Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-2748/2023 ~ М-2536/2023 от 27.07.2023

УИД 22RS0015-01-2023-003478-72

Дело № 2а-2748/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Новоалтайск                             12 сентября 2023 года

Новоалтайский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Турлиу К.Н.

при секретаре Наконечникове Р.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Чепкасова Александра Ивановича к Администрации Первомайского района Алтайского края, Комитету по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации Первомайского района Алтайского края, председателю Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации Первомайского района Алтайского края Дудареву Александру Викторовичу, о признании незаконным решения, его отмене, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Чепкасов А.И. обратился в суд с административным иском к Комитету по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации Первомайского района, в котором просит признать незаконным и отменить решение об отказе в предоставлении на праве собственности без торгов земельного участка, обязать предоставить без торгов земельный участок по заявлению от ДАТА.

В обоснование иска указано, что на основании договора аренды НОМЕР А от ДАТА и дополнительных соглашений к нему от ДАТА, от ДАТА, а также соглашения о передаче прав и обязанностей от ДАТА Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации Первомайского района Чепкасову А.И. на праве аренды предоставлен земельный участок с кадастровым номером: НОМЕР, из земель населенных пунктов с видом разрешенного использования «Сбор и переработка облепихи», площадью 486837 кв.м., расположенный по адресу: АДРЕС. ДАТА административный истец обратился к административному ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка на праве собственности без торгов. Письмом от ДАТА НОМЕР истцу отказано в удовлетворении указанного заявления, поскольку испрашиваемый земельный участок расположен в границах земель населенных пунктов, в качестве основания для отказа указан пункт 14 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ: разрешенное использование земельного участка не соответствует целям его использования. Административный истец считает указанное решение административного ответчика незаконным, поскольку, по его мнению, им соблюдены все условия для выкупа указанного земельного участка по основанию, предусмотренному пп.9 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ. Оспариваемое решение препятствует административному истцу воспользоваться правом приобрести земельный участок в собственность – владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению при осуществлении им хозяйственной деятельности.

К участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены: председатель Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации Первомайского района Алтайского края Дударев А.В., администрация Первомайского района Алтайского края.

Административный истец Чепкасов А.И., в судебное заседание не явился, о его времени и месте извещен. Его представитель Драгунова О.В. в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивала по изложенным в иске основаниям.

Административные ответчики и их представители в судебное заседание не явились, о его времени и месте извещены.

Суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы административного дела, приходит к следующему выводу.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца. Таким образом, для признания незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов гражданина.

Частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено общее правило применительно к рассмотрению административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в соответствии с которым суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно части 1 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление, по общему правилу, может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Оспариваемое решение принято ДАТА. Административное исковое заявление направлено в суд ДАТА, т.е. в пределах установленного законом срока.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что на основании договора аренды земельного участка (сельскохозяйственного назначения) НОМЕР А от ДАТА, заключенного между Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации Первомайского района и Фамилия И.О., Фамилия И.О. передан в аренду сроком на 49 лет земельный участок площадью 546731 кв.м., расположенный по адресу: АДРЕС, с кадастровым номером НОМЕР, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, цель предоставления – сбор и переработка облепихи.

Согласно соглашению от ДАТА к договору аренды земельного участка в пункт 1.1. договора внесены изменения, согласно которым Фамилия И.О. принял в аренду для сбора и переработки облепихи три земельных участка общей площадью 54,6731 га, в том числе: участок №1 площадью 48,6837 га, расположенный по адресу: АДРЕС кадастровый НОМЕР.

Соглашением от ДАТА в договор аренды земельного участка внесены изменения, в соответствии с которыми арендатором земельного участка стала Фамилия И.О.

ДАТА между Фамилия И.О. и Чепкасовым А.И. заключено соглашение о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка НОМЕР А от ДАТА, соглашениям о внесении изменений в указанный договор от ДАТА и от ДАТА, согласно которому права и обязанности по договору аренды земельного участка с кадастровым номером НОМЕР и заключенным к нему соглашениям перешли к Чепкасову А.И. в полном объеме.

Как следует из Правил землепользования и застройки МО Санниковский сельсовет Первомайского района, действующим на дату обращения истца с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность без торгов, сведений администрации Первомайского района от ДАТА НОМЕР, земельный участок с кадастровым номером НОМЕР расположен в следующих территориальных зонах: зона застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1), общественно-деловая зона (ОД), производственная зона (П), зона сельскохозяйственных угодий (СХ-1).

Конституция Российской Федерации (статья 36 часть 3) устанавливает, что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Согласно пункту 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В соответствии с положениями статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии с частью 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам.

Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования Земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент.

Градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения.

В соответствии со статьей 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условии для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства: создания условий для наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

В результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов н иные виды территориальных зон (часть 1 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В силу части 2 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в состав жилых зон могут включаться: зоны застройки индивидуальными жилыми домами; зоны застройки малоэтажными жилыми домами; зоны застройки среднеэтажными жилыми домами; зоны застройки многоэтажными жилыми домами; зоны жилой застройки иных видов.

Согласно части 3 статьи 35 Градостроительного кодекса в жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. В состав жилых зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства.

Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений, в том числе при разработке правил землепользования и застройки.

Согласно статье 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства для собственных нужд, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий двадцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьи 39.16 настоящего Кодекса.

Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных данной статьей, в том числе, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (пункт 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации).

ДАТА Чепкасов А.И., действуя через представителя по доверенности Драгунову О.В., обратился в Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям Первомайского района с заявлением о предоставлении на основании пп. 9 п. 2 ст. 39.3 Земельного Кодекса РФ в собственность земельного участка с кадастровым номером: НОМЕР, расположенного в границах земель категории «Земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования «Сбор и переработка облепихи», общей площадью 486837 кв.м. по адресу: АДРЕС.

ДАТА на заявление административного истца дан ответ НОМЕР, согласно которому заявителю отказано в заключении договора купли-продажи указанного земельного участка на основании пункта 14 статьи 39.16 Земельного Кодекса Российской Федерации, поскольку разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении.

В соответствии с выкопировкой из Правил землепользования и застройки муниципального образования Санниковский сельсовет, спорный земельный участок определяется в следующих территориальных зонах: жилой застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1); общественно-деловой зоне (ОД), производственной зоне (П), зоне сельскохозяйственных угодий (СХ-1). При этом большая часть территории спорного земельного участка находится в зонах жилой застройки и общественно-деловой зоне.

Согласно пунктам 5, 6 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения; земельные участки в составе общественно-деловых зон предназначены для застройки административными зданиями, объектами образовательного, культурно-бытового, социального назначения и иными предназначенными для общественного использования объектами согласно градостроительным регламентам.

Таким образом, в территориальных зонах застройки индивидуальными жилыми домами и общественно-деловой не предусмотрен такой вид разрешенного использования как сельскохозяйственное производство, ввиду чего испрашиваемый земельный участок с разрешенным использованием для сельскохозяйственного использования в силу прямого указания закона (пункт 11 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации) не может быть использован в указанных целях в связи изменением правилами землепользования и застройки вида их использования.

Принимая во внимание, что по правилам подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных исключительно для ведения сельскохозяйственного производства, а спорный участок относятся к землям населенных пунктов и расположен в общественно-деловой зоне и зоне застройки индивидуальными жилыми домами, которые не предназначены для ведения сельскохозяйственного производства, суд приходит к выводу об отсутствии у административного истца возможности получения спорных земельных участков в собственность без торгов.

При этом, использование земельных участков административным истцом в соответствии с условиями договоров аренды более трех лет, отсутствие у уполномоченных органов информации о выявленных нарушениях законодательства Российской Федерации при его использовании, не свидетельствуют о возможности продажи спорного участка в порядке подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку продажа земельного участка, отнесенного градостроительным регламентом к общественно-деловой зоне и зоне застройки индивидуальными жилыми домами, под видом разрешенного использования - сельскохозяйственное использование, повлечет обход процедур, установленных земельным законодательством для предоставления земельных участков.

При указанных обстоятельствах у административного ответчика не имелось правовых оснований для продажи административному истцу спорного земельного участка без проведения торгов в порядке подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, суд приходит к выводу о необходимости, отказать в удовлетворении административного иска, поскольку оспариваемое решение Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям Администрации Первомайского района Алтайского края об отказе в предоставлении земельного участка принято уполномоченным органом в соответствии с требованиями законодательства, регулирующими спорные правоотношения, прав и законных интересов административного истца на предоставление земельного участка в собственность не нарушает.

Таким образом, административные исковые требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 226 - 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                             ░.░. ░░░░░░

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 14.09.2023.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                             ░.░. ░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-2748/2023 ~ М-2536/2023

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Чепкасов Александр Иванович
Ответчики
Дударев А.В. - председатель Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации Первомайского района
Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации Первомайского района
Администрация Первомайского района
Другие
Драгунова Олеся Владимировна
Суд
Новоалтайский городской суд Алтайского края
Судья
Турлиу Константин Николаевич
Дело на сайте суда
novaltaisky--alt.sudrf.ru
27.07.2023Регистрация административного искового заявления
27.07.2023Передача материалов судье
28.07.2023Решение вопроса о принятии к производству
28.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.08.2023Судебное заседание
12.09.2023Судебное заседание
14.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.10.2023Дело оформлено
24.11.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее