Дело № 2-6250\2014
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
11 декабря 2014 года г.Кызыл
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе: судьи Некрасовой Ю.Г., при секретаре Куулар В.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску О к Агентству по делам семьи и детей Республики Тыва, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва об обязании предоставить жилое помещение, с участием : истца О.., представителя истца М представителя ответчика А представителя ответчика Ш
У С Т А Н О В И Л:
Истица обратилась в суд с иском к Агентству по делам семьи и детей Республики Тыва, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва об обязании предоставить жилое помещение, указывая на то, что она является сиротой, единственный родитель М. умерла ДД.ММ.ГГГГ. В связи с отсутствием закрепленного жилого помещения истица принята на учет в Мэрии г. Кызыла Республики Тыва. ДД.ММ.ГГГГ по акту передачи истица поставлена на учет в Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва и включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях. Однако, Агентство по делам семьи и детей РТ до настоящего времени жилым помещением не обеспечило, договор социального найма с ней не заключала, в связи с чем истица вынуждена в настоящее время снимать квартиру. К настоящему времени истица достигла совершеннолетия, окончила среднее профессиональное образовательное учреждение. Истица в письменной форме обращалась в Агентство по делам семьи и детей РТ и Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва с просьбой предоставить жилое помещение, на что Агентство по делам семьи и детей РТ отказало в предоставлении жилья, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва не дало никакого ответа, тем самым отказало в предоставлении жилья. Просит обязать Агентство по делам семьи и детей РТ, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва предоставить О на территории г. Кызыла Республики Тыва жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору социального найма, соответствующее санитарным и техническим требованиям, площадью не ниже установленных социальных норм.
В судебном заседании истица О пояснила, что она сирота, состоит на учете детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, в настоящее время совершеннолетняя, имеет среднее специальное образование, жилья не имеет.
Представитель истца М поддержал исковое заявление по указанным в нем основаниям.
Представитель ответчика Агентства по делам семьи и детей РТ А действующая на основании доверенности, с иском не согласился, указав, что истица действительно включена в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья, однако Агентство лишь формирует такой список, поэтому надлежащим ответчиком по требованию о предоставлении жилья не является. При поступлении бюджетных средств строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, ведется Минстроем РТ, а после принятия жилья в эксплуатацию, распределяется Министерством земельных и имущественных отношений..
Представитель ответчика Министерства земельных и имущественных отношений РТ Ш., действующая на основании доверенности, с иском не согласилась, указав, что заказчиком в соответствии с программой, утвержденной Правительством РТ, является Агентство по делам семьи и детей РТ, Министерство не имеет возможности предоставить жилье, поскольку в собственности республики такого специализированного жилищного фонда нет. Просила, случае удовлетворения иска, предоставить срок для исполнения решения не менее 1 года.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрены для детей, оставшиеся без попечения родителей, к которым относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к которым отнесены лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение.
В соответствии со ст. 8 указанного выше Федерального закона, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список). В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
Статьей 8 Закона Республики Тыва от 26.11.2004 N 918 ВХ-1 (ред. от 15.03.2013) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти Республики Тыва, осуществляющим функции по реализации государственной политики в отношении семьи и детей (далее - уполномоченный орган исполнительной власти Республики Тыва), на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном статьей 8.3 настоящего Закона, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Уполномоченный орган исполнительной власти Республики Тыва осуществляет контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений. Уполномоченный орган исполнительной власти Республики Тыва в порядке, установленном статьей 8.1 настоящего Закона, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с частью 1 настоящей статьи.( п.3). Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п.5).
Согласно ст. 8.1 указанного Закона РТ, Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) ведется по форме согласно приложению 1 к настоящему Закону(п.1). Включение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в список осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты и времени поступления в уполномоченный орган исполнительной власти Республики Тыва заявления и необходимых документов(п.2).
В силу ст. 8.3 Закона РТ Жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются гражданам, включенным в список, при наступлении обстоятельств, предусмотренных абзацами вторым и третьим части 1 статьи 8 настоящего Закона, на основании заявления указанного гражданина и решения уполномоченного органа исполнительной власти Республики Тыва о наличии у заявителя оснований для предоставления ему указанного жилого помещения. Уполномоченный орган исполнительной власти Республики Тыва направляет копию принятого решения в течение 10 дней со дня его принятия в орган исполнительной власти Республики Тыва, осуществляющий функции по управлению государственным имуществом, и уведомляет заявителя о принятом решении(п 1). Заявление гражданина, указанного в части 1 настоящей статьи, подлежит регистрации уполномоченным органом исполнительной власти Республики Тыва. Лицам, обратившимся с таким заявлением, выдается расписка в его получении и указывается дата получения (п.2). На основании решения, указанного в части 1 настоящего Порядка, орган исполнительной власти Республики Тыва, осуществляющий функции по управлению государственным имуществом, по мере формирования специализированного жилищного фонда и с учетом даты подачи заявления о предоставлении гражданам, указанным в части 1 статьи 8 настоящего Закона, жилых помещений специализированного жилищного фонда принимает решение о предоставлении специализированных жилых помещений гражданам, указанным в части 1 статьи 8 настоящего Закона, на территории соответствующего городского округа или муниципального образования и заключении договора найма специализированного жилого помещения на пятилетний срок. Указанные договоры найма специализированного жилого помещения являются основанием для вселения граждан, указанным в части 1 статьи 8 настоящего Закона, в предоставляемые специализированные жилые помещения (п.3).
Постановлением Правительства Республики Тыва от 10.07.2013 N 414 "Об уполномоченном органе исполнительной власти Республики Тыва по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Республики Тыва" Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва определено уполномоченным органом исполнительной власти Республики Тыва по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Республики Тыва.
Согласно свидетельству о рождении матерью О, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является М, отцом- О. (актовая запись <данные изъяты> сельский совет <данные изъяты> Тувинской АССР)
Согласно справки о рождении О, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сведения об отце ребенка внесены на основании заявлении матери-М
Согласно свидетельству о смерти, М, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка с<данные изъяты>, умерла ДД.ММ.ГГГГ. (актовая запись о смерти <данные изъяты> г. ОЗАГС в <данные изъяты> РТ).
Таким образом, после смерти матери, О. приобрела статус сироты.
Как следует из уведомления, представленного Управлением Росреестра по РТ, сведения о наличии у О на праве собственности недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют( проверка произведена за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г.).
Согласно заявлениям от ДД.ММ.ГГГГ, О. обращалась в Агентство по делам семьи и детей РТ и Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва с заявлением о предоставлении жилого помещения.
Согласно письму Агентства по делам семьи и детей РТ от ДД.ММ.ГГГГ О включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, номер очереди ДД.ММ.ГГГГ
В судебном заседании факт включения О. в вышеуказанный список и право на предоставление жилого помещения истице ответчиками не оспаривались.
Таким образом, как следует из материалов дела, О. собственного жилья, или жилья, предоставленного ей по договору социального найма не имеет, была постановлена на учет нуждающихся в жилом помещении как лицо из числа детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, до настоящего времени жильем не обеспечена.
Определяя надлежащего ответчика по требованию об обязании предоставить жилое помещение,, суд считает, что обязанность по предоставлению О жилого помещения подлежит возложению на Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва, поскольку именно данный орган государственной власти в силу Положения о Министерстве земельных и имущественных отношений РТ, утвержденного Постановлением Правительства РТ 591 от 14.05.2007г. ( в редакции от 30.11.2012г.), осуществляет функции по управлению государственным имуществом. Поэтому Агентство по делам семьи и детей РТ является ненадлежащим ответчиком по данному спору, и требования истца в части требований к этому ответчику не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, суд признает иск О. к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва об обязании предоставить жилое помещение обоснованным и подлежащим удовлетворению, следует обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва предоставить О. жилое помещение на условиях договора найма специализированного жилого помещения в виде благоустроенного жилого помещения на территории г. Кызыла, в соответствии с установленными на день вынесения решения суда нормами жилой площади не менее 12,5 кв.м., соответствующее установленным санитарным нормам и техническим требованиям. При этом срок для предоставления жилого помещения О суд определяет в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку считает данный срок, с учетом отсутствия жилых помещений специализированного жилищного фонда, предназначенного для предоставления детям –сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, разумным и реальным, отвечающим интересам как самой истицы, так и интересам третьих лиц.
Руководствуясь ст. 194,198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования О к Агентству по делам семьи и детей Республики Тыва, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва об обязании предоставить жилое помещение удовлетворить частично.
Обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу предоставить О на условиях договора найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение на территории города Кызыла общей площадью не менее 12,5 кв.метра, соответствующее установленным санитарным нормам и техническим требованиям..
В удовлетворении требований к Агентству по делам семьи и детей Республики Тыва отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Кызылский городскому суд.
Мотивированное решение изготовлено 17 декабря 2014 года.
Судья Ю.Г. Некрасова