Решение в окончательной форме изготовлено 23.08.2023г.
Дело № 2а-388/2023
УИД 76RS0003-01-2023-000467-49
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 августа 2023 года г. Гаврилов-Ям |
Гаврилов-Ямский районный суд Ярославской области в составе:
председательствующего судьи Малининой Ю.Я.,
при секретаре Власовой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Департамента здравоохранения и фармации Ярославской области к СОСП по Ярославской области Главного межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов, главному Межрегиональному (Специализированному) Управлению ФССП России, судебному приставу-исполнителю СОСП по Ярославской области Главного Межрегионального (Специализированного) Управления ФССП России Ломтев А.Б., Управлению Федеральной службы служебных приставов по Ярославской области об уменьшении исполнительского сбора,
у с т а н о в и л :
Административный истец Департамент здравоохранения и фармации Ярославской области обратился в суд с административным иском к СОСП по Ярославской области Главного межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов об уменьшении размера исполнительского сбора по постановлению от 15.06.2023г.№.
В обоснование иска Департамент здравоохранения и фармации Ярославской области указал, что 15.06.2023г. судебным приставом-исполнителем СОСП по Ярославской области Главного межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора № (исполнительное производство от ДД.ММ.ГГГГ №-ИП) с департамента здравоохранения и фармации Ярославской области в размере 50 000 руб., поступившее в департамент 16.06.2023. Департамент полагает, что в связи с отсутствием в действиях департамента признаков противоправности, размер исполнительского сбора, установленного постановлением, может быть снижен.
На основании определений суда к участию в деле в качестве административного ответчика привлечены Управление Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области, Главное Межрегиональное (Специализированное) Управление ФССП России, ведущий судебной пристав-исполнитель СОСП по Ярославской области Главного Межрегионального (Специализированного) Управления ФССП России Ломтев Александр Борисович.
Представитель административного истца Департамента здравоохранения и фармации Ярославской области в судебное заседание не явился, о месте и времени извещен надлежащим образом, представил заявление.
Представитель административного ответчика СОСП по Ярославской области Главного межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Административный ответчик - судебный пристав-исполнитель СОСП по Ярославской области Главного Межрегионального (Специализированного) Управления ФССП России Ломтев А.Б. в судебном заседании полагал постановление о взыскании исполнительского сбора законным и обоснованным, вопрос об уменьшении размера исполнительского сбора оставил на усмотрение суда и пояснил следующее. Постановление о возбуждении исполнительного производства вынесено 04.04.2023г. и вручено должнику 31.05.2023г. Ввиду неисполнения в установленный законом пятидневный срок требования исполнительного документа 15.06.2023г. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 рублей, копия которого вручена должнику 16.06.2023г.
Представитель административного ответчика УФССП России по Ярославской области, извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в суд не явился, просил о рассмотрении дела в свое отсутствии, представил письменные возражения с указанием на то, что УФССП России по Ярославской области не является надлежащим ответчиком по делу.
Представитель административного ответчика Главного Межрегионального (Специализированного) Управления ФССП России в суд не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области «Гаврилов-Ямская центральная районная больница» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, от главного врача учреждения Баунова В.А. поступил отзыв, в котором просит рассмотреть административное исковое заявление в отсутствии представителя.
Прокурор в суд не явился, извещен надлежащим образом.
Судом определено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, материалы исполнительного производства, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1 статьи 112 названного Федерального закона).
Решением Гаврилов-Ямского районного суда Ярославской области от 15 июня 2022 года по гражданскому делу № 2-294/2022 исковые требования прокурора Гаврилов-Ямского района Ярославской области к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Ярославской области «Гаврилов-Ямская центральная районная больница», Департаменту здравоохранения и фармации Ярославской области о возложении обязанности удовлетворены в полном объеме. Решение суда вступило в законную силу 22 июля 2022 года.
Согласно материалам исполнительного производства судом установлено, что 04 апреля 2023 года судебным приставом-исполнителем СОСП по Ярославской области ГМУ ФССП России в отношении Департамента здравоохранения и фармации Ярославской области, на основании вышеуказанного решения, возбуждено исполнительное производство №-ИП о возложении обязанности в срок до 01 марта 2023 года профинансировать оснащение структурного подразделения ГБУЗ ЯО «Гаврилов-Ямская ЦРБ» - Осеневский фельдшерско-акушерский пункт в соответствии с Приложением № 14 Стандарта оснащения врачебнойамбулатории (фельдшерско-акушерского пункта, фельдшерского здравпункта), утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15 мая 2012 года № 543н, а именно: рабочим местом врача (фельдшера), оборудованным персональным компьютером с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» (п.1); шкафом для одежды (п.3); столом манипуляционным (п.8); электрокардиографом портативным 3- или 6-канальным (п.14); пузырями для льда в количестве 2 штук (п.27); шинами для транспортной иммобилизации (разной конструкции) в количестве 2 штук (п.28); дыхательным аппаратом ручным (мешок Амбу) (п.40); укладкой экстренной профилактики парентеральных инфекций для оказания первичной медико-санитарной помощи, скорой медицинской помощи, специализированной медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи (п.55).
15 июня 2023 судебным приставом-исполнителем СОСП по Ярославской области ГМУ ФССП России Ломтевым А.Б. вынесено постановление № о взыскании с Департамента здравоохранения и фармации Ярославской области исполнительского сбора в размере 50000 руб. Как следует из письменных пояснений представителя УФССП России по Ярославской области и материалов дела, с апреля 2023 года МОСП по ОИП УФССП России по Ярославской области реорганизовано в Специализированное отделение судебных приставов по Ярославской области, которое относится к структурному подразделению Главного Межрегионального (специализированного) Управления ФССП России, в связи с чем УФССП России по Ярославской области не является надлежащим ответчиком по делу.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», постановления, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя и иных должностных лиц ФССП России могут быть оспорены в суде как сторонами исполнительного производства (взыскателем и должником), так и иными лицами, которые считают, что нарушены их права и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению ими прав и законных интересов либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность.
В силу части 2 статьи 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
При этом должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6 статьи 112 названного Закона). С учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств суд вправе отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 данной статьи (часть 7).
Принимая во внимание, что административный истец в добровольном порядке не выполнил в установленный срок требования исполнительского документа, суд приходит к выводу о том, что постановление судебного пристава-исполнителя СОСП по Ярославской области ГМУ ФССП России о взыскании с Департамента здравоохранения и фармации Ярославской области исполнительского сбора от 15.06.2023 года является законным и обоснованным.
Между тем, Департамент здравоохранения и фармации Ярославской области ссылается на то, что не имел возможности исполнить требования исполнительного документа в установленные законом сроки, ввиду отсутствия признаков противоправности просил о снижении размера исполнительского сбора.
Согласно пункту 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированного, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
В случае подтверждения должником того факта, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано уважительными причинами, исполнительский сбор может быть уменьшен в порядке, предусмотренном статьей 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
При этом уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 Гражданского кодекса РФ).
Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.
Принимая во внимание причины неисполнения требования исполнительного документа, приведенные нормы права, разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, суд приходит к выводу о том, что взыскание исполнительского сбора является законным и обоснованным, так как должником Департаментом здравоохранения и фармации Ярославской области требования исполнительного документа в установленный срок не выполнены.
Оснований для освобождения административного истца в полном объеме от уплаты исполнительского сбора суд не усматривает, поскольку при рассмотрении дела судом не установлено отсутствие вины административного истца в неисполнении в установленный срок требований исполнительного документа.
Вместе с тем, суд принимает во внимание то обстоятельство, что административным истцом принимались меры по исполнению требований исполнительного документа, в связи с чем суд полагает возможным уменьшить размер исполнительского сбора, но не более чем на 1/4 часть.
Таким образом, суд полагает возможным уменьшить на 1/4 размер взыскиваемого с Департамента здравоохранения и фармации Ярославской области исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя СОСП по Ярославской области ГМУ ФССП России Ломтевым А.Б. № от 15.06.2023 года в рамках исполнительного производства № от 04.04.2023г. на 12500 рублей, то есть до 37500 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л :
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ 7604044726 ░░░░ 1027600695220 ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░ 15 ░░░░ 2023 ░░░░ № ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №-░░ ░░ 04.04.2023 ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░ ░░ 37500 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░