Решение от 10.06.2022 по делу № 2а-771/2022 (2а-4866/2021;) от 24.12.2021

Дело № 2а-771/2022

УИД 44RS0001-01-2020-006035-14

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 июня 2022 года                         г. Кострома

Свердловский районный суд г. Костромы в составе судьи Сопачевой М.В., при секретаре Цепенок А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Смирнова Александра Николаевича к ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Мордовия, ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Нижегородской области, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ярославской области, ФСИН России о признании бездействия незаконным, взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Смирнов А.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Мордовия, ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Нижегородской области, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ярославской области, ФСИН России о признании действий, выразившихся в создании ненадлежащих условий содержания, незаконными, взыскании компенсации морального вреда в размере 250 000 руб. Требования мотивированы тем, что истец отбывал наказание в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Мордовия в период с <дата> года по <дата> года, содержался в отрядах ... Указал, что помещения отряда казарменного типа, площадь спального места около ... кв.м., в каждом отряде содержалось в среднем ... человек. В туалете имелось ... унитазов и ... рукомойников, унитазы были без кабинок и дверок. Указал, что ... рукомойников было недостаточно для ... человек. Также указал на отсутствие ножных ванн. Административный истец указал, что содержался в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Нижегородской области 10 дней в период <дата> года в камере .... Указал на недостаток санитарной нормы, отсутствие приватности и полноценного дневного света, что создавало неудобства. Аналогичные условия содержания были в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ярославской области, где истец содержался в <дата> года. Административный истец указал, что в <дата> года был доставлен в ФКУ ИК-10 УФСИН России по Республике Мордовия и через несколько дней его перевели в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Мордовия. <дата> административный истец убыл из указанного исправительного учреждения в г. Кострома. Этапирование происходило по маршруту Республика Мордовия-Рузаевка (Рязанская область) - Нижний Новгород – Ярославль – Кострома. Указал, что весь маршрут содержался в отсеках с другими заключенными в тесноте без возможности доступа ко сну, поскольку отсутствовало спальное место.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены УФСИН России по Республике Мордовия, УФСИН России по Ярославской области, ГУФСИН России по Нижегородской области, ФКУ ОК УФСИН по Республике Мордовия.

В судебное заседание административный истец Смирнов А.Н. и его представитель по доверенности Виноградов А.В. не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В судебном заседании представитель ФСИН России и ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Нижегородской области на основании доверенности Бужак А.С. требования не признал. В материалы дела представлены возражения на административное исковое заявление, в котором указал, что Смирнов А.Н. содержался в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Нижегородской области в период с <дата> по <дата>. В период содержания Смирнова А.Н. в камере №, площадью ... кв.м., содержалось от 4 до 8 человек. Полагает, что норма площади, положенная Смирнову А.Н. в период его содержания в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Нижегородской области, составляет 2 кв.м. Указал, что оборудование камерных помещений ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Нижегородской области в период 2018-2019 г. находилось в технически исправном состоянии и соответствовало приказу Министерства юстиции РФ от 14 октября 2005 года № 189 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы». Все камерные помещения оборудованы приточной и вытяжной вентиляцией через вытяжную шахту на крышу, отдельные камеры оборудованы приточной и вытяжной вентиляцией принудительного типа. Согласно п. 40 приказа Министерства юстиции РФ от 14 октября 2005 года № 189 каждый подозреваемый (обвиняемый) в обязательном порядке обеспечивается спальным местом. Считает, что содержание 10 человек согласно заявлению истца на 8 спальных мест невозможно. Освещение в камерных помещениях организуется из расчета общей площади помещения и составляет от 80 до 150 Вт. Искусственное освещение дневного и ночного режима осуществляется в соответствии с распорядком дня, выключается с 22 часов до 06 часов утра, кроме ночного освещения, предусмотренного п. 42 Приказа Министерства юстиции РФ от 14 октября 2005 года № 189. Указал, что переоборудование камерных помещений по личному желанию истца не представляется возможным, так как возможно только в случае проведения общего капитального ремонта и реконструкции помещений и зданий ФКУ СИЗО-1. Поскольку здания являются историческими и введены в эксплуатацию до момента принятия СП <дата>, соответственно, отсекающие решетки старого образца установлены согласно прежним действовавшим нормам законодательства следственных изоляторов и тюрем и могут быть демонтированы только при полной реконструкции либо капитальном ремонте помещений СИЗО-1. Указал, что камерные помещения оборудуются решетками оконными камерной серии «РОК-4» (отсекающие, с выступом от стены), предназначенными для установки с внутренней стороны оконных проемов камер в случае необходимости полного открывания форточки и изготавливающимися в соответствии с требованиями приказа ФСИН России от 26.07.2007 № 407. Конструкция данных оконных решеток не препятствует открыванию форточек и проветриванию помещения. Считает, что истцу не причинялись лишения в более высокой степени, чем те, что неизбежны при применении мер процессуального принуждения. Неудобства, которые истец мог претерпевать в указанный им период времени, неразрывно связан с привлечением его к уголовной ответственности за совершение преступления. Все действия сотрудников СИЗО были осуществлены в строгом соответствии с действующим законодательством.

В судебное заседание ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Мордовия своего представителя не направило, просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. В материалы дела представлены возражения на административное исковое заявление, в котором указано, что истец отбывал наказание в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Мордовия с <дата> по <дата>, содержался в отрядах 1,3,5,6. Норма жилой площади отрядов на одного осужденного при установленном лимите наполнения осужденных в ИК-1 соответствовала установленным требованиям уголовно-исполнительного законодательства РФ. Указали, что количество умывальников в отрядах ИК-1 соответствует требования законодательства РФ, количество унитазов (напольных чаш) в отрядах ИК-1 также соответствует установленным требованиям законодательства (Инструкция СП 17-02 по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, утвержденная приказом Минюста России от 02.06.2003 № 130дсп, предусматривает 1 унитаз на 15 человек). В каждом отряде ИК-1 имеются дверки в туалетных кабинках. Приказом ФСИН России от 27 июля 2006 года № 512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» не предусмотрена установка ножных ванн в отрядах. Указали, что помывка осужденных осуществлялась согласно имеющемуся графику работы бани и проводится в бане ИК-1 два раза в неделю. Смена постельного белья проводится в день помывки отряда. Считает, что истцом не представлено доказательств, исходя из которых можно сделать вывод о причинении ему морального вреда, незаконных действий (бездействия) должностных лиц государственных органов уголовно-исполнительной системы, наличие причинной связи между действиями и моральным вредом, а также вины должностных лиц государственных органов уголовно-исполнительной системы. Поскольку истцу не были причинены лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие истца были гарантированы с учетом практических требований режима содержания, административный ответчик полагает, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

В судебное заседание ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ярославской области своего представителя не направило, просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. В материалы дела представлены возражения на административное исковое заявление, в котором указано, что Смирнов А.Н. содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ярославской области в период с <дата> по <дата> в камере № режимного корпуса № в соответствии с требованиями УИК РФ, Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Минюста России от <дата> №. Указали, что все камеры режимных корпусов ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ярославской области оборудованы в соответствии с п. 42 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы. Камеры режимного корпуса № № в обязательном порядке оборудованы: оконными рамами со стеклами и отсекающими решетками, двухъярусными спальными кроватями, соответствующими нормативам по ширине и длине, столом и скамейками с числом посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камере, шкафом для продуктов, вешалкой для верхней одежды, полкой для туалетных принадлежностей, зеркалом, вмонтированным в стену, бачком для питьевой воды, подставкой под бачок для питьевой воды, радиодинамиком для вещания общегосударственных программ, урной для мусора, тазами для гигиенических целей и стирки одежды, светильниками дневного и ночного освещения, унитазом со сливным бачком, умывальником, радиаторами системы отопления, штепсельными розетками для подключения бытовых приборов, вызывной сигнализацией. Все имеющееся оборудование в камере в исправном состоянии. В случае поломки или выхода из строя принимаются меры по устранению, производится его ремонт или замена. Условия в камере соответствуют санитарным требованиям, порядок поддерживается, что ежедневно контролируется медицинским работником. Камера имеет естественное освещение, а также оборудована светильниками дневного и ночного освещения, установленными на потолке с зарытыми плафонами и электрическими лампами. Освещение камеры достаточное и соответствует санитарным нормам, в соответствии с площадью. Указали на соблюдение санитарной площади в период содержания истца в учреждении. В период содержания истца в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ярославской области Смирнов А.Н. с жалобами, в том числе на условия содержания в учреждении, не обращался. Условия в камерах соответствует санитарным требованиям, порядок поддерживается лицами из числа спецконтингента, что ежедневно контролируется медицинским работником. Отсекающие оконные решетки естественному освещению и доступу в камеру свежего воздуха (естественной вентиляции) не препятствуют. ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ярославской области просит исковые требования Смирнова А.Н. оставить без удовлетворения.

Заинтересованные лица УФСИН России по Республике Мордовия, УФСИН России по Ярославской области, ГУФСИН России по Нижегородской области, ФКУ ОК УФСИН по Республике Мордовия в судебное заседание своих представителей не направили, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Выслушав представителя административных ответчиков, исследовав материалы дела и личное дело осужденного Смирнова А.Н., суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 2 ст. 220 КАС РФ в административном исковом заявлении о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, должны быть указаны: сведения о том, в чем заключается оспариваемое бездействие (от принятия каких решений либо от совершения каких действий в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке, уклоняются орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями); сведения о правах, свободах и законных интересах административного истца, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемыми решением, действием (бездействием); нормативные правовые акты и их положения, на соответствие которым надлежит проверить оспариваемые решение, действие (бездействие).

В соответствии с ч. ч. 8, 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ, судом может быть принято решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их несоответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В соответствии с положениями ст. 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (ч. 1).

Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (ч. 3).

При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (ч. 5).

Федеральным законом от 27.12.2019 №494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», УИК РФ, КАС РФ в части введения положений о праве на получение компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.

В соответствии со ст. 12.1 УИК РФ лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (ч. 1). Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (ч. 2).

Согласно ст. 4 Федерального закона от 27.12.2019 №494-ФЗ, финансовое обеспечение выплаты компенсации за нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели.

Согласно статье 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также толкованиям Конвенции, содержащимся в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.

Процесс отбывания осужденного к лишению свободы наказания законодательно урегулирован, осуществляется на основании нормативных правовых актов и соответствующих актов Министерства юстиции Российской Федерации, которыми регламентированы условия содержания, права и обязанности лиц, содержащихся под стражей или отбывающих наказание, а также права и обязанности лиц, ответственных за их содержание.

В соответствии со ст. 73 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные к лишению свободы, кроме указанных в части четвертой настоящей статьи, отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены.

Согласно ст. 74 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации исправительными учреждениями являются исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения.

В соответствии со ст. 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации режим в исправительных учреждениях - установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания. В исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» разъяснено, что под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе: право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки (в частности, статьи 93, 99, 100 УИК РФ) (пункт 2).

Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.

Так, судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации (пункт 14).

Обращаясь в суд с настоящим административным исковым заявлением, Смирнов А.Н. указал, что условия содержания в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Мордовия были ненадлежащими, в частности, истцом указано на несоблюдение нормы жилой площади, отсутствие приватности при использовании туалета, недостаток унитазов и умывальников, отсутствие ножных ванн.

В соответствии со ст. 99 УИК РФ норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров, в тюрьмах – двух с половиной квадратных метров, в колониях, предназначенных для отбывания наказания осужденными женщинами, - трех квадратных метров, в воспитательных колониях – трех с половиной квадратных метров, в лечебных исправительных учреждениях – трех квадратных метров, в лечебно-профилактических учреждениях уголовно-исполнительной системы пяти квадратных метров (ч.1).

Из материалов дела следует, что Смирнов А.Н. отбывал наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Мордовия в период с <дата> по <дата>.

Как следует из отзыва ответчика ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Мордовия в период отбывания наказания в исправительном учреждении Смирнов А.Н. содержался в отрядах №

Инструкцией по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 02.03.2003 № 30дсп установлена норма количества унитазов в исправительном учреждении с учетом 1 единицы на 15 человек.

Приказом ФСИН России от 27.07.2006 №512 утверждены нормы обеспечения мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, уголовно-исполнительной системы (Приложение 2) (п. 1); предписано начальникам управлений Федеральной службы исполнения наказаний по федеральным округам, территориальных органов и учреждений Федеральной службы исполнения наказаний привести фактическую оснащенность мебелью, инвентарем, оборудованием и предметами хозяйственного обихода (имуществом) общежитий, столовых, клубов, объектов коммунально-бытового назначения учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов УИС в соответствие с табельной положенностью из средств федерального бюджета и внебюджетных источников финансирования; обеспечить контроль за сохранностью и надлежащей эксплуатацией мебели, инвентаря и оборудования, а также за своевременным проведением их ремонта и обоснованностью списания предметов, пришедших в негодность (п. 2). Согласно Нормам, в спальном помещении общежития исправительного учреждения предусмотрено размещение: кровати металлической – на 1 человека, тумбочки прикроватной – 1 на двух человек, табурета – 1 на человека; в комнате для умывания: умывальник (рукомойник) – 1 на десять человек, зеркало настенное – 2 штуки; постирочная: машина стиральная бытовая – 2-3 штуки. Помещение бани оборудуется жестким диваном или вешалкой со скамьей, тумбочкой, табуретом, столом прямоугольным (помещение раздевалки), стационарными скамьями (помещение мыльной и парной). Помещение прачечной оборудуется ларем для грязного белья, столом, тумбочкой, табуретом (помещение приема грязного белья), тумбочкой, табуретом (помещение сушки белья).Согласно справке ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Мордовия общая жилая площадь отряда № составляет ... кв.м., лимит наполнения – ..., жилая площадь на 1 человека составляет 2,9 кв.м., в распоряжении которого располагалось 8 умывальников и 6 унитазов; общая жилая площадь отряда № – 141,12 кв.м., лимит наполнения – 70, жилая площадь на 1 человека - 2,04 кв.м., в распоряжении которого располагалось 7 умывальников и 6 унитазов; общая жилая площадь отряда № – ... кв.м., лимит наполнения – 97, жилая площадь на 1 человека – 2,05 кв.м., в распоряжении которого располагалось 11 умывальников и 7 унитазов; общая жилая площадь отряда № – ... кв.м., лимит наполнения – ..., жилая площадь на 1 человека - 2,01 кв.м., в распоряжении которого располагалось 12 умывальников и 7 унитазов.

Таким образом, доводы административного истца о недостаточном количестве умывальников и унитазов являются необоснованными.

Не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела и доводы административного истца об отсутствии приватности при использовании туалета.

Согласно справке начальника ОИиХО ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Мордовия туалеты оборудованы кабинами приватности с дверками.

Доказательств того, что нарушена приватность при использовании туалета, административным истцом не представлено и материалы дела не содержат.

Вместе с тем, доводы административного истца о несоблюдении нормы жилой площади в исправительном учреждении являются обоснованными.

Так, проведенной прокуратурой Республики Мордовия проверкой в деятельности ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Мордовия в <дата> гг. было установлено нарушение ч.1 ст. 99 УИК РФ о норме жилой площади не менее двух квадратных метров в расчете на одного осужденного к лишению свободы. В расчете на одного осужденного норма жилой площади в колонии в 2018 году составила 1,58 кв.м., не соответствует закону норма жилой площади в общежитиях отрядов №№ Аналогичное нарушение было установлено в <дата> году. В общежитиях отрядов №№ на одного осужденного приходилось 1,8 кв.м. жилой площади, в общежитиях отрядов №№ № – ... кв.м. жилой площади, в общежитии отряда № – ....м. жилой площади. Указанные нарушения послужили основанием для внесения актов прокурорского реагирования в <дата> гг. в адрес начальника ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Мордовия.

Приказом ФСИН России от 27 июля 2006 года № 512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно – исполнительной системы» не предусмотрена установка ножных ванн в отрядах.

Приказом Минюста России от 16.12.2016 № 295 утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, которые обязательны для осужденных, содержащихся в них. Согласно Правил помывка осужденных в бане осуществляется два раза в неделю. После каждой партии помывки осужденных в бане проводится уборка с применением дезинфицирующих средств.

В возражениях на административное исковое заявление ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Мордовия указано, что помывка осужденных осуществляется согласно имеющемуся графику работы бани и проводится в бане ИК-1 два раза в неделю. Смена постельного белья проводится в день помывки отряда.

Заявляя исковые требования, административным истцом указано на нарушение условий содержания, выразившиеся в недостатке санитарной нормы, отсутствии приватности и полноценного дневного света в период содержания в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Нижегородской области и ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ярославской области.

В соответствии со ст. ст. 4, 15 Федерального закона № 103-ФЗ от 15.07.1995 года «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.

В местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.

Согласно ст. 16 Федерального закона № 103-ФЗ от 15.07.1995 года «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

Согласно п.п. 2-4 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных Приказом Минюста России от 14.10.2005 № 189, в СИЗО устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также решение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Режим представляет собой регламентируемые Федеральным законом, настоящими Правилами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации порядок и условия содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Обеспечение режима в СИЗО, поддержание в них внутреннего распорядка возлагается на администрацию СИЗО, а также на их сотрудников, которые несут установленную законом и ведомственными нормативными актами ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей. Лица, содержащиеся в СИЗО, должны выполнять возложенные на них Федеральным законом обязанности и соблюдать Правила поведения подозреваемых и обвиняемых (приложение № 1). Невыполнение ими своих обязанностей и правил поведения влечет ответственность в установленном порядке.

Согласно п. 40 Правил подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются для индивидуального пользования: спальным местом; постельными принадлежностями: матрацем, подушкой, одеялом; постельным бельем: двумя простынями, наволочкой; полотенцем; столовой посудой и столовыми приборами: миской (на время приема пищи), кружкой, ложкой; одеждой по сезону (при отсутствии собственной); книгами и журналами из библиотеки СИЗО. По заявлению подозреваемого или обвиняемого, при отсутствии необходимых денежных средств на его лицевом счете, по нормам, установленным Правительством Российской Федерации, выдаются индивидуальные средства гигиены: мыло; зубная щетка; зубная паста (зубной порошок); одноразовая бритва (для мужчин); средства личной гигиены (для женщин).

Для общего пользования в камеры в соответствии с установленными нормами и в расчете на количество содержащихся в них лиц выдаются: мыло хозяйственное; туалетная бумага; издания периодической печати из библиотеки СИЗО; настольные игры: шашки, шахматы, домино, нарды; предметы для уборки камеры; швейные иглы, ножницы, ножи для резки продуктов питания (могут быть выданы подозреваемым и обвиняемым в кратковременное пользование под контролем администрации) (п. 41 Правил).

Согласно ст. 23 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.

Из материалов дела усматривается, что Смирнов А.Н. содержался в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Нижегородской области в период с <дата> по <дата>.     Согласно справке ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Нижегородской области Смирнов А.Н. содержался в камере ..., площадью ... кв.м., имеющей 8 спальных мест, в которой содержалось от 4 до 8 человек.

Таким образом, норма санитарной площади в камере на одного человека составила от ... кв.м. до ... кв.м., что не соответствует требованиям ст. 23 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

Как следует из справки ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Нижегородской области камерное помещение № оборудовано одним окном с отсекающей решеткой, которая не препятствует доступу естественной освещенности в камерное помещение, 8 спальными метами, умывальником с холодной водой, сан/узел в форме «чаши Генуя», отделенной перегородкой высотой 2 м. от пола со шторой для приватности, приточной вентиляцией и вытяжной вентиляцией через вытяжную шахту на крышу, зеркалом, вмонтированным в стену; штепсельной розеткой; радиатором системы отопления; радио-точкой, работающей от радиоузла учреждения; вешалкой для одежды; полкой для туалетных принадлежностей; одним столом; бачком для кипяченой воды; 1 тазиком для гигиенических целей и для стирки одежды. Камерное помещение оборудовано 2 светильниками с лампами накаливания по ... Вт каждая (суммарной мощностью ... Вт). Искусственное освещение в камерном помещении соответствует указанным нормам, включено постоянно и выключается только с 22 часов до 6 часов, кроме ночного освещения.

В возражениях на исковое заявление административным ответчиком ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Нижегородской области указано, что камерные помещения оборудуются решетками оконными камерной серии «РОК-4» (отсекающие, с выступом от стены), предназначенными для установки с внутренней стороны оконных проемов камер в случае необходимости полного открывания форточки и изготавливающимися в соответствии с требованиями приказа ФСИН России от 26.07.2007 № 407. Решетка «РОК-4» состоит из рамы и открывающегося решетчатого полотна. Рама выполнена из стального уголка сечением 50х50 мм. Обрамление полотна – из стального уголка сечением 40х40х4 мм. Решетчатое заполнение из стального прутка диаметром 10 мм. Размер ячеек решетчатого полотна («в свету») 50х50 мм. Решетка РОК-4 устанавливается на оконные проемы зданий с кирпичными стенами. Конструкция данных оконных решеток не препятствует открытию форточек окна и проветриванию помещений.

Таким образом, оборудование камерного помещения соответствует требованиям приказа Министерства юстиции РФ от 14 октября 2005 года № 189 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы».

Доказательств, свидетельствующих об отсутствии приватности при использовании туалета и естественного освещения, административным истцом не представлено и материалы дела не содержат.

Как следует из материалов дела, Смирнов А.Н. содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ярославской области в период с <дата> по <дата> в камере № режимного корпуса №.

Согласно экспликации помещений режимного корпуса № камера № имеет площадь 19 кв.м.

В соответствии с представленной копией книги количественной проверке лиц, содержащихся в следственном изоляторе, количество лиц в камере № режимного корпуса № в период содержания истца не превышало 8 человек.

Таким образом, норма санитарной площади на одного человека в период содержания административного истца составляла 2,37 кв.м.

С учетом изложенного, оснований полагать, что установленная действующим законодательством норма санитарной площади на одного человека в период пребывания административного истца в камере ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ярославской области соблюдалась, у суда не имеется.

Как следует из возражений на административное исковое заявление, камеры режимного корпуса № в обязательном порядке оборудованы: оконными рамами со стеклами и отсекающими решетками, двухъярусными спальными кроватями, соответствующими нормативам по ширине и длине, столом и скамейками с числом посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камере, шкафом для продуктов, вешалкой для верхней одежды, полкой для туалетных принадлежностей, зеркалом, вмонтированным в стену, бачком для питьевой воды, подставкой под бачок для питьевой воды, радиодинамиком для вещания общегосударственных программ, урной для мусора, тазами для гигиенических целей и стирки одежды, светильниками дневного и ночного освещения, унитазом со сливным бачком, умывальником, радиаторами системы отопления, штепсельными розетками для подключения бытовых приборов, вызывной сигнализацией.

Из справки ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ярославской области следует, что сан.узел отделен от жилой площади камеры кабиной из ДВП высотой 2,5 метра, что обеспечивает достаточную степень изолированности. Кабина сан.узла оборудована дверью. Условия приватности при его использовании не нарушаются. Камера имеет естественное освещение, а также оборудована светильниками дневного освещения, установленными на потолке с закрытыми плафонами и электрическими лампами, и светильниками ночного освещения.

В связи с изложенным, доводы административного истца об отсутствии приватности при использовании туалета и дневного освещения суд полагает несостоятельными.

Доводы административного истца о том, что при этапировании его железнодорожным транспортом он не был обеспечен индивидуальным спальным местом и весь маршрут содержался с другими осужденными в тесноте, суд находит необоснованными в силу следующего.

Из материалов дела следует, что перемещение административного истца осуществлялось следующим образом:

<дата> из ФКУ ИК-10 УФСИН России по Республике Мордовия до ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Мордовия плановым караулом по автодорожному маршруту «Потьма-Барашево», назначенным от ФКУ ОК УФСИН России по Республике Мордовия;

<дата> от станции Потьма (транзитно-пересыльный пункт при ФКУ ИК-18 УФСИН России по Республике Мордовия) до станции Рузаевка (ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия) плановым караулом по железнодорожному маршруту «Москва-Челябинск», назначенным от ФКУ УК УФСИН России по г. Москве;

<дата> конвоировался от станции Саранск до станции Нижний Новгород плановым караулом по железнодорожному маршруту «Нижний Новгород – Саратов», назначенным от ФКУ УК ГУФСИН России по Нижегородской области, в специальном вагоне модели «ЦМВ 61-827». При следовании от станции Саранск до станции Арзамас истец размещался с 5 осужденными строгого и особого режимов. От станции Арзамас до станции Нижний Новгород с 6 осужденными строгого и особого режимов в большой камере №.

<дата> административный истец конвоировался от станции Нижний Новгород до станции Ярославль плановым караулом по железнодорожному маршруту «Нижний Новгород – Смоленск», назначенным от ФКУ УК ГУФСИН России по Нижегородской области в специальном вагоне модели «ЦМВ 61-827». При следовании от станции Нижний Новгород до станции Иваново истец размещался с 8 осужденными аналогичного режима, от станции Иваново до станции Ярославль с 9 осужденными аналогичного режима в большой камере №.

<дата> от г. Ярославль (ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ярославской области) до г. Костромы (ФКУ ИК-1 УФСИН России по Костромской области) сквозным караулом по автодорожному маршруту «Кострома – Ярославль», назначенным от ФКУ ОК УФСИН России по Костромской области.

Согласно п. 167 Инструкции по служебной деятельности специальных подразделений УИС по конвоированию, утвержденной приказом Министерства юстиции РФ и Министерства внутренних дел РФ от 24.05.2006 № 199дсп/369дсп нормы размещения конвоируемых лиц в указанный период времени составляли: в большие камеры специальных вагонов по 12 человек, в малые камеры до 6 человек.

Приказом Министерства юстиции РФ и Министерства внутренних дел РФ от 09.02.2018 № 26дсп/85дсп нормы размещения конвоируемых лиц в специальных вагонах уменьшены и составляют: по 10 человек в большие камеры и по 4 человека в малые камеры.

Все системы жизнеобеспечения специальных вагонов, в которых следовал истец, а именно: освещение, вентиляция, водоснабжение, были в исправном состоянии, что подтверждается отметками начальников караулов и записями проверяющих должностных лиц в путевых ведомостях караулов.

Большая камера спецвагона (размеры: ширина – 163 см, длина – 214 см, высота – 287 см) оборудована 6 полками, рассчитанными на 4 места для лежания и 8 мест для сидения (по 4 человека на каждую из 2 нижних полок), нижние полки могут быть использованы как спальные места.

Согласно представленным УОК ФСИН России сведениям истец в пути следования имел возможность разместить свои личные вещи под нижним ярусом полок камеры специального вагона (в больших камерах габариты свободного пространства для размещения личных вещей конвоируемых лиц составляют: длина – 214 см, высота – 40 см, ширина – 60 см, объем – 0,51 куб.м. с каждой стороны камеры).

Существующими нормативными актами, регулирующими организацию конвоирования, выдача постельных принадлежностей и выделение индивидуального спального места в камере спецвагона конвоируемым лицам не предусмотрены. При этом использование личных постельных принадлежностей не запрещено.

Судом установлено, что жалоб и заявлений от Смирнова А.Н. при его конвоировании железнодорожными караулами по указанным маршрутам на не обеспечение надлежащих условий в камерах специального вагона, ни в устной, ни в письменной форме в адрес караулов, проверяющим лицам не поступало.

Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Частью 7 указанной статьи предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

Согласно ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

При этом согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания соблюдения срока обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд.

Согласно разъяснениям п. 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», проверяя соблюдение предусмотренного ч. 1 ст. 219 КАС РФ трехмесячного срока для обращения в суд, необходимо исходить из того, что нарушение условий содержания лишенных свободы лиц может носить длящийся характер, следовательно административный иск может быть подан в течение всего срока, в рамках которого у органа или учреждения, должностного лица сохраняется обязанность совершить определенное действие, а также в течение трех месяцев после прекращения такой обязанности.

Данные разъяснения согласуются с введенной Федеральным законом от 28 ноября 2018 г. № 451-ФЗ частью 1.1 ст. 219 КАС РФ, согласно которой если настоящим Кодексом или другим федеральным законом не установлено иное, административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.

С настоящим административным иском Смирнов А.Н. обратился в Свердловский районный суд г. Костромы <дата>, то есть в установленный законом срок.

В силу статьи 1069 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда; при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства; суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

Согласно статье 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с ГК РФ или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (пункт 1 статьи 125 ГК РФ).

В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (пункт 3 статьи 125 ГК РФ).

Подпунктом 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее по тексту БК РФ) установлено, что главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти несоответствующих закону или иному правовому акту.

Из смысла статей 125 и 1069 ГК РФ, а также статьи 158 БК РФ следует, что субъектом, обязанным возместить вред по правилам статьи 1069 ГК РФ, и, соответственно, ответчиком по указанным искам является Российская Федерация, от имени которой в суде выступает главный распорядитель бюджетных средств по ведомственной принадлежности тех государственных органов (должностных лиц), в результате незаконных действий (бездействия) которых физическому или юридическому лицу причинен вред.

При удовлетворении иска о возмещении вреда в порядке, предусмотренном статьей 1069 ГК РФ, в резолютивной части решения суд указывает на взыскание вреда с Российской Федерации в лице главного распорядителя бюджетных средств за счет казны Российской Федерации (пункт 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 мая 2019 года № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»).

Из смысла статьи 12.1 УИК РФ следует, что при нарушении условий содержания осужденного в исправительном учреждении причинение осужденному морального вреда предполагается и доказыванию не подлежит.

Поскольку в ходе судебного разбирательства судом установлено, что ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Мордовия, ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Нижегородской области, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ярославской области частично нарушило условия содержания Смирнова А.Н., что, в свою очередь, унижает достоинство истца и порождает его право на денежную компенсацию морального вреда.

Как предусмотрено пунктом 2 статьи 1101 Гражданского кодекса РФ, размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда; при определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости; характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Учитывая характер нарушений, продолжительность содержания истца в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Мордовия, ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Нижегородской области, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ярославской области, степень перенесенных нравственных и физических страданий, требования разумности и справедливости, суд полагает необходимым взыскать с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации компенсацию морального вреда в размере 4 000 руб.

Требования о взыскании компенсации морального вреда с ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Мордовия, ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Нижегородской области, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ярославской области в пользу Смирнова А.Н. удовлетворению не подлежат, поскольку, по причинам указанным выше, указанные учреждения не являются надлежащими ответчиками по данному требованию административного истца.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

    ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ 4 000 ░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░-1 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░ ░░░░-1 ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░-1 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 27 ░░░░ 2022 ░░░░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-771/2022 (2а-4866/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Смирнов Александр Николаевич
Ответчики
ФСИН России
ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ярославской области
ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Нижегородской области
ФКУ ИК-1 УФСИН России по респ.Мордовия
Другие
УФСИН России по Республике Мордовия
Виноградов Александр Владимирович
ФКУ ОК УФСИН по Республике Мордовии
УФСИН России по Ярославской области
ГУФСИН России по НИжегородской области
Суд
Свердловский районный суд г. Кострома
Судья
Сопачева Марина Владимировна
Дело на сайте суда
sverdlovsky.kst.sudrf.ru
24.12.2021Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
27.12.2021Передача материалов судье
27.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.01.2022Судебное заседание
11.02.2022Судебное заседание
05.04.2022Судебное заседание
28.04.2022Судебное заседание
10.06.2022Судебное заседание
27.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее