Решение от 12.04.2021 по делу № 8а-7723/2021 [88а-9248/2021] от 15.03.2021

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 2а-1618/2020

88а-9248/2021

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Саратов                                             12 апреля 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Желонкиной Г.А.

судей Гайдарова М.Б., Кривенкова О.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационное представление <адрес> межрегионального природоохранного прокурора на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 10 декабря 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению <адрес> межрайонного природоохранного прокурора, к администрации муниципального образования «<адрес>» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности провести инвентаризацию зеленых насаждений.

Заслушав доклад судьи ФИО2 кассационного суда общей юрисдикции Гайдарова М.Б., объяснения прокурора четвертого отдела (кассационного) с дислокацией в <адрес> апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО10 поддержавшего доводы кассационного представления, возражения представителя муниципального образования «<адрес>» ФИО6, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции

у с т а н о в и л а:

<адрес> межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «<адрес>» (далее - администрация), в котором просил признать незаконным бездействие административного ответчика по непроведению инвентаризации зеленых насаждений на территории муниципального образования «<адрес>», возложить на администрацию обязанность провести полную инвентаризацию зеленых насаждений на территории муниципального образования «<адрес>».

Требования обоснованы тем, что <адрес> межрайонной природоохранной прокуратурой в рамках рассмотрения обращения главного редактора ИА «<данные изъяты>» ФИО7 о нарушениях закона при выдаче разрешений на снос, обрезку, пересадку зеленых насаждений на территории муниципального образования «<адрес>» установлен факт непроведения администрацией инвентаризации зеленых насаждений вопреки требованиям Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Правил благоустройства территории муниципального образования «<адрес>», утвержденных решением Саратовской городской Думы № 45-326 от 25 декабря 2018 года. Отсутствие инвентаризации зеленого фонда города приводит к возможности незаконного, без разрешительных документов, сноса зелёных насаждений удовлетворительного состояния.

Решением Волжского районного суда города Саратова от 21 августа               2020 года административные исковые требования удовлетворены.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 10 декабря 2020 года решение Волжского районного суда города Саратова от 21 августа 2020 года отменено, принят новый судебный акт, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления.

В кассационном представлении, поданном 02 марта 2021 года <адрес> межрегиональным природоохранным прокурором, оспаривается законность и обоснованность судебного акта апелляционной инстанции, ставится вопрос о его отмене, оставлении решения суда первой инстанции без изменения.

В доводах кассационного представления указывается на непредоставление суду доказательств выполнения административным ответчиком обязанности по инвентаризации зеленых насаждений, возложенную законом; проводимые текущие мероприятия не свидетельствуют о выполнении указанной обязанности.

Иные стороны в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, что в силу части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению кассационных жалобы, представления. Явка сторон не признавалась обязательной.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационного представления, возражений, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции считает, что таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено.

Как следует из материалов дела, <адрес> межрайонной природоохранной прокуратурой проводилась проверка в рамках рассмотрения обращения главного редактора ИА «<данные изъяты>» о нарушениях закона при выдаче разрешений на снос, обрезку, пересадку зеленых насаждений на территории муниципального образования «<адрес>». В результате проверки выявлен факт непроведения администрацией инвентаризации городских зеленых насаждений.

Суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении административных исковых требований в полном объеме полагая, что административным ответчиком допущено бездействие, не исполнена предусмотренная законом обязанность по инвентаризации зеленых насаждений на территории муниципального образования.

Суд апелляционной инстанции с выводами и решением суда первой инстанции не согласился, исходя из следующего.

28 декабря 1998 года администрацией <адрес> издано постановление №718 «О состоянии развития зеленого строительства в городе <адрес>», которым разработана программа зеленого строительства, реконструкции и капитального ремонта зеленых насаждений на основании материалов проведенной инвентаризации существующих зеленых насаждений <адрес> филиалом института «Росгипролес» в 1998 году.

14 сентября 1999 года издано постановление мэра <адрес> № 759       «О проведении инвентаризации и определении балансодержателей сооружений, объектов инженерной инфраструктуры, внешнего благоустройства и озеленения, расположенных на территории города». Согласно пункту 1 вышеуказанного постановления главам районных администраций необходимо создать комиссии по проведению инвентаризации.

08 июля 1999 года издано постановление мэра <адрес> № 587, которым на МУП «<данные изъяты>» (в настоящее время организация ликвидирована), возложена обязанность провести инвентаризацию зеленых насаждений на Набережной Космонавтов <адрес>.

Решением <адрес> городской Думы от 28 декабря 1999 года № 40-391 утвержден План мероприятия по развитию зеленого хозяйства <адрес> на 2000-2002 года, в план мероприятий включена замена старых деревьев на новые, увеличение площади зеленых насаждений.

Во исполнение постановление мэра <адрес> № 759 «О проведении инвентаризации и определении балансодержателей сооружений, объектов инженерной инфраструктуры, внешнего благоустройства и озеленения, расположенных на территории города» 19 сентября 2000 года издано постановление мэра <адрес> № 622 «О закреплении объектов инженерной инфраструктуры внешнего благоустройства и озеленения, выявленных в ходе инвентаризации, за муниципальными унитарными предприятиями, учреждениями, а также предприятиями других форм собственности», которым за администрациями районов и МУП «Садово-парковое» закреплены зеленые насаждения, находящиеся на территории города.

09 августа 2010 года издано постановление № 1887 «О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования «<адрес>»             «Об утверждении ведомственной целевой программы «Благоустройство территории <адрес> МО «<адрес> на 2010 год». Характеристикой программных мероприятий является инвентаризация автомобильных дорог, тротуаров, зеленых зон.

В соответствии с пунктом 5.5.2. Правил благоустройства территории муниципального образования «<адрес>», утвержденных решением <адрес> городской Думы от 25 декабря 2018 № 45-326, зеленые насаждения, расположенные на территории города, подлежат инвентаризации как имущество города. Правилами благоустройства территории муниципального образования «<адрес>», установлено, что инвентаризация зеленых насаждений проводится 1 раз в 10 лет, то есть срок окончания проведения инвентаризации (25 декабря 2028 года) не наступил.

Администрациями <адрес> и <адрес>ов муниципального образования «<адрес>» в 2019 году в соответствии с поручениями главы администрации, а также согласно возложенным на них полномочиям по благоустройству, проведена частичная инвентаризация зеленых насаждений.

С 2013 года по 2019 год комитетом по управлению имуществом <адрес> издавались распоряжения о включении муниципального имущества в Сводный реестр муниципальной казны. Проведено закрепление 1151,3 га озелененных территорий за структурными подразделениями администрации муниципального образования «<адрес>». Также в сводный реестр частично включены насаждения по породам с присвоением инвентарного номера.

Управлением по охране окружающей среды и зеленых насаждений комитета по строительству и инженерной защите администрации муниципального образования «<адрес>» в рамках сотрудничества с ФГБОУ ВО «СГТУ имени ФИО8» разработана информационная система для сбора, хранения, предоставления и анализа информации о результатах инвентаризации территорий зеленого фонда города.

После проведения инвентаризации зеленых насаждений планируется заполнение данной информационной системы, а также составление интерактивной карты зеленых насаждений для общего доступа.

В соответствии с методикой инвентаризации городских зеленых насаждений, которая составлена на основании решения Комиссии Президиума Совета Министров СССР по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов № от ДД.ММ.ГГГГ, проведена работа по созданию и заполнению «Зеленой карты <адрес>» по объекту «<адрес>» от <адрес> до <адрес>. С целью проведения инвентаризации по единым требованиям совместно с ВУЗами разрабатывается проект постановления администрации муниципального образования «<адрес>» «Об утверждении методики инвентаризации зеленых насаждений на территории муниципального образования «<адрес>».

Финансирование мероприятий по инвентаризации зеленых насаждений, включая 2020 год, осуществлялось в рамках реализации мероприятий муниципальной программы «Благоустройство территории муниципального образования «<адрес>», утвержденной постановлением администрации от 13 октября 2017 года № 2967. Комитету дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации, администрациям районов муниципального образования «<адрес>» на основное мероприятие «Озеленение территории города и обустройство зеленых зон» предусмотрены бюджетные ассигнования: на 2018 год в сумме 160216,9 тысяч рублей; на 2019 год в сумме 164341,0 тысяч рублей; на 2020 год в сумме 148945,6 тысяч рублей.

В соответствии с муниципальной программой «Благоустройство территории муниципального образования «<адрес>» на 2021-2023 годы, утвержденной постановлением администрации от 14 октября 2020 года № 2036, запланировано проведение мероприятий по инвентаризации зеленых насаждений, которые включают комплекс работ по проведению инвентаризации зеленых насаждений с разработкой паспортов объектов озеленения. Площадь территории, в отношении которой планируется провести работы по инвентаризации зеленых насаждений за три года, - 105000 кв. м: 2021 год - 34100 кв. м; 2022 год - 18200 кв. м; 2023 год - 52700 кв. м.

Приказом Госстроя Российской Федерации от 15 декабря 1999 года № 153 «Об утверждении Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации», Правилами благоустройства территории муниципального образования «<адрес>», установлено, что инвентаризация зеленых насаждений проводится 1 раз в 10 лет.

В исполнение оспариваемой обязанности в соответствии с распоряжением комитета по управлению имуществом <адрес> от 23 января 2013 года               № 117-р «О принятии к пообъектному и бухгалтерскому учету зеленых насаждений, расположенных на территории <адрес> по адресу: <адрес>, включены в Сводный реестр объектов муниципальной казны» подлежат включению в реестр муниципальной собственности муниципального образования «<адрес>» зеленые насаждения, с указанием их наименования и количества;

- распоряжением комитета по управлению имуществом <адрес> от           18 июня 2013 года № 1766-р «О включении муниципального имущества в Сводный реестр объектов муниципальной казны» определен держатель муниципального имущества, указанного в приложении (в том числе, зеленых насаждений), - комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «<адрес>»;

- распоряжением комитета по управлению имуществом <адрес> от            30 мая 2017 года № 467-р «О принятии к пообъектному и бухгалтерскому учету      7 объектов, включенных в Сводный реестр объектов муниципальной казны» определен держатель муниципального имущества (в том числе зеленых насаждений) - комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «<адрес>»;

- распоряжениями комитета по управлению имуществом <адрес> от            19 июля 2019 года № 893-р, от 17 декабря 2019 года № 1410-р, от 22 июня               2017 года № 540-р, от 27 декабря 2018 года № 1511 -р «О включении объектов в реестр муниципальной собственности муниципального образования «<адрес>» и Сводный реестр объектов муниципальной казны» включены в реестр муниципальной собственности муниципального образования «<адрес>» зеленые насаждения, с указанием их наименования и количества;

- распоряжением комитета по управлению имуществом <адрес> от            30 мая 2017 года № 468-р «О внесении изменений в Сводный реестр объектов муниципальной казны» определен держатель зеленых насаждений, указанных в приложении, содержащем сведения о породах деревьев и их количестве, - комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «<адрес>»;

- распоряжениями комитета по управлению имуществом <адрес>               «Об изъятии муниципального имущества из оперативного управления и включении муниципального имущества в Сводный реестр объектов муниципальной казны» от 19 июня 2014 года № 2033-р, от 21 мая 2014 года № 1565-р от 27 декабря 2013 года № 4567-р, от 05 июня 2015 года № 2391-р, от 20 мая 2015 года № 2165-р, от 16 мая 2016 года № 1039-р, от 10 июня 2016 года № 1349-р, от 25 мая 2017 года № 451-р, от 08 декабря 2014 года № 5928-р определен держатель зеленых насаждений, указанных в приложениях, содержащих сведения о породах деревьев и их количестве, - это комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «<адрес>»;

- распоряжениями комитета по управлению имуществом <адрес>               «Об изъятии муниципального имущества из оперативного управления и включении муниципального имущества в Сводный реестр объектов муниципальной казны» от 28 февраля 2014 года № 728-р, от 10 апреля 2014 года № 1194-р, от 22 июня 2015 года № 2537-р, от 17 июля 2015 года № 2750-р, от 22 марта 2016 года № 561-р, от 25 мая 2017 года № 451-р, от 22 декабря 2017 года № 1271-р, от 10 июня 2017 года № 2750-р включены в реестр муниципальной собственности муниципального образования «<адрес>» зеленые насаждения, с указанием их наименования и количества;

- составлены перечень объектов, находящихся на территории <адрес>, приложенный к распоряжению комитета по управлению имуществом <адрес> от 22 декабря 2017 года 1271-р; перечень зеленых насаждений, расположенных на территории <адрес> по адресу: <адрес> приложенный к распоряжению комитета по управлению имуществом <адрес> от 23 января 2013 года № 117-р; перечень зеленых насаждений, приложенный к распоряжению комитета по управлению имуществом <адрес> от 18 июня 2013 года № 1766-р; перечень объектов, приложенный к распоряжению комитета по управлению имуществом <адрес> от 10 апреля 2014 года № 1194-р; перечень объектов, приложенный к распоряжению комитета по управлению имуществом <адрес> от 17 июля 2015 года № 2750-р; перечень объектов, приложенный к распоряжению комитета по управлению имуществом <адрес> от 22 марта 2016 года № 561-р;

- перечень территорий, занимаемых зелеными насаждениями, включенных в реестр муниципальной собственности муниципального образования «<адрес>» и Сводный реестр объектов муниципальной казны;

- инвентаризационными описями по объектам нефинансовых активов администрации <адрес> муниципального образования «<адрес>», а именно: инвентаризационная опись (сличительная ведомость)                  № по объектам нефинансовых активов на 25 октября 2019 года и инвентаризационная опись (сличительная ведомость) № по объектам нефинансовых активов на 25 октября 2019 года. В соответствии с данными описями установлено, в том числе фактическое наличие зеленых насаждений, их наименование и иные их характеристики как объектов нефинансового актива.

На основании изложенного суд апелляционной инстанции пришел к выводу о принятии администрацией муниципального образования «<адрес>» последовательных, в течение длительного времени, систематических мер по инвентаризации городских зеленых насаждений, указав при таких обстоятельствах на отсутствие бездействия со стороны административного ответчика, на которое указывается в административном иске Саратовского межрайонного природоохранного прокурора.

Поскольку выводы суда первой инстанции не соответствовали обстоятельствам административного дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отмене его решения и отказе в удовлетворении заявленных требований.

Судебная коллегия кассационной инстанции в пределах полномочий, предоставленных статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учетом всей совокупности обстоятельств и исследованных доказательств соглашается с выводами суда апелляционной инстанции.

В связи с изложенным, вопреки доводам кассационного представления, выводы суда апелляционной инстанции полностью соответствуют обстоятельствам административного дела, нормы материального и процессуального права применены верно.

Судом апелляционной инстанции правомерно установлено отсутствие бездействия административного ответчика, что подтверждается материалами дела.

С учетом указанных обстоятельств доводы кассационного представления, основанные на неверном толковании закона, фактически повторяющие позицию стороны, которой в оспариваемом судебном акте дана правильная правовая оценка, не содержат оснований к отмене судебного акта судом кассационной инстанции.

При таких данных, оспариваемый судебный акт апелляционной инстанции полностью отвечает требованиям законности и обоснованности, у кассационной инстанции общей юрисдикции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к отмене и (или) изменению судебного акта, в связи с чем, кассационное представление подлежит оставлению без удовлетворения.

На основании изложенного, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 10 ░░░░░░░ 2020 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 12 ░░░░░░                   2021 ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

8а-7723/2021 [88а-9248/2021]

Категория:
Гражданские
Истцы
Саратовский межрайонный природоохранный прокурор
Волжский межрегиональный природоохранный прокурор
Ответчики
Администрация муниципального облразования " Город Саратов"
Другие
Комитет по управлению имуществом г. Саратова
Суд
Первый кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Гайдаров М.Б.
Дело на сайте суда
1kas.sudrf.ru
12.04.2021Судебное заседание
12.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее