Дело № 2а-5457/2017-31
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 октября 2017 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Тарабриной Н.Н. при секретаре Паласеловой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы №10 по Республике Карелия к Рокотянскому Л.Л. о взыскании недоимки и пени,
У С Т А Н О В И Л:
МИФНС России №10 по Республике Карелия обратилась в суд с административным исковым заявлением к Рокотянскому Л.Л. о взыскании недоимки по налогу на имущество, пени по указанному виду налога и по земельному налогу. Административный иск предъявлен по тем основаниям, что на основании сведений, представленных регистрирующими органами, за ответчиком в течение 2012-2014 были зарегистрированы объекты недвижимости, которые являются объектом налогообложения. В соответствии с положениями глав 28, 31, 32 Налогового Кодекса РФ, Закона РК № 384-ЗРК от 30.12.1999 г. «О налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республика Карелия» ответчик обязан уплатить налог имущество и земельный налог за указанные годы. Инспекцией в адрес ответчика направлялись налоговые уведомления о необходимости уплаты указанных выше налогов, в связи с неоплатой выставлены требования об их уплате, которые ответчиком оставлены без внимания. В связи с чем истец просит восстановить срок для подачи административного искового заявления, взыскать с налогоплательщика Рокотянского Л.Л. недоимку в сумме 102975,51 руб., в том числе:
- налог на имущество по ОКТМО 86639450 за 2012 год - 32828,92 руб.; налог на имущество по ОКТМО 86639450 за 2013 год - 33332,00 руб.; налог на имущество по ОКТМО 86639450 за 2014 год - 32226,00 руб.; пени по ОКТМО 86639450 за неуплату налога на имущество 4194,37 руб.; налог на имущество по ОКТМО 86650101 за 2012 год - 11,35 руб.; налог на имущество по ОКТМО 86650101 за 2014 год - 176,00 руб.; пени по ОКТМО 86650101 по налогу на имущество -10,33 руб.; налог на имущество по ОКТМО 86650435 за 2012 год - 3,17 руб.; пени по ОКТМО 86650435 за налог на имущество - 0,06 руб.; пени по ОКТМО 86636470 за неуплату земельного налога - 141,45 руб.; пени по ОКТМО 86639450 за неуплату земельного налога - 25,05 руб.; пени по ОКТМО 86650435 за неуплату земельного налога - 26,81 руб.
Заявлением от 21.09.2017 года после проведения уточнения расчетов истец уточнил требования, просит взыскать налог на имущество по ОКТМО 86639450 за 2012 год - 32828,92 руб.; налог на имущество по ОКТМО 86639450 за 2013 год - 33332,00 руб.; пени по ОКТМО 86639450 за неуплату налога на имущество - 3680,64 руб.; налог на имущество по ОКТМО 86650101 за 2012 год - 11,35 руб.; пени по ОКТМО 86650101 за неуплату налога на имущество - 7,43 руб.; налог на имущество по ОКТМО 86650435 за 2012 год - 3,17 руб.; пени по ОКТМО 86650435 за неуплату налога на имущество - 0,01 руб.; пени по ОКТМО 86636470 за неуплату земельного налога - 52,51 руб.; пени по ОКТМО 86639450 за неуплату земельного налога - 8,77 руб.; пени по ОКТМО 86650435 за неуплату земельного налога - 14,50 руб..
В судебном заседании представитель административного истца Жукова В.В., действующая на основании доверенности, административное исковое заявление в уточненном виде поддержала.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, его представитель Рысак Д.М. по доверенности с иском не согласен, указывая на пропуск истцом срока на обращение в суд и отсутствие уважительных причин для восстановления пропущенного срока.
Исследовав письменные материалы дела, материалы дела №СП-2757/2016-6, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно требованиям ч.1 ст.3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
Согласно с. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее -контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность налогоплательщика уплатить налог в установленный законом срок. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Требование, направленное заказным письмом, считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ответчик в 2012-2014 годах являлся собственником земельных участков и объектов недвижимости в <адрес>.
В соответствии с п. 1 ст.69 НК требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Согласно ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
В 2015 году административный истец произвел перерасчет ранее начисленных административному ответчику за 2012 и 2013 года налогов на объекты недвижимости, расположенные в <адрес>, применив большую налоговую ставки, перерасчет был выполнен на основании Решения Совета Святозерского сельского поселения XXIII сессии II созыва от 08.08.2011 года об установлении налога на имущество физических лиц. Обоснованность перерасчета, отраженного в налоговом уведомлении №8045, судом проверена. Указанный перерасчет, несогласие с ним административного ответчика и отсутствие проведенной по заявлениям ответчика сверки расчетов по налогам повлекли образование у административного ответчика недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2012 и 3012 годы. Указанные в направленных налоговых уведомлениях суммы доначисленных налогов были своевременно предъявлены в последовавших требованиях.
В соответствии со ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Установлено, что заявление о взыскании недоимки подано мировому судье 18.07.2016 года с соблюдением установленного законом шестимесячного срока со дня истечения срока, установленного требованием от 24.10.2015 года №34040, - 28.01.2016г..
Выданный судом 22.07.2016 года судебный приказ отменен определением мирового судьи от 29.08.2016 года по заявлению должника.
Ходатайство о восстановлении пропущенного на обращение в суд срока мотивировано тем, что определение об отмене судебного приказа было ошибочно отправлено мировым судьей в другую налоговую инспекцию, в связи с чем истец не имел достаточного времени для подготовки иска. Из материалов дела следует, что копия определения от 29.08.2016 года была направлена судебным участок №6 г.Петрозаводска в ИФНС России по г.Петрозаводску 03.10.2016 года, поступила к получателю 05.10.2016 года. ИФНС России по г.Петрозаводску перенаправило определении административному истцу 16.01.2017 года. Получив в свое распоряжение определение от 29.08.2016 года, административный истец располагал еще временем до конца февраля 2017 года на подачу административного иска. Настоящий иск поступил в суд 28.06.2017 года с просрочкой в четыре месяца. Объективных причин, препятствующих в этот период обратиться в суд с исковыми требованиями, судом не установлено.
Предусмотренные налоговым законодательством сроки привлечения ответчика к уплате налогов, указанных в вышеназванных требованиях, административным истцом не соблюдены, поскольку налоговым органом пропущен срок на обращение с исковым заявлением в суд.
В связи с истечением срока для принудительного взыскания недоимки, право на такое взыскание налоговым органом утрачено, в связи с чем, взыскание недоимки по налогам и пени является неправомерным.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 59 Налогового кодекса РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
Таким образом, в удовлетворении иска о взыскании с административного ответчика недоимки и пени следует отказать, в связи с истечением установленного срока их взыскания.
Частью 5 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Руководствуясь ст.ст. 177, 178 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.Н. Тарабрина
Мотивированное решение изготовлено в соответствии со ст. 177 КАС РФ 27.10.2017 года