Судья: Петрова Т.П. Дело №07р-454/2016
РЕШЕНИЕ
г. Волгоград 1 апреля 2016 года
Судья Волгоградского областного суда Синицын А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании протест заместителя Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора Г.Р.А. на решение судьи Ленинского районного суда Волгоградской области от 3 марта 2016 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении юридического лица - ООО «Ленинский ВодоКанал»,
установил:
Постановлением должностного лица – заместителя главного санитарного врача в г. Волжский, Ленинском, Среднеахтубинском, Николаевском, Быковском районах Волгоградской области от 24 декабря 2015 года юридическое лицо – ООО «Ленинский ВодоКанал» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере <.......> рублей.
3 марта 2016 года решением судьи Ленинского районного суда Волгоградской области постановление должностного лица от 24 декабря 2015 года в отношении юридического лица - «Ленинский ВодоКанал» отменено, производство по делу прекращено, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Не согласившись с решением суда, заместитель Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора Г.Р.А. обратился в Волгоградский областной суд с протестом, в котором оспаривает законность и обоснованность решения, просит его отменить, дело направить на новое рассмотрение.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы протеста, выслушав заместителя Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора Г.Р.А., представителей ООО «Ленинский ВодоКанал» - Ч.В.В. и В.С.Ю., генерального директора ООО «Ленинский ВодоКанал» - Щ.С.А., судья областного суда приходит к следующим выводам.
Согласно статье 6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий - влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки 23 ноября 2015 года в 12 часов 20 минут в деятельности ООО «Ленинский ВодоКанал» выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства при обеспечении у населения водоотведения.
Постановлением заместителя Волгоградского межрайонного природоохранного прокуратура Г.Р.А. от 23 ноября 2015 года в отношении ООО «Ленинский ВодоКанал» возбуждено производство об административном правонарушении по ст. 6.3 КоАП РФ.
Основанием для возбуждения административного дела послужило то обстоятельство, что ООО «Ленинский ВодоКанал» является предприятием, обслуживающим системы водопроводно-канализационного хозяйства для обеспечения хозяйственно-питьевого водоснабжения и водоотведения <адрес> и в рамках осуществления хозяйственной деятельности осуществляет приём жидких бытовых отходов и сточных вод от организаций и населения <адрес>, не имеющих централизованного водоотведения. Сбор проводится специализированными ассенизаторскими автомобилями, находящимися в пользовании предприятия. Сбор (приём) отходов (осадков) из выгребных ям и септиков от ассенизаторских автомобилей осуществляется на ГКНС, расположенную в <адрес>. Также на ГКНС поступают сточные воды от многоквартирных жилых домов и организаций по существующим напорным трубам. Отходы из выгребных ям и септиков от ассенизаторских автомобилей сливаются в приёмные колодцы ГКНС, с которых самотёком поступают в приёмный резервуар ГКНС. Кроме того, с предприятием заключен договор № <...> на водоотведение от ДД.ММ.ГГГГ с ООО <.......>, согласно которому предприятие обязуется оказывать услугу водоотведения.
В ходе проведённой проверки установлено, что у ООО «Ленинский ВодоКанал» сливные станции отсутствуют, жидкие бытовые отходы и сточные воды сливаются напрямую в ГКНС, без соблюдения требований законодательства, что может негативно сказаться на санитарно-эпидемиологической и экологической обстановке в городе, поскольку могут быть сброшены запрещённые в централизованные системы водоотведения вещества (материалы), угрожающим работоспособности систем водоотведения.
Постановлением заместителя главного санитарного врача в г. Волжский, Ленинском, Среднеахтубинском, Николаевском, Быковском районах Волгоградской области от 24 декабря 2015 года юридическое лицо – ООО «Ленинский ВодоКанал» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ.
Решением судьи Ленинского районного суда Волгоградской области от 3 марта 2016 года постановление должностного лица в отношении юридическое лицо - «Ленинский ВодоКанал» отменено, производство по делу прекращено, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Вместе с тем, с таким решением судьи районного суда согласиться нельзя по следующим основаниям.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Статьей 6.3 КоАП установлена ответственность за невыполнение требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выражающиеся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Нормами ст. 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч.1 ст.51 ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которые должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктами 1 и 4 "Санитарные правила устройства и содержания сливных станций" (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 10.01.1975 N 1216-75), определено, что сливные станции предназначены для приёма и спуска в канализационную сеть жидких отбросов из неканализованных домовладений. Перед спуском в сеть жидкие отбросы разжижаются водой, освобождаются от песка и крупных механических примесей.
Сливные станции не должны устраиваться в непосредственной близости от канализационных насосных станций, количество сточной жидкости, поступающей в коллектор от сливной станции, не должно превышать 20 % от всего количества жидкости, протекающей в коллекторе.
Однако, как установлено проверкой у ООО «Ленинский ВодоКанал» сливные станции отсутствуют, жидкие бытовые отходы и сточные воды сливаются напрямую в ГКНС без соблюдения вышеуказанных требований.
Кроме того, ООО «Ленинский ВодоКанал» осуществляет приём жидких бытовых отходов и сточных вод от организаций и населения <адрес>, не имеющих централизованного водоотведения, с помощью специализированного транспорта, которым данные жидкие бытовые отходы и сточные воды транспортируются и сбрасываются в централизованную систему водоотведения, а именно напрямую в Главную канализационную насосную станцию (ГКНС), и поступая в систему водоотведения через ГКНС, жидкие бытовые отходы, перемешиваясь со сточными водами от канализированной части <адрес>, становятся хозяйственно-бытовыми сточными водами, в дальнейшем которые перекачиваются на пруд накопитель. Однако при сбросе ЖБО и стоков напрямую в ГКНС, в насосную станцию могут попасть запрещенные вещества и материалы, которые могут поставить под угрозу работоспособность всей системы водоотведения в городе. Указанные нарушения посягают на гарантированные ст.42 Конституции РФ права граждан на благоприятную окружающую среду.
Согласно ч. 2 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» в п.п. 2 и 9 даются определения понятиям «водоотведения» и «канализационной сети». Согласно которым «водоотведение» – это прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения; а «канализационная сеть» - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод.
Для организации водоотведения ООО «Ленинский ВодоКанал» на основании договора аренды № <...> от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с <.......> эксплуатирует имущественный комплекс водопроводно-канализационного хозяйства, находящегося в собственности администрации и состоящего согласно приложению № <...> к договору из 2 КНС, узла водоснабжения, очистных сооружений и специализированного транспорта.
Всего на территории <адрес> <.......> частных домовладений и <.......> многоквартирных дома, не подключенных к централизованным системам водоотведения ООО «Ленинский ВодоКанал».
Специализированный транспорт, посредством которого осуществляется транспортировка ЖБО и стоков от жилых домов <адрес> до централизованной системы водоотведения, не является инженерным сооружением. В данном случае таким инженерным сооружением является трубопровод централизованной системы водоотведения.
При таких обстоятельствах, выводы судьи районного суда о том, что должностным лицом не представлены доказательства не канализированности домовладений в <адрес> и отсутствие достаточных доказательств, касающихся обстоятельств негативного воздействия на окружающую среду в ходе деятельности ООО «Ленинский ВодоКанал», являются несостоятельными.
Принимая решение, суд первой инстанции исходил из того, что СП 32.13330.2012. Свод правил. Канализация. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.03-85 не регулирует деятельность ООО «Ленинский ВодоКанал», так как устанавливает нормы проектирования для вновь строящихся и реконструированных систем наружной канализации постоянного назначения городских и близких к ним по составу производственных сточных вод, а также дождевой канализации.
Вместе с тем, ответственность по ст. 6.3 КоАП РФ наступает за нарушение действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, то есть ООО «Ленинский ВодоКанал» нарушил положения «Санитарные правила устройства и содержания сливных станций» " (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 10.01.1975 N 1216-75), осуществляя сброс ЖБО и сточных вод напрямую в ГКНС, а не в установленные законодательством сливные станции в виду их отсутствия.
Кроме того, судья районного суда в решении ссылается на постановление Двенадцатого арбитражного суда от 18 февраля 2015 года, оставленного без изменения постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 28 апреля 2015 года, однако положениями КоАП РФ не предусмотрена норма, указывающая на преюдициальное значение судебных постановлений по аналогичным вопросам, установленным этими актами. При рассмотрении дел об административном правонарушении судья не связан выводами других судов о правовой квалификации рассматриваемых отношений и толковании правовых норм.
Таким образом, решение судьи Ленинского районного суда Волгоградской области от 3 марта 2016 года, вынесенное в отношении юридического лица - ООО «Ленинский ВодоКанал» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене на основании п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, с направлением дела на новое рассмотрение.
На основании изложенного и руководствуясь ст.30.7- 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
решение судьи Ленинского районного суда Волгоградской области от 3 марта 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - ООО «Ленинский ВодоКанал», - отменить на основании п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ и направить дело на новое рассмотрение в тот же суд.
Судья Волгоградского областного суда А.Е. Синицын