Дело № 2а-346/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Сретенск 12 июля 2018 г.
Сретенский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Коробенковой О.В.,
при секретаре Красовской С.В.,
с участием помощника прокурора Кожевниковой Е.О.,
рассмотрев в открытом заседании материалы гражданского дела по иску Читинского природоохранного межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Тепловодоканал» о признании незаконным сброса сточных вод с очистных сооружений в р. Шилка без проекта нормативов допустимых сбросов, обязании принять меры к разработке проекта нормативов допустимых сбросов, получению разрешения на сброс загрязняющих веществ, нормативной очистке сточных вод,
УСТАНОВИЛ:
Читинский природоохранный прокурор обратился в суд с указанным исковым заявлением, ссылаясь на следующие обстоятельства. Читинской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка ООО «Тепловодоканал» по исполнению требований природоохранного законодательства и законодательств о водоотведении. Установлено, что ООО «Тепловодоканал» ненадлежащим образом исполняются требования природоохранного законодательства в части осуществления водоотведения сточных вод в водный объект р.Шилка. ООО «Тепловодоканал» решением от 22.11.2016 г (далее - Решение) предоставлен водный объект - р.Шилка для централизованного водоотведения сточных вод от предприятий, благоустроенного жилья, объектов социальной сферы населенного пункта - пгт.Кокуй.
Согласно условиям Решения ООО «Тепловодоканал» в пределах пгт.Кокуй должно сбрасывать сточные воды через очистные сооружения биологической очистки по трубопроводу d-500 мм в р.Шилка объемом не более 0,113 тыс.куб.м в час (1,366 тыс.куб.м в сутки), с содержанием загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах, не превышающим нормативы допустимого воздействия на водные объекты бассейна р.Амур, утвержденные 05.05.2014 г. Федеральным агентством водных ресурсов, максимальной концентрацией: взвешенных веществ - 1,77 мг/куб.дм.; БПК - 2 мг/куб.дм.; хлоридов - 300 мг/куб.дм; сульфатов - 100 мг/куб.дм.; азот аммонийного - 0,4 мг/куб.дм.; азота нитритного - 0,02 мг/куб.дм.; азота нитратного - 9 мг/куб.дм.; АСПАВ – 0,1 мг/куб.дм; фосфор-фосфатов - 0,2 мг/куб.дм.
09.10.2017 г. прокурором по результатам проверки ООО «Тепловодоканал» в адрес директора предприятия внесено представление об устранении нарушений природоохранного законодательства, в том числе в части отсутствия проекта нормативов допустимых сбросов (далее - НДС) веществ и микроорганизмов с очистных в р.Шилка и разрещения на сброс загрязняющих веществ с очистных в р.Шилка, не обеспечения эффективности работы очистных по очистке сточной воды до требуемой степени, что приводит к сбросу в р.Шилка недостаточно очищенных сточных вод и негативному влиянию на состав воды р.Шилка.
В мае 2018 г. прокуратурой в ходе повторной проверки выявлено, что ООО «ТВК» в полном объеме нарушения, для исправления которых после внесения представления предоставлен разумный срок, не устранены, на что указано директором ООО «Тепловодоканал» в объяснении прокурору от 24.05.2018 г.
На основании изложенного, истец просит признать незаконным сброс сточных вод с очистных сооружений п.Кокуй Сретенского района в р.Шилка ООО «Тепловодоканал» без разработанного и утвержденного проекта нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов с очистных в р.Шилка, а также без выданного Управлением Росприроднадзора по Забайкальскому краю разрешения на сброс загрязняющих веществ с очистных п.Кокуй в р.Шилка, обязать ООО «Тепловодоканал» принять меры:
- к разработке и направлению для утверждения в контролирующие органы (Управление Росприроднадзора по Забайкальскому краю) проекта нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов с очистных п.Кокуй в р. Шилка;
- к получению разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (реку Шилка) с очистных п.Кокуй;
- к нормативной очистке сточных вод, сбрасываемых с очистных п.Кокуй в р. Шилка, установленной решением о предоставлении водного объекта – р. Шилка для централизованного водоотведения сточных вод от предприятий, благоустроенного жилья, объектов социальной сферы населенного пункта - пгт. Кокуй от 22.11.2016 г.
В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Кожевникова Е.О. исковые требования поддержала по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель ответчика ООО «Тепловодоканал» в судебное заседание не явился, участвуя в предыдущем судебном заседании, представитель Похитонова Н.Б. исковые требования признала частично, дополнительно пояснила, что действительно на сегодняшний день проект нормативов допустимых сбросов веществ с очистных в р. Шилка не разработан, разрешение на сброс загрязняющих веществ не получено. 14 февраля 2018 г. ООО «Тепловодоканал» заключило договор с ИП ФИО4 по разработке проекта. Для утверждения проекта и получения разрешения на сброс загрязняющих веществ потребуется не менее года, так как проект необходимо будет согласовать в различных инстанциях. Кроме того, пояснила, что по аналогичным нарушениям, указанным в исковом заявлении, Управление Росприроднадзора по Забайкальскому краю 14 июня 2018 г. выдало ООО «Тепловодоканал» предписание об устранении нарушений в срок до 01.10.2019 г., в то время как в исковом заявлении срок для исполнения решения суда не указан. Последние лабораторные исследования проб свидетельствуют о приведении сточных вод, сбрасываемых с очистных в р. Шилку, к установленной в Решении от 22.11.2016 г. норме. Таким образом, ответчиком приняты меры к нормативной очистке сточных вод.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.44 Водного кодекса РФ (далее - ВК РФ) использование водных объектов для целей сброса сточных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящем кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
В соответствии с п.2 ч.3 ст.11 ВК РФ на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, предоставляются в пользование для сброса сточных вод.
Решение о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса сточных, в том числе дренажных, вод дополнительно должно содержать объем допустимых сбросов сточных, в том числе дренажных, вод, требования к качеству воды в водных объектах в местах сброса сточных, в том числе дренажных, вод ( п.2, п.3 ч. 3 ст. 22 ВК РФ).
Согласно ч. 1, ст. 35 ВК РФ поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - ФЗ №7) к нормативам допустимого воздействия на окружающую среду относятся, в том числе нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов.
Нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов (ч.1 ст. 23 ФЗ №7).
В силу ч.4 ст.23 ФЗ №7 сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты (ч.4 ст.35 ВК РФ).
Запрещаются сбросы сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты (ч.6 ст.56 ВК РФ).
В силу п.1 4.6 ст.60 ВК РФ при эксплуатации водохозяйственной системы также запрещаются сбросы в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).
Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утвержденные Приказом Госстроя РФ от 30.12.1999 № 168 (далее - Правила, ПТЭ), регламентируют технические требования по эксплуатации объектов водопроводно-канализационного хозяйства и их соответствие санитарным нормам. Неукоснительное выполнение этих правил обеспечивает надежную и эффективную работу указанных объектов, охрану водных ресурсов от загрязнения сточными водами (п. 1.1.1. ПТЭ).
К основным задачам при эксплуатации систем водоотведения относится обеспечение бесперебойной, надежной и эффективной работы всех элементов систем канализации - канализационных сетей и сооружений на них, очистных сооружений, насосных станций; осуществление лабораторно-производственного контроля за работой всех элементов системы; технический - надзор за строительством, капитальным ремонтом и реконструкцией объектов канализации и ввод их в эксплуатацию и др. (п.3.1.1. ПТЭ).
Согласно пункту 3.3.1. ПТЭ одними из основных задач эксплуатации очистных сооружений и установок является обеспечение проектных параметров очистки сточных вод и обработки осадков с отведением очищенных сточных вод в поверхностные водные объекты; организация надежной, экологически безопасной и экономичной работы очистных сооружений; выполнение мероприятий по сокращению сброса сточных вод и загрязняющих веществ и соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных природоохранными органами; систематический лабораторно-производственный и технологический контроль работы очистных сооружений.
Основными задачами эксплуатации очистных сооружений и установок является, в том числе: обеспечение проектных параметров очистки сточных вод и обработки осадков с отведением очищенных сточных вод в поверхностные водные объекты, а обезвреженных осадков - в места складирования и утилизации с соблюдением требований, территориальных органов управления использованием и охраной водного фонда, органов Министерства природных ресурсов и Госсанэпиднадзора (п. 3.3.1. Правил).
Согласно ст.3 ФЗ №7 хозяйственная и иная деятельность юридических, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе одного из следующих принципов - запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.
Как следует из материалов дела, решением от 22.11.2016 г. №75-20.03.01.004-Р-РСВХ-С- 2016-00518/00 (далее - Решение) ООО «Тепловодоканал» предоставлен водный объект - р.Шилка для централизованного водоотведения сточных вод от предприятий, благоустроенного жилья, объектов социальной сферы населенного пункта - пгт.Кокуй (л.д. ).
В приведенном решении установлены показатели максимального содержания загрязняющих веществ в сточных водах, сброс которых производится ООО «Тепловодоканал» в р. Шилка (л.д. ).
В ходе проверки деятельности ООО «Тепловодоканал» Управлением Росприроднадзора 02 августа 2017 г. выявлено превышение в сбрасываемой с очистных в р.Шилка сточной воде концентрации максимально допустимого содержания загрязняющих веществ, установленных Решением: по взвешенным веществам в 6,81 раза - 12,6 мг/куб.дм при допустимой - 1,77, по азот нитритам в 1,5 раза - 0,03 мг/куб.дм при допустимой - 0,02 мг/куб.дм, по фосфор фосфатам в 5,16 раз — 1,033 мг/куб.дм при допустимой - 0,2 (л.д. ).
По результатам анализа протоколов лабораторных исследований природной воды в фоновом и контрольном створе р.Шилка и сточной воды от 01.02.2017 г. и 12.07.2017 г., проводимых 1 раз в квартал ООО «Тепловодоканал» в рамках мониторинга за качеством поверхностных и сточных вод, выявлено постоянное превышение концентрации загрязняющих веществ в водах р.Шилка ниже сброса сточных вод по взвешенным веществам, сульфатам, аммиаку, нитритам в сравнении с фоновой концентрацией данных веществ в воде р.Шилка, что указывает на негативное влияние сбрасываемых сточных вод на состав воды р.Шилка.
Из представленного стороной ответчика акта проверки ООО «Тепловодоканал» Управлением Росприроднадзора по Забайкальскому краю от 14 июня 2018 г. следует, что ООО «Тепловодоканал» обеспечило очистку сточных вод до установленной Решением максимально допустимой концентрации взвешенных веществ и фосфат-иона, за исключением нитрит – иона.
Таким образом, довод представителя ответчика о приведении сточных вод к установленным в Решении нормативам не нашел своего подтверждения.
В ходе проверки деятельности ООО «Тепловодоканал» прокурором также было выявлено отсутствие у ООО «ТВК» разработанного и утвержденного проекта нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов с очистных в р.Шилка и разрешения на сброс загрязняющих веществ с очистных в р.Шилка.
Данный факт в ходе судебного разбирательства представителем ответчика не оспаривался.
Таким образом, сброс сточных вод в р. Шилка в отсутствие проекта нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду влечет нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду.
В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что требования Читинского природоохранного прокурора заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, с учетом длительности процедуры оформления разрешительных документов суд полагает необходимым установить срок для исполнения решения суда равный пяти месяцам с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░.░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░» ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░) ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░░░░░ ░ ░. ░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ (░. ░░░░░) ░ ░░░░░░░░ ░.░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░░░░░ ░ ░. ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ 22 ░░░░░░ 2016 ░. № 75-20.03.01.004-░-░░░░-░-2016-00518/00 ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░ ░░░░░: