Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Катайский районный суд Курганской области в составе: председательствующего судьи Бутаковой О. А.при секретаре Таланкиной А. С.
с участием представителя административного ответчика Лебедкина Г. В.
рассмотрел в открытом судебном заседании 9 марта 2022 года в г. Катайске Курганской области административное дело № 2а-97/2022 по административному исковому заявлению Боровских Юлии Михайловны к администрации Верхнетеченского сельсовета Катайского района Курганской области о признании незаконным действие (бездействие),
установил:
Боровских Ю. М. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации Верхнетеченского сельсовета Катайского района Курганской области (далее - администрация Верхнетеченского сельсовета), согласно которому просила признать незаконным действие (бездействие), выразившееся в непредоставлении ответа по существу вопроса, поставленного в обращении от 12.11.2021; обязать рассмотреть повторно заявление от 12.11.2021; взыскать расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Требования мотивированы тем, что с декабря 2015 г. она со своей семьей на основании постановки её и её семьи на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении 15.12.2014 и договора социального найма жилого дома муниципального жилищного фонда № 16 от 29.12.2015 зарегистрирована и проживает в квартире, расположенной по адресу: .... Наймодателем по условиям договора выступило муниципальное образование Лобановский сельсовет. Квартира была предоставлена ей в бессрочное владение и пользование. На момент заключения договора квартира находилась в государственной собственности. В настоящее время квартира имеет кадастровый №, на основании записи в Росреестре от 05.09.2019 числится собственностью муниципального образования Ветхнетеченский сельсовет. 12.11.2021 она обратилась в администрацию Верхнетеченского сельсовета с заявлением о заключении договора социального найма жилого помещения и оформления его в соответствии с требованиями жилищного законодательства. Письмом от 29.12.2021 № 274 администрация пояснила, что занимаемое ею жилое помещение является собственностью Верхнетеченского сельсовета, для неё подготовлен договор коммерческого найма, ей необходимо явиться в администрацию для подписания договора. Она считает такие действия административного ответчика незаконными и необоснованными, поскольку фактически ей отказано в удовлетворении заявления без обоснования принятого решения. Довод о том, что занимаемое ею жилое помещение относится к помещениям коммерческого найма, ничем не подтвержден. Действующим законодательством муниципалитетам не предоставлено право заниматься коммерческой деятельностью, они распоряжаются муниципальным имуществом и бюджетными средствами. В соответствии с положениями п. 3 ст. 5 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов. Приведенные ею в обращении доводы о том, что в занимаемом жилом помещении она с семьей проживает с 2015 г. на законных основаниях административный ответчик не принял во внимание и ответ по существу вопроса о заключении договора социального найма не дал (л. д. 6-8).
Определением суда от 09.03.2022 производство по административному делу в части требования об обязании повторно рассмотреть заявление от 12.11.2021 прекращено в связи с отказом административного истца от данного требования (л. д. 90-91).
В судебное заседание административный истец Боровских Ю. М. не явилась, согласно ходатайству просила рассмотреть дело без её участия (л. д. 8), в заявлении об отказе от административного иска частично указала, что на оставшейся части заявленных требований она настаивает, обращает внимание суда на то, что бездействие администрации послужило основанием для её обращения за защитой нарушенного права в суд (л. д. 86).
Представитель административного ответчика администрации Верхнетеченского сельсовета Галунчиков Г. В., действующий на основании решения от 15.05.2019 № 16 (л. д. 33), в судебном заседании административные исковые требования не признал по доводам, изложенным в отзыве, согласно которому в соответствии с действующим законодательством жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании решений органа местного самоуправления. Решением Лобановской сельской Думы от 07.03.2019 № 105 «О ликвидации Лобановского сельсовета» в соответствии с законом Курганской области от 31.10.2018 № 125 путем преобразования муниципальных образований Верхнетеченский сельсовет и Лобановский сельсовет были объединены указанные сельсоветы без изменения границ муниципальных образований, определено место представительного органа вновь образованного муниципального образования населенный пункт – село Верхняя Теча. Актом передачи имущества, находящегося в собственности муниципального образования Лобановский сельсовет, от 28.08.2019 № 2 было передано вновь образованному муниципальному образованию Верхнетеченский сельсовет имущество, в том числе квартира, расположенная по адресу: .... В указанной квартире с 2015 года проживает и зарегистрирована со всеми членами семьи Боровских Ю. М., основанием для её заселения послужил договор социального найма жилого дома муниципального жилищного фонда № 16 от 29.12.2015, заключенный между муниципальным образованием Лобановский сельсовет в лице Главы Бобровой Л. В. и Боровских Ю. М. В разделе 7 указанного договора определен срок действия договора – 5 лет, который истек 29.12.2020, кроме того, при заключении договора не соблюдено условие об обязательной государственной регистрации. Постановлением администрации Верхнетеченского сельсовета от 20.09.2012 № 39 утвержден регламент предоставления муниципальной услуги по установлению порядка признания граждан малоимущими и нуждающимися в получении жилых помещений в целях постановки на учет и предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма на территории Верхнетеченского сельсовета Катайского района Курганской области. Получателем муниципальной услуги являются граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Верхнетеченского сельсовета. За получением данной услуги Боровских Ю. М. в администрацию сельсовета не обращалась, также не числилась и в списках Лобановского сельсовета, поэтому она не имела оснований для заключения договора социального найма. Поскольку Боровских Ю. М. не числится в категории малоимущих и нуждающихся в получении жилых помещений, она была письменно приглашена в администрацию Верхнетеченского сельсовета для подписания договора коммерческого найма (л. д. 26-28).
Заслушав представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что требование Боровских Ю. М. к администрации Верхнетеченского сельсовета о признании незаконным действие (бездействие) не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Право на судебную защиту своих прав и свобод, включая право на доступ к правосудию, представлено в Конституции Российской Федерации, с одной стороны, как всеобщее субъективное неотчуждаемое основное право каждого, а с другой - как общеправовой конституционный принцип и как универсальная гарантия реализации всех иных конституционных прав и свобод в соответствии со статьями 17, 18, частями 1 и 2 статьи 46, статьей 52 Конституции, а также согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.
В частности, в соответствии со статьями 46, 47 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами, регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Согласно частям 1 и 3 статьи 10 указанного Закона государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:
1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;
2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;
3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;
4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов;
5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
В обоснование заявленного требования Боровских Ю. М. ссылается на обращение к административному ответчику с заявлением от 12.11.2021 о заключении с ней договора социального найма жилого помещения, в котором она проживает вместе с семьей, приложив при этом расписку администрации Верхнетеченского сельсовета от 06.12.2021 (л. д. 16, 17).
Однако, судом на основании пояснений представителя административного ответчика и представленных им доказательств установлено, что административный истец Боровских Ю. М. 06.12.2021 обратилась в администрацию Верхнетеченского сельсовета с заявлением от 02.12.2021, а не от 12.11.2021, в котором просила заключить с ней договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: ..., указав, что проживает в нем со своей семьей на основании договора социального найма № 16 от 29.12.2015, заключенного с муниципальным образованием Лобановский сельсовет (л. д. 60, 62).
Из расписки административного ответчика от 06.12.2021 о получении документов, представленной административным ответчиком, следует, что от Боровских Ю. М. принято к рассмотрению заявление от 02.12.2021, а также копии документов: свидетельства о рождении, паспортов, договора социального найма № 16 от 29.12.2015 и дополнительного соглашения МО Лобановский сельсовет от 12.04.2016 (л. д. 62).
Ответ на указанное обращение Боровских Ю. М. административным ответчиком дан 29.12.2021 (л. д. 63), который направлен на адрес электронной почты административного истца в тот же день (л. д. 63, 64), то есть в установленный законом срок, и подписан главой Верхнетеченского сельсовета, то есть уполномоченным лицом.
В ответе указано, что в настоящее время занимаемое административным истцом жилое помещение является собственностью Верхнетеченского сельсовета Катайского района и относится к помещениям коммерческого найма, в связи с чем заявителю предложено заключить договор коммерческого найма (л. д. 18, 63).
Получение указанного ответа на обращение в установленный законом срок административным истцом не оспаривается, что опровергает факт бездействия административного ответчика и непредоставление ответа по существу вопроса, поставленного в обращении от 02.12.2021.
Ответ дан заявителю именно по существу поставленного в обращении вопроса и с учетом приложенных к заявлению документов.
Само по себе несогласие заявителя с предоставленным ответом не означает бездействие или незаконности действия административного ответчика.
В случае несогласия с полученным ответом заявитель вправе обратиться в суд в порядке гражданского судопроизводства с заявлением о понуждении заключить договор социального найма.
Кроме того, судом установлено, что Боровских Ю. М. 01.10.2021 обращалась в администрацию Верхнетеченского сельсовета с заявлением об ознакомлении с муниципальными актами о порядке заключения договора социального найма жилого помещения путем направления на адрес электронной почты администрации Верхнетеченского сельсовета (л. д. 56, 58).
Из ответа администрации Верхнетеченского сельсовета от 29.10.2021, направленного на адрес электронной почты Боровских Ю. М. в тот же день (л. д. 57, 59), следует, что в полномочия органов местного самоуправления входит обеспечение проживающих на территории Верхнетеченского сельсовета и нуждающихся в жилых помещениях, другие граждане при наличии свободного жилья принадлежащего муниципальному образованию Верхнетеченского сельсовета, могут заключать договоры коммерческого найма жилого помещения. Кроме того, в ответе указано, что для ознакомления направляется постановление администрации Верхнетеченского сельсовета от 20.09.2012 № 39 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги по установлению порядка признания граждан малоимущими и нуждающимися в получении жилых помещений в целях постановки на учет и предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма на территории Верхнетеченского сельсовета Катайского района Курганской области».
В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Оснований для признания незаконным действие (бездействие) администрации Верхнетеченского сельсовета, выразившегося в предоставлении заявителю ответа отличного от того, который последний ожидал, не имеется.
В соответствии с пунктом 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
Ввиду отказа в удовлетворении административного искового заявления ходатайство о возмещении судебных расходов административного истца также подлежит отказу в удовлетворении.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░: ░. ░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 11 ░░░░░ 2022 ░░░░.