Судья Выродова Е.О. 61RS0050-01-2022-000542-20
Дело № 33-19597/2022
Дело № 2-406/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 ноября 2022 г. г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего Алферовой Н.А.,
судей Корецкого А.Д., Шинкиной М.В.
при секретаре Мордань Ю.А
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Пролетарского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детскому саду комбинированного вида № 6 «Улыбка», Отделу образования администрации Пролетарского района Ростовской области, Администрации Пролетарского района Ростовской области об обязании установить при входе в здание информационную мнемосхему по апелляционной жалобе Администрации Пролетарского района Ростовской области на решение Пролетарского районного суда Ростовской области от 30 августа 2022 года. Заслушав доклад судьи Алферовой Н.А., судебная коллегия,
установила:
заместитель прокурора Пролетарского района Ростовской области обратился с настоящим иском, ссылаясь на то, что в ходе проверки исполнения законодательства о социальной защите прав инвалидов и требований законодательства об обеспечении беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями к объектам инфраструктуры МБДОУ детского сада комбинированного вида № 6 «Улыбка» установлено, что при входе в здание детского сада отсутствует информационная тактильная мнемосхема, в связи с чем ответчик не может в полной мере гарантировать беспрепятственный доступ в здание детского сада для инвалидов, чем существенным образом нарушаются их права.
На основании изложенного, заместитель прокурора просил суд обязать МБДОУ детский сад комбинированного вида № 6 «Улыбка», Отдел образования администрации Пролетарского района Ростовской области, Администрацию Пролетарского района Ростовской области обеспечить наличие при входе в административное здание информационной мнемосхемы (тактильной схемы движения) для инвалидов по зрению, отображающей информацию о помещениях в здании в течение одного года со дня вступления решения в законную силу.
Решением Пролетарского районного суда Ростовской области от 30 августа 2022 года исковые требования заместителя прокурора Пролетарского района Ростовской области удовлетворены.
В апелляционной жалобе Администрация Пролетарского района Ростовской области просит решение суда изменить и отказать в удовлетворении заявленных к администрации требований. В обоснование жалобы указывает, что администрация не является надлежащим ответчиком, поскольку главным распорядителем бюджетных средств является Управление образования Пролетарского района Ростовской области, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ и письмом Финансового отдела Администрации Пролетарского района № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 02 августа 2022 года. Податель жалобы полагает, что муниципальное образование «Пролетарский район» не тождественно Администрации Пролетарского района Ростовской области, и исковые требования были не конкретизированы.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Пролетарского района Ростовской области, опровергая доводы жалобы, просит решение суда оставить без изменения.
Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы, возражений, выслушав в судебном заседании прокурора, просившего оставить решение суда без изменения, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных положениями ст.330 ГПК РФ, для отмены решения суда первой инстанции.
Согласно положениям ст. 43 Конституции РФ каждому гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
В силу действующего законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации все нуждающиеся дети обеспечиваются современным оборудованием и техническими средствами для обучения в дошкольных и школьных образовательных учреждениях: инвалидными колясками, специально оборудованными местами для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, устройствами для чтения, необходимыми слабовидящим детям, современными средствами звукоусиления (в том числе цифровыми аппаратами) к радиосистемами (радиоаппаратурой) для детей с нарушением слуха и т.д. При этом образовательные учреждения должны быть оборудованы пандусами и (или) лифтами. Каждому ребенку должно быть предоставлено право развиваться в своем персональном темпе. В зависимости от степени выраженности умственной или физической недостаточности дети с особыми потребностями получают образование в полном или неполном объеме программы общеобразовательной школы.
Согласно п. п. «а» п. 4 приказа Минобрнауки России от 09 ноября 2015 года № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а так же оказания им при этом необходимой помощи» руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами в том числе, наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиков работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтов Брайля и на контрастном фоне.
В соответствии со ст. 15 Федеральною закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организации, независимо от организационно-правовых форм, создают условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам. В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
В силу ст. 16 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» юридические и должностные лица за уклонение от исполнения предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Отсутствие условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры приводят к нарушению гарантированных прав государством мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения, ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В силу пунктом 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Пролетарского района Ростовской области проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите прав инвалидов и требований законодательства об обеспечении беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями к объектам инфраструктуры в деятельности Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 6 «Улыбка». В ходе проведенной проверки установлено, что при входе в здание Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 6 «Улыбка» отсутствует информационная тактильная мнемосхема. При данных обстоятельствах Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 6 «Улыбка» не может в полной мере гарантировать беспрепятственный доступ в здание гимназии для инвалидов, чем существенным образом нарушаются права последних.
Согласно п. 1.10 Устава учреждения, учредителем и собственником имущества Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 6 «Улыбка» является муниципальное образование «Пролетарский район» Ростовской области
Согласно п. 1.11 Устава МБДОУ 6, функции и полномочия Учредителя делегируются Районному отделу образования Пролетарского района Ростовской области.
Удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд первой инстанции, оценив представленные сторонами доказательства, пришел к выводу о необходимости возложить на ответчиков обязанность по обеспечению здания наличие при входе в административное здание Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 6 «Улыбка» информационной мнемосхемы (тактильной схемы движения) для инвалидов по зрению, отображающей информацию о помещениях в здании.
Судебная коллегия не может принять во внимание апелляционную жалобу Администрации Пролетарского района Ростовской области, поскольку жалоба не содержат доводов, опровергающих указанные выводы суда.
Доводы апелляционной жалобы о том, что обжалуемое решение не содержит сведения о том, как и в каком объеме, ответчиками должно исполняться решение суда, не является основанием к отмене решения суда.
Суд в своем решении указал, что поскольку деятельность образовательного учреждения как юридического лица финансируется собственником имущества - муниципальным образованием, вопросы обеспечения и организации общедоступного бесплатного общего, в том числе, и дошкольного образования на территории поселения отнесены законодательством к ведению органов местного самоуправления, обязанность по оснащению образовательного учреждения информационной мнемосхемой (тактильной схемой движения) для инвалидов по зрению обоснованно возложены также на администрацию, как орган, отвечающий за финансирование соответствующих мероприятий, и Управление образования, которое осуществляет организацию образовательной деятельности.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что апелляционная жалоба не содержит доводов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения иного судебного решения.
Суд первой инстанции в полном объеме проверил обстоятельства по делу, исследовал в судебном заседании, дал надлежащую правовую оценку в порядке статьи 67 ГПК РФ собранным по делу доказательствам, пришел к законному и обоснованному выводу. Оснований к отмене решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 30 ░░░░░░░ 2022 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 24.11.2022.