16RS0049-01-2020-013673-88
2.127
2-794/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 апреля 2021 года город Казань
Ново-Савиновский районный суд города Казани Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Ягудиной Р.Р., при ведении протокола помощником судьи Зариповой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Габдуллина Рустама Загидулловича к Татарстанской таможне об обязании выплатить стоимость жилого помещения,
установил:
ФИО6 обратился в суд с иском Татарстанской таможне об обязании выплатить стоимость жилого помещения.
В обоснование требований истец указал, что протоколом жилищно-бытовой комиссии Татарстанской таможни (далее – ЖБК ТТ) от --.--.---- г. №-- (далее – Протокол от --.--.---- г. №--) ФИО2, как сотрудник Татарстанской таможни, был принят на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий Татарстанской таможни (далее также – учет ТТ).
ФИО2 поставлен на учет ТТ в соответствии с Жилищным кодексом РСФСР, в порядке, установленным Приказом ГТК РФ от --.--.---- г. №--.
Также протоколом жилищно-бытовой комиссии Татарстанской таможни от --.--.---- г. №-- (далее – Протокол от --.--.---- г. №--) ФИО3 был принят на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий Татарстанской таможни.
По состоянию на 2011 год на учете ТТ состояло 19 очередников, принятых на учет ТТ до --.--.---- г..
В 2011 году соответствующие документы из учетных дел очередников, состоящих на учете ТТ через Приволжское таможенное управление (далее также – ПТУ) были направлены в ФТС России – Главному распорядителю бюджетных средств для решения вопроса о выделении бюджетных денежных средств для приобретения жилых помещений для обеспечения жильем лиц, поставленных на учет ТТ до --.--.---- г..
Денежные средства для обеспечения жилыми помещениями лиц, в том числе поставленных на учет ТТ, были выделены в 2011 году из федерального бюджета Главным распорядителем бюджетных средств – ФТС России, через ПТУ в соответствии с Подпрограммой «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы», утвержденной постановлением Правительства РФ от --.--.---- г. №-- (ред. от --.--.---- г.) «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 - 2015 годы», согласно которой гражданами - участниками подпрограммы являются, в том числе граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица…обеспечение жилыми помещениями которых осуществляется в форме предоставления жилого помещения…по договору социального найма, приобретенного (построенного) за счет…единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения за счет субвенции.
Согласно данной Подпрограмме (ред. от --.--.---- г.) граждане – участники подпрограммы могут реализовать свое право на улучшение жилищных условий за счет средств, предоставляемых на эти цели из федерального бюджета, только один раз.
Согласно Постановлению Правительства от --.--.---- г. №-- «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» подпрограмма «Основное мероприятие «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение Доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» утратила силу.
С --.--.---- г. мероприятия федеральной целевой программы «Жилище» интегрировано в состав государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее - Программа) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от --.--.---- г. №-- «О реализации мероприятий федеральных целевых программ, интегрируемых в отдельные государственные программы Российской Федерации», и их реализация будет осуществляться с учетом настоящих особенностей.
Постановлением Правительства РФ от --.--.---- г. №-- утверждена «Государственная программа Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
Таким образом, из федерального бюджета были выделены денежные средства, в том числе для улучшения жилищных условий ФИО2, которые выделяются только один раз.
По государственным контрактам на денежные средства, выделенные из федерального бюджета, Татарстанской таможней в 2011 году были закуплены 19 жилых помещений на общую сумму 24 988 070 руб.; в 2012 году – 2 жилых помещения на общую сумму 3 206 285 руб.; в 2013 году – 1 жилое помещение. Итого в течении 2011 – 2013 годов Татарстанской таможней по госконтрактам было закуплено 22 жилых помещения на общую сумму 30 275 371,63 руб.
Распределение ЖБК ТТ жилых помещений, закупленных в 2011 – 2012 годах, между лицами состоящими на учете ТТ, состоялось в ноябре 2012 года.
Протоколом от --.--.---- г. №-- заседания жилищной комиссии таможни, утвержденного начальником Татарстанской таможни ФИО7 06.11.2012г., из 19-ти жилых помещений, закупленных в 2011 году и 2-х жилых помещений, закупленных в 2012 году из служебного фонда в фонд социального использования были переведены только 13 жилых помещений, которые были переданы очередникам в соответствии с договорами социального найма на основании актов приема-передачи.
Этим же протоколом от --.--.---- г. №-- учетные дела 3-х очередников, в том числе ФИО2 и ФИО3 были отложены до следующего заседания ЖБК ТТ в декабре 2012 года.
На следующем заседании ЖБК ТТ пунктами 2 и 3 протокола от --.--.---- г. №-- ФИО2 и ФИО3 незаконно были сняты с учета ТТ в соответствии с п.п. 6 п.1 ст.56 Жилищного кодекса РФ. При этом ЖБК ТТ для снятия с учета ТТ ФИО2 и ФИО3 были использованы заведомо подложные документы, незаконно предоставленные отделом по противодействию коррупции Татарстанской таможни (далее также – ОПКор ТТ), что свидетельствует о злоупотреблении правом Татарстанской таможней.
Очередники, с которыми были заключены договора социального найма, оформили жилые помещения в собственность в начале 2013 года.
Решением Ново-Савиновского районного суда ... ... от --.--.---- г. по делу №--, оставленного без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от --.--.---- г., постановлено, в том числе:
«…Признать незаконным решение жилищной комиссии Татарстанской таможни №-- от --.--.---- г. в части снятия ФИО4 с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий…
Обязать Татарстанскую таможню в течении 30 дней после вступления настоящего решения в законную силу восстановить ФИО4 на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий…
Признать незаконным решение жилищной комиссии Татарстанской таможни №-- от --.--.---- г. в части снятия ФИО3 с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий…».
Обязать Татарстанскую таможню в течении 30 дней после вступления настоящего решения в законную силу восстановить ФИО3 на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий…».
Таким образом, решением суда от --.--.---- г. установлены незаконные действия Татарстанской таможни по нарушению жилищных прав и законных интересов ФИО2 и ФИО3, что свидетельствует о злоупотребление правом Татарстанской таможней.
Протоколом от --.--.---- г. №-- заседания ЖБК ТТ принято решение о восстановлении ФИО2 и ФИО3 на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий во исполнение решения Ново-Савиновского районного суда ... ... от --.--.---- г. №--.
На дату восстановления ФИО2 и ФИО3 на учете ТТ в Татарстанской таможне имелись жилые помещения, отвечающие нормам по обеспечению жилыми помещениями ФИО2 и ФИО3, однако Татарстанской таможней никаких действий по восстановлению прав и законных интересов в полном объеме не было выполнено.
Свободные служебные жилые помещения в последующем были распределены и предоставлены для проживания лицам, проходящим службу в Татарстанской таможне.
Таким образом, Татарстанская таможня, злоупотребляя правом, не предоставила в 2013 году жилые помещения по договорам социального найма ФИО2 и ФИО3 и активно продолжает нарушать жилищные права и законные интересы ФИО2 и ФИО3, не желая переводить из служебного фонда в фонд социального использования жилые помещения для предоставления по договорам социального найма ФИО2 и ФИО3
При принятии решения о снятии с учета ТТ ФИО2 и ФИО3, ЖБК ТТ были использованы заведомо подложные документы, незаконно предоставленные ОПКор ТТ, которым в период с --.--.---- г. по --.--.---- г. были незаконно осуществлены в отношении ФИО2 и ФИО3 оперативно-розыскные мероприятия по поручению ЖБК ТТ (Протокол ЖБК ТТ от --.--.---- г. №--).
Пунктом 3 Протокола ЖБК ТТ от --.--.---- г. №-- ОПКор ТТ было поручено «сделать дополнительный запрос по документам ФИО3,…ФИО4 в паспортно-визовую службу ... ...».
Отделом по противодействию коррупции Татарстанской таможни в соответствии со статьями 6, 15 Федерального закона от --.--.---- г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» были направлены запросы в отделения в Московском и ... ...х УФМС по РТ в ... ... в отношении ФИО3 и ФИО2
В результате осуществленных ОПКор ТТ оперативно-розыскных мероприятий в учетном деле ФИО3 появилась «Выписка из домовой книги», содержащая несоответствующие действительности сведения, согласно которым ФИО3 якобы по состоянию на --.--.---- г. являлся собственником ? доли жилого помещения по адресу: ... ....
По заявлению ФИО3 прокуратурой ... ... была проведена проверка, в ходе которой было установлено, что паспортист ТО «Восстание» ФИО8 в «Выписки из домовой книги» собственноручно внесла несоответствующие действительности сведения.
Однако именно не соответствующие действительности сведения, содержащиеся в выписке из домовой книги по ... ..., предоставленные ТО «Восстание» в ОПКор ТТ, а последним – в ЖБК ТТ, послужили основанием для принятия ЖБК ТТ решения о незаконном снятии ФИО3 с учета ТТ.
Оперативно-розыскные мероприятия были осуществлены также ОПКор ТТ в отношении ФИО2
Таким образом, ЖБК ТТ приняла за основу принятия решения не официальные документы, предоставленные ФИО2 и ФИО3, в том числе выписки из ЕГРП, а использовала документы, содержащие заведомо несоответствующие действительности сведения, предоставленные ОПКор ТТ, что свидетельствует о злоупотребление правом со стороны Татарстанской таможни.
Решением Ново-Савиновского районного суда ... ... от --.--.---- г. по делу №--, оставленного без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от --.--.---- г. по делу №-- постановлено, том числе:
«…Признать незаконным пункт 3 протокола №-- от --.--.---- г. заседания жилищной комиссии Татарстанской таможни в части «Постановили»: ОПКор сделать дополнительный запрос по документам ФИО2 в паспортно-визовую службу ... ...…
…Признать незаконной передачу отделом по противодействию коррупции Татарстанской таможни результатов оперативно-розыскной деятельности, осуществленной в отношении ФИО4 в декабре 2012 года, жилищной комиссии Татарстанской таможни…
…Признать незаконными приобщение жилищной комиссией Татарстанской таможни к учетному делу ФИО4 и использование жилищной комиссией Татарстанской таможни документов, полученных из отдела по противодействию коррупции Татарстанской таможни в результате проведенных в отношении ФИО4 оперативнорозыскных мероприятий…
…Признать незаконным пункт 3 протокола №-- от --.--.---- г. заседания жилищной комиссии Татарстанской таможни в части «Постановили»: ОПКор сделать дополнительный запрос по документам ФИО3 в паспортно-визовую службу ... ...…».
…Признать незаконной передачу отделом по противодействию коррупции Татарстанской таможни результатов оперативно-розыскной деятельности, осуществленной в отношении ФИО3 в декабре 2012 года, жилищной комиссии Татарстанской таможни…».
…Признать незаконными приобщение жилищной комиссией Татарстанской таможни к учетному делу ФИО3 и использование жилищной комиссией Татарстанской таможни документов, полученных из отдела по противодействию коррупции Татарстанской таможни в результате проведенных в отношении ФИО3 оперативно-розыскных мероприятий…».
Таким образом, вступившими в законную силу решениями суда от --.--.---- г. и от --.--.---- г. установлена незаконность действий и решений ЖБК и ОПКор ТТ, нарушивших права, свободы и законные интересы ФИО2 и ФИО3, что указывает на явное злоупотребление правом Татарстанской таможней.
Несмотря на то, что ФИО2 и ФИО3 были восстановлены на учете ТТ протоколом заседания ЖБК ТТ от --.--.---- г. №--, в дальнейшем незаконно нарушенные жилищные права и законные интересы ФИО2 и ФИО3 до настоящего времени не восстановлены в полном объеме, поскольку они, в отличие от других очередников не обеспечены жилыми помещениями, при том, что из федерального бюджета повторное выделение денежных средств для улучшения жилищных условий ФИО2 и ФИО3, не предусмотрено.
Незаселенные жилые помещения, отвечающие нормам обеспеченности ФИО2 и ФИО3 в Татарстанской таможне по состоянию на --.--.---- г. имелись. Однако, вместо того, чтобы данные жилые помещения перевести в фонд социального использования и по договорам социального найма предоставить ФИО2 и ФИО3, Татарстанская таможня, злоупотребив своим правом, срочно заселила их, предоставив должностным лицам, состоящим на службе, по договорам в качестве служебных жилых помещений.
В виду бездействия со стороны Татарстанской таможни по выполнению обязательств государства по обеспечению жильем ФИО2 и ФИО3, последними было направлено коллективное обращение в Правительство РФ.
Письмом от --.--.---- г. № П4-15647 Аппарата Правительства РФ ФИО2 и ФИО3 были уведомлены, что обращение для дальнейшей проверки направлено в ФТС России и в Генеральную прокуратуру РФ.
Таким образом, дальнейшая проверка осуществлялась Генеральной прокуратурой РФ и ФТС России с учетом их компетенций.
Письмом Генеральной прокуратуры РФ от --.--.---- г. №---р-2014 ФИО2 и ФИО3 были уведомлены о направлении коллективного обращения для дальнейшей проверки в Приволжскую транспортную прокуратуру.
Письмами Приволжской транспортной прокуратуры от --.--.---- г. №-- ФИО3 и ФИО2 были уведомлены о результатах прокурорской проверки.
В ходе проведенной Приволжской транспортной прокуратурой проверки установлено, что ФТС России в соответствии с приказом ГТК РФ от --.--.---- г. №-- «О порядке обеспечения жилыми помещениями в таможенных органах и учреждениях, подведомственных ГТК России» в 2011 ... ... таможенному управлению перечислены бюджетные ассигнования в объеме 173.316.680 руб. по целевой статье «1020501», которую поручено расходовать из расчета 17.798.400 руб. на приобретение служебного жилья для обеспечения ротации кадров и 155.518.280 руб. на приобретение служебных квартир с последующим их исключением из служебного фонда на основании постановления Правительства Российской Федерации от --.--.---- г. №-- «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда Российской Федерации и перевода в фонд социального использования для обеспечения жильем гражданских служащим…». По данной целевой статье расходов Татарстанской таможней закуплены 19 квартир, в последующем 13 из которых в соответствии с п.1 постановления Правительства Российской Федерации от --.--.---- г. №-- переведены в жилищный фонд социального использования.
Таким образом, проведенной прокурорской проверкой подтвержден факт перечисления федеральных бюджетных средств Татарстанской таможне целевым назначением, в том числе для обеспечения жильем лиц, состоящих на учете ТТ, в том числе для обеспечения жильем ФИО2 и ФИО3
Денежные средства из федерального бюджета для улучшения жилищных условий выделяются только один раз, из чего следует, что ФИО2 и ФИО3 из федерального бюджета денежные средства для улучшения жилищных условий выделяться повторно не будут.
Таким образом, для улучшения жилищных условий ФИО2 и ФИО3 денежные средства из федерального бюджета были выделены; на данные денежные средства Татарстанская таможня закупила по госконтрактам жилые помещения, но злоупотребив правом, оставила данные жилые помещения в служебном фонде и не стала их переводить в фонд социального использования, что не позволило предоставить жилые помещения ФИО2 и ФИО3 по договорам социального найма, что в свою очередь свидетельствует о не исполнении Татарстанской таможней обязательств государства перед ФИО2 и ФИО3 по обеспечению их жильем.
Письмом ФТС России от --.--.---- г. №--/КЛ-2207 ФИО3 был уведомлен, что рассмотрено обращение от --.--.---- г. по жилищному вопросу, поступившее из Аппарата Правительства Российской Федерации, Приволжскому таможенному управлению в 2014 году будут выделены денежные средства в соответствии с заявленной Татарстанской таможней потребностью в бюджетном финансировании на приобретение жилых помещений для предоставления очередникам по договорам социального найма.
Таким образом, размер денежных средств для приобретения жилья был привязан полностью к тем данным, которые будут заявлены Татарстанской таможней по потребности в бюджетном финансировании.
Какие действия для обеспечения жильем ФИО2 и ФИО3 совершались и какие денежные средства запрашивались Татарстанской таможней в 2014 и в последующие годы, истцу не известно, поскольку ФИО2 и ФИО3 Татарстанской таможней не уведомлялись о том, какие действия совершаются таможней. Единственно, что было известно, что якобы на выделенные денежные средства Татарстанской таможней проводились тендеры по закупке жилья в пределах выделенных денежных средств. И поскольку тендеры по закупке жилья не состоялись, то денежные средства были возвращены.
Бездействие Татарстанской таможни по обеспечению жилыми помещениями ФИО2 и ФИО3 свидетельствует о злоупотреблении правом со стороны Татарстанской таможни.
При этом ФИО2 и ФИО3 обязаны ежегодно предоставлять сведения, в том числе выписки из ЕГРП о наличии (отсутствии) в их собственности жилых помещений, которые оплачиваются лично ФИО2 и ФИО3
В настоящее время в распоряжение ФИО3 оказалась копия письма Татарстанской таможни от --.--.---- г. №-- «О направлении информации», направленное в ПТУ, в котором было указано, что для приобретения жилья ФИО3 необходимы денежные средства в размере 1 961 680 рублей.
В обоснование данного размера денежных средств указано, что членом семьи ФИО3 является сын Герман. На семью из 2 человек положено 42 кв.м. ФИО3 имеет специальное звание полковника, общая площадь жилого помещения для расчета единовременной социальной выплаты составляет (42 + 20) = 62 кв.м.
Далее имеется ссылка на приказ Министерства строительства и жилищного хозяйства Российской Федерации от --.--.---- г. №--/пр «О нормативе стоимости 1 квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на первое полугодие 2014 года и показателях средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на первый квартал 2014 года», согласно которому показатель средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения по ... ... составляет – 31 640 рублей.
Действительно 31 640 руб. помноженные на 62 кв.м. дают сумму в размере 1 961 680 руб.
Однако с данным расчетом истец не может согласиться, поскольку он противоречит действовавшему в 2014 году и в настоящее время законодательству РФ и явно свидетельствует о злоупотреблении правом Татарстанской таможней, умышленному занижению размера суммы, необходимой для приобретения жилого помещения.
Исходя из содержания части 2 статьи 6 ФЗ № 283-ФЗ «О соцгарантиях», стоимость жилья, закупаемого для обеспечения жильем в соответствии с частью 1 статьи 6 ФЗ № 283-ФЗ «О соцгарантиях» должна быть не менее размера единовременной социальной выплаты, определяемой в соответствии со статьей 4 ФЗ № 283-ФЗ «О соцгарантиях».
Более того, исходя из содержания письма Татарстанской таможни от --.--.---- г. №-- «О направлении информации», таможней запрошены денежные средства для единовременной социальной выплаты.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяется не Федеральной таможенной службой и тем более не Татарстанской таможней, а именно Правительством Российской Федерации.
Таким образом, Татарстанской таможней при направлении письма от --.--.---- г. №-- «О направлении информации» в ПТУ не были применены поправочные коэффициенты, предусмотренные пунктом 21 и 22 Правил №--, в следствии чего был заявлен размер денежных средств, заниженный в 2,4 раза, что свидетельствует о злоупотреблении правом Татарстанской таможней.
Согласно пункту 49 Приложения к приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от --.--.---- г. №--/пр – «Показатели средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на I квартал 2014 года (в рублях)», по ... ... на 1 квартал 2014 года установлен показатель в размере – 31 640 руб., который умноженный на норматив 62 кв.м. дает размер – 1 961 680 руб. (размер денежных средств, указанный Татарстанской таможней в письме от --.--.---- г. №-- «О направлении информации»).
Применение поправочных коэффициентов, предусмотренных пунктами 21 и 22 Правил №-- дает более высокую сумму денежных средств в размере – 4 708 032 руб.
Выслуга лет ФИО3 в календарном исчислении составляет более 25 лет. Таким образом, в соответствии с подпунктом «е» пункта 21 Правил №-- в отношении ФИО3 подлежал применению поправочный коэффициент с учетом общей продолжительности службы в календарном исчислении - 1,5.
Согласно Приложению к приказу Минтруда России от --.--.---- г. №--н «Об утверждении поправочного коэффициента размера средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья с учетом места прохождения федеральным государственным гражданским служащим государственной гражданской службы Российской Федерации на 2014 год» поправочный коэффициент по ... ... на 2014 года был установлен - 1,60.
Таким образом, по состоянию на первый квартал 2014 года при расчете размера единовременной выплаты с учетом пунктов 21 и 22 Правил №-- Татарстанской таможней надлежало затребовать выделение из федерального бюджета денежные средства в размере 4 708 032 руб.
Таким образом, Татарстанская таможня, злоупотребив правом, в письме от --.--.---- г. №-- указала несоответствующий требованиям приведенных федеральных законов и постановлений Правительства РФ, заниженный в 2,4 раза от предусмотренного законодательством РФ размера, что и привело к невозможности закупки жилья для ФИО3 в 2014 году.
Запрашивались ли Татарстанской таможней денежные средства в последующие годы истцу не известно. Если и запрашивались, то явно в заниженном размере, что явно указывает на злоупотребление со стороны Татарстанской таможни правом, не желающей выполнять обязательства государства по улучшению жилищных ФИО2 и ФИО3
При таких обстоятельствах восстановление незаконно нарушенных прав и законных интересов ФИО2 и ФИО3 в полном объеме можно признать только в случае выполнения Татарстанской таможней государственных обязательств по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Предоставление жилых помещений Татарстанской таможней ФИО2 и ФИО3 является не правом Татарстанской таможни, а в силу части 3 статьи 49 ЖК РФ, части 2 статьи 6 ФЗ № 189-ФЗ, части 1 статьи 6 ФЗ № 247-ФЗ, статей 4 и 6 ФЗ № 283-ФЗ, и принятых в соответствии с ними постановлений Правительства РФ, а является обязанностью Татарстанской таможни по выполнению обязательств государства, на выполнение которых в 2011 и 2012 годах были выделены из бюджета денежные средства, на которые Татарстанской таможней были закуплены жилые помещения, в том числе для обеспечения жилыми помещениями ФИО2 и ФИО3, которые были распределены и предоставлены всем очередникам, кроме ФИО2 и ФИО3
При этом жилые помещения, закупленные для ФИО2 и ФИО3 Татарстанская таможня оставила в своем распоряжении в качестве служебных жилых помещений, не переводя их в фонд социального использования для выполнения обязательств государства перед ФИО2 и ФИО3, что явно указывает на злоупотребление правом Татарстанской таможней и нецелевом использованием бюджетных средств.
Действующее законодательство прямо предусматривает, что заявление требования о пресечении действий, нарушающих право, может быть использовано конкретным субъектом в качестве способа защиты его нарушенного права.
Нарушение жилищных прав ФИО2 и ФИО3 заключалось не только в снятии их с учета ТТ, но и в том, что они были лишены права на участие в распределении жилых помещений в 2012 году, закупленных Татарстанской таможней по госконтрактам в 2011 и 2012 годах, в том числе для улучшения жилищных условий ФИО2 и ФИО3
Восстановление ФИО2 и ФИО3 на учете ТТ, является лишь частью восстановления их жилищных прав. Полное восстановление жилищных прав ФИО2 и ФИО3 может считаться только предоставление жилых помещений по договорам социального найма.
Однако предоставление жилых помещений ФИО2 и ФИО3 по договорам социального найма Татарстанской таможней не осуществляется до настоящего времени в виду активного бездействия со стороны Татарстанской таможни, которая, как отмечалось ранее, злоупотребляя правом, не осуществляет каких-либо действий по улучшению жилищных условий ФИО2 и ФИО3
Пресечением действий со стороны Татарстанской таможни, нарушающих жилищные права ФИО2 с учетом раннее изложенных обстоятельств, истец считает возможным только путем обязывания выплатить денежные средства в пользу ФИО2 с Татарстанской таможни, на которые каждый сможет приобрести жилое помещение в соответствии с действующим законодательством РФ.
Исходя из обстоятельств, установленных вступившими в законную силу решениями судов от --.--.---- г. и от --.--.---- г., а также иных ранее изложенных обстоятельств, свидетельствующих о явном злоупотреблении правом Татарстанской таможней, недобросовестность поведения Татарстанской таможни очевидна и пресечение такого недобросовестного поведения истец считает возможным, путем взыскания денежных средств в пользу ФИО2 с Татарстанской таможни.
При определении размера взыскания денежных средств с Татарстанской таможни, необходимо руководствоваться статьями 4, 6, 7 ФЗ № 283-ФЗ «О соцгарантиях» и принятых в соответствии с ними постановлениями Правительства РФ.
Согласно нормативам предоставления площади жилого помещения в собственность или по договору социального найма, нормы обеспечения жилыми помещениями составляют: для ФИО2 – 33 кв.м. + 9 кв.м. = 42 кв.м.
Применение части 6 статьи 7 Закона № 283-ФЗ «О соцгарантиях» считает правомерным и необходимым, поскольку ФИО2 и ФИО3 в отличии от других очередников, состоявших на учете ТТ, вынуждены будут приобретать жилые помещения не по госконтрактам, а на рынке жилых помещений, где метраж и стоимость жилых помещений не зависят от предложений покупателя.
С учетом этого и риска по приобретению жилых помещений считает необходимым применение части 6 статьи 7 ФЗ № 283-ФЗ «О соцгарантиях».
Согласно пункту 48 Приказу Минстроя России от --.--.---- г. №--/п на III квартал 2020 года установлен показатель средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по ... ... равный 53 024 руб.
В соответствии с подпунктом «е» пункта 21 Правил №-- подлежит применению поправочный коэффициент с учетом общей продолжительности службы в календарном исчислении в отношении ФИО3 – 1,5; в отношении ФИО2 – 1,25.
Согласно Приложению к Приказу Минтруда России от --.--.---- г. №--н, поправочный коэффициент размера средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья с учетом места прохождения федеральным государственным гражданским служащим государственной гражданской службы Российской Федерации на 2020 год по ... ... установлен в размере – 1,26.
Таким образом, Татарстанская таможня обязана выплатить стоимость жилого помещения в размере – 3 507 537,60 рублей (3 507 537,60 руб. = 53 024 руб. х 1,26 х 1,25 х (33 кв.м + 9 кв.м.).
В связи с вышеизложенным, просил обязать ответчика выплатить стоимость жилого помещения из расчета 42 кв.м. в ... ... по средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья с учетом места прохождения федеральным государственным гражданским служащим государственной гражданской службы Российской Федерации на 2020 год по ... ... на день принятия решения суда.
Протокольным определением суда от --.--.---- г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Приволжское таможенное управление, Федеральная Таможенная служба.
В ходе судебного разбирательства истец неоднократно увеличивал исковые требования, в окончательно редакции просил обязать ответчика выплатить ФИО2 стоимость жилого помещения из расчета 42 кв.м. в ... ... по средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья с учетом места прохождения федеральным государственным гражданским служащим государственной гражданской службы Российской Федерации на 2021 год по ... ... на день принятия решения суда в размере 3 757 420 рублей 80 копеек.
В судебном заседании представители истца исковые требования поддержали, просили иск удовлетворить.
В судебном заседании представители ответчика исковые требования не признали, в суд были представлены письменные возражения на иск, в которых указано, что --.--.---- г. ФИО2 был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий Татарстанской таможни (далее - учет) в соответствии с Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до --.--.---- г., и Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в ... ..., утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от --.--.---- г. №--, действовавшими в период рассматриваемых правоотношений.
В 2011 году на баланс Татарстанской таможни было поставлено 20 квартир общей балансовой стоимостью 26 706 070,00руб., в 2012 году - 2 квартиры общей балансовой стоимостью 3 206 285,00 руб., в 2013 году - 1 квартира балансовой стоимостью 2 081 016,63 руб. Всего за период с --.--.---- г. по --.--.---- г. на баланс таможни было поставлено 23 квартиры общей балансовой стоимостью 31 993 371,63 руб., находящихся в разных населенных пунктах Республики Татарстан.
При этом, в 2012 году по согласованию с ФТС России в целях обеспечения жильем нуждающихся очередников таможни был согласован перевод части служебных жилых помещений, находящихся в оперативном управлении Татарстанской таможни, в жилищный фонд социального использования для дальнейшего обеспечения очередников Татарстанской таможни, поставленных на учет до --.--.---- г.
Согласно списку лиц, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий Татарстанской таможни, утвержденной начальником Татарстанской таможни ФИО7 --.--.---- г., по состоянию на 2012 год ФИО2 состоял на учете и занимал восемнадцатое место в очереди.
--.--.---- г. по результатам заседания жилищной комиссии Татарстанской таможни ФИО2 снят с учета на основании подпункта 6 пункта 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с указанным решением ФИО2 обратился в Ново-Савиновский районный суд ... ... с исковым заявлением о признании незаконным решения жилищной комиссии Татарстанской таможни, восстановлении на учете и обязании заключить договор социального найма.
Решением Ново-Савиновского районного суда ... ... от --.--.---- г. по делу №--, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от --.--.---- г. по делу №--, решение жилищной комиссии Татарстанской таможни от --.--.---- г. признано незаконным в части снятия ФИО2 с учета, Татарстанская таможня обязана восстановить ФИО2 на учете, в части обязания Татарстанской таможни заключения договора социального найма ФИО2 отказано.
В соответствии с протоколом заседания жилищно-бытовой комиссии Татарстанской таможни от --.--.---- г. №-- ФИО2 восстановлен на учет на основании вышеперечисленных судебных постановлений.
Кроме этого, в 2013 году ФИО2 обратился в Ново-Савиновский районный суд ... ... с заявлением о пересмотре решения Ново-Савиновского районного суда ... ... от --.--.---- г. по делу №-- по вновь открывшимся обстоятельствам.
Определением Ново-Савиновского районного суда ... ... от --.--.---- г. по делу №-- в удовлетворении указанного заявления ФИО2 отказано.
В 2012-2015 годах по результатам заседаний жилищной комиссии Татарстанской таможни 14 квартир были выделены очередникам таможни для постоянного проживание с заключением договоров социального найма с последующей безвозмездной передачей жилых помещений в собственность (данные квартиры списаны с баланса таможни в 2013 и 2015 годах).
В настоящее время в результате сокращения очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий лиц, состоящих на учете, в указанной очереди состоят 2 очередника: ФИО2; ФИО3. Всего в настоящее время в оперативном управлении Татарстанской таможни находится 15 жилых помещений (квартир), включенных в служебный жилищный фонд, которые расположены в разных населенных пунктах Республики Татарстан. При этом, полагающееся к выделению ФИО2 квартира с площадью 33 кв. м в Татарстанской таможне отсутствует. По мнению истца выделенные в рассматриваемом случае из федерального бюджета денежные средства, в том числе для улучшения жилищных условий ФИО2, в соответствии с особенностями реализации отдельных мероприятий Государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от --.--.---- г. №-- (далее - Особенности), выделяются только один раз, и как следствие, повторно для улучшения жилищных условий ФИО2 денежные средства выделяться из федерального бюджета не будут. Данным доводом истец вводит суд в заблуждение. Во-первых, пунктом 9 приложения №-- к Особенностям, пунктом 8 приложения №-- к Особенностям и пунктом 41 приложения №-- к Особенностям установлено, что право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты предоставляется молодой семье только один раз, право на получение социальной выплаты предоставляется молодому ученому только один раз, переселенцы могут воспользоваться правом на получение жилищной субсидии однократно.
Таким образом, положения особенностей, на которые ссылается заявитель, распространяются на молодую семью, молодых ученых и переселенцев, к числу которых ФИО2 не относится. При этом, Особенности предусматривают выплату социальной выплаты или жилищной субсидии (денежных средств) для указанной категории граждан, а заявитель состоит на учете, на который принимают нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, подлежащих обеспечению в установленном порядке жилыми помещениями, а не субсидией (денежными средствами) на приобретение жилого помещения. Во-вторых, условия, ограничивающие возможность реализации своего права на улучшение жилищных условий только один раз, в рассматриваемом случае не затрагивают законные права и интересы истца.
Таким образом, по смыслу указанной нормы заинтересованные лица больше не смогут воспользоваться таким правом после его фактической реализации - получения финансовой или имущественной помощи в улучшении жилищных условий (к примеру, после получения социальной выплаты или после получения жилого помещения).
Татарстанской таможней ежегодно подаются в вышестоящий таможенный орган (Приволжское таможенное управление) сведения о количестве лиц, стоящих на учете в соответствии с Жилищным Кодексом РСФСР, действовавшим до --.--.---- г., и заявка на выделение необходимого финансирования.
В период с 2013 г. по настоящее время денежные средства из бюджета Российской Федерации по данной статье расходов в Татарстанскую таможню не поступали.
Право истца на улучшение жилищных условий фактически не реализовано, и, соответственно, ФИО2 по настоящее время обладает правом на улучшение жилищных условий.
Оценка обстоятельств и событий, связанных с возложением на Татарстанскую таможню обязанности заключить с ФИО2 договор социального найма, ранее давалась судами. Согласно решению Ново-Савиновского районного суда ... ... от --.--.---- г. по делу №--, оставленному без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от --.--.---- г. по делу №--, в удовлетворении требования ФИО2 о возложении на таможенный орган обязанности заключить с ним договор социального найма отказано. Таким образом, судами ранее установлено, что в рассматриваемом случае не предоставление Татарстанской таможней ФИО2 жилого помещения по договору социального найма не нарушило права истца. Пунктом 1 части 1 и частью 3 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения. Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным разделом IV ЖК РФ. Статьей 93 ЖК РФ определено, что служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления. На основании части 3 статьи 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения. Приказом ФТС России от --.--.---- г. №-- утверждена Инструкция о порядке оформления и предоставления служебных жилых помещений в таможенных органах Российской Федерации и учреждениях, находящихся в ведении ФТС России (зарегистрировано в Минюсте России --.--.---- г. №--). В соответствии с пунктом 2 Инструкции служебные жилые помещения предоставляются в установленном законодательством Российской Федерации порядке для временного проживания на срок действия контракта (трудового договора) должностным лицам (работникам), назначенным в порядке перевода в таможенный орган, учреждение (филиал учреждения) в другой местности по контракту (трудовому договору), при условии бронирования ими имеющегося жилья или сдаче служебного жилья по предыдущему месту службы (работы), а также для создания необходимых жилищно-бытовых условий должностным лицам, работникам, не обеспеченным жилыми помещениями в данном населенном пункте. ФИО2 уволен с таможенных органов --.--.---- г. Таким образом, учитывая, что в настоящее время заявитель не проходит службу в Татарстанской таможне, у таможенного органа отсутствует обязанность по предоставлению ФИО2 жилого помещения, находящегося в оперативном управлении таможни, по договору социального найма. На сегодняшний день 15 жилых помещений (квартир) находятся в оперативном управлении Татарстанской таможни, состоят на балансе таможни и включены в служебный жилищный фонд для предоставления должностным лицам для временного проживания, и, соответственно, относятся к служебным жилым помещениям. В настоящее время во всех указанных служебных жилых помещениях по договорам социального найма проживают должностные лица, проходящие службу в Татарстанской таможне, за исключением одной квартиры, расположенной в ... .... При этом, полагающееся к выделению ФИО2 квартира с площадью 33 кв. м. в Татарстанской таможне отсутствует. Кроме того, исходя из абзаца первого пункта 16 Инструкции служебные жилые помещения предоставляются прежде всего сотрудникам из числа руководящего состава таможенных органов (начальникам таможенных органов и их заместителям). Согласно штатному расписанию Татарстанской таможни к числу должностей руководящего состава таможенных органов (начальников таможенных органов и их заместителей) относится 23 должности, из них:
Начальник таможни - 1;
Заместители начальника таможни - 5;
Начальники служб и их заместители - 1;
Начальники таможенных постов - 7;
Заместители начальников постов - 9.
Следовательно, для обеспечения должностных лиц, проходящих службу в Татарстанской таможне, служебными жилыми помещениями положено 23 квартиры (1+5+1+7+9).
Таким образом, учитывая, что Татарстанская таможня не обеспечена в полном объеме служебными жилыми помещения в установленных пределах, в рассматриваемом случае у Татарстанской таможни отсутствует возможность и обязанность перевода имеющихся квартир, находящихся в оперативном управлении таможенного органа, в жилищный фонд социального использования, в том числе для дальнейшего обеспечения ФИО2 жилым помещением. Заявитель считает, что нарушенные права ФИО2 могут быть восстановлены только путем обязывании Татарстанской таможни выплатить ФИО2 денежные средства, на которые он сможет приобрести жилое помещение. ФИО2 был поставлен на учет в соответствии с Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до --.--.---- г., и Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в ... ..., утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от --.--.---- г. №--, действовавшими в период рассматриваемых правоотношений, согласно которым нуждающиеся лица обеспечиваются жилыми помещениями. Учитывая данный факт, следует, что истец обладает правом на обеспечение в установленном порядке жилым помещением, а не правом на получение денежных средств (социальной выплаты) на приобретение жилого помещения. В настоящее время отношения, связанные с предоставлением жилого помещения в собственность имеющим в соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от --.--.---- г. №---Ф3 «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №---Ф3) право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения, урегулированы Правилами предоставления жилого помещения в собственность отдельным категориям граждан, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от --.--.---- г. №-- (далее - Правила). В свою очередь, порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения имеющим в соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона №---Ф3 право на такую выплату урегулированы Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от --.--.---- г. №--.
Соответственно, законодательством Российской Федерации предусмотрено право на возможность получения единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения. Однако, в силу части 7 статьи 4 Федерального закона №---Ф3 право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты. Тем самым, законодатель, определяя круг получателей названной социальной выплаты, одним из условий установил наличие юридически значимого основания — факт постановки на учет на получение единовременной социальной выплаты в период прохождения службы. ФИО2 на таком учете не состоит. С учетом вышеизложенного, следует, что понятия «предоставление жилого помещения» и «предоставление единовременной социальной выплаты» между собой не тождественны. Таким образом, восстановление прав, которые по мнению истца нарушены, путем выплаты таможенным органом ФИО2 денежных средств, на которые он сможет приобрести жилое помещение, в рассматриваемом случае не представляется возможным. В исковом заявлении истец ссылается на то, что бездействие Татарстанской таможни по обеспечению жилым помещением ФИО2, выраженное в проведении тендеров по закупке жилья на выделенные из федерального бюджета денежные средства, которые не состоялись, в результате чего денежные средства были возвращены обратно, свидетельствует о злоупотреблении правом со стороны таможенного органа. Указанный довод не следует принимать во внимание в связи с тем, что он не имеет под собой документального подтверждения и основан на догадках истца. В подтверждении своей позиции заявитель ссылается на события и обстоятельствам, которым Ново-Савиновским районным судом ... ... была дана оценка в рамках судебных дел №-- и №--, по результатам рассмотрения которых заявленные требования были удовлетворены частично, (решение Ново-Савиновского районного суда ... ... от --.--.---- г. по делу №--, оставленное без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от --.--.---- г. по делу №--, и решение Ново-Савиновского районного суда ... ... от --.--.---- г. по делу №--, оставленное без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от --.--.---- г. г. по делу №--). По мнению таможенного органа указанные обстоятельства и события прямо не влияют и не могут влиять на результат рассмотрения настоящего судебного спора в связи с тем, в рамках тех судебных дел рассматривались иные предметы спора и фактически нарушенные права истца были восстановлены. В удовлетворении остальной части заявленных ФИО2 требований судом отказано, тем самым Ново-Савиновский районный суд ... ... посчитал, что иные права истца не нарушены. В рассматриваемом случае из искового заявления следует, что Приволжская транспортная прокуратура письмом от --.--.---- г. №-- уведомила ФИО2 о результатах прокурорской проверки. Так, ФИО2 стало известно о том, что в 2011 году в Татарстанскую таможню перечислены бюджетные ассигнования, которые поручено расходовать, в том числе на приобретение служебных квартир с последующим их исключением из служебного жилищного фонда и перевода в фонд социального использования для обеспечения жильем гражданских служащих, состоящих на учете для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения. Соответственно, в 2014 г. ФИО2 стало известно о приобретении Татарстанской таможней служебных квартир. Учитывая данный факт, ФИО2 считает, что Татарстанская таможня не исполнила обязательства перед ним, тем самым права ФИО2 были нарушены. На основании вышеизложенного следует, что ФИО2 стало известно о предполагаемом по-мнению заявителя нарушении своего права в 2014 году. При этом, исковое заявление ФИО9 подано в Ново- Савиновский районный суд ... ... в 2020 году, то есть по истечении шести лет, из чего следует, что в рассматриваемом случае ФИО9 пропущен срок исковой давности. ФИО2 ходатайство о восстановлении пропущенного срока исковой давности не заявлялось и доказательств о наличии уважительных причин пропуска срока исковой давности не представлено. На основании изложенного, просили в удовлетворении искового заявления ФИО2 отказать. Представитель третьих лиц в судебном заседании просил в удовлетворении исковых требований отказать, по доводам, изложенным в письменных пояснениях от ФТС России.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд установил. Частью 1 статьи 1 Федерального закона от --.--.---- г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
Как следует из представленных доказательств, решением жилищной комиссии Татарстанской таможни от --.--.---- г., оформленным протоколом заседания №--, ФИО2 как сотрудник Татарстанской таможни был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании п.11.8 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в ... ..., утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от --.--.---- г. №--.
--.--.---- г. по результатам заседания жилищной комиссии Татарстанской таможни ФИО2 снят с учета на основании подпункта 6 пункта 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, что подтверждается выпиской из протокола заседания жилищной комиссии Татарстанской таможни от --.--.---- г. №--.
Не согласившись с указанным решением ФИО2 обратился в Ново-Савиновский районный суд ... ... с исковым заявлением о признании незаконным решения жилищной комиссии Татарстанской таможни, восстановлении на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и обязании заключить договор социального найма.
Решением Ново-Савиновского районного суда ... ... от --.--.---- г. по делу №--, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от --.--.---- г. по делу №--, решение жилищной комиссии Татарстанской таможни №-- от --.--.---- г. признано незаконным в части снятия ФИО2 с учета, Татарстанскую таможню обязали восстановить ФИО2 на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в течение 30 дней после вступления решения в законную силу, в части обязания Татарстанской таможни заключения договора социального найма ФИО2 отказано.
На основании приказа начальника Татарстанской таможни от --.--.---- г. №---к майор таможенной службы ФИО4 считается уволенным --.--.---- г. по окончании срока службы, предусмотренного контрактом.
В соответствии с протоколом заседания жилищно-бытовой комиссии Татарстанской таможни от --.--.---- г. №-- ФИО2 восстановлен на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании вышеперечисленных судебных постановлений.
Как следует из пояснений представителей ответчика и материалов дела в 2012-2015 годах по результатам заседаний жилищной комиссии Татарстанской таможни 14 квартир были выделены очередникам таможни для постоянного проживание с заключением договоров социального найма с последующей безвозмездной передачей жилых помещений в собственность (данные квартиры списаны с баланса таможни в 2013 и 2015 годах).
В настоящее время в результате сокращения очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий лиц, состоящих на учете в Татарстанской таможне, в указанной очереди состоят 2 очередника: истец ФИО4 и ФИО3.
Татарстанской таможней ежегодно подаются в вышестоящий таможенный орган (Приволжское таможенное управление) сведения о количестве лиц, стоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий Татарстанской таможни в соответствии с Жилищным Кодексом РСФСР, действовавшим до --.--.---- г.. что подтверждается сопроводительными письмами от --.--.---- г., от --.--.---- г., от --.--.---- г..
В период с 2013 г. по 2020 г. денежные средства из бюджета Российской Федерации по данной статье расходов в Татарстанскую таможню не поступали.
При разрешении данного спора суд исходит из следующего.
Вопросы обеспечения жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации как указывалось выше регулируются положениями Федерального закона от --.--.---- г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Так, в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от --.--.---- г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
В силу части 3 статьи 4 Федерального закона от --.--.---- г. N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник, в частности: 1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; 2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров; 3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения.
По смыслу приведенных нормативных положений, комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона от --.--.---- г. N 283-ФЗ.
Согласно части 5 статьи 4 Федерального закона от --.--.---- г. N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от --.--.---- г. N 283-ФЗ, сотрудникам и уволенным со службы в учреждениях и органах гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до --.--.---- г. федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят (проходили) службу сотрудники, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом исполнительной власти предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность. Состав членов семьи сотрудника или уволенного со службы в учреждениях и органах гражданина Российской Федерации определяется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
Сотрудникам, гражданам Российской Федерации, указанным в части 1 настоящей статьи, по их желанию может быть предоставлена единовременная социальная выплата в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона с одновременным снятием их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях (часть 2 статьи 6 Федерального закона от --.--.---- г. N 283-ФЗ).
В части 6 статьи 4 Федерального закона от --.--.---- г. N 283-ФЗ предусмотрено, что порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от --.--.---- г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
Согласно пункту 27 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от --.--.---- г. N 369, сотрудникам и уволенным со службы в учреждениях и органах гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до --.--.---- г. федеральными органами исполнительной власти, единовременная социальная выплата предоставляется в порядке и на условиях, установленных настоящими Правилами для сотрудников.
На учете нуждающихся в улучшении жилищных условий Татарстанской таможни истец восстановлен, соответственно, вправе быть обеспеченным жилым помещением соответствующей площади в порядке очередности, в связи с чем, нарушение его прав на предоставление жилого помещения отсутствует.
Законность постановки истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий являлась предметом судебной проверки вступившим в законную силу решении Ново-Савиновского районного суда ... ... от --.--.---- г., в связи с чем все доводы ответчика о незаконности нахождения истца на данном учете судом отклоняются.
Заявляя исковые требования о возложении обязанности на Татарстанскую таможню выплатить стоимость жилого помещения, ФИО2 указывает на нарушение его права на получение жилого помещения в порядке очереди, установленной ему в 2004 году при постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и обеспечении жилой площадью, полагая, что Татарстанская таможня злоупотребляет правом.
Из требований истца можно сделать вывод о том, что он требует внеочередной выплаты ему компенсации на приобретение жилья, поскольку существует отдельный учет лиц, имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
Между тем суд полагает, что предоставление такой выплаты возможно путем только после постановки на отдельный учет лиц, имеющих право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам таможенных органов. ФИО2 с каким-либо обращением в Татарстанскую таможню о передвижении его в очереди с предоставления жилого помещения на выдачу единовременной социальной выплаты не обращался.
В связи с чем, суд полагает, что ФИО2 избран ненадлежащий способ защиты права.
Таким образом, отсутствуют законные основания для удовлетворения исковых требований истца к Татарстанской таможне об обязании выплатить стоимость жилого помещения.
Доводы стороны ответчика о том, что истцом пропущен срок исковой давности, суд считает несостоятельным, поскольку ответчиком право ФИО2 на обеспечение жилым помещением не оспаривается, ФИО2 состоит в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, а частью 2 статьи 6 Федерального закона от --.--.---- г. N 283-ФЗ реализация права на единовременную социальную выплату какими-либо сроками не ограничена.
Оснований для удовлетворения иска по мотиву злоупотребления правом с применением положений ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации судом не усматривается.
Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░4 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ... ... ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ (░░░░░░░) ░░░░░░░ ░.░.