Дело № 2а-1472/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01.09.2023 года с. Вольно-Надеждинское
Надеждинский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Хрещатой С.Б.,
при секретаре Цукановой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Вожжовой ФИО7 к администрации Надеждинского муниципального района Приморского края об обжаловании действий, признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец обратился в суд с административным иском к администрации Надеждинского муниципального района с требованиями о признании незаконным решения начальника управления имущественных и земельных отношений администрации Надеждинского муниципального района Приморского края Ковтун О.И. от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в удовлетворении заявления Вожжовой ФИО8 и о возложении обязанности на администрацию Надеждинского муниципального района Приморского края повторно рассмотреть заявление Вожжовой ФИО9 о передаче земельного участка с кадастровым номером №
В иске истец указала, что на основании Закона Приморского края от 29.12.2003 № 90-КЗ «О регулировании земельных отношений в Приморском крае» она имеет право на бесплатное предоставление земельного участка как ветеран труда. Она подготовила схему и представила в администрации Надеждинского муниципального района схему и заявление. Распоряжением администрации Надеждинского муниципального района №-р от ДД.ММ.ГГГГ администрация предварительно согласовала предоставление земельного участка Вожжовой Р.Г. площадью 2148 кв.м., местоположение: <адрес>, в районе земельного участка с КН № из земель населенных пунктов, в границах территориальной зоны Ж1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами). ДД.ММ.ГГГГ истцом подано заявление в администрацию Надеждинского муниципального района о предоставлении в собственность земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ № администрация Надеждинского муниципального района отказала в предоставлении земельного участка. Отказ мотивирован тем, что участок находится в границах второй зоны округа горно-санитарной охранной курортной зоны г. Владивостока. истец полагает причину отказа необоснованной и незаконной, поскольку согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ из государственной информационной системы Приморского края «региональная информационная система обеспечения градостроительной деятельности ПК», выданной Министерством строительства Приморского края вышеуказанный земельный участок не имеет никаких зон с особыми условиями использования территорий, кроме зоны объектов электросетевого хозяйства и водоохраной зоны.
В судебном заседании представитель истца на иске настояла, подтвердила доводы, изложенные в иске полностью, просила иск удовлетворить.
Представитель административного ответчика по делу администрации Надеждинского муниципального района Кустова А.Э. суду пояснила, что заявленные требования удовлетворению не подлежат, т.к. отказ администрации Надеждинского муниципального района Приморского края содержит все основания к отказу и является обоснованным. Испрашиваемый земельный участок находится в границах второй зоны округа горно-санитарной охранной курортной зоны г. Владивостока, где запрещено строительство жилых домов.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу части 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Судом установлено, что истец на основании Закона Приморского края от 29.12.2003 № 90-КЗ «О регулировании земельных отношений в Приморском крае» истец имеет право на бесплатное предоставление земельного участка как ветеран труда.
Истец распоряжением №-р от ДД.ММ.ГГГГ поставлена на учет в качестве лица, имеющего право на получение земельного участка.
Истец обратилась с заявлением ДД.ММ.ГГГГ предоставлении земельного участка как ветерану труда с приложением схемы земельного участка.
Распоряжением администрации Надеждинского муниципального района №-р от ДД.ММ.ГГГГ администрация предварительно согласовала предоставление земельного участка Вожжовой Р.Г. площадью 2148 кв.м., местоположение: <адрес>, в районе земельного участка с КН № из земель населенных пунктов, в границах территориальной зоны Ж1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами) в соответствии с правилами землепользования и застройки Надеждинского сельского поселения.
Распоряжением утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 2148 кв.м., установлены ограничения по использования в п.п.5,6,7,8, в том числе в связи с его расположением водоохраной зоны и второй зоны округа горно-санитарной охраны курортной зоны г. Владивостока.
Согласно заявлению от ДД.ММ.ГГГГ, истцом подано заявление в администрацию Надеждинского муниципального района о предоставлении в собственность земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ № администрация Надеждинского муниципального района отказала в предоставлении земельного участка. Отказ мотивирован тем, что участок находится в границах второй зоны округа горно-санитарной охранной курортной зоны <адрес>.
В соответствии с представленной справкой № от ДД.ММ.ГГГГ из государственной информационной системы Приморского края «региональная информационная система обеспечения градостроительной деятельности ПК», выданной Министерством строительства Приморского края, вышеуказанный земельный участок не имеет никаких зон с особыми условиями использования территорий, кроме зоны объектов электросетевого хозяйства и водоохраной зоны.
Согласно ст. 12 Закона Приморского края от 29.12.2003 № 90-КЗ «О регулировании земельных отношений в Приморском крае», предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам, состоящим на учете в соответствии с настоящим Законом, осуществляется без проведения торгов (аукционов) в порядке, определенном настоящей статьей.
Предоставление земельных участков гражданам осуществляется в заявительном порядке независимо от даты и очередности постановки гражданина на учет в соответствии с настоящим Законом.
Граждане, указанные в пунктах 2 и 3 части 1 статьи 10 настоящего Закона, самостоятельно осуществляют подбор интересующих их земельных участков.
Граждане, указанные в пункте 1 части 1 статьи 10 настоящего Закона, вправе подать заявление о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно со дня принятия решения о постановке граждан на учет, но не менее чем за 30 дней до дня прекращения права безвозмездного пользования таким земельным участком и одновременно с заявлением о прекращении этого права.
В случае, если земельный участок не образован, либо в случае, если границы такого земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", гражданин обращается в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39(15) Земельного кодекса Российской Федерации, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.
К заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются:
копия решения о постановке гражданина на учет;
информация о регистрации по месту жительства гражданина, содержащаяся в базовом государственном информационном ресурсе регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, предоставленная территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации;
копия документа, подтверждающего принадлежность гражданина к категории, указанной в части 1 статьи 10 настоящего Закона, с предъявлением оригинала.
Документ, указанный в абзаце четвертом настоящей части, представляется в уполномоченный орган гражданами самостоятельно, за исключением случая, предусмотренного абзацем седьмым настоящей части.
Документы, указанные в абзацах втором и третьем настоящей части, запрашиваются уполномоченным органом самостоятельно, в том числе посредством системы межведомственного информационного взаимодействия. Граждане вправе представить указанные документы в уполномоченный орган по собственной инициативе с предъявлением оригинала документа, указанного в абзаце втором настоящей части.
При подаче заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка гражданами, указанными в абзацах третьем и четвертом пункта 2 части 1 статьи 10 настоящего Закона, документ, указанный в абзаце четвертом настоящей части, запрашивается уполномоченным органом самостоятельно, в том числе посредством системы межведомственного информационного взаимодействия. Граждане вправе представить указанный документ в уполномоченный орган по собственной инициативе.
К заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка при отсутствии проекта межевания территории, в границах которой предстоит образовать земельный участок, в соответствии с пунктом 2 статьи 39(15) Земельного кодекса Российской Федерации гражданином прилагается подготовленная за свой счет схема расположения земельного участка.
Уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка либо об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Кадастровые работы в целях образования земельного участка осуществляются гражданами за свой счет.
Согласно п.16 ст.11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи.
Таким образом, из представленных доказательств очевидно, что истец обратилась в администрацию Надеждинского муниципального района в полном соответствии с требованиями Закона Приморского края от 29.12.2003 № 90-КЗ «О регулировании земельных отношений в Приморском крае», предоставив полный пакет документов согласно указанному в Законе перечню.
Кадастровые работы в целях образования земельного участка осуществила за свой счет, предоставила схему.
Схема, предоставленная истцом полностью соответствует Приказу Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ № П/0148, а также ранее действовавшему Приказу Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ №.
Административный ответчик не отказал в утверждении схемы расположения земельного участка, а напротив, утвердил ее, установил все ограничения, земельный участок поставлен на кадастровый учет и имеет кадастровый №. В связи с чем, суд полагает, что на данной стадии рассмотрения заявления отказ администрации Надеждинского муниципального района в дальнейшей реализации прав на получение земельного участка, является незаконным, поскольку такой порядок рассмотрения заявления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-КЗ, не предусмотрен.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что ч. 3 ст. 10 Закона N 406-ФЗ обеспечивает преемственность сложившихся отношений в сфере охраны окружающей среды посредством сохранения существующих особо охраняемых природных территорий. Такое правовое регулирование согласуется и с требованиями ст. 41 (ч. 1) и 42 Конституции Российской Федерации, гарантирующими право каждого на благоприятную окружающую среду, охрану здоровья и медицинскую помощь. Это предполагает, в том числе недопустимость произвольного и необоснованного отказа законодателя от существующих правовых гарантий и связанных с ними ограничительных мер в данной сфере общественных отношений, влекущего за собой существенное снижение уже достигнутого уровня охраны окружающей среды на конкретной территории, в частности на территории курортов, признанных ранее в установленном порядке особо охраняемыми природными территориями.
Согласно преамбуле Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (далее - Федеральный закон N 26-ФЗ) природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности и курорты являются национальным достоянием народов Российской Федерации, предназначены для лечения и отдыха населения и относятся соответственно к особо охраняемым объектам и территориям, имеющим свои особенности в использовании и защите.
Механизм санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны (п. 1 ст. 16 Федерального закона N 26-ФЗ).
Согласно пункту 13 Положения об округах санитарной и горносанитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, режим второй зоны устанавливается для территории, с которой происходит сток поверхностных и грунтовых вод к месторождениям лечебных грязей, минеральным озерам и лиманам, пляжам, местам неглубокого залегания незащищенных минеральных вод, для естественных и искусственных хранилищ минеральных вод и лечебных грязей, парков, лесопарков и других зеленых насаждений, а также для территорий, занимаемых зданиями и сооружениями санаторно-курортных учреждений и предназначенных для санаторно-курортного строительства.
На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую природную среду и приводящих к истощению природных лечебных ресурсов, в том числе: строительство новых и расширение действующих промышленных объектов, производство горных и других работ, не связанных непосредственно с освоением лечебно-оздоровительной местности, а также с развитием и благоустройством курорта; строительство животноводческих и птицеводческих комплексов и ферм, устройство навозохранилищ; размещение складов ядохимикатов, минеральных удобрений и горюче-смазочных материалов; строительство транзитных автомобильных дорог; размещение коллективных стоянок автотранспорта без соответствующей системы очистки от твердых отходов, отработанных масел и сточных вод; строительство жилых домов, организация и обустройство садово-огороднических участков и палаточных туристических стоянок без централизованных систем водоснабжения и канализации; размещение кладбищ и скотомогильников; устройство поглощающих колодцев, полей орошения, подземной фильтрации и накопителей сточных вод; складирование и захоронение промышленных, бытовых и сельскохозяйственных отходов; массовый прогон и выпас скота (кроме пастбищ, обеспечивающих организацию кумысолечения); использование минеральных удобрений и навозных стоков, применение ядохимикатов при борьбе с вредителями, болезнями растений и сорняками, использование химических методов борьбы с эвтрофикацией водоемов; сброс сточных и дренажных вод в водные объекты (за исключением сброса очищенных вод через специальные глубоководные выпуски), а также другие виды водопользования, отрицательно влияющие на санитарное и экологическое состояние этих объектов; вырубка зеленых насаждений, кроме рубок ухода за лесом и санитарных рубок, и другое использование земельных участков, лесных угодий и водоемов, которое может привести к ухудшению качества или уменьшению количества природных лечебных ресурсов лечебно-оздоровительной местности и курорта федерального значения.
Вместе с тем, из анализа положений части 2 статьи 96 Земельного кодекса Российской Федерации, частей 7, 9 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент вынесения уведомления), пункта 13 Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что действующее законодательство не содержит запрета на строительство в рассматриваемой зоне объектов индивидуального жилищного строительства и садовых домов, а лишь предусматривает ограничения на такое строительство без использования централизованных систем водоснабжения и канализации.
Между тем, истцом предоставлена справка КГУП «Приморский водоканал» о том, что подключение участка с КН 25:10:011601:2862 в централизованному водоснабжению, водоотведению возможно выполнить от частных сетей водоснабжения, проходящих в районе автодороги Де-Фриз-Патрокл.
Таким образом, обжалуемое решение должностного лица администрации Надеждинского муниципального района противоречит действующему законодательству и привело к возникновению реальной угрозы нарушения права административного истца на получение в административном порядке земельного участка, гарантированное законом, к возникновению необоснованных административных барьеров.
Суд учитывает, что согласно части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
В данном случае административным ответчиком указанные выше требования законодательства не выполнены.
В связи с этим заявленные требования административного истца подлежат удовлетворению.
По смыслу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд принимает решение о признании оспариваемого решения, действий (бездействия) недействительными при одновременном наличии двух условий: противоречии их закону и нарушении прав и законных интересов административного истца.
Учитывая установленные по делу фактические обстоятельства, суд исходит из того, что административным истцом представлены доказательства противоречия действий ответчика закону и нарушения прав и законных интересов административного истца, в связи с чем, права истца должны быть восстановлены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 228 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░10 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░░ ░░.░░.░░░░ № ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░12 ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░11 ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░.░░░░░░░░