КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Дело № 3а-11/2024
УИД 39OS0000-01-2023-000253-54
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 января 2024 года г. Калининград
Калининградский областной суд в составе:
председательствующего судьи Шубина Д.В.
при секретаре Макаревской А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Роменко Алексея Владимировича к ГБУ КО «Центр кадастровой оценки и мониторинга недвижимости», Правительству Калининградской области об оспаривании решения и установлении кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества в размере его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Роменко А.В. обратился с административным иском в суд, указав, что является собственником нежилого здания №, общей площадью 1487,4 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Кадастровая стоимость этого здания по состоянию на 1 января 2021 года определена в сумме 28652619,14 рублей. Административным истцом была назначена оценка рыночной стоимости этого объекта. Согласно отчету об оценке №334К-2023 от 28 июня 2023 года, изготовленному оценщиком АНО «Калининградское бюро судебной экспертизы и оценки» Щавелевой Е.Н., рыночная стоимость здания № по состоянию на 01 января 2023 года составляет 10700000 рублей. Административный истец обратился в ГБУ КО «Центр кадастровой оценки и мониторинга недвижимости» с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости данного объекта недвижимости. Решением от 26 июля 2023 года №ОРС-39/2023/000570 в удовлетворении заявления было отказано. Несоответствие кадастровой и рыночной стоимости нежилого здания № нарушает его права собственника. Просит признать незаконным и отменить решение ГБУ КО «Центр кадастровой оценки и мониторинга недвижимости» от 26 июля 2023 года №ОРС-39/2023/000570 и согласно уточненным требованиям установить кадастровую стоимость нежилого здания № равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2023 года в 9170000 рублей.
Представитель административного истца Роменко А.В. Рубашкин В.В. административные исковые требования поддержал по изложенным в административном исковом заявлении обстоятельствам, выразил согласие с результатом судебной экспертизы.
Представитель административного ответчика ГБУ КО «Центр кадастровой оценки и мониторинга недвижимости» Михайлова Т.А. против удовлетворения заявленных административных исковых требований возражала.
Административный ответчик Правительство Калининградской области, заинтересованные лица администрация городского округа «Город Калининград», Управление Росрееестра по Калининградской области о рассмотрении дела извещены надлежаще, их представители в судебное заседание не явились, не возражали против рассмотрения дела в их отсутствие.
С учётом положений части 4 статьи 247 КАС РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав представителей административного истца, административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В соответствии с ч. 1 ст. 22.1 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» кадастровая стоимость здания, помещения, сооружения, объекта незавершенного строительства, машино-места, земельного участка может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц.
В силу ч. 15 этой же статьи решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Федеральным законом N 269-ФЗ в Федеральный закон N 237-ФЗ введена статья 22.1, регулирующая вопросы установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости и оспаривания ее результатов, которая вступила в силу 11 августа 2020 года.
В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона N 269-ФЗ до 1 января 2023 года устанавливается переходный период применения статей 22 и 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 6 Федерального закона N 269-ФЗ в течение переходного периода высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации может быть принято решение о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости (далее - Решение).
В силу пункта 3 части 2 статьи 6 Федерального закона N 269-ФЗ с даты, указанной в Решении (в случае отсутствия Решения - с 1 января 2023 года), в субъекте Российской Федерации:
1) применяются положения статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в ЕГРН;
2) не применяются положения статьи 22 Федерального закона N 237-ФЗ;
3) рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в соответствии со статьей 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ не осуществляется.
Если в субъекте Российской Федерации принято решение о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, то независимо от того, на основании какого закона была определена кадастровая стоимость объекта недвижимости, оспаривание результатов определения такой кадастровой стоимости возможно только по правилам статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ, то есть после 1 января 2023 года или с даты, указанной в Решении, может быть оспорено только решение бюджетного учреждения, принятое в соответствии со статьей 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ.
Постановлением Правительства Калининградской области от 24 ноября 2021 г. №754 «О дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости» установлена дата перехода к применению положений ст. 22.1 Федерального закона от 03.07.2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости – 1 декабря 2021 года. Таким образом, с указанной даты на территории Калининградской области подлежат применению положения статьи 22.1 Закона № 237-ФЗ.
Установлено, что Роменко А.В. является собственником нежилого здания №, общей площадью 1487,4 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Постановлением Правительства Калининградской области №753 от 24 ноября 2021 года по состоянию на 1 января 2021 года кадастровая стоимость этого здания определена в сумме 28652619,14 рублей.
По инициативе Роменко А.В. была произведена оценка рыночной стоимости здания №. Согласно отчету об оценке №334К-2023 от 28 июня 2023 года, изготовленному оценщиком АНО «Калининградское бюро судебной экспертизы и оценки» Щавелевой Е.Н., рыночная стоимость здания № по состоянию на 01 января 2023 года составляет 10700000 рублей.
Роменко А.В. 29 июня 2023 года обратился в ГБУ «Центр кадастровой оценки и мониторинга недвижимости» с заявлением об установлении кадастровой стоимости нежилого здания № в размере его рыночной стоимости, установленной отчетом об оценке №334К-2023 от 28 июня 2023 года. Решением ГБУ «Центр кадастровой оценки и мониторинга недвижимости» от 26 июля 2023 года №ОРС-39/2023/000570 в удовлетворении заявления было отказано. Как следует из решения, причиной отказа стало нарушение требований ст.ст. 11,15 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в связи отсутствием в отчете об оценке, составленном в форме электронного документа, усиленной квалифицированной электронной подписи оценщика, составившего отчет, а также указанием в отчете об оценке федеральных стандартов оценки, утративших силу и отказа оценщика от использования основного действующего стандарта оценки «Оценка недвижимости» (ФСО №7).
Согласно заключению эксперта ООО «Центр оценки недвижимости и консалтинга» Окомелко Н.В. №42-12/ЭС-2023 от 15 декабря 2023 года, отчет об оценке №334К-2023 от 28 июня 2023 года выполнен с нарушением законодательства об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки. Рыночная стоимость нежилого здания № по состоянию на 01 января 2023 года составляет 9170000 рублей.
Данное заключение эксперта выполнено компетентным экспертом, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, оно содержит подробное описание проведенного исследования. Заключение основано на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе научных и практических данных, изложенные в нем суждения достаточным образом мотивированы, полученные результаты не допускают их неоднозначное толкование, приведенные в заключении ответы соответствуют поставленным вопросам и носят исчерпывающий характер.
При таких обстоятельствах оснований для признания незаконным и отмене решения от 26 июля 2023 года №ОРС-39/2023/000570 не имеется, так как эксперт пришел к выводу о недостоверности отчета об оценке №334К-2023 от 28 июня 2023 года, в том числе по тем же основаниям, что и ГБУ КО «Центр кадастровой оценки и мониторинга недвижимости».
Вместе с тем, из заключения эксперта следует, что кадастровая стоимость нежилого здания № по состоянию на 01 января 2023 года не соответствует его рыночной стоимости. Руководствуясь вышеприведенными положениями законодательства, ч. 1 ст. 245 КАС РФ, суд полагает необходимым установить кадастровую стоимость данного объекта недвижимого имущества по состоянию на 01 января 2023 года равной его рыночной стоимости, определенной заключением эксперта №42-12/ЭС-2023 от 15 декабря 2023 года – 9170000 рублей.
Права административного истца, нарушенные несоответствием внесённой в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости находящегося у него в собственности объекта недвижимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости этого объекта, равной рыночной.
Руководствуясь статьями 175-180, 248-249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░» №░░░-39/2023/000570 ░░ 26 ░░░░ 2023 ░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ №, ░░░░░░░░ 1487,4 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 1 ░░░░░░ 2023 ░░░░ ░ ░░░░░ 9170000 ░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░ ░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░» - 29 ░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 22 ░░░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░