Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2а-4520/2024 ~ М-2689/2024 от 26.03.2024

УИД 11RS0001-01-2024-005115-74

Дело №2а-4520/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Игушевой И.В.,

при секретаре Меньшиковой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 24 апреля 2024 года административное дело по административному исковому заявлению УФНС России по Республике Коми к Торлопову Сергею Николаевичу о взыскании задолженности,

установил:

УФНС России по ... обратилось в суд с административным иском к Торлопову С.Н. о взыскании задолженности перед бюджетом в общем размере 109939,74руб., в том числе: налог на имущество физических лиц в размере 49977,63руб. (** ** **, ** ** **, ** ** **, ** ** **, ** ** **), земельный налог в размере 58339,52руб. (** ** **, ** ** **, ** ** **), пени в размере 1622,59руб.

В обоснование административного иска указано, что административный ответчик, имеет задолженность перед бюджетом по уплате налогов. Направленное административным истцом требование об уплате задолженности ответчиком не исполнено. Также заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока для подачи административного искового заявления о взыскании задолженности по налогу, пени.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения административного дела извещена судом в порядке, предусмотренном статьи 96 Кодекса административного судопроизводства РФ, в суд не явились.

В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства РФ административное дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Статьей 57 Конституции РФ и части 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Согласно ст. 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В силу ст. 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение (п. 1 ст. 401 Налогового кодекса Российской Федерации).

Порядок установления налоговой ставки определен ст. 406 Налогового кодекса Российской Федерации.

В п. 1 ст. 387 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

На основании ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Согласно п. 1 ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

В соответствии с п. 1 ст. 397 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Решением Совета МО ГО «Сыктывкар» от 23.11.2006 № 31/11-518 «О земельном налоге на территории муниципального образования городского округа «Сыктывкар» установлен на территории МО ГО «Сыктывкар» и с 01.01.2007 введен в действие земельный налог, определены порядок и сроки его уплаты, а также налоговые льготы для организаций и физических лиц, имеющих в собственности земельные участки, находящиеся в пределах границ муниципального образования городского округа «Сыктывкар».

В силу установленных в законе требований обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством.

Неисполнение обязанности по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, повлекшее формирование отрицательного сальдо единого налогового счета налогоплательщика, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате задолженности в порядке ст.ст. 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании п. 1 ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате задолженности должно быть направлено налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту не позднее трех месяцев со дня формирования отрицательного сальдо единого налогового счета этого лица, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Согласно п. 4 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате задолженности может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика, а также может быть передано налогоплательщику - физическому лицу в электронной форме через личный кабинет на едином портале государственных и муниципальных услуг. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Требование об уплате задолженности должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты задолженности не указан в этом требовании (п. 3 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах, дня уплаты налога начисляется пеня.

Судом установлено, что Торлопов С.Н. состоит на учете в качестве налогоплательщика.

Налоговым органом был исчислен земельный налог (за период ** ** **, ** ** **, ** ** **, ** ** **) и налог на имущество в отношении имеющихся у административного ответчика объектов (за период ** ** **, ** ** **, ** ** **).

В связи с неисполнением обязанности по уплате налога, административным истцом в адрес административного ответчика направлены требования №... об уплате задолженности по состоянию на ** ** **, с установлением срока исполнения требования об уплате задолженности до ** ** **; требование №... об уплате задолженности по состоянию на ** ** **, с установлением срока исполнения требования об уплате задолженности до ** ** **; требование №... об уплате задолженности по состоянию на ** ** **, с установлением срока исполнения требования об уплате задолженности до ** ** **; требование №... об уплате задолженности по состоянию на ** ** **, с установлением срока исполнения требования об уплате задолженности до ** ** **; требование №... об уплате задолженности по состоянию на ** ** **, с установлением срока исполнения требования об уплате задолженности до ** ** **; требование №... об уплате задолженности по состоянию на ** ** **, с установлением срока исполнения требования об уплате задолженности до ** ** **.

В связи с несвоевременной уплатой налога, административному ответчику начислены пени в размере 1622,59руб. за период ** ** **-** ** ** гг.

Требования административным истцом не исполнены, задолженность не погашена.

В части 1 статьи 48 Налогового кодекса РФ (в редакции действующей на момент правоотношений) указано, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Установлено, что на основании приказа ФНС России от ** ** ** № ЕД-7-4/360@ «О структуре УФНС по РК» территориальные налоговые органы Республики Коми, в том числе Межрайонная ИФНС России №... по Республике Коми, реорганизованы путем присоединения к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Коми, которая с ** ** ** является правопреемником в отношении полномочий прав, обязанностей и иных вопросов деятельности территориальных налоговых органов.

В связи с тем, что в установленный срок требование административным истцом не исполнено, задолженность не погашена, ** ** ** УФНС России по Республике Коми обратилось к мировому судье Кутузовского судебного участка г. Сыктывкара Республики Коми с заявлением о выдаче судебного приказа в отношении административного ответчика о взыскании задолженности по налогу, пени.

Определением мирового судьи Кутузовского судебного участка г. Сыктывкара Республики Коми от ** ** ** УФНС России по Республике Коми отказано в принятии вышеуказанного заявления.

В пункте 48 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства РФ» разъяснено, что если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства РФ в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке. В данном случае в административном исковом заявлении указываются сведения об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа; к административному исковому заявлению прилагается соответствующее определение мирового судьи (часть 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ, часть 3 статьи 123.4, часть 1 статьи 286, статья 287 Кодекса административного судопроизводства РФ).

Согласно части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом.

26.03.2024 административный истец обратился в Сыктывкарский городской суд Республики Коми с административным иском к административному ответчику.

Анализ взаимосвязанных положений частей 1-3 статьи 48 Налогового кодекса РФ свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.

Соответственно, юридически значимый период для исчисления срока на обращение в суд начинает течь с даты истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей.

Однако, как следует из установленных по делу обстоятельств, к мировому судье УФНС России по Республике Коми обратилась лишь ** ** **, то есть за истечением срока установленного статьей 48 Налогового кодекса РФ.

При этом статья 48 Налогового кодекса РФ не допускает возможность обращения налогового органа в суд за пределами срока, установленного Налоговым кодексом РФ, за исключением случаев, когда такой срок восстановлен судом по ходатайству налогового органа.

Частью 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства РФ предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Согласно части 5 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных этим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

Указанной правовой нормой предусмотрена возможность суда отказать в удовлетворении административного иска только по мотиву пропуска административным истцом срока на обращение в суд лишь при условии установления отсутствия уважительных причин такого пропуска и невозможности его восстановления, в том числе в связи с отсутствием таких причин.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ в своих определениях, положения статьи 95 Кодекса административного судопроизводства РФ устанавливают возможность восстановления судом пропущенного процессуального срока и направлены на расширение гарантий судебной защиты прав и законных интересов участников административного судопроизводства. Вопрос о возможности восстановления пропущенного процессуального срока решается судом в каждом конкретном случае на основе установления и исследования фактических обстоятельств дела в пределах предоставленной ему законом свободы усмотрения (определения от 27.03.2018 № 611-О и от 17.07.2018 № 1695-О).

В Определении Конституционного Суда РФ от 30.01.2020 № 12-О разъяснено, что принудительное взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица, предусмотренное статьей 48 Налогового кодекса РФ, по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (пункт 2 данной статьи). При этом при принудительном взыскании суммы налога с налогоплательщика налоговым органом должны быть соблюдены все последовательные сроки, установленные статьей 48 Налогового кодекса РФ как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд.

В соответствии с требованиями статьи 32 Налогового кодекса РФ налоговые органы обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах, осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов.

Учитывая, что на дату обращения к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа срок, установленный для принудительного взыскания, налоговым органом значительно пропущен, при разрешении ходатайства административного истца о восстановлении пропущенного срока на подачу административного иска, суд исходит из того, что основания для восстановления указанного процессуального срока отсутствуют.

В отсутствие доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению налогового органа в суд с настоящим административным исковым заявлением, ходатайство о восстановлении срока подачи заявления о взыскании недоимки по налогам, пени подлежит оставлению без удовлетворения.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 08.02.2007 № 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 Налогового кодекса РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных УФНС России по Республике Коми административных исковых требований, исходя из того, что несоблюдение налоговым органом установленного налоговым законодательством срока обращения с заявлением о взыскании в судебном порядке является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 109939,74░░░. ░ ░░░ ░░░░░: ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 49977,63░░░. (** ** **, ** ** **, ** ** **, ** ** **, ** ** **), ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 58339,52░░░. (** ** **, ** ** **, ** ** **), ░░░░ ░ ░░░░░░░ 1622,59░░░., - ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 06.05.2024 ░░░░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-4520/2024 ~ М-2689/2024

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
УФНС России по Республике Коми
Ответчики
Торлопов Сергей Николаевич
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Игушева Ирина Витальевна
Дело на сайте суда
syktsud--komi.sudrf.ru
26.03.2024Регистрация административного искового заявления
27.03.2024Передача материалов судье
28.03.2024Решение вопроса о принятии к производству
28.03.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.03.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.04.2024Судебное заседание
06.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее