АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Красногорск Московской области 23 октября 2023 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Цуркан Л.С.,
судей Мизюлина Е.В., Гулиной Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Амелиной Д.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-871/2022 по иску ФИО к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по г. Москве и Московской области о включении в специальный стаж периодов работы, назначении досрочной страховой пенсии по старости,
по апелляционной жалобе Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по г. Москве и Московской области, на решение Ступинского городского суда Московской области от 20 апреля 2023 г.
заслушав доклад судьи Мизюлина Е.В.,
УСТАНОВИЛА:
ФИО обратилась в суд с иском к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по г. Москве и Московской области с учетом уточнений (л.д. 141-144) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, обязании включить в специальный стаж работы периоды: в должности инструктора-дезинфектора поликлиники Ульяновского ордена Красной Звезды высшего военного училища им. Г.К. Орджоникидзе с 20.08.1987 года по 24.07.1989 год – 1 год 11 месяцев 04 дня; в медико-санитарной части автотранса г.Читы с 25.10.1989 года по 20.10.1992 год в должности акушерки в смотровом кабинете – 2 года 11 месяцев 25 дней; периоды в льготном исчислении 1 год как 1 год 3 месяца с 23.04.1997 года по 13.07.1997 года – 3 месяца 11 дней, с 20.08.1997 года по 10.09.1999 года 2 года 06 месяцев 26 дней в должности заведующей Аксиньинским ФАП.
Исковые требования мотивировала тем, что 10.06.2022 года истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с п.п. 20 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях». Решением от 24.08.2022 года ей отказано в назначении досрочной пенсии, в связи с отсутствием требуемого специального стажа. Засчитано в специальный стаж 24 года 4 месяца 14 дней, не зачтено 3 года 1 месяц 12 дней. Не включены в специальный стаж спорные периоды её работы. С данным решением истец не согласна, в связи с чем, обратилась в суд с иском.
Решением Ступинского городского суда признано незаконным решение ГУ - Главное Управление ПФР № 4 по г.Москве и Московской области <данные изъяты> от 24.08.2022 года об отказе в установлении пенсии ФИО. На ответчика возложена обязанность включить в специальный стаж ФИО периоды работы: в должности инструктора-дезинфектора поликлиники Ульяновского ордена Красной Звезды высшего военного училища им. Г.К. Орджоникидзе период с 20.08.1987 года по 24.07.1989 год – 1 год 11 месяцев 04 дня; период работы в медико-санитарной части автотранса г.Читы с 25.10.1989 года по 20.10.1992 год в должности акушерки в смотровом кабинете – 2 года 11 месяцев 25 дней; период в льготном исчислении 1 год как 1 год 3 месяца с 13.07.1997 года – 3 месяца 11 дней, с 20.08.1997 года по 10.09.1999 год 2 года 06 месяцев 26 дней в должности заведующей Аксиньинским ФАПНе согласившись с решением суда, ответчик в апелляционном порядке просил его отменить, в удовлетворении иска отказать.
Не согласившись с решением ответчиком подана апелляционная жалоба, в которой просит решение отменить, в иске отказать.
Протокольным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 17 июля 2023 года дело снято с апелляционного рассмотрения и направлено в суд первой инстанции для исправления описки, поскольку в решении Ступинского городского суда от 20 апреля 2023 года в части включения в специальный стаж периода работы –период в льготном исчислении 1 год как 1 год 3 месяца с 23.04.1997 года по 13.07.1997 года-3 месяца 11 дней в мотивировочной и резолютивной частях не указана дата начала периода (23.04.1997 года).
Определением Ступинского городского суда от 11 сентября 2023 года исправлена описка в решении Ступинского городского суда от 17 июля 2023 года пятый абзац резолютивной и мотивировочной части решения изложен в следующей редакции: включив в специальный стаж «период в льготном исчислении 1 год как 1 год 3 месяца с 23.04.1997 года по 13.07.1997 года-3 месяца 11 дней, с 20.08.1997 года по 10.09.1999г. -2 года 6 месяцев 26 дней в должности заведующей Аксиньинским ФАП».
В силу ст.167 ГПК РФ судебная коллегия рассматривает дело в отсутствии сторон, учитывая их надлежащее извещение о времени и месте рассмотрения дела (л.д. 205-206).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, как постановленного в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
Как установлено судом, 10.06.2022 года истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии в соответствии с п.п. 20 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Решением ответчика от 24.08.2022 года истцу отказано в назначении досрочной пенсии, поскольку она не выработала необходимого специального стажа. Засчитано в специальный стаж 24 года 4 месяца 14 дней, не зачтено 3 года 1 месяц 12 дней. Не включены в специальный стаж периоды её работы: в должности инструктора-дезинфектора поликлиники Ульяновского ордена Красной Звезды высшего военного училища им. Г.К. Орджоникидзе период с 20.08.1987 года по 24.07.1989 год – 1 год 11 месяцев 04 дня, поскольку данная организация (училище) не относится к медицинскому учреждению и списками не предусмотрена. Не включен в специальный стаж период работы истца в медико-санитарной части автотранса г.Читы с 25.10.1989 года по 20.10.1992 год в должности акушерки в смотровом кабинете – 2 года 11 месяцев 25 дней. Не включены в специальный стаж периоды работы в льготном исчислении 1 год как 1 год 3 месяца с 13.07.1997 года – 3 месяца 11 дней, с 20.08.1997 года по 10.09.1999 год 2 года 06 месяцев 26 дней в должности заведующей Аксиньинским ФАП, поскольку Списком №781, утвержденным Постановлением Правительства РФ, указанное наименование среди учреждений здравоохранения не предусмотрено, в том числе подтвердить документально, что Аксиньский ФАП является структурой отдела охраны здоровья и организации здравоохранения не представляется возможным.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования в части включения спорных периодов работы в специальный стаж истца, суд первой инстанции исходил из того, что представленными в материалы дела доказательствами, подтверждается, что истец работала в спорные периоды в должностях и медицинских учреждениях, работа в которых подлежит включению в медицинский стаж, в том числе, в льготном исчислении.
Судебная коллегия соглашается с решением суда, исходя из следующего.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" вступившим в силу с 01.01.2015.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 данной статьи.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 этой статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30).
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список № 781);
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно (далее - Список № 1066);
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно (далее - Список № 464);
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Согласно архивной справки (л.д.134) Центрального архива филиал (Центральный военный округ г.Самара) следует, что в приказе начальника Ульяновского высшего военного командного училища им.Г.К. Орджоникидзе № 645 от 25 августа 1987 года указано: Принять ФИО с 20.08.1987 г. инструктором-дезинфектором поликлиники с окладом 80 рублей; уволить с 24 июля 1989 года инструктора-дезинфектора поликлиники ФИО по ст.31 КЗОТ РСФСР в связи с переездом к месту службы мужа-военнослужащего.
Согласно личной карточки, место работы истицы в указанный выше период значится поликлиника.
Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 09 июля 2003 года "Об установлении тождества наименований должностей "дезинструктор", "дезинфектор", "помощник эпидемиолога", "помощник паразитолога", "лаборант (по бактериологии)", "лаборант (по паразитологии)" наименованиям должностей "инструктор-дезинфектор", "медицинский дезинфектор", "помощник врача-эпидемиолога", "помощник врача-паразитолога", "лаборант" установлено тождество наименования должности "дезинструктор", наименованию должности "инструктор-дезинфектор".
В соответствии с п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии, исходя из пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, судам следует иметь в виду, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке.
Согласно записи №8, № 10 трудовой книжки истицы, она принята на работу в должности инструктора-дезинфектора поликлиники, принята на должность акушерки в смотровой кабинет медико-санитарной части автотранса.
Указанные обстоятельства подтверждают работу истицы в учреждениях здравоохранения и должностях, предусмотренных Списками в спорные периоды: в должности инструктора-дезинфектора поликлиники Ульяновского ордена Красной Звезды высшего военного училища им. Г.К. Орджоникидзе период с 20.08.1987 года по 24.07.1989 год – 1 год 11 месяцев 04 дня; период работы в медико-санитарной части автотранса г.Читы с 25.10.1989 года по 20.10.1992 год в должности акушерки в смотровом кабинете – 2 года 11 месяцев 25 дней; что дает право на включение указанных периодов работы в стаж, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", то судебная коллегия соглашается с решением суда в части включения в специальный стаж указанных периодов.
Также, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о включении в специальный стаж истца в льготном исчислении как 1 года работы за 1 год и 3 месяца, периодов работы с 23.04.1997 года по 13.07.1997 года, с 20.08.1997 года по 10.09.1999 года в должности заведующей Аксиньинским ФАП», исходя из следующего.
Пунктом 2 Постановления РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 (за период работы до 1 ноября 1999 года) было предусмотрено льготное исчисление стажа за работу в сельской местности или поселке городского типа - один год за один год и три месяца.
Пунктом 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 (за период работы после 1 ноября 1999 года), врачам и среднему медицинскому персоналу один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается за один год и 3 месяца.
Согласно архивной справке от 21.06.2022 года №1024-1 истец в период с 23.04.1997 по 13.07.1997, с 20.08.1997 по 10.09.1999 г.работала заведующей Аксиньинским ФАП, разрешено совмещение должности санитарки в размере 30% должностного оклада. Принята на работу на основании приказа начальника отдела охраны здоровья и организации здравоохранения администрации Ступинского района Московской области от 23.04.1997 г. № 39, уволена 10.09.1999 года так же приказом начальника отдела охраны здоровья и организации здравоохранения администрации Ступинского района Московской области № 120 от 08.09.1999 года, Аксиньинский ФАП расположен на территории сельского поселения Аксиньино Ступинского муниципального района Московской области (л.д. 88).
Согласно архивной справке от 22.06.2022 года №1047-2 в документах управления здравоохранения штатного расписания за 1998 год не обнаружено, штатные расписания за 1997 год в архив на хранение не поступали (л.д.89).
Вместе с тем, из штатного расписания медработников Аксильинского ф/акушерского пункта следует, что в структурном подразделении имелось две должности: заведующая ФАПом (фельдшер), санитарка (л.д. 90).
В соответствии с Положением о заведующем фельдшерско-акушерским пунктом, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения СССР от 27 июля 1973 года №566 (действовавшим до 2003 года) заведующий несет ответственность за организацию и уровень лечебно-профилактической и санитарно-профилактической работы, осуществляемой персоналом в соответствии с Положением о фельдшерско-акушерском пункте и его должностных лицах, составляет и представляет на утверждение план работы фельдшерско-акушерского пункта в установленном порядке, руководит работой персонала фельдшерско-акушерского пункта, контролируя его деятельность и оказывая доврачебную медицинскую помощь населению на территории деятельность фельдшерско-акушерского пункта. При отсутствии в штате фельдшерско-акушерского пункта других средних медицинских работников (акушерки и патронажный медицинской сестры) заведующий выполняет их обязанности и пользуется их правами, предусмотренными Положениями об указанных должностных лицах.
Кроме того, согласно пункту 4 Положения о фельдшерско-акушерском пункте (Приложение N 53 к приказу Минздрава СССР от 23 сентября 1981 г. N 1000) нормативно-правовое регулирование деятельности фельдшерско-акушерских пунктов не предусматривало возможности для руководителя такого учреждения заниматься исключительно руководящей деятельностью. При этом, на указанную должность назначался специалист, окончивший среднее медицинское учебное заведение с присвоением квалификации фельдшера или фельдшера-акушерки. Заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшер наряду с руководством работой персонала фельдшерско-акушерского пункта оказывал доврачебную медицинскую помощь населению на территории деятельности фельдшерско-акушерского пункта. При отсутствии в штате фельдшерско-акушерского пункта других средних медицинских работников (акушерки и патронажной медицинской сестры) заведующий выполнял их обязанности и пользовался их правами, предусмотренными Положениями об указанных должностных лицах.
Списком профессий и должностей, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, действовавшим в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г., предусмотрены врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
В соответствии с Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава РФ от 15 октября 1999 г. N 377, заведующие фельдшерско-акушерским пунктом отнесены к среднему медперсоналу.
С учетом изложенного судебная коллегия, считает, что суд первой инстанции обоснованно включил в специальный стаж истца в льготном исчислении как 1 года работы за 1 год и 3 месяца (сельская местность) периоды работы с 23.04.1997 года по 13.07.1997, с 20.08.1997 года по 10.09.1999г. в должности заведующей Аксиньинским ФАП», поскольку истица в указанные периоды занималась медицинской деятельностью в учреждении здравоохранения.
Судебная коллегия считает, что судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон подлежащий применению, в полном объеме определены и установлены юридически значимые обстоятельства.
С учетом приведенных обстоятельств, постановленное по делу решение суда следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены в силу ст. 330 ГПК РФ по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 20 ░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 30.10.2023 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░