Р Е Ш Е Н И Е
г. Новороссийск 30 июня 2022 года
Судья Ленинского районного суда г. Новороссийск Краснодарского края Котова В.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бухаровой Д.Ю.,
с участием представителя юридического лица ОАО «Новоросцемент» - ФИО3, действующего на основании доверенности от 22.12.2021г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя юридического лица ОАО «Новоросцемент», действующего на основании доверенности, ФИО3 на постановление начальника Черноморского отдела государственного надзора на море Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора от 17.05.2022г. №/ПП/2021 о привлечении юридического лица ОАО «Новоросцемент» к административной ответственности по ч.1 ст.8.45 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением начальника Черноморского отдела государственного надзора на море Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора от 17.05.2022г. №/ПП/2021 юридическое лицо ОАО «Новоросцемент» признано виновным в совершении административного правонарушения, по ч. 1 ст. 8.45 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей.
Не согласившись с принятым постановлением, представитель юридического лица ОАО «Новоросцемент», действующий на основании доверенности, ФИО3 обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить.
В обоснование жалобы указал, что в ходе проведения проверки в отношении ОАО «Новоросцемент» административном органом не были исследованы и рассмотрены представленные Обществом доказательства, а именно: письменное объяснение с возражениями по существу вменяемых нарушений с приложенными материалами (№ от 04.02.2022г.). В указанном письменном объяснении приводились доводы, свидетельствующие об отсутствии доказательств по делу, однако административным органом проверка по указанным в объяснении фактам проведена не была. Ни протокол об административном правонарушении от 07.12.2021г., ни постановление о назначении административного наказания от 17.05.2022г. не содержат сведений о местах, в которых не обеспечен сбор ливневых сточных вод и в которых необходимо осуществить прокладку ливневой канализационной сети или создать соответствующие уклоны и находятся ли эти места в водоохранной зоне. При этом, в водоохранной зоне Черного моря находится незначительная часть земельного участка с кадастровым номером 23:47:0000000:5177. Отсутствие сведений о местах земельного участка именно в водоохранной зоне, в которых заявитель не выполнил обязанность по оборудованию ее соответствующими сооружениями, свидетельствует об отсутствии доказательств вины заявителя в совершении административного проступка. Кроме того, сточные воды заявителя принимаются в систему городского водоотведения (городской ливневый коллектор), поэтому заявитель не организовывал водоотведение не очищенных сточных (ливневых) вод в водный объект Черное море. В тоже время, в целях недопущения нарушений законодательства в сфере водопользования и нарушений природоохранных требований заявитель неоднократно обращался к Администрации муниципального образования город Новороссийск и к ПАО «НМТП» для заключения договора на прием сточных вод, но по независящим от заявителя причинам соответствующий договор не заключен. Указанные обстоятельства административным органом также не исследовались и не оценивались при рассмотрении дела. Вместе с тем, у Общества имеются очистные сооружения и нефтеловушки-отстойники. Только после очистки сточные (ливневые) воды попадают в ливневые коллекторы.
В судебном заседании представитель ОАО «Новоросцемент» по доверенности ФИО3, поддержал доводы, изложенные в жалобе, просил её удовлетворить, постановление начальника Черноморского отдела государственного надзора на море Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора от 17.05.2022г. №/ПП/2021 о привлечении юридического лица ОАО «Новоросцемент» к административной ответственности по ч.1 ст.8.45 КоАП РФ – отменить, производство по делу прекратить, за отсутствием состава преступления.
Представитель Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте слушания дела надлежащим образом, представил в суд ходатайство о рассмотрении настоящего дела в отсутствие представителя Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора.
С учетом положений п.2 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ, суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
Выслушав пояснения участника процесса и исследовав материалы дела, суд приходит к следующим ввводам.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья проверяет дело в полном объеме.
Частью 1 статьи 8.45 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды, в случаях, если такие требования установлены законом.
На основании решения заместителя руководителя Южного межрегионального управления Росприроднадзора №-ВП-П-139 от ДД.ММ.ГГГГ, № КНМ 23№ от ДД.ММ.ГГГГ, проведена плановая выездная проверка в отношении ОАО «Новоросцемент» на предмет соблюдения требований природоохранного законодательства РФ.
В ходе проверки Административным органом установлено, что юридическим лицом ОАО «Новоросцемент» территория, эксплуатируемая по объекту HBOC №-П, расположенная в границах водоохранной зоны Черного моря и эксплуатируемая ОАО «Новоросцемент», не оборудована сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды, что является нарушением требований ст. ст. 34, 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 16 ст. 65 Федерального закона от 03.06.2006 г. № 74-ФЗ «Водный кодекс Российской Федерации».
Так, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в ходе осмотра части земельного участка с кадастровым номером № расположенного в водоохранной зоне Черного моря установлено, что часть данной территории, оборудована канализационной системой, обеспечивающей отвод и сбор загрязненных ливневых и талых вод с поверхности, имеющей твердое покрытие, однако отведение данных вод в полном объеме не организовано должным образом. Не обеспечен сбор поверхностно-ливневых сточных вод со всей используемой территории путем прокладки ливневой канализационной сети или создания соответствующих уклонов территории для направления стока, в том числе на имеющиеся очистные сооружения.
Согласно ст.1 Водного кодекса РФ водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима; сточные воды дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади.
В соответствии с п.1 ст.44 Водного кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных указанным Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды. При использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации (ч.2 ст.55 Водного кодекса РФ).
Частью 1 ст.39 Федерального закона РФ от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что эксплуатация объектов капитального строительства должна осуществляться в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе путем проведения мероприятий по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
Пункт 1 ч.6 ст.60 Водного кодекса РФ устанавливает, что при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002г.№7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Частью 16 ст.65 Водного кодекса РФ определено, что в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудованиятаких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. В целях настоящей статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются:
1) централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения;
2) сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод;
3) локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса;
4) сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов;
5) сооружения, обеспечивающие защиту водных объектов и прилегающих к ним территорий от разливов нефти и нефтепродуктов и иного негативного воздействия на окружающую среду.
В соответствии с ч.1 ст.65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В силу п. 7 ч.15 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации, в границах водоохранных зон запрещается: сброс сточных, в том числе дренажных, вод.
На основании вышеуказанных положений, Административный орган пришел к выводу о наличии в действиях ОАО «Новоросцемент» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.45 КоАП РФ.
Как предусмотрено статьей 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Вместе с тем, административным органом не дана оценка представленным ОАО «Новоросцемент» возражениям по существу вменяемых нарушений, (№ф/298 от 04.02.2022г.) согласно которым в деле отсутствуют сведения (схемы) о местах расположения части территории общества в границах водоохраной зоны, в которых отсутствует канализационная система и не представлены доказательства того, что именно в этих местах не обеспечивается охрана водного объекта.
Как следует из представленных материалов, используемая Обществом территория в границах водоохраной зоны оборудована канализационной системой, очистными сооружениями и нефтеловушками-отстойниками, что позволяет обеспечивать охрану водного объекта. В обществе имеется аккредитованный испытательный лабораторный центр по экологии, который проводит ежемесячный производственный лабораторный контроль качества сточных (ливневых) вод до и после очистки. Превышений ПДК загрязняющих веществ в сточных (ливневых) водах после их очистки в период проверки не обнаружено.
В ходе проверки производился отбор проб сточных вод до и после очистки. По результатам испытаний сделано заключение - очистные сооружения работают эффективно. Сточные воды ОАО «Новоросцемент» принимаются в систему городского водоотведения (городской ливневый коллектор), в связи с чем, водоотведение не очищенных сточных (ливневых) вод в водный объект Черное море не организовано.
Кроме того, как установлено, ООО «Новоросцемент» неоднократно обращался к Администрации муниципального образования <адрес> и к ПАО «НМТП» для заключения договора на прием сточных вод, однако в настоящее время договор не заключен по независящим от ОАО «Новоросцемент» причинам, о чем было сообщено должностному лицу в письменном объяснении и в ответах на определения №/ПП/2021 от 21.02.2022г. и №/ПП/2021 от 01.03.2022г.
Согласно ч.2 ст. 1.5. КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к ст. 1.5 КоАП РФ.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Таким образом, органом событие вменяемого административного правонарушения не подтверждено надлежащими доказательствами, вина юридического лица не установлена.
На основании вышеизложенного, суд считает, что в действиях юридического ОАО «Новоросцемент» отсутствует событие правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.45 КоАП.
В соответствии со ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 указанного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.
С учетом фактических обстоятельств и представленной совокупности доказательств, постановление начальника Черноморского отдела государственного надзора на море Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора от 17.05.2022г. №/ПП/2021 о привлечении юридического лица ОАО «Новоросцемент» к административной ответственности по ч.1 ст.8.45 КоАП РФ подлежит отмене, а производство по делу прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.1- 30.7 КоАП РФ, суд
решил:
░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░» - ░░░3- ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ 17.05.2022░. №/░░/2021 ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░.1 ░░.8.45 ░░░░ ░░ - ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 1 ░.1 ░░. 24.5 ░░░░ ░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░