Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-480/2021 ~ М-430/2021 от 29.10.2021

Дело № 3а-480/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербург 22 декабря 2021 года

Ленинградский областной суд в составе:

председательствующего судьи Боровского В.А.,

при секретаре Б.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ротенберга Б.Р. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,

установил:

Ротенберг Б.Р. обратился в Ленинградский областной суд с административным иском, в котором просит:

установить кадастровую стоимость земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>: с кадастровым номером № в размере его рыночной стоимости, равной 23 643 900 руб. по состоянию на 10 августа 2021 года, с кадастровым номером № в размере его рыночной стоимости, равной 23 643 900 руб. по состоянию на 10 августа 2021 года (далее также – земельные участки);

обязать административного ответчика Управления Росреестра по Ленинградской области внести в ЕГРН в качестве кадастровой стоимости объектов недвижимости: с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, его рыночную стоимость в размере 643 900 руб., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, его рыночную стоимость в размере 643 900 руб.

В обоснование требований указано, что административный истец являлся собственником в праве общей долевой указанных земельных участков, в отношении которых определена кадастровая стоимость, превышающая их рыночною стоимость, что следует из отчета об оценке ООО «<данные изъяты>». Завышенная кадастровая стоимость земельных участков, из которой исчисляется налог, нарушает права административного истца, как налогоплательщика.

К участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены: Управление Росреестра по Ленинградской области, Правительство Ленинградской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация муниципального образования «Громовское сельское поселение» Приозерского муниципального района Ленинградской области и дачное некоммерческое партнерство «Барсуково».

В представленных ранее письменных возражениях представитель административного ответчика Правительства Ленинградской области Захарчук А.Г. считала, что Правительство Ленинградской области является ненадлежащим ответчиком, при этом указала, что кадастровая стоимость земельных участков определена по правилам, установленным ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

В письменном отзыве относительно заявленных требований представитель Управления Росреестра по Ленинградской области Сердцева Д.Ю. вопрос об удовлетворении требований оставляет на усмотрение суда, указала, что кадастровая стоимость земельных участков определена исходя из их площади и удельного показателя кадастровой стоимости 563,82 руб./кв.м, установленного постановлением Правительства Ленинградской области от 30.12.2010 N 383. Дата внесения (определения) кадастровой стоимости – 10.08.2021. Обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, возложена на административного истца. Управление не имеет самостоятельных возражений по существу предъявленных требований. Просит рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления Росреестра по Ленинградской области.

В представленном отзыве на административное исковое заявление представитель ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» Тверской Д.Э. указывает, что результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан утверждены постановлением Правительства Ленинградской области от 30.12.2010 № 383, а ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» не является уполномоченным органом на самостоятельное принятие решения об изменении кадастровой стоимости земельного участка, результаты государственной кадастровой оценки не утверждало, рассмотрение заявленных требований об установлении кадастровой стоимости оставил на усмотрение суда, а в части обязания Управления Росреестра по Ленинградской области внести в ЕГРН в качестве кадастровой стоимости земельных участков их рыночную стоимость просил отказать. Также заявил ходатайство о проведении судебного разбирательства в свое отсутствие.

Представитель администрации муниципального образования «Громовское сельское поселение» Приозерского муниципального района Ленинградской области Кутузов А.П. оставил разрешение требований административного истца на усмотрение суда, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации.

В судебное заседание административный истец Ротенберг Б.Р. не явился направил в суд своего, представителя Костко Ю.В, являющегося также представителем заинтересованного лица ДНП «Барсуково», который административное исковое заявление поддержал.

Представитель административного ответчика Правительства Ленинградской области Яровая И.А. вопрос об удовлетворении требования об установлении кадастровой стоимости оставила на усмотрение суда, ссылаясь на представленные в суд в письменной форме возражения.

Представители Управления Росреестра по Ленинградской области и ФГБУ «ФКП Росреестра», заинтересованное лицо администрация муниципального образования «Громовское сельское поселение» Приозерского муниципального района Ленинградской области в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.

В силу ч. 4 ст. 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) неявка названных представителей не препятствует рассмотрению дела по существу в их отсутствие.

Заслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В силу пункта 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Согласно ст.1 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Закон № 237-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации.

В соответствии со ст. 24 Закона № 237-ФЗ государственная кадастровая оценка, проведение которой начато до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, и оспаривание результатов такой государственной кадастровой оценки проводятся в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности).

Согласно ст.24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Исходя из положений ст.24.19 Закона об оценочной деятельности, при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.

В пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что датой определения кадастровой стоимостью объектов недвижимости, указанных в ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности, является дата внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об образовании нового или выявлении ранее не учтенного объекта недвижимости либо дата внесения сведений об изменении качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, повлекших изменение кадастровой стоимости.

Частью 1 статьи 245 КАС РФ закреплено право юридического лица и гражданина на обращение в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

В пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" указано, что результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены административным истцом в судебном порядке посредством предъявления, в том числе требования об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.

Постановлением Правительства Ленинградской области от 30.12.2010 № 383 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан на территории Ленинградской области.

В частности, среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости для земельных участков дачных объединений на территории Приозерского муниципального района Ленинградской области определено в размере 563,82 руб./кв. м.

Как указано в ст.24.20 Закона об оценочной деятельности, кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня начала применения кадастровой стоимости, изменяемой вследствие, в частности установления кадастровой стоимости в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Из выписок из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости (ЕГРН) от 10.08.2021 следует, что земельные участки с кадастровыми номерами № и № расположены по адресу: <адрес>, имеют категорию земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для дачного строительства, дата присвоения кадастрового номера – 10.08.2021. Сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные». Земельные участки принадлежат Ротенбергу Б.Р. и дачному некоммерческому партнерству «Барсуково» на праве общей долевой собственности.

В выписках из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ указано, что кадастровая стоимость в отношении каждого из указанных земельных участков определена по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 54859686руб.

Из представленного административным истцом в суд отчета ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ №.21 следует, что рыночная стоимость земельных участков по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ с кадастровым номером № составила 23643900 руб., с кадастровым номером № - 23643900 руб.

Данный отчет подготовлен оценщиком К., являющимся членом Саморегулируемой организации Ассоциации <данные изъяты>

В соответствии со ст.247 КАС РФ стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.

В силу ст.248 КАС РФ одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Как разъяснено в п.19 постановления Пленума ВС РФ от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», обязанность по доказыванию величины рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце, а если административный ответчик возражает против удовлетворения заявления, он обязан доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.

Исходя из вышеизложенного, по настоящему делу, вытекающему из публичных правоотношений, обязанность по доказыванию недостоверности заявленной административным истцом рыночной стоимости земельного участка лежит на административных ответчиках – Правительстве Ленинградской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» и Управление Росреестра по Ленинградской области.

При исследовании отчета об оценке от ДД.ММ.ГГГГ № судом установлено, что отчет содержит подробное описание проведённого оценщиками исследования, проведен анализ рынка и диапазон значений ценообразующих факторов, дано описание объектам оценки, изложены принятые допущения и ограничительные условия. В рамках исследования оценщиком использовался сравнительный подход с применением метода сравнения продаж. В отчёте указаны используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки, иные необходимые сведения, которые могут быть признаны достаточными, выводы оценщика мотивированы, изложены ясно, не допускают неоднозначного их толкования и не содержат противоречий, с учетом представленных к отчету письменных пояснений оценщика.

Доказательств, опровергающих изложенные в отчете выводы об установлении рыночной стоимости земельного участка, а также содержащих сведения об иной рыночной стоимости объектов недвижимости, административными ответчиками не представлено.

Поскольку документальных данных, содержащих сведения об иной рыночной стоимости заявленных объектов недвижимости, лицами, участвующими в деле, не представлено, ходатайство о проведении судебной экспертизы в целях определения рыночной стоимости ими не заявлено, суд приходит к выводу о возможности установления кадастровой стоимости земельных участков в размере равном их рыночной стоимости, определенном в соответствии с отчетом об оценке ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ №.21по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

С учетом требований ч.2 ст.247 КАС РФ суд не может согласиться с обоснованностью утверждения представителя Правительства Ленинградской области о том, что Правительство Ленинградской области не является надлежащим административным ответчиком по настоящему делу.

Вместе с тем правовых оснований для удовлетворения требований административного ситца обязать административного ответчика Управления Росреестра по Ленинградской области внести в ЕГРН в качестве кадастровой стоимости земельных участков их рыночную стоимость, у суда не имеется, поскольку в силу вышеуказанных положений ст.24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" названная обязанность возникает у органа регистрации прав в силу закона при установлении такой стоимости судом.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ 23 643 900 (░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░) ░░░. ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 10 ░░░░░░░ 2021 ░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ 23 643 900 (░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░) ░░░. ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 10 ░░░░░░░ 2021 ░░░░.

░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 12 ░░░░░░ 2022 ░░░░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

3а-480/2021 ~ М-430/2021

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Ротенберг Борис Романович
Ответчики
филиал ФГБУ "ФКП РОСРЕЕСТРА" по Ленинградской области
Управление Росреестра по Ленинградской области
Правительство Ленинградской области
Другие
ДНП "Барсуково"
Суд
Ленинградский областной суд
Судья
Боровской Владимир Анатольевич
Дело на сайте суда
oblsud--lo.sudrf.ru
29.10.2021Регистрация административного искового заявления
29.10.2021Передача материалов судье
02.11.2021Решение вопроса о принятии к производству
19.11.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
19.11.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.11.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
08.12.2021Предварительное судебное заседание
22.12.2021Предварительное судебное заседание
22.12.2021Судебное заседание
12.01.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.01.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.01.2022Дело оформлено
15.02.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее