Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1316/2019 ~ М-1208/2019 от 28.08.2019

Дело № 2а-1316/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Смоленск       25 сентября 2019 года

Заднепровский районный суд города Смоленска

В лице председательствующего судьи Степченковой Е.А.

При секретаре Редченковой М.А.

С участием административного истца Ивановой А.А., представителя административного истца Перзашкевича Е.Г., представителя административного ответчика, Администрации г. Смоленска, Колосовой С.Ю. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГг.), заинтересованных лиц Будякова С.А. и Будяковой Л.С.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ивановой А.А. к Администрации города Смоленска о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка под многоквартирным домом, возложении обязанности по устранению допущенных нарушений прав,

у с т а н о в и л:

Иванова А.А. обратилась в суд с административным иском к Администрации г. Смоленска, в котором просит:

- признать незаконным отказ Администрации г. Смоленска от ДД.ММ.ГГГГг. №-исх об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка под многоквартирным жилым домом, площадью <данные изъяты> категория земель: земли населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес>, подготовленной ООО «<данные изъяты>»;

- обязать административного ответчика утвердить схему расположения земельного участка под многоквартирным жилым домом, площадью <данные изъяты>., категория земель: земли населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес> подготовленную ООО «<данные изъяты>».

Обосновывая требования административного иска, Иванова А.А. указывает, что она, а также Будяков С.А., Будякова Л.С., Васяткин А.В. и Харламов В.В. являются собственниками квартир, расположенных в четырехквартирном, одноэтажном жилом доме по адресу: <адрес>

В целях реализации прав собственников помещений многоквартирного дома, на основании положений статьи 36 ЖК РФ, пунктов 3,4 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004г. №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» Иванова А.А. и остальные собственники помещений ДД.ММ.ГГГГг. обратились в Администрацию г. Смоленска с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка под многоквартирным жилым домом, площадью <данные изъяты>., категория земель: земли населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес>, подготовленной ООО «<данные изъяты>».

Письмом от ДД.ММ.ГГГГг. за № исх Администрация г. Смоленска отказала административному истцу в удовлетворении указанного заявления, сославшись на отсутствие проекта планировки и межевания.

Административный истец Иванова А.А. находит отказ Администрации г. Смоленска незаконным, не соответствующим требованиям пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, части 4 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004г. №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», противоречащим Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. №-П, правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации (л. д. 2-5).

Административный истец Иванова А.А., ее представитель Перзашкевич Е.Г. в судебном заседании поддержали требования административного иска в полном объеме, сославшись на вышеприведенные доводы и основания.

Представитель административного ответчика, Администрации г. Смоленска, Колосова С.Ю. административный иск Ивановой А.А. не признала, пояснив, что образование земельного участка под многоквартирным домом осуществляется в соответствии с проектом межевания территории, утвержденном в соответствии с Градостроительным кодексом РФ. На данную территорию проект планировки и межевания отсутствует, при этом недостаточное финансирование не позволяет Администрации г. Смоленска исполнить обязанность по формированию земельного участка под многоквартирным жилым домом, в котором проживает административный истец и заинтересованные лица.

Заинтересованные лица Будяков С.А. и Будякова Л.С. в судебном заседании полагали административный иск Ивановой А.А. обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Заинтересованные лица Васяткин А.В. и Харламов В.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещались надлежащим образом.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (без-действия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу части 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к их общему имуществу многоквартирного дома. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Конституционный Суд Российской Федерации, основываясь на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации), в Постановлении от 28 мая 2010г. №12-П указал, что федеральный законодатель в целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в таких домах установил в Жилищном кодексе Российской Федерации общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме (части 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации) а в Федеральном законе от 29 декабря 2004г. №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» - специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, который на нем расположен (статья 16 данного Федерального закона).

Из частей 2-5 статьи 16 указанного Федерального закона (с учетом разъяснений, приведенных в пунктах 66,67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010г. №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав») следует, что в случае, когда земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета.

Таким образом, переход земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме связан с завершением процесса формирования земельного участка и проведения государственного кадастрового учета.

При этом каких-либо актов государственной власти или органов местного самоуправления о предоставлении земельного участка или о возникновении права собственности не требуется, как и государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок в Едином государственном реестре недвижимости.

Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В данном случае собственник жилого помещения в многоквартирном доме как законный владелец земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 Гражданского кодекса Российской Федерации имеет право требовать устранения всяких нарушений прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка (пункт 67 вышеназванного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации).

На основании части 4 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.

Поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложены эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания. Обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти или в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2010г. №12-П).

В судебном заседании установлено, что Иванова А.А., Васяткин А.В., Будяков С.А., Будякова Л.С., ФИО10 зарегистрированы и проживают в жилых помещениях, расположенных в четырехквартирном жилом доме № в <адрес>, принадлежащих им на праве собственности (л. д. 8-13).

ДД.ММ.ГГГГг. собственники названных жилых помещений обратились в Администрацию г. Смоленска с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории под многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: <адрес> составленной ООО «<данные изъяты>» (л. д. 14-15).

В ответе от ДД.ММ.ГГГГг. за №-исх Администрация г. Смоленска уведомила собственников жилого дома № в <адрес> о том, что образование земельного участка под многоквартирным домом из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Проектом планировки и межевания застроенных территорий предусмотрено установление границ земельных участков, на которых расположены многоквартирные жилые дома с элементами озеленения и благоустройства в соответствии с нормативной документацией и др.

На данную территорию проект планировки и межевания отсутствует, в связи с чем в утверждении схемы расположения земельного участка Администрацией г. Смоленска отказано (л. д. 16).

Оценивая исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 06 октября 2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

На основании подп. 13 пункта 1 статьи 41 Устава города Смоленска утверждение подготовленной на основе генеральных планов города Смоленска документации по планировке территории относится к компетенции Администрации города Смоленска.

Проект межевания относится к документации по планировке территории, решение о подготовке которой по общим правилам принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления (пункт 2 части 4 статьи 41, часть 1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Следовательно, Администрация г. Смоленска в силу закона была обязана инициировать по обращению административного истца и иных собственников квартир в многоквартирном доме № в <адрес>, обратившихся в уполномоченный орган с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории под многоквартирным жилым домом, подготовку документации по планировке территории (проекту межевания), после чего сформировать земельный участок, являющийся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме.

Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

Отсутствие проведенных в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации мероприятий по публичным слушаниям, утвержденных проектов межевания застроенной территории и проекта планировки территории, не могут лишить собственников помещений в многоквартирном доме их законного права на формирование земельного участка под их жилым домом.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что отказ Администрации г. Смоленска в утверждении схемы расположения земельного участка в <адрес> не соответствует требованиям закона, нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку создает препятствия для дальнейшего оформления приобретаемых прав на земельный участок, необходимый для эксплуатации многоквартирного дома.

Таким образом, требования административного иска Ивановой А.А. в указанной части являются правомерными и подлежат удовлетворению.

В соответствии с частью 3 статьи 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений, прав, свобод и законных интересов административного истца.

В случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца и восстановить данные права (часть 9 статьи 227 КАС РФ).

В целях восстановления прав административного истца суд возлагает на Администрацию г. Смоленска обязанность повторно рассмотреть заявление от ДД.ММ.ГГГГг. об утверждении схемы расположения земельного участка под многоквартирным жилым домом № в <адрес>, подготовленной ООО «<данные изъяты>», в установленном порядке и надлежащим образом, с учетом обстоятельств, установленных при рассмотрении настоящего административного дела, указывающих на незаконность результатов его первоначального рассмотрения.

Правом самостоятельной проверки и рассмотрения заявления собственников помещений в многоквартирном доме об утверждении схемы расположения земельного участка суд не наделен, поскольку не может подменять органы местного самоуправления, обладающие в этом вопросе исключительной компетенцией.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

р е ш и л:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░░. №-░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░░ ░░░░░░: ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ «<░░░░░░ ░░░░░░>».

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░░. ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░░ ░░░░░░: ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ «<░░░░░░ ░░░░░░>».

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░     ░.░. ░░░░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 30 ░░░░░░░░ 2019░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-1316/2019 ~ М-1208/2019

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Иванова Анжела Александровна
Ответчики
Администрация г. Смоленска
Другие
Васяткин Андрей Вячеславович
Будякова Людмила Сергеевна
Харламов Валерий Васильевич
Будяков Сергей Александрович
Суд
Заднепровский районный суд г. Смоленска
Судья
Степченкова Екатерина Александровна
Дело на сайте суда
zadnepr--sml.sudrf.ru
28.08.2019Регистрация административного искового заявления
29.08.2019Передача материалов судье
02.09.2019Решение вопроса о принятии к производству
02.09.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.09.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.09.2019Судебное заседание
25.09.2019Судебное заседание
30.09.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.10.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.10.2019Дело оформлено
31.10.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее