Судья Круглова О.В. № 33-1862/2022
№ 2-5494/2021
64RS0042-01-2021-010690-76
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 апреля 2022 года город Саратов
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Агарковой И.П.,
судей Артемовой Н.А., Попильняк Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощниками судей Варыпаевой С.В., Суворовой Д.В., секретарем Косаревой К.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению муниципального унитарного предприятия «Покровск-тепло Энгельсского муниципального района Саратовской области» к Макаровой С.С. о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг по апелляционной жалобе Макаровой С.С. на решение Энгельсского районного суда Саратовской области от 06 декабря 2021 года, которым исковые требования удовлетворены в части.
Заслушав доклад судьи Артемовой Н.А., объяснения представителя истца МУП «Покровск-тепло Энгельсского муниципального района Саратовской области» - Горбуновой М.В., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия
установила:
муниципальное унитарное предприятие «Покровск-тепло Энгельсского муниципального района Саратовской области» (далее по тексту – МУП «Покровск-тепло») обратилось в суд с иском к Макаровой С.С. о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг.
В обоснование заявленных требований истец указал, что Макарова С.С. является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>.
Обеспечение коммунальными ресурсами по данному адресу осуществляет МУП «Покровск-тепло».
Ответчик не производит оплату жилищно-коммунальных услуг, в результате чего у нее образовалась задолженность за период с 01 августа 2018 года по 31 марта 2020 года в размере 86 686 рублей 91 копейка.
С учетом уточненных исковых требований истец просил взыскать с ответчика задолженность по жилищно-коммунальным услугами (водоотведение, водоснабжение, теплоснабжение (отопление) за период с 01 ноября 2018 года по 31марта 2021 года в размере 46 731 рубль 36 копеек.
Решением Энгельсского районного суда Саратовской области от 06 декабря 2021 года исковые требования удовлетворены частично. С Макаровой С.С. в пользу МУП «Покровск-тепло» взыскана задолженность по оплате коммунальных услуг за период с 01 ноября 2018 года по 31 марта 2021 года в размере 44 424 рубля 46 копеек, расходы по оплате государственной пошлины в размере 1 433 рубля 60 копеек.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Макарова С.С. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение которым в удовлетворении исковых требований отказать. Автор жалобы указывает, что в материалах дела отсутствуют доказательства предоставления истцом коммунальных услуг. Полагает, что МУП «Покровск-тепло» является ненадлежащим истцом по делу, поскольку многоквартирным домом управляет управляющая компания.
В возражениях МУП «Покровск-тепло» просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, сведений о причинах неявки не сообщили.
На момент рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции ходатайств об отложении судебного заседания от сторон не поступало.
При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, и их представителей.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Макарова С.С. является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>.
В результате ненадлежащего исполнения ответчиком обязанности по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с 01 ноября 2018 года по 31 марта 2021 года образовалась задолженность в размере 46 731 рубль 36 копеек.
Проверив расчет задолженности, представленный истцом, суд признал его правильным, расчет задолженности произведен истцом с учетом поступившей частичной оплаты в сумме 35 955 рублей 55 копеек.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, руководствуясь ст.ст. 30, 153, 154, 155, 156 ЖК РФ, суд первой инстанции исходил из обязанности ответчика по оплате жилищно-коммунальных услуг и непредставления ей доказательств, опровергающих размер задолженности и обоснованность начисления платы.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, поскольку выводы суда надлежащим образом мотивированы в решении, основаны на правильном применении положений действующего законодательства и оценке собранных по делу доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка согласно положениям ст. 67 ГПК РФ на предмет их допустимости, относимости и достоверности.
Размер задолженности ответчика подтверждается расчетом размера платы за жилищно-коммунальные услуги за период с 01 ноября 2018 года по 31 марта 2021 года.
Доказательств, опровергающих размер задолженности, ответчиком Макаровой С.С. не представлено, свой расчет задолженности не произведен.
В целях проверки доводов жалобы, а также, поскольку судом первой инстанции не в полном объеме были определены юридически значимые обстоятельства, судебной коллегией в качестве новых доказательств приняты: протокол внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома в форме очного голосования расположенного по адресу: <адрес> от 31 октября 2018 года с приложением, ответ ООО «Управление домами» от 8 апреля 2022 года, договор энергоснабжения от 01 января 2018 года № с приложением, договор энергоснабжение 20 апреля 2020 года № с приложением, договор энергоснабжение 20 апреля 2020 года № с приложением, договор энергоснабжение 26 апреля 2021 года № с приложением, договор энергоснабжение 12 января 2022 года № с приложением, договор энергоснабжение 26 января 2021 года № с приложением, договор энергоснабжение 22 января 2022 года № с приложением, свидетельство о государственной регистрации права собственности от 07 февраля 2012 года на объект недвижимости: нежилое здание Насосной станции по адресу: <адрес>, свидетельство о государственной регистрации права собственности от 16 октября 2013 года на объект: сооружения водопроводной сети от скважины до потребителя по <адрес> адрес объекта: <адрес>, свидетельство о государственной регистрации права собственности от 1 сентября 2010 года на объект: нежилое здание котельной по адресу: <адрес>, выписка из Единого государственного реестра недвижимости на объекты: сооружения артскважины №, №, №, №, местоположение: <адрес>, Устав МУП «Покровск-тепло», договор поставки газа от 01 января 2020 года № с приложением, договор поставки газа от 01 января 2021 года № с приложением, договор поставки газа от 01 января 2022 года № с приложением, договор на оказание услуг по транспортировке газа от 01 января 2018 года №.
Как следует из пункта 2.1 Устава МУП «Покровск-тепло» целью деятельности предприятия является решение социальных задач по организации теплоснабжения, водоснабжения населения, водоотведения в границах сельских поселений Энгельсского муниципального района и частично муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района, входящих в состав Энгельсского муниципального района Саратовской области.
Предметом деятельности предприятия является выполнение работ и услуг по теплоснабжению, водоснабжению населения и юридических лиц, водоотведению в границах сельских поселений Энгельсского муниципального района и частично муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района, входящих в состав Энгельсского муниципального района Саратовской области.
Для достижения целей указанных в п. 2.1 настоящего Устава предприятие осуществляет в установленном законодательством порядке следующие виды деятельности: производство пары и горячей воды (тепловая энергия котельными), производства пара и горячей воды (тепловой энергии), передача пара и горячей воды (тепловой энергией), распределение пара и горячей воды (тепловой энергии), обеспечение работоспособности тепловых сетей, торговля паром и горячей водой (тепловой энергией), забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд, распределение воды для питьевых и промышленных нужд, сбор и обработка сточных вод.
Как следует из ответа ООО «Управление домами» на запрос судебной коллегии поставщиком коммунальных услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению в многоквартирном доме расположенном по адресу: <адрес> является МУП «Покровск-тепло»
Согласно протоколу внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> от 31 октября 2018 года жители многоквартирного дома перешли на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями на поставку коммунальных услуг.
На основании изложенного доводы жалобы о том, что МУП «Покровск-тепло» является ненадлежащим истцом, несостоятельны.
Многоквартирный дом, будучи объектом капитального строительства, представляет собой, как следует из п. 6 ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», объемную строительную систему, имеющую надземную и подземную части, включающую в себя помещения (квартиры, нежилые помещения и помещения общего пользования), сети и системы инженерно-технического обеспечения, и предназначенную для проживания и деятельности людей, а потому его эксплуатация предполагает расходование поступающих энергетических ресурсов, по общему правилу, не только на удовлетворение индивидуальных нужд собственников и пользователей отдельных жилых и нежилых помещений, но и на общедомовые нужды, т.е. на поддержание общего имущества в таком доме в состоянии, соответствующем нормативно установленным требованиям (п.п. 10 и 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491; раздел III Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года № 170).
Обеспечение сохранности многоквартирного дома как сложного единого объекта, а также содержание его в состоянии, исключающем разрушение его составных элементов вследствие промерзания или отсыревания, предполагает в первую очередь соблюдение в отдельных жилых и нежилых помещениях такого дома и в расположенных в нем помещениях общего пользования нормативно установленных требований к температуре и влажности, необходимых для использования соответствующих помещений по целевому назначению. Это достигается, как правило, за счет предоставления собственникам и пользователям указанных помещений коммунальной услуги по отоплению в виде подачи по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии (подп. "е" п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и п. 15 приложения N 1 к данным Правилам; подп. "в" п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме; п.п. 3.1.2 и 3.2.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда).
Несмотря на то, что многоквартирные дома - в зависимости от особенностей их конструктивного устройства и инженерно-технического оснащения - могут обогреваться различными способами (в том числе не предполагающими оказания собственникам и пользователям расположенных в них помещений коммунальной услуги по отоплению), подавляющее большинство этих домов подключены к централизованным сетям теплоснабжения либо имеют автономную (общедомовую) систему отопления, при наличии которой производство коммунальной услуги по отоплению осуществляется с помощью оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме. Проектирование и строительство таких многоквартирных домов осуществляется с учетом необходимости соблюдения нормативных требований к температурному режиму в расположенных в них помещениях (включая как обособленные жилые и нежилые помещения, так и помещения общего пользования), составляющих совокупный отапливаемый объем здания в целом, что достигается, как правило, за счет присоединения каждого из этих помещений к внутридомовой системе отопления, которая включается в состав общего имущества многоквартирного дома и состоит из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях (п. 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).
Принимая во внимание обязанность собственников помещений в многоквартирном доме нести расходы на содержание общего имущества в таком доме (ст. 210 ГК РФ, ч. 3 ст. 30 и ч. 1 ст. 39 ЖК РФ), в основу регулирования отношений по предоставлению собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах коммунальной услуги по отоплению должен быть положен принцип возложения на потребителей данной услуги обязанности по внесению платы за тепловую энергию, фактически потребляемую для обогрева как обособленных жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, так и расположенных в нем помещений общего пользования (Постановление Конституционного Суда РФ от 20 декабря 2018 года № 46-П).
Такой подход, обусловливающий, по общему правилу, недопустимость отказа собственников и пользователей отдельных помещений в многоквартирном доме от коммунальной услуги по отоплению, а равно и полное исключение расходов на оплату используемой для обогрева дома тепловой энергии, основан на презумпции фактического потребления тепловой энергии, поступающей в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения, для обогрева каждого из расположенных в нем помещений (включая помещения общего пользования) и тем самым многоквартирного дома в целом.
Указания в жалобе на то, что ответчик не проживает в жилом помещении и не пользуется коммунальными услугами, в связи с чем у нее отсутствует задолженность, безосновательны, поскольку в силу п. 11 ст. 155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
При этом, в соответствии с п. 88 Постановления Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» размер платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды не подлежит перерасчету даже в связи с временным отсутствием потребителя в жилом помещении.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований для отмены обжалуемого решения суда, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства, доказательств, опровергающих выводы суда, автором жалобы в суд апелляционной инстанции не представлено.
При таком положении оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 06 ░░░░░░░ 2021 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 20 ░░░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░