Дело № 2-6318\15

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 ноября 2015 г. Канавинский районный суд г. Н.Новгорода в составе:

председательствующего судьи Корниловой Л.И.
при секретаре Васильевой Е.А.

рассмотрев в помещении суда гражданское дело по заявлению Федотовой Ирины Владимировны, Сыроегина Максима Владимировича о признании незаконным и отмене постановления нотариуса города Нижнего Новгорода Шокуровой Марины Алексеевны об отказе в совершении нотариального действия от 1 октября 2015 года, обязании нотариуса применить для исчисления размера госпошлины при выдаче свидетельства о праве на наследство по закону инвентаризационную стоимость имущества

УСТАНОВИЛ:

Заявители обратились в суд с настоящими требованиями, мотивируя следующим. Заявители являются наследниками после смерти Сыроегиной Е. И., умершей 22 февраля 2015 года. Наследственное дело открыто у нотариуса Шокуровой М.А. 18 мая 2015 года. В состав наследственного имущества входят 2 квартиры, расположенные в г. Н.Новгород. Нотариусу представлены данные об инвентаризационной стоимости указанных квартир. Заявители обратились к нотариусу и предложили оплатить госпошлину исходя из инвентаризационной стоимости наследственного имущества, им было отказано нотариусом в этом.

Просят: признать незаконным и отменить постановления нотариуса Шокуровой М.А. об отказе в совершении нотариального действия от 01 октября 2015 года; обязать нотариуса Шокурову М.А. применить для исчисления размера госпошлины за совершение нотариальных действий – выдачу свидетельства о праве на наследство по закону инвентаризационную стоимость имущества согласно архивной справке (№)- Нижний Новгород, (адрес обезличен) инвентаризационная стоимость: (данные обезличены)., архивной справки (№)- Нижний Новгород, (адрес обезличен) инвентаризационная стоимость- (данные обезличены)., взыскать судебные расходы.

В судебном заседании заявители поддержали свои требования.

Представитель нотариуса требования не поддержал. Считает действия нотариуса законными и обоснованными.

Заслушав заявителей, представителя нотариуса, суд приходит к следующему.

Согласно ст.310 ГПК РФ заинтересованное лицо, считающее неправильными совершенное нотариальное действие или отказ в совершении нотариального действия, вправе подать заявление об этом в суд по месту нахождения нотариуса или по месту нахождения должностного лица, уполномоченного на совершение нотариальных действий.

Заявление подается в суд в течение десяти дней со дня, когда заявителю стало известно о совершенном нотариальном действии или об отказе в совершении нотариального действия.

Из представленных материалов дела видно следующее. Федотова И.В. и Сыроегин М.В. являются наследниками по наследственному делу (№) к имуществу Сыроегиной Е. И., (ДД.ММ.ГГГГ.) г.р., умершей (ДД.ММ.ГГГГ.). Наследственное дело открыто у Нотариуса Шокуровой М.А. (ДД.ММ.ГГГГ.)

Федотова И.В. и Сыроегин М.В. обратились к нотариусу Шокуровой М.А. с заявлением о выдаче свидетельства оправе на наследство. При этом для исчисления государственной пошлины за выдачу свидетельства о праве на наследство на следующее имущество: квартиру, расположенную по адресу: Н.Новгрод, (адрес обезличен) квартиру, расположенную по адресу: Н.Новгород, (адрес обезличен) просили применить инвентаризационную стоимость на основании пп.5 п.1 ст. 333.25 Налогового Кодекса Российской Федерации.

Инвентаризационная стоимость указана в справках, полученных из Нижегородского отделения ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» Канавинского района.

Согласно архивной справки (№) стоимость инвентаризационная квартиры, расположенное по адресу: Нижний Новгород, (адрес обезличен) составляет- (данные обезличены)

Согласно архивной справки (№) инвентаризационная стоимость квартиры, расположенной по адресу: Нижний Новгород, (адрес обезличен) составляет - (данные обезличены)

Постановлением от 1 октября 2015 года в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону после смерти Сыроегиной Е.И., умершей (ДД.ММ.ГГГГ.) Федотовой И.В.и Сыроегину М.В. отказано.( л.д.22-24)

С 01 марта 2008 г. вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

В ст. 1 данного Федерального закона определено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности (далее - кадастровые отношения). Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе... Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи..., а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе».

Согласно положениям ст. 7 Федерального закона в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости: вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства); кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; описание местоположения объекта недвижимости на земельном участке в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства; кадастровый номер здания или сооружения, в которых расположено помещение, номер этажа, на котором расположено это помещение (при наличии этажности), описание местоположения этого помещения в пределах данного этажа, либо в пределах здания или сооружения, либо соответствующей части здания, или сооружения, если объектом недвижимости является помещение; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение. В государственный кадастр недвижимости вносятся также следующие дополнительные сведения об объекте недвижимости: 11) сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости...»

Статьей 3 указанного Федерального закона от 24.07.2007 г. установлено, что кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета)». Таким органом, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 г. № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии», является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии. При этом положениями Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (глава 5) также определено, что до 1 января 2013 года устанавливается переходный период применения настоящего Федерального закона к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства... В переходный период государственный учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства осуществляется в порядке, установленном на день вступления в силу настоящего Федерального закона нормативными правовыми актами в сфере соответственно осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства и государственного технического учета жилищного фонда... В переходный период соответствующие органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в целях, связанных с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выдают кадастровые паспорта объектов недвижимости...» (ч.1, ч.2.1., ч.3 ст. 43). Таким образом, полномочия органов и организаций по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в части осуществления деятельности по выдаче кадастровых паспортов на объекты недвижимого имущества были предоставлены указанным лицам лишь на срок переходного периода, т.е. до 01.01.2013 г. Соответственно, с 01.01.2013 г. указанные полномочия целиком перешли к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии.

    Кроме того, в соответствии с п. 8 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», «впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Федеральным законом указанные законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Федеральному закону или издаваемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам Российской Федерации. При этом нормативные правовые акты в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства применяются до 1 января 2013 года.

Таким нормативным правовым актом являлось Постановление Правительства РФ от 04.12.2000 года № 921 «О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства», которое было отменено Постановлением Правительства РФ от 27.06.2013 г. № 546 и утратило свою силу с 09 июля 2013 года. Таким образом, с 09 июля 2013 года органы БТИ не осуществляют технический учет и техническую инвентаризацию объектов капитального строительства.

В свою очередь, порядок государственного учета жилищного фонда определен Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13 октября 1997 года № 1301 и применяется с учетом п. 9 вышеуказанного Положения, согласно которому инвентаризационные сведения обязательны для применения в случаях: составления государственной статистической и бухгалтерской (финансовой) отчетности по жилищному фонду; исчисления и контроля базы налогообложения недвижимости в жилищной сфере; определения технического состояния и физического износа жилых строений и жилых помещений. Для исчисления нотариального тарифа за выдачу свидетельства о праве на наследство по завещанию применяются установленные ст. 333.24 Налогового кодекса РФ размеры государственной пошлины, которые исчисляются исходя из стоимости наследуемого имущества, определенной в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 ст. 333.25 Налогового кодекса РФ.

Днем открытия наследства после Сыроегиной Е.И. является день ее смерти - (ДД.ММ.ГГГГ.) В п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 г. № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» разъяснено, что ценность имущества при установлении места открытия наследства определяется исходя из его рыночной стоимости на момент открытия наследства, которая может подтверждаться любыми доказательствами, предусмотренными ст. 55 ГПК РФ. Таким образом, применительно к рассматриваемой ситуации, отношения сторон в части определения стоимости наследственного имущества подлежат регулированию на основе нормативно-правовых актов, действовавших на момент открытия наследства, т.е. по состоянию на 22.02.2015 г. На данный период времени, как это следует из вышеприведенных положений Федерального закона от 24.07.2007 г. №221- ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», органом, уполномоченным осуществлять учет объектов недвижимого имущества, являлась Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии.

Заявители считают, что стоимость наследуемого ими недвижимого имущества должна быть определена на основе справок, выданных ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ». На момент выдачи данных справок ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» полномочиями на осуществление учета объектов недвижимости (в том числе на определение кадастровой стоимости таких объектов) уже не обладало. После (ДД.ММ.ГГГГ.) отчеты об инвентаризационной стоимости выдаются органами БТИ по состоянию на запрашиваемую дату постольку, поскольку такие сведению имеются в архиве. Таким образом, предоставление отчета об инвентаризационной стоимости имущества на дату открытия наследства, в отношении которого возник спор, действующим законодательством не предусмотрено. Согласно положениям части 3 статьи 44 Федерального закона № 221-ФЗ, кадастровые инженеры осуществляют в установленном Федеральным законом № 221- ФЗ порядке кадастровую деятельность в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства с 1 января 2013 года. При этом с 1 января 2013 года и до 1 января 2014 года эту кадастровую деятельность наряду с кадастровыми инженерами вправе осуществлять организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, которые 31 декабря 2012 года имели право осуществлять государственный технический учет и (или) техническую инвентаризацию данных объектов недвижимости.

При этом вопрос об определении стоимости недвижимого имущества возник позднее (ДД.ММ.ГГГГ.) г., в связи с чем на данный период времени организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации полномочиями осуществлять кадастровую деятельность уже не обладали. Кроме того, включение в государственный кадастр недвижимости сведений об инвентаризационной стоимости объектов недвижимости статьей 7 Закона о кадастре не предусмотрено. При этом действующее законодательство также не предусматривает применение такой категории как инвентаризационная стоимость. Правовые основания для действий нотариусов по приему и использованию в работе заключений об инвентаризационной стоимости с целью исчисления нотариального тарифа в отношении недвижимого имущества, представленные по состоянию на (ДД.ММ.ГГГГ.) года, отсутствуют.

Ссылку заявителей на информационные письма Минфина РФ нельзя считать правильной, поскольку Письма Минфина РФ не причисляются к нормативно-правовым актам - их можно признать лишь официальными комментариями таковых. В п.1 ст. 1 Налогового кодекса РФ указано, что законодательство РФ о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах, в п.6 той же статьи упоминается, что указанные в настоящей статье законы и другие нормативные правовые акты именуются в тексте настоящего Кодекса «законодательство о налогах и сборах. Разъяснения Минфина РФ в вышеуказанной статье не поименованы, а, следовательно, нормативными правовыми актами не являются.

Из изложенного следует вывод о правомерности действий нотариуса, выразившихся в вынесении постановления об отказе в совершении нотариального действия на условиях исчисления государственной пошлины исходя из инвентаризационной стоимости недвижимого имущества - в части исчисления тарифа способом, указанным истцами.

В связи с этим основания для возложения на нотариуса выдать свидетельство о праве на наследственное имущество, взыскав госпошлину (нотариальный тариф), рассчитанную от инвентаризационной стоимости, отсутствуют.

При вышеуказанных обстоятельствах требования суд находит, что оснований для удовлетворения требований Федотовой И. В., Сыроегина М. В. о признании незаконным и отмене постановления нотариуса города Нижнего Новгорода Шокуровой М. А. об отказе в совершении нотариального действия от 1 октября 2015 года, обязании нотариуса применить для исчисления размера госпошлины инвентаризационную стоимость имущества не имеется, что свидетельствует об отказе в удовлетворении требований в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194-199, 310-312 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 1 ░░░░░░░ 2015 ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░.░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░     ░░░░░.

░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 30 ░░░░░░ 2015 ░░░░

░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░

2-6318/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Сыроегин М.В.
Федотова И.В.
Ответчики
нотариус Шокурова Марина Александровна
Суд
Канавинский районный суд г. Нижний Новгород
Дело на сайте суда
kanavinsky.nnov.sudrf.ru
09.10.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.10.2015Передача материалов судье
13.10.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.10.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.10.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
09.11.2015Предварительное судебное заседание
25.11.2015Судебное заседание
25.11.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее