УИД 24RS0048-01-2020-012680-10
Дело № 2а-3327/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 февраля 2021 года г. Красноярск
Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего - судьи Худик А.А.,
при секретаре Волковой Н.С.,
с участием представителя административного истца Деркач К.А.,
административного ответчика судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств Шайтановой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО «Многоотраслевой промышленный комплекс» (ООО «Энергопром») к МОСП по исполнению особых исполнительных производств ГУФССП России по Красноярскому краю о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Многоотраслевой промышленный комплекс» (ООО «Энергопром») обратилось в суд с административным иском к МОСП по исполнению особых исполнительных производств ГУФССП России по Красноярскому краю о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора. Требования мотивированы тем, что в отношении ООО «Энергопром» вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты> руб. по делу № о взыскании задолженности в размере <данные изъяты>., постановление о взыскании исполнительского сбора №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты> руб. по делу № о взыскании задолженности в размер <данные изъяты>. Согласно постановлению администрации <адрес> №-П от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о ликвидации ООО «Энергопром», указанные изменения внесены в ЕГРЮЛ МИФНС № по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за ГРН №, в связи с чем постановления о взыскании исполнительского сбора были вынесены после внесения регистрирующим органом сведений в ЕГРЮЛ о ликвидации ООО «Энергопром», что противоречит ст.96 ФЗ «Об исполнительном производстве» и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
Определением судьи Советского районного суда г.Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены – УФССП России по Красноярскому краю, судебный пристав-исполнитель МОСП по исполнению особых исполнительных производств ГУФССП Росси по Красноярскому краю Шайтанова А.В.
Представитель административного истца ООО «Многоотраслевой промышленный комплекс» (ООО «Энергопром») – Деркач К.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании административные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель МОСП по исполнению особых исполнительных производств Шайтанова А.В., в судебном заседании административные исковые требования не признала, пояснила, что постановление о взыскании исполнительского сбора вынесено в соответствии с требованиями закона, просила отказать в удовлетворении требований истца.
В судебное заседание не явились административные ответчики - представитель УФССП по Красноярскому краю, представитель МОСП по исполнению особых исполнительных производств ГУФССП России по Красноярскому краю, о слушании дела извещены надлежаще, о причинах неявки не уведомили.
Судом принято решение о рассмотрении дела в отсутствии неявившихся лиц в соответствии со ст. 150 КАС РФ.
Выслушав представителя административного истца, административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Положения части 1 статьи 218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если гражданин полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 КАС РФ основанием для принятия судом решения о признании незаконными действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, является одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение данными действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
В силу статьи 64 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Согласно части 11 статьи 30 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
В силу части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации (часть 3 статьи 12 Закона об исполнительном производстве).
Из приведенных положений Федерального закона с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П и Определении от 01 апреля 2008 года N 419-0-П, следует, что исполнительский сбор представляет собой меру принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства, является санкцией штрафного характера (на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности за совершенное им в процессе исполнительного производства правонарушение), которой присущи признаки административной штрафной санкции (он имеет фиксированное, установленное федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет, средства которого находятся в государственной собственности). Следовательно, одним из оснований для принятия решения о взыскании исполнительского сбора является установление вины должника в невыполнении добровольно в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа, а одним из обстоятельств, имеющим значение для установления наличия либо отсутствия вины должника, является его информированность о возбужденном исполнительном производстве и установленном сроке для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12 статьи 30 названного Закона).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", в соответствии с частями 11 и 12 статьи 30 Закона об исполнительном производстве срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства. В указанный срок не включаются нерабочие дни (часть 2 статьи 15 Закона). Срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа не может быть изменен по усмотрению судебного пристава-исполнителя. Иные сроки могут быть установлены в случаях, предусмотренных, в том числе частью 14 статьи 30, частью 5 статьи 103 названного Закона.
В судебном заседании установлено, что судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении должника ООО «Многоотраслевой промышленный комплекс» с предметом исполнения - произвести взыскание налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет имущества в пределах сумм, указанных: в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа (уточненном требовании об уплате пеней и штрафов); в требовании (уточненном требованиям) о возврате в бюджет излишне полученных налогоплательщиком (зачтенных сумм) в заявленном порядке сумм налога на добавленную стоимость и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со ст. 46 НК РФ, в размере неуплаченных (не полностью уплаченных, не перечисленных, не полностью перечисленных, излишне уплаченных, излишне зачтенных) в размере: <данные изъяты> руб. в пользу взыскателя ИФНС по <адрес> (л.д.58-60).
ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении должника ООО «Многоотраслевой промышленный комплекс» с предметом исполнения - произвести взыскание налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет имущества в пределах сумм, указанных: в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа (уточненном требовании об уплате пеней и штрафов); в требовании (уточненном требованиям) о возврате в бюджет излишне полученных налогоплательщиком (зачтенных сумм) в заявленном порядке сумм налога на добавленную стоимость и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со ст. 46 НК <данные изъяты> 1 204 484, 15 руб. в пользу взыскателя ИФНС по <адрес> (л.д.69-71).
ДД.ММ.ГГГГ генеральный директор ООО «Многоотраслевой промышленный комплекс» (ООО «Энергопром») ФИО5 получил постановления о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, о чем имеется соответствующая подпись в постановлениях. Пунктом 2 постановлений должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
Таким образом, ООО «Многоотраслевой промышленный комплекс» могло добровольно исполнять требования, содержащиеся в исполнительном документе до ДД.ММ.ГГГГ.
Однако, как следует из материалов дела решение суда в срок до ДД.ММ.ГГГГ ООО «Многоотраслевой промышленный комплекс» исполнено не было. Отсрочек, рассрочек исполнения решения суда ООО «Многоотраслевой промышленный комплекс» не предоставлялось.
Как следует из материалов дела, постановлением главы города администрации <адрес> края №-п от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Многоотраслевой промышленный комплекс» (ООО «Энергопром»), ОГРН №, ИНН № - ликвидировано, создана ликвидационная комиссия и утвержден порядок и сроки ликвидации ООО «Энергопром» (л.д.27-31).
Согласно выписке из ЕГРЮЛ ООО «Многоотраслевой промышленный комплекс» (ООО «Энергопром»), ОГРН №, ИНН № находится на стадии ликвидации (ГРН № от ДД.ММ.ГГГГ) (л.д.12).
В силу п.6 ч.1 ст.47 ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случае ликвидации должника-организации и направления исполнительного документа в ликвидационную комиссию (ликвидатору), за исключением исполнительных документов, указанных в части 4 статьи 96 настоящего Федерального закона.
Согалсно ч.4 ст.96 ФЗ "Об исполнительном производстве" при получении копии решения арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (а также когда должник находится в процессе ликвидации) судебный пристав-исполнитель оканчивает исполнительное производство, в том числе по исполнительным документам, исполнявшимся в ходе ранее введенных процедур банкротства, за исключением исполнительных документов о признании права собственности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о применении последствий недействительности сделок, а также о взыскании задолженности по текущим платежам. Одновременно с окончанием исполнительного производства судебный пристав-исполнитель снимает наложенные им в ходе исполнительного производства аресты на имущество должника и иные ограничения по распоряжению этим имуществом.
В силу части 7 статьи 47 Федерального закона "Об исполнительном производстве" одновременно с вынесением постановления об окончании основного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по не исполненным полностью или частично постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство №-ИП окончено, в связи с ликвидацией должника – организации (л.д.78).
ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела – страшим судебным приставом ФИО6 вынесено постановление об отмене постановления об окончании и возобновлении исполнительных действий по исполнительному производству №-ИП, поскольку в ходе проверки установлено, что судебный пристав-исполнитель при окончании исполнительного производства не вынес постановление о взыскании исполнительского сбора (л.д.79).
В связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств Шайтановой А.В. в рамках исполнительного производства №-ИП вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с должника ООО «Многоотраслевой промышленный комплекс» в размере <данные изъяты> руб. (л.д.80-81).
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств Шайтановой А.В. в рамках исполнительного производства №-ИП вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с должника ООО «Многоотраслевой промышленный комплекс» в размере <данные изъяты> руб. (л.д.83-84).
ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанные исполнительные производства судебным приставом-исполнителем окончены (л.д.82, 85).
Вопреки доводам представителя истца запрет на вынесение постановления о взыскании исполнительского сбора до окончания исполнительного производства законодателем не установлен. Положения Закона "Об исполнительном производстве" и Федерального закон от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" не возлагают на судебного пристава-исполнителя обязанность ведения какого-либо учета должников находящихся в процессе ликвидации. Уведомление о нахождении организации в процессе ликвидации должником в Службу судебных приставов не было направлено, при установлении таких сведений пристав принял незамедлительные меры к окончанию исполнительного производства.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание положения пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оснований признавать незаконным постановления судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств от ДД.ММ.ГГГГ не имеется, поскольку совокупность таких условий как несоответствие оспариваемого действия судебного пристава-исполнителя требованиям закона и нарушение этим действием прав и свобод административного истца по настоящему делу не установлена.
руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» (░░░ «░░░░░░░░░░») ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░
░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 01 ░░░░░ 2021 ░░░░.