Дело № 2а-1750/2023
УИД 75RS0023-01-2023-003008-24
РЕШЕНИЕ (не вступило в законную силу)
Именем Российской Федерации
25 июля 2023 года г.Чита, пр.Фадеева, 10А
Черновский районный суд г. Читы
в составе председательствующего судьи А.В. Петрова,
при секретаре Гантимуровой В.В.,
рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Забайкальскому краю к Шильников С.П. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, пени,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной налоговой службы по Забайкальскому краю (далее по тексту – УФНС России по Забайкальскому краю) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Шильников С.П. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, пени, мотивируя свои требования следующим образом:
На налоговом учете в Управлении Федеральной налоговой службы по Забайкальскому краю состоит в качестве налогоплательщика Шильников С.П., который в соответствии с п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации обязан уплачивать законно установленные налоги.
Согласно сведениям, содержащимся в базе данных инспекции, должник имеет в собственности недвижимое имущество, которое признается объектом налогообложения налога на имущество физических лиц.
Подробный расчет налога приведен в налоговом уведомлении № от ДД.ММ.ГГГГ за налоговый период 2017 года, в соответствии с п.1 ст. 409 НК РФ должник обязан уплатить налог на имущество физических лиц в установленные сроки, не позднее ДД.ММ.ГГГГ
В связи с неисполнением обязанности по уплате обязательных платежей в установленный срок, налоговым органом направлено налогоплательщику требование об уплате налога № от ДД.ММ.ГГГГ, которое исполнено частично.
№ требования, дата | Наименование обязательства | Вид платежа | сумма, руб. | погашено, руб. | остаток, руб. | Дата уплаты |
№ от ДД.ММ.ГГГГ | Транспортный налог | налог | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | ДД.ММ.ГГГГ |
пени | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | ДД.ММ.ГГГГ | ||
Налог на имущество физических лиц | налог | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | ||
пени | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | |||
<данные изъяты> | <данные изъяты> |
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № Черновского судебного района г. Читы вынесено определение об отмене судебного приказа в связи с представлением налогоплательщиком в суд возражений.
На основании изложенного просит суд:
1. Восстановить процессуальный срок на подачу административного искового заявления о взыскании обязательных платежей;
2. Взыскать с Шильников С.П. задолженность в обшей сумме <данные изъяты>, в том числе в пользу федерального бюджета:
- по налогу на имущество физических лиц за налоговый период 2017 года - <данные изъяты>
- пени по налогу на имущество физических лиц за налоговый период 2017 года в размере <данные изъяты>., начисленный за период с 04.12.2018г. по 27.01.2019г.
Административный истец – УФНС России по Забайкальскому краю о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела извещался надлежащим образом, своего представителя в суд не направил, причин неявки не сообщил, ходатайств об отложении рассмотрения дела на более поздний срок не заявлял, от его представителя Нимаева Р.Ш. действующей на основании доверенности, поступило заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие (л.д.__).
Административный ответчик Шильников С.П., о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела извещался надлежащим образом, что подтверждается имеющимися материалами дела (л.д.__), в суд не явился, причин неявки не сообщил, ходатайств об отложении рассмотрения дела на более поздний срок не заявлял.
В силу положений статьи 150 и части 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание сторон, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения дела, не препятствует проведению судебного разбирательства, в связи с чем суд находит возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие сторон, поскольку их неявка не препятствует рассмотрению дела по существу.
Исследовав материалы дела, суд установил следующее.
В соответствии со статьей 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Обязанность каждого гражданина РФ платить законно установленные налоги и сборы также установлена статьей 57 Конституции РФ.
На основании пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны, в том числе, уплачивать установленные налоги.
Пунктом 1 статьи 30 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей.
Исходя из подпунктов 9 и 14 части 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом; предъявлять в суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации или арбитражные суды иски (заявления): о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций).
Как следует из материалов дела, административный ответчик находится на учете по месту жительства налогоплательщика в УФНС России по Забайкальскому краю, в качестве налогоплательщика – физического лица, в обязанности которого входит уплата налога на имущество физических лиц.
В соответствии со сведениями, представленными налоговым органом в материалы дела, налогоплательщик имеет в собственности жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> <адрес>, <адрес> <адрес> (л.д.__).
В соответствии с налоговым уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ налогоплательщику не позднее ДД.ММ.ГГГГ необходимо уплатить налог на имущество физических лиц в сумме <данные изъяты>. за 2017 г. (л.д.__).
В связи с тем, что в установленные Налоговым кодексом РФ сроки должником соответствующие налоги уплачены не были, на сумму недоимки в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ налоговым органом начислены пени.
Налоговым органом должнику Шильников С.П. было направлено требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Согласно указанного требования Шильников С.П. было предписано в срок до ДД.ММ.ГГГГ уплатить соответствующие платежи (л.д.__).
Исходя из того, что налогоплательщик в добровольном порядке недоимку по налогу на имущество физических лиц, пени не уплатил, МИФНС России № по г. Чите обратилась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, а после отмены судебного приказа в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением.
Согласно представленной налоговым органом справке о наличии положительного (отрицательного) сальдо ЕНС по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ у Шильников С.П. имеется задолженность по сальдо по ЕНС в размере <данные изъяты> налога в размере <данные изъяты>., пени в размере <данные изъяты>., в том числе по транспортному налогу в размере <данные изъяты>., по налогу на имущество физических лиц в размере <данные изъяты>., по страховым взносам в бюджет фонда обязательного медицинского страхования в размере <данные изъяты>., по страховым взносам в бюджет пенсионного фонда Российской Федерации (с ДД.ММ.ГГГГ) в размере <данные изъяты>.(л.д.__).
Частью 1 статьи 32 Налогового кодекса РФ на налоговые органы возложены обязанности по соблюдению законодательства о налогах и сборах; осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов; ведение в установленном порядке учет организаций и физических лиц; по направлению налогоплательщику, налогового уведомления и (или) требования об уплате налога и сбора.
В соответствии с частью 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций.
Согласно пункту 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
На основании пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
В соответствии с частью 2 статьи 123.7 КАС РФ в случае вынесения судом определения об отмене судебного приказа, в определении указывается, что взыскатель вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в порядке, установленном главой 32 настоящего Кодекса.
Cогласно части 2 статьи 286 главы 32 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (ч.3 ст.48 НК РФ).
Как следует из материалов дела, определением от ДД.ММ.ГГГГ мирового судьи судебного участка № Черновского судебного района г. Читы на основании поступившего заявления Шильников С.П. был отменен судебный приказ, вынесенный ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № Черновского судебного района г. Читы о взыскании с Шильников С.П. задолженности по налогам, пени в размере <данные изъяты>. При этом МИФНС России № по г.Чите разъяснено право обратиться в суд с указанными требованиями в порядке искового производства (л.д.__). С административным исковым заявлением взыскатель обратился в Черновский районный суд г. Читы ДД.ММ.ГГГГ (л.д.__), то есть за истечением установленного срока для подачи административного искового заявления в суд.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом, поданное административное исковое заявление содержит ходатайство о восстановлении срока для подачи заявления о взыскании с указанием уважительных причин для его восстановления, поскольку об отмене судебного приказа налоговый был извещен путем получения копии соответствующего определения об отмене судебного приказа мирового судьи только ДД.ММ.ГГГГ. После получения сведений об отмене судебного приказа Управление Федеральной налоговой службы по Забайкальскому краю обратилось в установленный п.3 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации срок, в связи с чем суд находит обоснованными доводы административного истца об уважительности причин пропуска срока, в связи с чем суд находит возможным восстановить пропущенный срок подачи административного иска в суд.
Кроме того, при проверке соблюдения срока налоговым органом для обращения к мировому судье с заявлением о взыскании задолженности суд установил следующее.
Исходя из того, что сумма налога, сбора, подлежащая уплате, в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей (в редакции, действовавшей на момент обращения налогового органа с заявлением о вынесении судебного приказа).
Как разъяснено в п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от декабря 2016 года № 62 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве», истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в п. 2 ст. 48 Налогового Кодекса Российской Федерации является препятствием для выдачи судебного приказа.
Таким образом, проверка соблюдения сроков до обращения с заявлением о выдаче судебного приказа входит в компетенцию мирового судьи. Соответственно суд при рассмотрении административного иска после отмены судебного приказа обязан проверить лишь соблюдение установленного п.3 ст. 48 Налогового кодекса российской Федерации шестимесячного срока.
В рассматриваемом деле судебный приказ был вынесен мировым судьей, который не усмотрел правовых оснований к отказу в принятии заявления налогового органа (кассационные определения первого кассационного суда общей юрисдикции: от 13 декабря 2022 года по делу № 88а-33973/2022 и от 11 ноября 2022 года по делу № 88а-30125/2022).
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Объектом налогообложения, в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, федеральной территории «Сириус») следующее имущество:
1) жилой дом;
2) квартира, комната;
3) гараж, машино-место;
4) единый недвижимый комплекс;
5) объект незавершенного строительства;
6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
В целях настоящей главы дома и жилые строения, расположенные на земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, относятся к жилым домам.
Не признается объектом налогообложения имущество, входящее в состав общего имущества многоквартирного дома.
На основании статьи 405 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом признается календарный год.
Решением Думы городского округа «Город Чита» и от 27.11.2014 №71 «Об установлении налога на имущество физических лиц на территории городского округа «Город Чита» установлены налоговые ставки.
Исполнение обязанности по уплате налогов обеспечивается начислением пени.
В связи с тем, что в установленные Налоговым кодексом РФ сроки должником соответствующие налоги уплачены не были, на сумму недоимки в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ налоговым органом начислены пени.
Статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Из указанных норм следует, что пени являются мерой компенсационного характера, направленной на восстановление потерь связанных с фактом несвоевременной уплаты обязательных платежей.
Налоговый орган, обращаясь в суд с заявлением о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц, пени, указал, что у административного ответчика образовалась задолженность. Исходя из того, что возникшая задолженность не погашалась, налоговый орган обоснованно начислял на суммы недоимки пени.
На основании части 4 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
В ходе судебного разбирательства установлено, что в соответствии с расчетами пени налогоплательщиком уплата налогов производилась несвоевременно, в связи с чем налоговым органом начислены взыскиваемые суммы пени.
Согласно части 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществления расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
При проверке расчетов суд нарушений не установил.
На основании изложенного, а также учитывая, что согласно представленным материалам дела, взыскиваемые суммы задолженности по налогу на имущество физических лиц, пени по налогу на имущество физических лиц не уплачены в полном объеме, административные исковые требования налогового органа подлежат удовлетворению в полном объеме.
Доказательств уважительности причин неоплаты задолженности (напр. тяжелая болезнь, наличие на иждивении нетрудоспособных иждивенцев и пр.) в ходе рассмотрения дела не установлено и стороной ответчика о таких не заявлялось.
Расходы по государственной пошлине подлежат распределению в соответствии со статьей 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 111, 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░ №, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>., <░░░░░>, ░░░░░░░ № ░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ <░░░░░>, <░░░░░>, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ №, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░>, ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>., ░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░:
- ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2017 ░░░░ – <░░░░░░ ░░░░░░>.;
- ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2017 ░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>., ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 04.12.2018░. ░░ 27.01.2019░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░ № ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░<░░░░░>., <░░░░░>, ░░░░░░░ № ░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ <░░░░░>, <░░░░░> ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>. ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░. ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 04 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░ ░░░░░