Д. № 2а-129/2024
26RS0027-01-2023-000532-26
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
21 марта 2024 года с. Новоселицкое
Новоселицкий районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Хачировой Л.В.,
при секретаре судебного заседания Абдуллаевой С.Н.,
с участием:
представителя административного истца прокурора Новоселицкого района Ставропольского края в лице ст. пом. прокурора Клименко И.А.,
административного ответчика Панченко Юрия Петровича,
рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении Новоселицкого районного суда административное дело по административному иску прокурора Новоселицкого района Ставропольского края к Панченко Юрию Петровичу о прекращении действия права на управление транспортными средствами, изъятии водительского удостоверения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Новоселицкого района Ставропольского края в порядке ст. 39 КАС РФ обратился в Новоселицкий районный суд Ставропольского края с административным иском к Панченко Ю.П. о прекращении действия права на управление транспортными средствами, изъятии водительского удостоверения, в обоснование которого указано, что наличие у гражданина Панченко Ю.П. III группы инвалидности по зрению свидетельствует о том, что острота зрения Панченко Ю.П. ниже допустимой для управления транспортными средствами, ввиду чего по состоянию здоровья он не может быть признан годным к управлению транспортными средствами. Просит прекратить действие права Панченко Юрия Петровича на управление транспортными средствами категории «В, Bl(AS), М», на основании водительского удостоверения серии №, выданного ему ДД.ММ.ГГГГ <адрес>; обязать Панченко Юрия Петровича сдать водительское удостоверение серии №, выданное ему ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Новоселицкого района Клименко И.А. просил удовлетворить административные исковые требования прокурора в полном объёме в обоснование своей позиции привел доводы аналогичные изложенным в административном иске.
Административный ответчик Панченко Ю.П. в судебном заседании административные исковые требования признал, не возражал против их удовлетворения.
Представитель административного ответчика Панченко Ю.П. – Сергеев В.И. в судебное заседание не явился, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, причины неявки суду не сообщил. Административный ответчик Панченко Ю.П. не возражал против рассмотрения административного дела в отсутствие его представителя – адвоката Сергеева В.И..
Представитель заинтересованного лица ГУ МВД России по СК в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания. Заявлений, ходатайств об отложении рассмотрения дела в суд не поступало.
Принимая во внимание, что участники судебного разбирательства извещены о дате, времени и месте слушания дела надлежащим образом, в соответствии с частью 1 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя административного ответчика и представителя заинтересованного лица.
Выслушав участвующих лиц, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с абзацем 9 статьи 5 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
Одним из оснований прекращения действия права на управление транспортным средством является выявление в результате обязательного медицинского освидетельствования медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик. Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 28 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 23.1 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством.
Согласно пункту 3 статьи 23.1 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ медицинскими ограничениями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности безопасного управления транспортным средством определенных категории, назначения и конструктивных характеристик.
Перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 23.1 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ).
Как следует из пунктов 6 и 8 статьи 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ наличие (отсутствие) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами определяется при проведении обязательного медицинского освидетельствования, по результатам которого медицинскими организациями выдается соответствующее медицинское заключение.
Порядок проведения обязательного медицинского освидетельствования, форма медицинского заключения о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами, порядок выдачи указанного медицинского заключения, порядок направления на внеочередное обязательное медицинское освидетельствование, порядок приостановления действия и аннулирования медицинского заключения о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 7 статьи 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ).
В соответствии с пунктом 9 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ в случае выявления у водителя транспортного средства при проведении обязательного периодического медицинского осмотра признаков заболеваний (состояний), являющихся медицинскими противопоказаниями либо ранее не выявлявшимися медицинскими показаниями или медицинскими ограничениями к управлению транспортным средством, водитель транспортного средства направляется на необходимые обследование и лечение, а при подтверждении наличия заболеваний (состояний), являющихся медицинскими противопоказаниями, медицинскими показаниями или медицинскими ограничениями к управлению транспортным средством, - на внеочередное обязательное медицинское освидетельствование. На время проведения необходимых обследования, лечения и внеочередного обязательного медицинского освидетельствования действие ранее выданного водителю транспортного средства медицинского заключения приостанавливается, а в случае подтверждения наличия у водителя транспортного средства медицинских противопоказаний либо ранее не выявлявшихся медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортным средством указанное медицинское заключение аннулируется, о чем уведомляются соответствующие подразделения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 1604 «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством» утвержден, в том числе, перечень медицинских ограничений к управлению транспортным средством, согласно которому, ограничением к управлению транспортным средством категории «А» или «М», подкатегории «А1» или «В1», транспортным средством категории «В» или «ВЕ», подкатегории «В 1» является острота зрения ниже 0,6 на лучшем глазу и ниже 0,2 на худшем глазу с переносимой коррекцией при 2 открытых глазах независимо от вида коррекции (очковая, контактная, хирургическая), степени и вида аметропии или длины глаза.Для управления транспортным средством категории «С», «СЕ», «D», «DE», «Тт» или «ТЬ», подкатегории «С1», «D1», «С1Е» или «DIE» ограничением является острота зрения ниже 0,8 на лучшем глазу и ниже 0,4 на худшем глазу с переносимой коррекцией при 2 открытых глазах не более 8 дптр по сверхэквиваленту на лучше видящем глазу независимо от вида аметропии или вида коррекции (очковая, контактная).
Подпунктом "ж" пункта 35 "Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2014 г. N 1097 "О допуске к управлению транспортными средствами" российское национальное или международное водительское удостоверение считается недействительным и подлежит аннулированию в случае, если подтверждено наличие у водителя транспортного средства медицинских противопоказаний либо ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортным средством.
Таким образом, из системного толкования вышеприведенных норм права следует, что установление у гражданина наличия медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами, безусловно, свидетельствует о наличии непосредственной угрозы для безопасности дорожного движения. При этом прекращение (аннулирование) водительского удостоверения должно осуществляться с соблюдением соответствующей процедуры и допускается при выявлении признаков заболеваний (состояний), являющихся медицинскими противопоказаниями, либо медицинских ограничений к управлению транспортным средством в период действия ранее выданного водительского удостоверения, по результатам внеочередного медицинского освидетельствования.
Соответствующая правовая позиция по данной категории споров изложена в ряде определений вышестоящих судов, в том числе, в Кассационном определении Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 18 февраля 2021 г. N 88а-1315/2021.
Порядок и основания признания гражданина инвалидом по зрению закреплены в приказе Минтруда России от 27.08.2019 № 585н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы».
Согласно п. 13 Приказа № 585н критерием для установления третьей группы инвалидности является нарушение здоровья человека со II степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 40 до 60 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
В соответствии с п. 7.1.2 Приложение № 1 к Приказу № 585н в диапазоне от 40 до 60 процентов острота зрения (лучше видящим или единственного глаза в условиях максимальной переносимой коррекции) коррекцией) должна быть от 0,1 до 0,3 (включительно).
Указанная острота зрения при установлении инвалидности определяется с учетом всех возможных коррекций зрения, в том числе коррекции хирургическим путем.
Таким образом, наличие у гражданина инвалидности по зрению означает, что он имеет медицинские ограничения к управлению транспортным средством, установленные Постановлением Правительства РФ от 29.12.2014 № 1604.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что Панченко Юрий Петрович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения на основании водительского удостоверения серии 9926 №, выданного ДД.ММ.ГГГГ регистрационно-экзаменационным отделением - 4 Межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела ГИБДД МВД по ЧР имеет право на управление транспортными средствами категории «В, Bl(AS), М».
Согласно информации предоставленной главным врачом ГБУЗ СК «Новоселицкая РБ» ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ № Панченко Ю.П. является <данные изъяты> код заболевания <данные изъяты>, дата последнего освидетельствования ДД.ММ.ГГГГ Согласно акту медико-социальной экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ Панченко Ю.П. имеет нарушение функций организма (зрение) 40 %. Группа инвалидности третья, инвалид с детства. Справка об инвалидности серии № от ДД.ММ.ГГГГ Из выписного эпикриза составленного врачом <данные изъяты> ФИО10. следует, что Панченко Ю.П. проходил стационарное лечение в учреждении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с диагнозом абиотрофия сетчатки, беспигментная форма, при выписке у него наблюдалась острота зрения 0,2; 0,09-0,1.
В соответствии п.26 Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.10.2014 N 1097 "О допуске к управлению транспортными средствами" российские национальные водительские удостоверения выдаются лицам, достигшим установленного статьей 26 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" возраста, имеющим соответствующее медицинское заключение, успешно сдавшим экзамены, предусмотренные пунктом 9 настоящих Правил.
Согласно выписки из истории болезни №, Панченко Ю.П. находился на стационарном лечении в 3 офтальмохирургическом отделении <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с диагнозом абиотрофия сетчатки, беспигментная форма, при выписке у него наблюдалась острота зрения 0,2; 0,1.
Помимо этого, Панченко Ю.П. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил стационарное лечение в <данные изъяты> с диагнозом пигментный ретинит, при выписке у него наблюдалась острота зрения 0,1 с коррекцией 0.4-0.5; 0,07 с коррекцией 0.1.
Данные выписки, предоставленные административным ответчиком Панченко Ю.П., противоречат результатам проведенных Панченко Ю.П. обследований в 2021 г.. После проведенных операционных лечений в 2022 и 2023г., острота зрения установлена ниже допустимой для управления транспортными средствами, что подтверждается исследованными в судебном заседании медицинскими документами, что является препятствием по медицинским показателям по осуществлению права управления транспортными средствами без установления соответствующих медицинских ограничений.
Для устранения указанных противоречий, 14.03.2024 года, по ходатайству административного ответчика Панченко Ю.П. по делу назначена судебно-медицинская экспертиза, на разрешение экспертов поставлен следующий вопрос: имеются ли у Панченко Юрия Петровича медицинские противопоказания, либо медицинские ограничения по зрению, к управлению транспортным средством.
15.03.2024 г. от административного ответчика Панченко Ю.П. поступило заявление, в котором он отказывается от производства судебно-медицинской экспертизы в связи с признанием иска. В связи с чем производство по делу было возобновлено и назначено судебное заседание. В судебном заседании Панченко Ю.П. административные исковые требования признал, просил суд принять признание иска. Последствия признания иска ему разъяснены и понятны.
Поскольку от прохождения судебно-медицинской экспертизы, для установления у Панченко Юрия Петровича медицинских противопоказаний, либо медицинских ограничений по зрению, к управлению транспортным средством, административный ответчик отказался, что свидетельствует о наличии непосредственной угрозы для безопасности дорожного движения, пресечение которой необходимо для реализации основных принципов Федерального закона "О безопасности дорожного движения", требования прокурора подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░, Bl(AS), ░», ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ №, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░.░░.░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ №, ░░░░░░░░ ░░░ ░░.░░.░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 26 ░░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░