023 в качестве заинтересованных лиц привлечены к участию в деле нотариус г. Вольска Саратовской области Люшева Т.И., нотариус г. Балакова Саратовской области Машанова Л.А.
В судебном заседании административный истец требования административного искового заявления поддержал, пояснил, что в соответствии со ст. 1112 ГК РФ не входят в состав наследства личные неимущественные права и другие нематериальные права, поэтому он как родственник П.П.Е. имел право получить запрашиваемые документы, 17.05.2023 Иванов В.В. прикладывал свидетельство о рождении П. Т., где ее отцом указан П. П. Г., затем на основании решения суда от 27 июня 2023 года были внесены изменения в запись акта о рождении П. Т. П., в графе Отец данные отца П. Т. П. в отчестве отца изменены с «Георгиевич» на «Егорович». Его новое обращение с представлением повторного свидетельства о рождении П. Т., выданное 03.08.2023 было рассмотрено ГУ МВД России по Воронежской области 13.12.2023 с указанием, что П.П.Е. паспортом гражданина РФ не документировался, в архивной картотеке заявление о выдаче паспорта гражданина СССР, образца 1974 года отсутствует.
В судебное заседание не явились административные ответчики представитель ГУ МВД России по Воронежской области, заместитель начальника Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Воронежской области Лушпаеву А.Н., по информации ГУ МВД России по Воронежской области уволен с государственной гражданской службы в связи со смертью. В представленном суду возражении представитель ГУ МВД России по Воронежской области указал на то, что Ивановым В.В. не были представлены документы, подтверждающие право Иванова В.В. запрашивать персональные данные умершего лица (родство с П.П.Е.). Им было представлено свидетельство о рождении бабушки П. Т., где ее отцом указан П. П. Г.. В связи с несовпадением учетных данных, 28.05.2023 Иванову В.В. направлен ответ, в котором разъяснен порядок получения интересующей информации с учетом требований ФЗ от 27.06.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Кроме того, в ответе ГУ МВД России по Воронежской области Иванову В.В. разъяснен порядок получения информации о регистрации по месту жительства и месту пребывания. Ответ ГУ МВД России по Воронежской области от 28.05.2023 права административного истца не нарушает, так как не препятствует ему при предъявлении необходимых документов, реализовать право на получение копии заявления о выдаче паспорта П.П.Е.
Заинтересованные лица нотариус г. Балакова Саратовской области Сулейманова В.Е., нотариус г. Вольска Саратовской области Люшева Т.И., нотариус г. Балакова Саратовской области Машанова Л.А. в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в свое отсутствие, извещены надлежащим образом заказным письмом, в связи с чем суд рассмотрел дело в их отсутствие.
Заслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п. 3 ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; а также согласно п. 4 ст. 9 КАС РФ - соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Такой совокупности условий по настоящему делу не имеется.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, электронное заявление Иванова В.В. передано 17.05.2023 через форму на сайте ГУ МВД России по Воронежской области о предоставлении цветной копии или скан-формы 1-П о выдаче паспорта СССР образца 76 года в отношении его прадеда П.П.Е., < данные изъяты > года рождения, уроженца < данные изъяты > обл. Дед являлся ветераном ВОВ и форма 1 П является единственным источником его фотографии. На момент обмена паспортов он проживал в г. Воронеже предположительно по адресу: < адрес >. Просил также предоставить справку, содержащую справочную информацию о его регистрации по месту регистрации на территории воронежской области и всех мест жительства. К заявлению прикладывал копии документов ЗАГС, подтверждающие родство: И.В.Д. – отец, И. (П.) Т. – бабушка, П.П.Е. (л.д. 65).
Согласно свидетельству о рождении ХII-МЮ < № > административный истец Иванов В. В., < дд.мм.гггг > года рождения является сыном И.В.Д., < дд.мм.гггг > года рождения и И.О.А., < дд.мм.гггг > года рождения (л.д. 70).
В соответствии со свидетельством о рождении V-AИ < № > И. В.Д., < дд.мм.гггг > года рождения, является сыном И.Д.Ф. и И.Т.П. (л.д.69).
На основании свидетельства о заключении брака VII-МЮ < № >, И. Д.Ф., < дд.мм.гггг > года рождения, заключил брак с П. Т. П., < дд.мм.гггг > года рождения, жене присвоена фамилия И. (л.д. 68).
Согласно свидетельству о рождении ХII – МЮ от 11.06.2022 П. Т. П., < дд.мм.гггг > года рождения, отцом указан - П. П. Г., матерью записана П.Л.А. (л.д. 67).
На основании свидетельства о смерти Х-МЮ < № >, 28.07.1996 в Саратовской области г. Балашов скончался П.П.Е., < дд.мм.гггг > года рождения, актовая запись о смерти от 29.07.1996 < № > (л.д. 66).
Из справки о заключении брака < № >, следует, что в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния имеется запись акта о заключении брака < № > от 14.09.1942, составленную Саратовским городским бюро ЗАГС, между П.П.Е., С.Л.А., жене присвоена фамилия П. (л.д. 71).
Согласно архивной справки от 20.04.2023 < № > ФГКУ «Центральный архив МО РФ», П.П.Е., < данные изъяты > года рождения, командир стрелковой роты 261 стрелковой дивизии награжден медалью «За боевые заслуги» Указом Президиума ВС СССР от 06.11.1945 г., орденом Отечественной войны 1 степени приказом Министра обороны СССР от 06.04.1985 г. < № >. Домашний адрес на 1985 г.: < адрес > (л.д. 72).
28.05.2023 на электронную почту Иванова В.В. ГУ МВД России по Воронежской области направлен ответ заместителя начальника управления по вопросам миграции Лушпаева А.Н. на заявление < № > от 18.04.2023 о предоставлении информации, в котором указано, что ГУ МВД России по Воронежской области располагает сведениями о действующей регистрации граждан РФ по месту жительства (месту пребывания). Сведения о регистрации по месту жительства и месту пребывания содержатся в первичных документах, которые хранятся у лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятии граждан с РФ с регистрационного учета по месту жительства и месту пребывания в пределах РФ, перечень которых установлен ПП РФ от 17 июля 1995 г. № 713. В качестве первичных документов выступают карточки регистрации (хранятся в УК, ТСЖ, ЖКО) и домовые книги, которые хранятся у собственников жилых помещений. В соответствии с ч. 7 ст. 9 ФЗ от 27.06.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». В случае смерти субъекта персональных данных согласие на обработку его персональных данных дают наследники субъекта персональных данных, если такое согласие не было дано субъектом персональных данных при его жизни. В этой связи, наследники субъекта персональных данных вправе получить копию заявления о выдаче паспорта по форме 1 П при предоставлении в орган, его выдавший, документальное подтверждение о вступлении в праве наследования (л.д. 73).
Предметом оспаривания по настоящему делу является ответ заместителя начальника управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Воронежской области Лушпаева А.Н. от 28.05.2023 на заявление < № > от 18.04.2023 Иванова В.В. о предоставлении цветной копии или скан-формы 1-П о выдаче паспорта СССР образца 76 года в отношении его прадеда П.П.Е., < данные изъяты > года рождения.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируется Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
В соответствии с положениями указанного Закона граждане имеют право обращаться лично в государственные органы (статья 2); при рассмотрении обращения государственным органом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов; обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 5); обращение, поступившее в государственный орган в соответствии с компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (статья 9); государственный орган дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона (статья 10); письменное обращение, поступившее в государственный орган рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения; срок может быть продлен (статья 12).
На основании пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 05 апреля 2016 N 156 ФМС России, которая являлась федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции, упразднена. Ее полномочия переданы МВД России (подпункт "а" пункта 2 Указа).
Согласно п., п. 2, 3, 5 Приказа МВД России от 21.07.2017 N 504 (ред. от 28.09.2023) «Об утверждении Положения о Главном управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по Воронежской области», ГУ МВД России по Воронежской области является территориальным органом МВД России на региональном уровне. ГУ МВД России по Воронежской области входит в состав органов внутренних дел Российской Федерации и подчиняется МВД России. ГУ МВД России по Воронежской области осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через подчиненные территориальные органы МВД России на районном уровне, подразделения и организации, созданные для реализации задач и обеспечения деятельности ГУ МВД России по Воронежской области.
Подпунктом 55 п. 13 Приказа МВД России от 21.07.2017 N 504 установлено, что ГУ МВД России по Воронежской области осуществляет, в том числе, следующие полномочия: организует прием граждан, своевременное и в полном объеме рассмотрение обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок
Пунктом 15 Приказа МВД России от 21.07.2017 N 504 предусмотрено, что ГУ МВД России по Воронежской области возглавляет начальник ГУ МВД России по Воронежской области, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Министра. Начальник ГУ МВД России по Воронежской области имеет четырех заместителей (заместителя - начальника полиции, заместителя - начальника главного следственного управления, заместителя, курирующего работу с личным составом, и заместителя, курирующего иные вопросы), назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом Российской Федерации по представлению Министра (п.17).
На основании пп. 7 п. 18 Приказа МВД России от 21.07.2017 N 504, начальник ГУ МВД России по Воронежской области: распределяет обязанности между своими заместителями; делегирует в установленном порядке часть предоставленных полномочий своим заместителям, руководителям (начальникам) структурных подразделений ГУ МВД России по Воронежской области, а также руководителям (начальникам) подчиненных органов и организаций; организует и ведет прием граждан; рассматривает предложения, заявления и жалобы по вопросам деятельности ГУ МВД России по Воронежской области, подчиненных органов и организаций, принимает по ним необходимые меры (п.35).
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. N 707 (ред. от 01.12.2016) (далее - Приказ) утверждена Инструкция об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Инструкция).
Пунктом 2 Приказа № 707 предусмотрено, что рассмотрение обращений граждан в системе МВД России осуществляется подразделениями центрального аппарата МВД России, территориальными органами МВД России, образовательными, научными, медико-санитарными и санаторно-курортными организациями, окружными управлениями материально-технического снабжения, учреждениями, а также иными организациями и подразделениями, созданными для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России.
Согласно п. 7.1 Приказа № 707, обращение гражданина - направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.
Сотрудник, уполномоченный на рассмотрение обращения, обязан: обеспечить объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина (п. 8.1). Принять меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина (п.8.2). Направить гражданину письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 146 и 147 Инструкции (п.8.3).
Обращения, поступившие в орган внутренних дел в соответствии с его компетенцией, рассматриваются в течение тридцати дней со дня их регистрации. Если срок окончания рассмотрения обращения приходится на выходной или нерабочий праздничный день, то обращение должно быть рассмотрено в предшествующий ему рабочий день. Указанный срок исчисляется с даты регистрации обращения в органе внутренних дел до даты подписания окончательного ответа гражданину (п. 91). При рассмотрении обращения, отнесенного к категории "заявление", выделяется действие, на необходимость совершения которого указывает гражданин. При наличии достаточных оснований для его совершения принимаются меры для удовлетворения заявления. В ответе гражданину сообщается об удовлетворении просьбы или причинах отказа в ее удовлетворении (п.101). Результатом рассмотрения обращений, в том числе полученных в ходе приема граждан, являются: Письменный или направленный в форме электронного документа либо устный, данный на личном приеме ответ гражданину по существу всех поставленных им вопросов (п.113.1).
Ответ по существу поставленных в обращении вопросов направляется гражданину в письменной форме или в форме электронного документа на официальном бланке и подписывается в следующем порядке: в территориальных органах на окружном, межрегиональном, региональном и районном уровнях, а также в иных органах внутренних дел: На первое обращение - руководителем самостоятельного подразделения не ниже начальника отдела (п.139.2.1). Ответ на обращение должен быть своевременным, полным, мотивированным, достоверным, а также содержать ссылки на нормативные правовые акты, послужившие основанием для принятия решения. Ссылки на нормы права без приведения содержания нормативных положений не допускаются (п.145).
В силу части 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
На основании ч. 7 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных», в случае смерти субъекта персональных данных согласие на обработку его персональных данных дают наследники субъекта персональных данных, если такое согласие не было дано субъектом персональных данных при его жизни.
Как следует из наследственных дел, запрошенных судом, Иванов В.В. наследником после смерти П.П.Е., последовавшей 28.07.1996, не является.
Согласно свидетельству о праве на наследство по закону от 05.08.1997, наследником к имуществу П.П.Е., является сын - П. Г.П. (л.д. 83).
Из свидетельства о праве на наследство по завещанию от 22.01.1999 следует, что наследником после смерти П.Г.П., умершего 18.07.1998, является его сын П. Р.Г., по завещанию (л.д. 127-129).
С учетом приведенных положений закона оспариваемый Ивановым В.В. ответ принят уполномоченным должностным лицом в установленном порядке и в предусмотренный срок, в нем содержится указание на основание принятого решения, и ссылка на закон.
Доказательств того, что наследники П.П.Е., сам он при жизни давали согласие на обработку его персональных данных, не имеется.
Кроме того, предоставлены Ивановым В.В. административному ответчику документы 17.05.2023, не подтверждают даже родство заявителя с П.П.Е.
Решением Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга от 27.06.2023, вступившего в законную силу только 28.07.2023, внесены изменения в запись акта о рождении П. Т. П., < дд.мм.гггг > года рождения (актовая запись от 29.09.1943 < № >, составленная Народным Комиссариатом Внутренних Дел СССР Ламское районное Бюро ЗАГС Тамбовской области), изменив в графе Отец данные отца П. Т. П. в отчестве отца с «Георгиевич» на «Егорович», в связи с чем 03.08.2023 было получено повторное свидетельство о рождении П. Т. VI- АИ < № >, в котором в графе Отец П. Т. П. указан П.П.Е. (л.д. 15).
Кроме того, ответ ГУ МВД России по Воронежской области от 28.05.2023 права административного истца не нарушал, так как не препятствовал ему при предъявлении необходимых документов, реализовать право на получение копии заявления о выдаче паспорта П.П.Е., что и было осуществлено Ивановым В.В. в период рассмотрения данного дела.
Согласно полученного ответа от 13.12.2023 ГУ МВД России по Воронежской области на заявление Иванова В.В. от 06.12.2023 < № >, П.П.Е. паспортом гражданина РФ не документировался, в архивной картотеке заявление о выдаче паспорта гражданина СССР, образца 1974 года отсутствует.
На основании изложенного, требования административного иска являются не обоснованными и удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 14, 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░