УИД 24OS0000-01-2023-000706-40
3а-107/2024
010а
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 июля 2024 г. г. Красноярск
Красноярский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Славкина М.М.
при ведении протокола помощником судьи Калининой У.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Барчука Валерия Анатольевича о признании недействующими Правил землепользования и застройки пгт. Березовка Березовского района Красноярского края, утвержденных решением Березовского поселкового совета депутатов от 16.12.2019 № 44-8, в части,
установил:
Решением Березовского поселкового Совета депутатов от 27.09.2010 № 5-5 утверждены Правила землепользования и застройки пгт. Березовка Березовского района Красноярского края.
Согласно п. 2 решение опубликовать в газете «Пригород» и в сети Интернет на официальном сайте администрации поселка Березовка.
Решение от 27.09.2010 № 5-5 было подписано Главой поселка и опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации Березовского района Красноярского края и в периодическом печатном издании «Пригород», являющемся источником официального опубликования нормативных правовых актов Березовского района Красноярского края, и в соответствии с пунктом 3 данного Решения вступило в силу со дня его официального опубликования.
Решением Березовского поселкового Совета депутатов от 16.12.2019 № 44-8 утверждены Правила землепользования и застройки пгт. Березовка Березовского района Красноярского края.
Согласно п. 3 решение опубликовать в газете «Пригород» и в сети Интернет на официальном сайте администрации поселка Березовка.
Решение от 16.12.2019 № 44-8 было подписано Главой поселка и Председателем Березовского поселкового Совета депутатов, опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации Березовского района Красноярского края и в периодическом печатном издании «Пригород» №1 от 02.01.2020, являющемся источником официального опубликования нормативных правовых актов Березовского района Красноярского края, и в соответствии с пунктом 4 данного Решения вступило в силу со дня его официального опубликования.
Согласно п.2 Правила землепользования и застройки пгт. Березовка Березовского района Красноярского края, утвержденные решением Березовского поселкового Совета депутатов №5-5 от 2.09.2010 признаны утратившими силу.
Барчук В.А. обратился с административным иском к Березовскому поселковому Совету депутатов, главе поселка Березовка, в котором просит (с учетом уточнений) признать недействующими с момента вступления в силу решения суда правила землепользования и застройки п. Березовка Берёзовского района Красноярского края, утвержденные решением сессии Березовского поселкового совета депутатов от 15.06.2010 № 3-11, в части отнесения земельного участка с кадастровым номером № к двум территориальным зонам, а именно: зона застройки малоэтажными жилыми домами (Ж-2) и зона автомобильного транспорта (ИТ).
Требования мотивированы тем, что в соответствии с договором купли-продажи земельного участка и находящегося на нем объекта незавершенного строительства от 28.09.2023 года, и договором купли-продажи недвижимого имущества от 22.11.2023 года ИП Барчуку В.А. на праве собственности принадлежит 3/10 доли земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес> 4/10 доли на объект незавершенного строительства, расположенный по адресу<адрес>, многоэтажный жилой дом, кадастровый номер 24:04:6101013:3610, расположенный на земельном участке с кадастровым номером: №. Земельный участок расположен на землях населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования- для строительства 40 квартирного жилого дома. Также собственниками указанного земельного участка с кадастровым номером №, и объекта незавершенного строительства №, расположенных по адресу: <адрес> являются Турабов Митал Бидалович в 3/10 долях и Тимофеева Мария Сергеевна в 4/10 долях. 24.12.2021 года уполномоченным органом Администрацией пгт. Березовка Березовского района был выдал градостроительный план указанного выше земельного участка № RU24504101-632. В соответствии с информацией, содержащейся в градостроительном плане земельного участка, участок расположен в двух территориальных зонах: зона застройки малоэтажными жилыми домами «Ж2» и территориальной зоне объектов автомобильного транспорта «ИТ». В соответствии с градостроительным планом земельного участка территориальное зонирование <адрес> установлено на основании Правил землепользования и застройки пгт. Березовка, Березовского района Красноярского края, утвержденных решением Березовского поселкового Совета депутатов от 16.12.2019 года№44-8. Расположение земельного участка с кадастровым номером № в двух территориальных зонах (зона Ж2 и зона ИТ) создаёт правовую неопределенность, нарушает обязательные нормы Земельного и Градостроительного Кодексов, а также нарушает права административного истца.
В судебном заседании представитель административного истца Попов А.В., действующий на основании доверенности, заявленные требования, с учетом уточнений поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
Глава поселка Березовка Березовского района Красноярского края, Березовский поселковый Совет депутатов, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили.
Прокурор отдела прокуратуры Красноярского края Гутарева Е.А. в своем заключении полагала, что требования административного искового заявления подлежат удовлетворению.
Суд полагает возможным в соответствии с частью 2 статьи 150, частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участвующих в деле лиц, своевременно и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Заслушав участников процесса, исследовав представленные в материалы доказательства, заключение прокурора суд полагает, что требования административного истца подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
На основании пункта 20 части 1, частей 3 и 4 статьи 14, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункта 1 и 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение правил землепользования и застройки на территориях сельских поселений относится к полномочиям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных районов, по которым представительным органом местного самоуправления муниципального района принимаются муниципальные правовые акты.
Согласно п. 1 ст. 22 Устава поселка Березовка Березовского района Красноярского края районный Березовский поселковый Совет депутатов – постоянно действующий представительный орган местного самоуправления поселка, обладающий правами представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории поселка. Глава поселка подписывает и обнародует решения, принятые Советом депутатов (подп.2 п.2 ст. 33 Устава).
Решением Березовского поселкового Совета депутатов от 16.12.2019 № 44-8 утверждены Правила землепользования и застройки пгт. Березовка Березовского района Красноярского края.
Согласно п. 3 решение опубликовать в газете «Пригород» и в сети Интернет на официальном сайте администрации поселка Березовка.
Решение от 16.12.2019 № 44-8 было подписано Главой поселка и Председателем Березовского поселкового Совета депутатов, опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации Березовского района Красноярского края и в периодическом печатном издании «Пригород» №1 от 02.01.2020, являющемся источником официального опубликования нормативных правовых актов Березовского района Красноярского края, и в соответствии с пунктом 4 данного Решения вступило в силу со дня его официального опубликования.
Таким образом, оспариваемый нормативно правовой акт принят в пределах предоставленных полномочий с соблюдением процедуры, предусмотренной для данного вида нормативных правовых актов.
В силу части 4 статьи 7 Федерального закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, утверждаемым нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Зонирование территорий осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов. Под территориальными зонами понимаются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (пункты 6, 7 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
При этом при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований (пункт 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Как следует из положений пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, части 15 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.
Процедура подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентирована статьями 30 - 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации и включает в себя принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта и утверждение состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта (далее - Комиссия) (части 5, 6 статьи 31), официальную публикацию сообщения о принятии такого решения (часть 7 статьи 31), проверку проекта органом местного самоуправления на соответствие требованиям технических регламентов и документам территориального планирования (часть 9 статьи 31), направление проекта главе муниципального образования для принятия решения о проведении публичных слушаний либо в Комиссию на доработку (части 10, 11 статьи 31), проведение Комиссией публичных слушаний по проекту (части 12, 13, 14 статьи 31), внесение Комиссией изменений в проект с учетом результатов таких слушаний и представление его главе местной администрации (часть 15 статьи 31), который должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления (часть 16 статьи 31).
Обязательными приложениями к проектам правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанным проектам и заключение о результатах таких публичных слушаний (части 12, 13 статьи 24, часть 15 статьи 31, часть 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления и подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения (часть 13 статьи 24, части 1 - 3 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Частью 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования.
Согласно пункту 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам.
В силу пункта 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Устанавливаемый правилами землепользования и застройки градостроительный регламент отражает требования для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков.
Судом установлено, что на основании договора купли-продажи земельного участка и находящегося на нем объекта незавершенного строительства от 28.09.2023 года, и договором купли-продажи недвижимого имущества от 22.11.2023 года ИП Барчуку В.А. на праве собственности принадлежит 3/10 доли земельного участка с кадастровым номером №, по адресу: <адрес> и 4/10 доли на объект незавершенного строительства, расположенный по адресу: <адрес>, многоэтажный жилой дом, кадастровый номер №, расположенный на земельном участке с кадастровым номером: №.
Согласно заключения кадастрового инженера от 15.02.2023, в результате исследования Правил землепользования и застройки п. Березовка Берёзовского района Красноярского края, утвержденные решением сессии Березовского поселкового совета депутатов от 16.12.2019 № 44-8, установлено, что земельный участок с кадастровым номером № расположен в пределах двух территориальных зон: зоны объектов автомобильного транспорта (ИТ) и зоны застройки малоэтажными жилыми домами (Ж-2).
В соответствии с информацией, содержащейся в градостроительном плане земельного участка № RU24504101-632 от 24.12.2021, спорный земельный участок расположен в двух территориальных зонах: зона застройки малоэтажными жилыми домами «Ж2» и территориальной зоне объектов автомобильного транспорта «ИТ».
Согласно письменных возражений Березовского поселкового совета депутатов земельный участок с кадастровым номером № расположен в пределах двух территориальных зон: зоны объектов автомобильного транспорта (ИТ) и зоны застройки малоэтажными жилыми домами (Ж-2). Обоснование о причинах наложения зоны ИТ на земельный участок № административным ответчиком не представлено.
Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования и содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа (статья 18, часть 3 статьи 23 ГрК РФ).
Генеральный план представляет собой основополагающий документ территориального планирования, определяющий стратегию градостроительного развития территорий и условия формирования среды жизнедеятельности, и содержит в себе долгосрочные ориентиры их развития, что должно обусловливать высокий уровень стабильности данного документа. Утверждение документов территориального планирования является проявлением дискреционных полномочий органов местного самоуправления, что, однако, не предполагает произвольных действий данных органов.
Как следует из пояснений представителя Березовского поселкового Совета депутатов, Генеральным планом п. Березовка Березовского района Красноярского края, утвержденным Решением Березовского поселкового Совета депутатов от 29.04.2019 №38-8, предусмотрено строительство в п. Березовка автомобильной дороги местного значения, проходящей в том числе, по земельному участку административного истца.
В силу положений ч. 2 ст. 33 ГрК РФ правила землепользования и застройки поселения должны соответствовать генеральному плану поселения.
Согласно представленным в материалы дела графическим положениям (схема функционального зонирования пгт. Березовка, карта градостроительного зонирования территории пгт Березовка) планируемая автомобильная дорога имеет неправильную, трапециевидную конфигурацию и частично проходит по земельным участкам и строениям принадлежащим гражданам.
При этом, исходя из проекта генерального плана, находящегося на стадии публичных слушаний, размещенных на официальном сайте администрации поселка Березовка и выкопировки из проекта нового генерального плана посёлка Березовка, представленной стороной административного ответчика в дело по запросу суда, следует, что ответчик исключил нахождение земельного участка из двух территориальных и функциональных зонах, чем подтвердили ошибочное наложение зоны ИТ на земельный участок административного истца.
Данное обстоятельство подтверждает принятия Генерального плана утвержденного Решением Березовского поселкового Совета депутатов от 29.04.2019 №38-8 с ошибками отображения объектов на картографических изображениях.
Поскольку правила землепользования и застройки поселения должны соответствовать генеральному плану поселения (ч. 2 ст. 33 ГрК РФ), суд приходит к выводу, что в правилах землепользования и застройки (карта градостроительного зонирования территории пгт Березовка) также ошибочно отображена планируемая автомобильная дорога с установлением зоны ИТ в пределах земельного участка, принадлежащего административному истцу..
При таких обстоятельствах нахождение земельного участка одновременно в двух территориальных зонах, влечёт возникновения неопределенности правового режима земельного участка, нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.
Такими образом, на основании представленных в материалы дела документов, судом установлено, что нахождение земельного участка с кадастровым номером № одновременно в двух территориальных зонах, противоречит предписаниям части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пункту 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации и влечет нарушение прав административного истца, поскольку в результате установления двух территориальных зон изменен правовой режим использования этого земельного участка, который налагает ограничения на его использование. Кроме того, нахождение земельного участка в двух территориальных зонах, предусматривающих различные виды разрешенного использования, создает неопределенность его правового режима, что также ограничивает право административного истца на использование по назначению принадлежащего ему земельного участка.
Согласно части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Поскольку оспариваемый нормативно правовой акт в части установления территориального планирования в отношении земельного участка с кадастровым номером № противоречит актам, имеющим большую юридическую силу и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, суд полагает административное исковое заявление подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 – 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 16.12.2019 № 44-8, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░: ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ (░-2) ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░).
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░: 25 ░░░░ 2024 ░.