Решение изготовлено в окончательном виде 10.05.2021 года.
Дело № 2а-233/2021
УИД № 24RS0021-01-2021-000347-44
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 апреля 2021 года г.Иланский
Иланский районный суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Сасенко И.Е.
при секретаре Буховцовой С.Д.,
рассмотрев административное дело по исковому заявлению ОАО «РЖД» к Иланской транспортной прокуратуре о признании незаконным и отмене представления Иланского транспортного прокурора,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец, с учетом уточнений исковых требований, обратился в суд с административным исковым заявлением к ответчику, с исковыми требованиями о признании незаконным и отмене представления Иланской транспортной прокуратуры от 30.12.2020 года №, указывая, что обжалуемым представлением начальнику Иланской дистанции пути предписано устранить нарушения трудового законодательства, выразившиеся в том, что комиссией по определению преимущественного права оставления на работе при сокращении Иланской дистанции пути не дана надлежащая оценка о наличии преимущественного права для оставления на работе при сокращении у оператора дефектоскопной тележки 8 разряда ФИО1 При этом в обжалуемом представлении органами прокуратуры не указано, какие конкретные действия необходимо совершить, и которые направлены на прекращение и устранение указанного в нём нарушения. Кроме этого, обжалуемое представление вынесено 30.12.2020 г., то есть через месяц после расторжения с работником трудового договора, не ясно какие конкретные действия работодателя могут привести к устранению указанного в представлении нарушения, связанного с оценкой преимущественного права ФИО1 для оставления на работе.
Кроме того, оценка правомерности действий работодателя по соблюдению трудового законодательства может быть дана только при возникновении между работником и работодателем индивидуального трудового спора о восстановлении на работе. Таким образом, в отсутствие решения суда, по разрешению индивидуального трудового спора по восстановлению на работе ФИО1, у работодателя отсутствует реальная возможность по выполнению требований обжалуемого представления.
В связи с этим, представление Иланской транспортной прокуратуры нарушает права и свободы административного истца, незаконно возлагает на ОАО «РЖД» обязанности. Неисполнение требований обжалуемого представления может повлечь привлечение ОАО «РЖД» к административной ответственности, предусмотренной статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Несмотря на направленные Иланской дистанцией пути в адрес Иланской транспортной прокуратуры письма, содержащие пояснения относительно указанных в обжалуемом представлении нарушений трудового законодательства, Иланская транспортная прокуратура требует исполнить требования представления (требования от 24.02.2021г. №, от 04.03.2021г. №).
Кроме этого, решение о проведении проверки, по результатам которой вынесено обжалуемое представление, до сведения начальника Иланской дистанции пути не доводилось.
Сведения о фактах нарушения требований законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, которые могли бы свидетельствовать о наличии оснований для проведения проверки соблюдения на нефтебазах законодательства при погрузке и разгрузке опасных грузов, перевозимых железнодорожным транспортом, в обжалуемом представлении также не указаны.
Административный истец в лице своих представителей Бакань О.В., Шикуткиной А.С. действующих на основании доверенностей /л.д.22, 43-44/, в судебное заседание явились, исковые требования поддержали в полном объеме согласно искового заявления. Также возражали против прекращения производства по делу, поскольку факт отзыва оспариваемого представления не является основанием для прекращения производства по делу, поскольку прокуратурой будет вынесено решение и уже по итогам проведенной первоначальной проверки, будет вновь внесено представление.
Административный ответчик в лице заместителя Иланского транспортного прокурора Мерзлякова В.Л. в судебное заседание явился, исковые требования не признал и пояснил, что прокуратура в силу закона, имеет право вносить представления для устранения выявленных в ходе проведения проверок нарушений. Нарушения выявленные в ходе проверки при обращении ФИО1 давали право прокурору внести представление об устранении нарушений трудового законодательства. Кроме этого, прокуратурой также проводилась проверка нефетабазы, которая не принадлежит ОАО «РЖД», при этом в ходе проверки также были выявлены нарушения в деятельности Иланской дистанции пути. При проведении проверки, действительно, какого либо решения о проведении такой проверки Иланской транспортной прокуратурой не выносилось. Кроме этого, поскольку в настоящее время оспариваемое представление отозвано, просил прекратить производство по делу.
Суд, изучив материалы дела, выслушав представителей истца, представителей ответчика, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласноп.2 ст.21Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором. По смыслу данного законоположения во взаимосвязи состатьей 10названного Федерального закона, служащая основанием для принятия мер прокурорского реагирования информация о фактах нарушения законов может содержаться как в поступающих в органы прокуратуры заявлениях, жалобах и иных обращениях, рассматриваемых в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством, прежде всего Федеральнымзакономот 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", так и в любых открытых источниках.
Согласно п.2 ст.21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.
Статьей 21 п.3 указанного Закона, предусмотрено, что решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки.
В случае, если в ходе указанной проверки получены сведения, указывающие на наличие в деятельности проверяемого органа (организации) иных нарушений законов, требующих принятия мер прокурором, подтвердить или опровергнуть которые невозможно без проведения проверки, прокурор или его заместитель принимает мотивированное решение о расширении предмета указанной проверки или решение о проведении новой проверки и доводит принятое решение до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня его принятия.
Согласно ст.24 Закона от 17.01.1992 N 2202-1 представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания.
Как следует из материалов дела, 29.10.2020 года в адрес Иланской дистанции пути –структурного подразделения Красноярской дирекции инфраструктуры-структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД» заместителем Иланского транспортного прокурора, было направлено требование о предоставлении документов связанные с проведением мероприятий по сокращению численности штата /л.д.51/.
06.11.2020 года, данное требование было выполнено /л.д.62-63/.
30.12.2020 года, в адрес Иланской дистанции пути - структурного подразделения Красноярской дирекции инфраструктуры-структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД» было внесено представление об устранении нарушений трудового законодательства, законодательства о безопасности движения. Основанием для внесения данного представления, послужило обращение ФИО1 о его незаконном увольнении в связи с сокращением численности штата работников. В ходе проведения проверки было установлено, что ФИО1 не было предоставлено право преимущественного оставления на работе по отношению к другим работникам. Также в ходе проверки были выявлены нарушения в области безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта /л.д.8-12/. 17.02.2021 года, ОАО «РЖД», в адрес Иланского транспортного прокурора, было направлено два сообщения о том, что представление рассмотрено, в части нарушений законодательства о безопасности движения проведен оперативный разбор с причастными работниками. Кроме этого, какого либо нарушения трудового законодательства не было нарушено в отношении ФИО1 /л.д.13,14/.
24.02.2021 года, и.о. Иланского транспортного прокурора, в адрес ОАО «РЖД» было направлено сообщение о том, что представление не исполнено в полном объеме, меры по устранению нарушений трудового законодательства в части нарушения порядка сокращения работников не приняты, представление рассмотрено без участия представителя прокуратуры. Было также разъяснено о наличии административной ответственности, предусмотренной ст.17.7 КоАП РФ /л.д.15-16/.
04.03.2021 года в адрес ОАО «РЖД», и.о. Иланского транспортного прокурора было направлено требование о предоставлении документов, указывая, что Иланской транспортной прокуратурой принято решение о проведении проверки исполнения трудового законодательства. Также указано о предоставлении сведений о причинах не устранения нарушений требований трудового законодательства в том числе в рамках представления прокуратуры от 30.12.2010 года № /л.д.17-18/.
09.03.2021 года, в адрес и.о. Иланского транспортного прокурора от ОАО «РЖД», было направлено сообщение о рассмотрении представления прокурора от 30.12.2020 года /л.д.19-21/.
22.03.2021 года в адрес ОАО «РЖД», Иланским транспортным прокурором было направлено требование о предоставлении документов связанные с проведением мероприятий по сокращению численности штата /л.д.50/.
Из вышеизложенного следует, что Иланской транспортной прокуратурой, был нарушен порядок проведения проверки, поскольку должностным лицом не было вынесено соответствующего решения о проведении такой проверки и проверяемое лицо не было извещено о данном решении.
Основания прокурорской проверки обусловливают предмет и пределы ее проведения, в связи с чем реализация прокурором предоставленных ему в рамках функции надзора полномочий вне оснований конкретной проверки исполнения законов, недопустима, за исключением случаев, когда в ходе ее проведения выявляются признаки иных нарушений законов, оценка которых также не может быть дана вне мероприятий собственно прокурорского надзора. При этом, поскольку осуществление прокурором надзорной функции непосредственно затрагивает права и свободы проверяемых лиц, о начале проведения прокурорской проверки и о расширении в связи с выявленными признаками иных нарушений законов оснований ее проведения - в силустатьи 24 (часть 2)Конституции Российской Федерации - должно выноситься самостоятельное мотивированное решение, подлежащее доведению до сведения проверяемой некоммерческой организации, по крайней мере, в момент начала проверки.
Кроме этого, в представлении указано о необходимости принять конкретные меры к устранению выявленных нарушений закона, причин и условий им способствующих, при этом не указано какие конкретные меры должно принять ОАО «РЖД» как в части увольнения ФИО1 в связи с сокращением численности штата работников, так и в части нарушения безопасности движения железнодорожного транспорта. При этом Иланской транспортной прокуратурой в адрес ОАО «РЖД» неоднократно направлялись требования об исполнении оспариваемого представления, на что истцом предоставлялись соответствующие ответы.
Также при признании оспариваемого представления незаконным, судом учитывается, что Иланской транспортной прокуратурой было вынесено решение о проведении проверки в период с 04.03.2021 года по 02.04.200121 года, исполнения требований трудового законодательства в рамках представления от 30.12.2020 года №.
Суд также не находит оснований для прекращения производства по делу в связи с тем, что оспариваемое представление отозвано, поскольку согласно ч.2 ст.194 КАС РФ суд также вправе прекратить производство по административному делу в случае, если оспариваемые нормативный правовой акт, решение отменены или пересмотрены и перестали затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца. В данном случае оспариваемое представление не отменено, не пересмотрено.
Вместе с тем, указанная норма не освобождает суд от обязанности выяснять обстоятельства, имеющие значения для дела, в том числе предусмотренные ч.ч. 8 - 10 ст. 226 КАС РФ.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что суд не вправе прекратить производство по административному делу в случае, если в ходе судебного разбирательства будет установлена правовая заинтересованность административного истца в защите своих прав, свобод и законных интересов.
В судебном заседании была установлена правовая заинтересованность административного истца, в части того, что оспариваемое представление затрагивает законные права и интересы истца, поскольку как было указано выше, решение о проведении проверки не выносилось, вопросы нарушения трудовых прав не могут быть рассмотрены истцом, поскольку это является прерогативой суда. Кроме этого, в случае ненадлежащего порядка рассмотрения представления, на истца могут быть наложены меры административного взыскания.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-179 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░» ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 30.12.2020 ░░░░ № ░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 5 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░