Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-5909/2023 ~ М-4476/2023 от 03.07.2023

N

Дело № 2а-5909/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 августа 2023 года                                                                                   г. Оренбург

Ленинский районный суд г. Оренбурга

в составе председательствующего судьи Емельяновой С.В.,

при секретаре Дымове П.А.,

с участием представителя административных ответчиков Тихоновой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Бургаз Н. В. к отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по ..., заместителю начальника Управления выплаты пенсий и социальных пенсий отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по ... Бауэр С. В. о признании бездействия незаконным, возложении обязанности обеспечить сохранение прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации при исполнении требований исполнительного документа,

УСТАНОВИЛ:

Бургаз Н.В. обратилась в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, указав, что на исполнении в ОСФР по ... находятся судебные акты о взыскании с неё задолженности по неисполненным обязательствам. В рамках исполнения указанных судебных актов с её пенсии производятся удержания в размере ... %, что в отсутствие иного дохода (кроме пенсии) лишает ее средств к существованию, при том, что прожиточный минимум не сохраняется. Ссылаясь на указанные обстоятельства, Бургаз Н.В. просит суд:

признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в не сохранении величины прожиточного минимума при производстве удержаний из пенсии;

обязать ответчика при исполнении судебных актов обеспечивать Бургаз Н.В. сохранение прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации.

В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен заместитель начальника управления выплаты пенсий и социальных выплат ОПФР по ... Бауэр С.В., в качестве заинтересованных лиц ООО МКК «БИГ КЛИК», ООО «ПРЕМЬЕР», КПКГ «Импульс 1».

В судебном заседании представитель административных ответчиков Тихонова Е.А., действующая на основании доверенностей, указала, что бездействие со стороны административных ответчиков не допущено, удовлетворение пункта 2 требований оставила на усмотрение суда.

Административный истец Бургаз Н.В., административный ответчик заместитель начальника управления выплаты пенсий и социальных выплат ОПФР по ... Бауэр С.В., представители заинтересованных ООО МКК «БИГ КЛИК», ООО «ПРЕМЬЕР», КПКГ «Импульс 1» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем суд в порядке статей 150, 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определил рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, выслушав представителя административных ответчиков, суд приходит к следующему.

    Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

    По смыслу части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации требования о признании оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными, подлежат удовлетворению при наличии двух условий: если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 02 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Федеральный закон от 02 октября 2007 года №229-ФЗ) исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются, в том числе, исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции и арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов, судебные приказы.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 02 октября 2007 года №229-ФЗ исполнительный документ о взыскании периодических платежей, о взыскании денежных средств, не превышающих в сумме ста тысяч рублей, может быть направлен в организацию или иному лицу, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи, непосредственно взыскателем.

Согласно пункту 2 части 3 статьи 68 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ мерой принудительного исполнения является, кроме прочих, обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений.

Частью 2 статьи 99 Федерального закона от 02 октября 2007 года №229-ФЗ предусмотрено, что при исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более пятидесяти процентов заработной платы и иных доходов. Удержания производятся до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований.

Аналогичную норму в части определения размера удержания из пенсии содержит часть 3 статьи 29 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», которой, кроме прочего, установлена обязанность органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, в случае отсутствия в исполнительном документе размера удержаний, определенного судебным приставом-исполнителем или судом, производить удержания в размере, не превышающем 20 процентов страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии.

Как следует из содержания приведенных законоположений, предельный размер удержаний из страховых пенсий - не более 20 процентов данной пенсии - установлен федеральным законодателем исключительно для случаев, когда удержания производятся на основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение.

В рамках законодательства об исполнительном производстве соблюдение принципа сохранения гражданину дохода в размере прожиточного минимума реализуется в заявительном порядке. Полномочиями по приему соответствующих заявлений наделены судебные приставы-исполнители и кредитные организации, обслуживающие счета граждан, на которые обращено взыскание. СФР и его территориальные органы таким организациям не являются, следовательно, данными полномочиями не обладают.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно разъяснял, что в случае, если пенсия является для должника-гражданина единственным источником существования, необходимость обеспечения баланса интересов кредитора и должника-гражданина требует защиты прав последнего путем сохранения для него и лиц, находящихся на его иждивении, необходимого уровня существования, с тем чтобы не оставить их за пределами социальной жизни.

По смыслу части 2 статьи 99 Федерального закона от 02 октября 2007 года №229-ФЗ во взаимосвязи со статьей 4 этого Федерального закона, конкретный размер удержания из заработной платы и иных доходов должника при исполнении исполнительного документа подлежит исчислению с учетом всех обстоятельств дела, при неукоснительном соблюдении таких принципов исполнительного производства, как уважение чести и достоинства гражданина и неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи.

Таким образом, при определении размера удержания из пенсии должника-гражданина, являющейся для него единственным источником существования, надлежит учитывать в числе прочего размер этой пенсии с тем, чтобы обеспечить должнику и лицам, находящимся на его иждивении, условия, необходимые для их нормального существования, и реализацию его социально-экономических прав. При этом необходимо сочетание двух основополагающих положений - конституционного принципа исполняемости судебных решений и установления пределов возможного взыскания, не затрагивающего основное содержание прав должника, в частности, с тем, чтобы сохранить должнику-гражданину необходимый уровень существования.

Судом установлено и из материалов дела следует, что Бургаз Н.В. является получателем страховой пенсии по старости, установленной в соответствии с нормами Федерального закона от ... №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с ... бессрочно. Размер пенсии составляет 11 991,12 рублей. Несовершеннолетних дети, и иных членов семьи на иждивении должника не имеется.

Из страховой пенсии по старости Куракбаевой С.А. в январе 2023 года произведены удержания на основании исполнительных листов N, N, постановления об обращении взыскания N-СД в размере 5 995,55 рублей; в феврале 2023 года произведены удержания на основании исполнительных листов N, N, постановления об обращении взыскания N-СД в размере 5 995,55 рублей; в марте произведены удержания на основании исполнительных листов N, N, постановления об обращении взыскания N-СД в размере по 5 995,55 рублей.

В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 02 октября 2007 года №229-ФЗ одним из принципов исполнительного производства является неприкосновенность минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, в том числе сохранение заработной платы и иных доходов должника-гражданина ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства должника-гражданина для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации).

В этой связи должник-гражданин вправе обратиться к судебному приставу-исполнителю, в банк или иную кредитную организацию, осуществляющие обслуживание его счетов и исполняющие содержащиеся в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств или об их аресте, с заявлением о сохранении заработной платы и иных доходов ежемесячно в размере прожиточного минимума, установленного для соответствующей социально-демографической группы населения.

Вместе с тем, положения части 6 статьи 8 Федерального закона от 02 октября 2007 года №229-ФЗ, а также пенсионного законодательства не наделяют органы пенсионного фонда полномочиями по рассмотрению заявлений должника по сохранению ежемесячного дохода (пенсии) в размере прожиточного минимума, в связи с чем требование Бургаз Н.В. о признании незаконным бездействия административного ответчика, выразившегося в не сохранении величины прожиточного минимума при производстве удержаний из пенсии не основано на законе.

В силу требований действующего законодательства по исполнительному документу, направленному взыскателем напрямую к административному ответчику для исполнения, вопрос о сохранении прожиточного минимума должен разрешаться в судебном порядке, а по остальным исполнительным документам, исполняемым через службу судебных приставов, полномочия по разрешению вопроса о сохранении периодического дохода принадлежат судебному приставу-исполнителю.

Разрешая требование Бургаз Н.В. о сохранении прожиточного минимума трудоспособного населения по России при удержании по вышеуказанным исполнительным документам, предъявленным непосредственно в ОСФР по ..., суд установил следующее.

Постановлением ... от ... N-пп «О величине прожиточного минимума в ... на 2023 год» установлена величину прожиточного минимума в ... на 2023 год: в расчете на душу населения - 12506 рублей; для трудоспособного населения - 13632 рубля; для пенсионеров - 10755 рублей; для детей - 12572 рубля.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ... N установлена в 2023 году величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации для трудоспособного населения в размере 15 669 рублей, для пенсионеров в размере 12 363 рубля.

Таким образом, размер прожиточного минимума зависит от социально-демографической группы населения.

В подпункте «б» пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от ... N «Об утверждении Правил установления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в субъектах Российской Федерации на очередной год» разъяснено, что к основным социально-демографическим группам населения относятся: пенсионеры - в том числе лица, достигшие возраста, дающего право на страховую пенсию по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях».

В рассматриваемом случае административный истец не оспаривает, что является пенсионером и получателем пенсии по старости.

После всех удержаний по всем исполнительным документам согласно материалам дела пенсия Бургаз Н.В. за январь, февраль и март, 2023 года 5 995,57 рублей (11 991,12 -5 995,55), что значительно ниже суммы установленного прожиточного минимума для пенсионеров как в целом по России, так и в ....

При рассмотрении дел о признании незаконными решений, действий должностных лиц, суд не связан основаниями и доводами административного иска и вправе прийти к выводу о необходимости обеспечения неприкосновенности прожиточного минимума при начислении периодических доходов должнику.

Поскольку материалами дела установлено, что Бургаз Н.В. не имеет иных периодических доходов, чем пенсия, а должник по смыслу части 2 статьи 99 Федерального закона от ... № 229-ФЗ во взаимосвязи с его статьей 4, имеет право на неприкосновенность минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи (определения Конституционного Суда Российской Федерации от ... N-О-О, от ... N-О-О и от ... N-О-О), суд приходит к выводу о наличии оснований для возложения на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по ... обязанность сохранить при осуществлении удержаний из страховой пенсии по старости должника Бургаз Н.В. при исполнении судебного приказа мирового судьи судебного участка №... N от ..., судебного приказа мирового судьи судебного участка в административно-территориальных границах всего ... N от ..., исполнительного листа ВС N, выданного ... мировым судьей судебного участка N ... по делу N, прожиточный минимум, установленный в целом по Российской Федерации для пенсионеров при обращении взыскания на её периодические доходы, учитывая, что указанный прожиточный минимум выше прожиточного минимума, установленного для пенсионеров в ....

Ссылка административного истца на оплату из пенсии коммунальных платежей во внимание не принимается, поскольку величина прожиточного минимума представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, включающей минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, а также обязательные платежи и сборы.

Таким образом, учитывая тот факт, что оплата коммунальных услуг, представляет собой часть непродовольственных услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, соответствующие расходы уже учтены в величине установленного законодателем прожиточного минимума.

Статья 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень видов имущества граждан, на которое в системе действующего правового регулирования запрещается обращать взыскание по исполнительным документам в силу целевого назначения данного имущества, его свойств, признаков, характеризующих субъекта, в чьей собственности оно находится.

На основании абзаца 8 пункта 1 статьи 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации взыскание по исполнительным документам не может быть обращено на продукты питания и деньги на общую сумму не менее установленной величины прожиточного минимума самого гражданина-должника и лиц, находящихся на его иждивении.

Доводы административного истца о том, что при исполнении требований исполнительных документов путем обращения взыскания на ее пенсию должен сохраняться прожиточный минимум, установленный законом для трудоспособного населения, отклоняются, поскольку противоречат установленным обстоятельствам по делу и основаны на неверном толковании абзаца 8 части 1 статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой размер прожиточного минимума, который следует исключить, определяется исходя из соответствующей социально-демографической группы населения.

Поскольку должник относится к социальной группе пенсионеров (иного в материалы дела должник не представил), оснований для сохранения денежных средств в размере величины прожиточного минимума, установленного для трудоспособного населения, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ..., ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ... ░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ... ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░. ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №... N ░░ ..., ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ... N ░░ ..., ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ N, ░░░░░░░░░ ... ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ N ... ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.

░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ... ░░ ... – ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ... ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░                    ░░░░░░░                                                                 ░.░. ░░░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ....

░░░░░             ░░░░░░░                                                                        ░.░. ░░░░░░░░░░

░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ N

░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-5909/2023 ~ М-4476/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Бургаз Наталья Владимировна
Ответчики
Заместитель начальника управления выплаты пенсий и социальных выплат ОПФР по Оренбургской области Бауэр С.В.
ОСФР ГУ Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Оренбургской области
Другие
ООО "ПРЕМЬЕР"
ООО МКК "БИГ КЛИК"
КПКГ "Импульс 1"
Сайдашев Ильдар Халилович
Суд
Ленинский районный суд г. Оренбурга
Судья
Емельянова Светлана Викторовна
Дело на сайте суда
leninsky--orb.sudrf.ru
03.07.2023Регистрация административного искового заявления
04.07.2023Передача материалов судье
06.07.2023Решение вопроса о принятии к производству
06.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.07.2023Судебное заседание
15.08.2023Судебное заседание
08.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее