2-480/15
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 июня 2015 года г.Луховицы Московской области
Луховицкий районный суд Московской области в составе: председательствующего судьи Ступиной С.В.
при секретаре Солдатниковой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ... городского прокурора в интересах несовершеннолетнего ребенка, оставшегося без попечения родителей, о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования сельское поселение ... муниципального района ...,
УСТАНОВИЛ:
... городской прокурор обратился в суд в интересах несовершеннолетней ФИО2, ... года рождения, с заявлениями о признании незаконным бездействия Администрации сельского поселения ... муниципального района ... и Администрации ... муниципального района ... в сфере контроля и обеспечения надлежащего санитарно-эпидемиологического состояния жилого помещения, расположенного по адресу: ..., закрепленного за ФИО2, оставшейся без попечения родителей.
В судебном заседании помощник прокурора Линькова Е.В. уточнила, что надлежащим ответчиком по делу является Администрация сельского поселения ... ... муниципального района ....
В обоснование требований помощник прокурора указала, что ФИО2, ... года рождения, имеет статус лица, оставшегося без попечения родителей: ее родители по решению суда были лишены родительских прав. Постановлением главы ... муниципального района ... от ... ... за несовершеннолетней ФИО2 сохранена жилая площадь по адресу: ....
В квартире по указанному адресу зарегистрированы по месту жительства ФИО4 и несовершеннолетние дети - ФИО2 и ФИО9, но фактически в ней никто не проживает. Местонахождение ФИО4 неизвестно; несовершеннолетний ФИО9 фактически проживает по адресу: ...; несовершеннолетняя ФИО2 с ... находится на полном государственном обеспечении и обучается в Государственном бюджетном стационарном учреждении социального обслуживания ... «... детский дом - интернат для детей с физическими недостатками», откуда в сентябре 2015 года по достижении 18лет возвращается на постоянное место жительства в закрепленное за ней жилое помещение по указанному выше адресу.
Актами обследования санитарного и технического состояния жилого помещения от ... и от ... года, установлено, что его состояние не соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, проживать в нем не представляется возможным; в квартире требуется проведение ремонта: замена труб системы водоснабжения; замена сантехнического оборудования и системы электроснабжения; следует заменить обои, покрасить полы и оконные рамы, заменить плитку в ванной и туалетной комнатах.
Собственником этого жилого помещения является администрация сельского поселения ... муниципального района, чье бездействие в сфере контроля и обеспечения надлежащего санитарно-эпидемиологического состояния жилого помещения, закрепленного за ФИО2, оставшейся без попечения родителей, по адресу: ..., прокурор просит признать незаконным и обязать в срок до ... обеспечить надлежащее санитарно- эпидемиологическое состояние этого жилого помещения, обязав произвести в указанном жилом помещении ремонт: произвести замену труб системы водоснабжения; произвести замену сантехнического оборудования, кранов и смесителей; привести в исправное состояние систему электроснабжения, сменить электропроводку, электроприборы; произвести штукатурку стен и потолков; оклеить стены новыми обоями; покрасить потолки; покрасить деревянные полы; в ванной и туалетной комнатах заменить старую плитку на новую; произвести покраску деревянных оконных рам с внутренней и внешней сторон, а также радиаторов, труб центрального отопления, газопровода, водопровода и канализации; произвести покраску деревянной входной и межкомнатных дверей.
В обоснование требований прокурор сослался на положения п.п.6, 8 ст.2, п.п. 1,8,9 Ч.1 ст. 14, ч.З и ч.4 ст.ЗО ЖК РФ; ст.210 ГК РФ; ч.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; ч. 2 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ч. 9 Закона Московской области от 29.12.2007 года №248/2007-03 «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей», п.П, 12, 13 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».
Представитель Администрации ... муниципального района ... Нагорная Е.А. требования не признала и показала, что Администрация района является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, надлежащим ответчиком является собственник спорного жилого помещения - Администрация сельского поселения, на территории которого находится спорное жилое помещение.
Представитель Администрации сельского поселения ... муниципального района ... Васильева Л.Н. оставила разрешение иска на усмотрение суда.
Представитель отдела опеки и попечительства Министерства образования ... по ... муниципальному району ... Козлова О.В. считает, что иск прокурора следует удовлетворить по основаниям, указанным в заявлении.
В судебное заседание не явился представитель Государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания ... «... детский дом - интернат для детей с физическими недостатками» - законного представителя ФИО2, в чьих интересах предъявлен иск. ... в суд поступило ходатайство образовательного учреждения, в котором указано, что законный представитель несовершеннолетнего ребенка поддерживает иск прокурора, просит его удовлетворить, рассмотреть дело в отсутствие представителя учреждения. Лица, участвующие в деле, не возражают относительно рассмотрения дела в отсутствие представителя ГБСУСО МО «... детский дом - интернат для детей с физическими недостатками», суд в силу положений ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя детского учреждения.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав его материалы, суд приходит к следующему:
в соответствии со ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
Согласно ч. 5 ст. 129 Конституции РФ и ст. ст. 21, 26 Федерального Закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре РФ» надзор за исполнением законов и за соблюдением прав и свобод человека и гражданина возложен Российской Федерацией на прокуратуру; исполнение законов и соблюдение прав и свобод человека и гражданина является предметом прокурорского надзора. Согласно ст. 1 поименованного выше Федерального Закона прокуратура РФ - единая централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации (и в её интересах) в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, надзор за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов, действующих на территории РФ, за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
Заявление подано в суд в соответствии с положениями ч. 1 ст. 45 ГПК РФ в защиту интересов несовершеннолетнего ребенка, оставшегося без попечения родителей.
В силу ст. 10 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», за защитой своих прав дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.
По указанным выше основаниям суд считает, что в данном случае прокурор вправе предъявить заявление в защиту жилищных прав несовершеннолетнего ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Суд считает, что требования прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
судом установлено, что ФИО2, ... года рождения, имеет статус лица, оставшегося без попечения родителей, ее родители лишены родительских прав: мать ФИО4 - на основании решения ... районного суда от ... года; отец ФИО5 - в соответствии с решением ... районного суда от ... (л.д.7,8-12,13-18).
Постановлением главы ... муниципального района ... от ... ... за несовершеннолетней ФИО2 сохранена жилая площадь по адресу: ... (л.д.20). В квартире по указанному адресу зарегистрированы по месту жительства: ФИО4 и несовершеннолетние дети - ФИО2 и ФИО9, что усматривается из выписки из домовой книги и выписки из финансово-лицевого счета (л.д. 19,21).
Фактически в квартире по указанному выше адресу никто не проживает: местонахождение ФИО4 неизвестно; несовершеннолетний ФИО9 фактически проживает по адресу: ...; несовершеннолетняя ФИО2 с ... находится на полном государственном обеспечении и обучается в Государственном бюджетном стационарном учреждении социального обслуживания ... «... детский дом - интернат для детей с физическими недостатками», откуда возвращается в сентябре 2015 года по достижении 18лет (л.д.22).
Из письма администрации ГБСУ СО МО «... детский дом - интернат для детей с физическими недостатками» от ... № ..., усматривается, что по достижению 18 лет, то есть в ... года ФИО2 возвращается на постоянное место жительства (л.д.23).
Закрепленное за ФИО2 жилое помещение двухкомнатная квартира находится на первом этаже двухэтажного кирпичного дома; комнаты в квартире изолированные, санузел раздельный, балкон отсутствует. Общая площадь жилого помещения составляет ... кв.м., жилая площадь - ... кв.м.
Из актов обследования санитарного и технического состояния жилого помещения ... и от ..., усматривается, что в квартире требуется проведение ремонта: замена труб системы водоснабжения; замена сантехнического оборудования и системы электроснабжения; на стенах отсутствуют обои, полы и окна давно не крашены, потолок грязный, ничем не покрыт, в ванной и туалетной комнатах старая плитка; окна деревянные, требуют покраски (л.д.32-33,34-35).
Тем самым, в настоящее время сохраненное за ребенком жилое помещение не соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, не пригодно для проживания.
Суд считает, что обязанность по проведению ремонта жилого помещения, закрепленного за ребенком, оставшимся без попечения родителей, следует возложить на Администрацию сельского поселения ..., которая является надлежащим ответчиком по делу. Суд пришел к такому выводу по следующим основаниям:
квартира по указанному выше адресу вошла в перечень жилых помещений, составляющих жилищный фонд Администрации сельского поселения ...л.д.28)
В соответствии с п.п. 6, 8 ст.2 Жилищного кодекса РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, осуществляют в соответствии со своей компетенцией муниципальный жилищный контроль.
В соответствии с п.п. 1,8,9 части 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: учет муниципального жилого фонда; признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля.
В соответствии с частью 2 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.
Согласно положениям ч. 3 и ч.44 ст.ЗО Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания жилого помещения, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
В силу требований ст.210 Гражданского кодекса РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно части 9 Закона Московской области от 29.12.2007 № 248/2007-03 «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей», сохранность муниципальных жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечивается органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области.
Тем самым именно собственник жилого помещения обязан произвести его ремонт.
В данном случае собственником спорной квартиры является Администрация сельского поселения .... Суд исследовал договор безвозмездного пользования жилищным фондом сельского поселения ... муниципального района ..., который администрация сельского поселения ... заключила с администрацией ... муниципального района .... В соответствии с п. 1.1 администрация сельского поселения передает во временное владение и пользование на безвозмездной основе жилищный фонд, тем самым собственником жилищного фонда осталась администрация сельского поселения. Согласно п.2.1.6 вышеуказанного договора обязанностью сельского поселения Астаповское является осуществление капитального ремонта жилищного фонда в сроки, определенные и утвержденные планами и графиками. Администрация ... муниципального района обязана осуществлять надлежащее содержание имущества, в том числе в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия, пожарной безопасности (п.2.3.2) (л.д.24-27).
Согласно части 1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159- ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по достижении ими возраста 18 лет по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с требованиями п.п.11, 12, 13 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 года №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», жилое помещение должно быть обустроено и оборудовано таким образом, чтобы предупредить риск получения травм жильцами при передвижении внутри и около жилого помещения; жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение); инженерные системы (вентиляция, отопление, водоснабжение, водоотведение и др.) должны соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности.
Требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда, в том числе квартир, определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 года №170 и обязательны для исполнения органами местного самоуправления.
В силу п.п.4.4.2, 4.4.6, 4.7.2 указанных Правил, разрушение окрасочного слоя деревянных полов должны устраняться по мере выявления; дощатые полы следует красить масляной краской или эмалью не реже одного раза в три года с предварительной их шпаклевкой; неисправности заполнений оконных проемов: неплотности по периметру оконных коробок; разрушение замазки в фальцах; отслоение штапиков; отсутствие или износ уплотняющих прокладок; загнивание и коробление элементов заполнений; отсутствие и ослабление крепления стекол, отслоение и разрушение окраски оконных коробок, щели в соединениях отдельных элементов между собой следует устранять по мере их накопления, не допуская дальнейшего развития.
Рекомендуемый перечень работ по ремонту квартир, выполняемых наймодателем, предусмотрен Приложением №8 к Положению об организации и проведению реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально- культурного назначения, утвержденному Приказом Государственного комитета по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР от 23.11.1988 №312. В этот перечень входят: окраска потолков и стен квартир, оклейка стен обоями, окраска оконных переплетов с внешней и внутренней сторон, окраска полов, окраска радиаторов, труб центрального отопления, газопровода, водопровода и канализации, вставка стекол, замена или установка кранов, смесителей и другого оборудования, замена дверных полотен, ремонт или смена электропроводки, смена электроприборов, штукатурка стен и потолков, замена и ремонт покрытий полов.
В нарушение изложенных выше норм права администрацией сельского поселения Астаповское не были приняты меры по обеспечению сохранности закрепленного за ФИО2 жилого помещения, вследствие чего по возвращении из Государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания ... «... детский дом - интернат для детей с физическими недостатками» ребенок не сможет проживать по месту своей регистрации. Бездействие органов местного самоуправления нарушает законные интересы несовершеннолетней при осуществлении ею своих жилищных прав.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что требования ... городского прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ... ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░2, ... ░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ... ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ... ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░- ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░2, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░: ....
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ... ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ... ░ ░░░░ ░░ ... ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░14, ░░ ░░░░░░: ..., ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░; ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░; ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░; ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░; ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░; ░░░░░░░░░ ░░░░░░░; ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░; ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░; ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░; ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 09.06.2015 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.