Судья Стрельченя Л.В. Дело № 33-8633/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 сентября 2018 года город Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего судей при секретаре |
Лобовой О.А., Довиденко Е.А., Тертишниковой Л.А. Поздняковой А.А. |
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истцов Ханоян А. И., Ханоян И. М., Ханоян А. А., Ханоян В. А. на решение Солонешенского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ по делу
по иску Ханоян А. И., Ханоян И. М., Ханоян А. А., Ханоян В. А. к <адрес> о включении в список лиц на оказание единовременной материальной помощи.
Заслушав доклад судьи Довиденко Е.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ханоян А.И., Ханоян И.М., Ханоян А.А., Ханоян В.А. обратились в суд с иском к администрации <адрес> Алтайского края о включении в список лиц на выплату единовременной материальной помощи, пострадавших в результате паводка ДД.ММ.ГГ-ДД.ММ.ГГ. Требования мотивировали тем, что проживают по адресу: <адрес>. Жилое помещение и земельный участок по вышеуказанному адресу, принадлежащие на праве собственности Ханоян А.И., оказались в зоне подтопления в результате паводка, произошедшего в марте-апреле 2018 года. Был затоплен подпол дома, частично затоплен приусадебный участок, баня, сени, сарай. Указанные обстоятельства подтверждаются актом обследования домовладения.
ДД.ММ.ГГ истцы обратились в администрацию <адрес> с заявлением о выплате единовременной материальной помощи (о включении в список на оказание единовременной материальной помощи). Однако в удовлетворении заявления администрацией было отказано в связи с тем, что дом не находился в зоне затопления.
Не согласившись с указанным ответом, полагая, что в силу действующего законодательства они имеют право на получение единовременной материальной помощи, истцы обратились в суд с вышеуказанными требованиями.
Решением Солонешенского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ исковые требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе истцы просят решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов жалобы ссылаются на несогласие с выводом суда о том, что жилое помещение и земельный участок не находились в зоне затопления. Указывают, что в результате паводка в марте-апреле 2018 года их жилое помещение и земельный участок были затоплены, вода была в подполе, был полностью затоплен приусадебный участок. Указанные обстоятельства подтверждают, что домовладение и хозпостройки были затоплены, в связи с чем администрацией <адрес> неправомерно отказано в выплате единовременной помощи. Кроме того, истцы не согласны с позицией суда о том, что имевшее место затопление не относится к природному явлению. Также, в жалобе указывают на отсутствие нормативно-правовых актов, документов, согласно которым в зону затопления могут быть включены только домовладения, затопленные в результате разлива рек.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки не уведомили, что в силу ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для рассмотрения гражданского дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения, исходя из доводов, изложенных в жалобе, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право, в том числе на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Данное право основывается на гарантиях, закреплённых в ст. 29 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении».
Согласно п. 2 ст. 18 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п. 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 № 110 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - Правила), которые определяют, в том числе порядок выделения бюджетных ассигнований из указанного резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера. Согласно подпунктам «г» и «д» пункта 2 Правил бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий: оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека, и оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека).
Выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных подпунктом «г» пункта 2 настоящих Правил, осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций следующих условий:
постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства;
нарушение условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации (п.2(1).
Постановлением Правительства Алтайского края №179 от 25.05.2018 утвержден Порядок осуществления единовременных денежных выплат гражданам в связи с возникновением чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими с 23 по 31 марта 2018 на территории Алтайского края. Данный порядок подготовлен с целью предоставления следующих денежных выплат: единовременной материальной помощи в размере 10 000 руб. на человека; финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество – 50 000 руб. на человека, за полностью утраченное имущество-100 000 руб. ( п.1.1.)
Получателями единовременной материальной помощи, финансовой помощи в связи с утратой имущества являются граждане, нуждающиеся в получении денежных выплат в результате чрезвычайной ситуации. К категории нуждающихся в получении денежных выплат относятся граждане, проживающие в жилых помещениях, попавших в зону затопления в результате чрезвычайной ситуации (п. 2.1).Денежные выплаты предоставляются гражданину один раз по месту жительства в зоне затопления, подтвержденному регистрацией. Единовременная материальная помощь предоставляется на основании списков граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации (п. 2.2, п. 2.3.).
Финансовая помощь в связи с утратой имущества предоставляется на основании списков граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации (п.2.4).
Списки граждан, указанные в п. 2.3, п. 2.4 настоящего порядка, формируются межведомственными комиссиями, создаваемыми в муниципальных районах, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации и оформляются в соответствии с Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 № 110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий». Указанные списки утверждаются руководителями межведомственных комиссиями или их заместителями ( п. 2.5).
Основанием для отказа в предоставлении денежных выплат является: отсутствие одного или несколько документов, предусмотренных п.2.9 Порядка; недостоверность предоставленных документов или содержания в заявлении и (или) документах сведений; предоставление гражданину денежной выплаты по аналогичному основанию; отсутствие сведений о гражданине в списках, указанных в пунктах 2.3, 2.4 Порядка (п. 2.11).
Как установлено судом и следует из материалов дела, Ханоян А.И., Ханоян И.М., Ханоян А.А., Ханоян В.А. проживают в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, с Солонешное, <адрес>. Право собственности на жилой дом и земельный участок по указанному адресу принадлежит Ханоян А.И.
На основании распоряжения главы администрации <адрес> Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***-р в связи со складывающейся обстановкой подтопления семи населенных пунктов, с 10.00 часов ДД.ММ.ГГ на территории <адрес> Алтайского края веден режим «Чрезвычайной ситуации», границы и зоны чрезвычайной ситуации определены в границах района.
ДД.ММ.ГГ истцы обратились в администрацию <адрес> Алтайского края с заявлением о предоставлении единовременной материальной помощи.
ДД.ММ.ГГ межведомственной комиссией составлен акт обследования дома и земельного участка, находящихся по адресу: <адрес>, в котором указано, что со слов главы семьи участок был затоплен полностью. Вода выше уровня пола в доме не поднималась. Затопило подполье, гаражи и все вспомогательные постройки. Акт подписан членами комиссии и Ханоян А.И.
<адрес> Алтайского края письмом от ДД.ММ.ГГ *** истцам отказано в удовлетворении заявления о включении в список на оказание единовременной материальной помощи в связи с тем, что дом, расположенный по адресу: <адрес>, не находился в зоне затопления.
Не согласившись с данным решением муниципального органа, истцы обратились в суд с вышеуказанными требованиями.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований, поскольку жилой дом не находился в зоне затопления, условия жизнедеятельности семьи нарушены не были, в связи с чем отсутствуют основания для получения истцами единовременной материальной помощи.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения, и представленных в суд доказательствах, которым суд дал надлежащую оценку.
В соответствии с действующим порядком право на получение единовременной материальной помощи имеют граждане, постоянно проживавшие в жилых помещениях, попавших в зону затопления, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации и включенные в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи.
Как следует из материалов дела, в связи с введением и сохранением режима чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования Солонешенский район Алтайского края, администрацией района приняты постановления от 04.04.2018 № 149, от 06.04.2018 № 163, которыми утверждены списки улиц, домов, населенных пунктов, попавших в зону подтопления в период дождевого паводка в марте-апреле 2018 года.
В дальнейшем по материалам межведомственной комиссии данные списки уточнялись путем принятия иных постановлений, которыми в списки дополнительно вносились домовладения, попавшие в зону подтопления на территории <адрес> Алтайского края.
Однако ни один из вышеуказанных списков не содержит сведений о включении в список объектов, попавших в зону подтопления, жилого дома, расположенного по <адрес> в <адрес>.
Указанные постановления муниципального органа, а также отказ администрации района во включении в список на оказание единовременной материальной помощи в установленном законом порядке истцами не оспорены и не отменены.
Помимо этого истцом в нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не было представлено доказательств нарушения условий жизнедеятельности.
При этом судом было установлено, что вода находилась на территории земельного участка семьи Ханоян кратковременно, теплоснабжение и электроснабжение жилого дома не нарушались, вода выше уровня поля в дом не поднималась, семья передвигалась по участку. Доказательств причинения ущерба и утраты имущества первой необходимости в результате нахождения на территории земельного участка семьи Ханоян воды не представлено.
Условия оказания единовременной материальной и финансовой помощи предусматривают обязательное подтверждение гражданами факта проживания в жилом помещении, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации. Другим обязательным условием является нарушение жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источников чрезвычайной ситуации, однако указанные обстоятельства не нашли подтверждения в ходе рассмотрения дела, в связи с чем у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения требований.
Ссылка истцов на свидетельские показания в подтверждение факта нахождения дома в зоне подтопления на правильность выводов суда не влияет, поскольку не подтверждают право истцов на получение единовременной выплаты, исходя из установленных судом фактических обстоятельств и приведенных требований закона.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения иного судебного решения, влияли ли бы либо опровергали бы изложенные выводы, сводятся к переоценке собранных по делу доказательств. С учетом этого, доводы жалобы судом апелляционной инстанции признаются несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального закона и не подтвержденные доказательствами, и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕЛЕЛИЛА:
решение Солонешенского районного суда Алтайского края от 19 июля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истцов Ханоян А. И., Ханоян И. М., Ханоян А. А., Ханоян В. А. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: