РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 июня 2020г. г. Братск

Братский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи          Балабана С.Г.,

при секретаре      Шабалиной А.Н.,

с участием старшего помощника Братского межрайонного природоохранного прокурора ФИО8,

представителя ответчика - администрации города Братска по доверенности ФИО6,

представителя ответчика – Муниципального предприятия «Дирекция городской инфраструктуры» по доверенности ФИО9,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело *** по исковому заявлению Братского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Братска, Муниципальному предприятию «Дирекция городской инфраструктуры» муниципального образования города Братска о возложении обязанности выполнить требования природоохранного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Братский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с исковым заявлением, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования города Братска (далее по тексту – администрация г. Братска), в котором, с учетом уточнений, просил:

обязать МП «ДГИ» МО г. Братска не позднее ДД.ММ.ГГГГ получить в территориальном отделе водных ресурсов по Иркутской области решения о предоставлении водных объектов р. Вихорева, р. Ангара, Усть-Илимское водохранилище (Ангарская часть) в пользование;

обязать администрацию МО г. Братска не позднее ДД.ММ.ГГГГ организовать работы по обеспечению сброса сточных вод с канализационных очистных сооружений ж.р. Энергетик, расположенных по адресу: <адрес> расположенных по адресу: <адрес> в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормативами допустимого сброса;

обязать МП «ДГИ» МО г. Братска не позднее ДД.ММ.ГГГГ обеспечить сброс сточных вод с канализационных очистных сооружений ж.р. Энергетик, расположенных по адресу: <адрес>, расположенных по адресу: <адрес> в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормативами допустимого сброса;

обязать МП «ДГИ» МО г. Братска не позднее ДД.ММ.ГГГГ провести техническое обследование объектов водоснабжения и водоотведения;

обязать МП «ДГИ» МО г. Братска не позднее ДД.ММ.ГГГГ организовать проведение производственного контроля качества питьевой воды путем проведения отбора проб лабораторий, аккредитованной в установленном порядке;

обязать МП «ДГИ» МО г. Братска не позднее ДД.ММ.ГГГГ организовать в
установленном порядке подготовку ведущего инженера по экологии Климовой
М.А. в области окружающей среды и экологической безопасности;

взыскать с МП «ДГИ» МО г. Братска в пользу Межрегионального
управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
(Росприроднадзора) по Иркутской области и Байкальской природной территории
5670476,04 руб. - платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2019
год, в том числе: 4789209,55 руб. - за сбросы загрязняющих веществ в водные
объекты; 878906,92 - за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
стационарными объектами; 2359,57 - за размещение отходов производства и
потребления и обязать перечислить взысканные денежные средства по
следующим реквизитам:

ИНН

***

КПП

***

Наименование лицевого счета

***

Номер счета казначейства

***

Банк получателя

Отделение Иркутск г.Иркутск

БИК

***

Получатель

УФК по Иркутской

области (МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ РОСПРИРОДНАДЗОРА ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ И

БАЙКАЛЬСКОЙ ПРИРОДНОЙ

ТЕРРИТОРИИ)

ОКТМО

указывается ОКТМО муниципальных образований

Коды бюджетной классификации:

*** - плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами

*** - плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты

*** - плата за размещение отходов производства

05.06.2020 истец окончательно уточнил свои исковые требования и просит суд:

обязать МП «ДГИ» МО г. Братска не позднее ДД.ММ.ГГГГ получить в Министерстве природных ресурсов и экологии Иркутской области решения о предоставлении водных объектов р. Вихорева, р. Ангара в пользование;

обязать администрацию МО <адрес> не позднее ДД.ММ.ГГГГ организовать работы по обеспечению сброса сточных вод с канализационных очистных сооружений ж.р. Энергетик, расположенных по адресу: <адрес>, расположенных по адресу: <адрес> в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормативами допустимого сброса;

обязать МП «ДГИ» МО <адрес> не позднее ДД.ММ.ГГГГ обеспечить сброс сточных вод с канализационных очистных сооружений ж.р. Энергетик, расположенных по адресу: <адрес>, расположенных по адресу: <адрес> в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормативами допустимого сброса;

обязать МП «ДГИ» МО г. Братска не позднее ДД.ММ.ГГГГ провести техническое обследование объектов водоснабжения и водоотведения;

обязать МП «ДГИ» МО г. Братска не позднее ДД.ММ.ГГГГ организовать проведение производственного контроля качества питьевой воды путем проведения отбора проб лабораторий, аккредитованной в установленном порядке;

обязать МП «ДГИ» МО г. Братска не позднее ДД.ММ.ГГГГ организовать в
установленном порядке подготовку директора МП «ДГИ» МО г. Братска
ФИО1 в области окружающей среды и экологической безопасности;

взыскать с МП «ДГИ» МО г. Братска в пользу Межрегионального
управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
(Росприроднадзора) по Иркутской ФИО4 и Байкальской природной территории
5 670 476,04 руб. - платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2019
год, в том числе: 4789209,55 руб. - за сбросы загрязняющих веществ в водные
объекты; 878906,92 - за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
стационарными объектами; 2359,57 - за размещение отходов производства и
потребления и обязать перечислить взысканные денежные средства по
следующим реквизитам:

ИНН

***

КПП

***

Наименование лицевого счета

***

Номер счета казначейства

***

Банк получателя

Отделение Иркутск г.Иркутск

БИК

***

Получатель

УФК по Иркутской

области (МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ

УПРАВЛЕНИЕ

РОСПРИРОДНАДЗОРА ПО

ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ И

БАЙКАЛЬСКОЙ ПРИРОДНОЙ

ТЕРРИТОРИИ)

ОКТМО

указывается ОКТМО муниципальных образований

Коды бюджетной классификации:

*** - плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами

*** - плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты

048 1 12 01041 01 6000 120 - плата за размещение отходов производства

В обоснование своих требований прокурор указал, что Братской межрайонной природоохранной прокуратурой на основании решения о проведении проверки *** от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения муниципальным предприятием «Дирекция городской инфраструктуры» муниципального образования г. Братска (далее - МП «ДГИ» МО г. Братска) законодательства об охране окружающей среды, соблюдения законодательства об охране вод, в том числе при очистке и сбросе сточных вод.

В соответствии с постановлением администрации муниципального образования города Братска *** от ДД.ММ.ГГГГ администрация города Братска осуществляет полномочия учредителя и собственника имущества МП «ДГИ» непосредственно. Имущество, необходимое для осуществления возложенных на него функций, закреплено за МП «ДГИ» на праве хозяйственного ведения по договору *** от ДД.ММ.ГГГГ, соглашению от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений в договор на право хозяйственного ведения муниципальным имуществом г. Братска от ДД.ММ.ГГГГ *** заключенным с Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска.

МП «ДГИ» использует акваторию водных объектов р. Вихорева, р. Ангара, Усть-Илимское водохранилище (Ангарская часть) с целью сброса сточных, в том числе дренажных, вод.

В соответствии с перечнем водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения 2 и более субъектов Российской Федерации, утвержденных Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2054-р, предоставление в пользование Иркутского, Братского и Усть-Илимского водохранилищ, а также озера Байкал осуществляет Территориальный отдел водных ресурсов по Иркутской области Енисейского бассейнового водного управления.

Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных норм, сроки действия решений о предоставлении указанных водных объектов в пользование *** от ДД.ММ.ГГГГ, ***-ДД.ММ.ГГГГ.001-Р-РСВХ-С-2016-02519/00 от ДД.ММ.ГГГГ, *** от ДД.ММ.ГГГГ истекли ДД.ММ.ГГГГ.

МП «ДГИ» получено Разрешение *** на сброс веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты от ДД.ММ.ГГГГ, выданное Управлением Росприроднадзора по Иркутской ФИО4 согласно приказа от ДД.ММ.ГГГГ ***-од. Разрешенный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

По представленным данным аналитического лабораторного анализа качества отводимых сточных вод по выпуску *** КОС пос. Энергетик, р. Ангара и по выпуску *** КОС пос. Гидростроитель, Усть-Илимское водохранилище (Ангарская часть) проведенным Братским отделом лабораторного анализа и технических измерений Испытательного центра «ЦЛАТИ по ВСР» ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО» установлено, что концентрация загрязняющих веществ, сбрасываемых в водные объекты в составе сточных вод, превышают допустимые нормы, установленные разрешением на сброс загрязняющих веществ *** от ДД.ММ.ГГГГ. Превышение концентраций загрязняющих веществ, сбрасываемых в водный объект в составе сточных вод допустимых норм, установленных разрешением на сброс веществ в окружающую среду (водные объекты) является нарушением требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение.

Согласно приказу *** от ДД.ММ.ГГГГ ответственным за экологическую безопасность и негативное воздействие на окружающую среду в результате осуществления хозяйственной деятельности предприятия является ведущий инженер по экологии ФИО7

Согласно части 1 статьи 73 ФЗ «Об охране окружающей среды» руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

У ведущего инженера по экологии ФИО7 отсутствует профессиональная подготовка в области охраны окружающей среды и экологической безопасности», что является нарушением требований вышеуказанного закона.

В процессе осуществления деятельности в 2019 МП «ДГИ» оказывало негативное воздействие на окружающую среду в виде сбросов загрязняющих веществ в водные объекты, выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, размещения отходов производства.

Платежи за негативное воздействие на окружающую среду являются обязательными публично-правовыми платежами за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное влияние на нее в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в части обязания МП «ДГИ» МО г. Братска не позднее ДД.ММ.ГГГГ получить в территориальном отделе водных ресурсов по Иркутской области решение о предоставлении водного объекта Усть-Илимское водохранилище в пользование; в части обязания МП «ДГИ» МО г. Братска не позднее ДД.ММ.ГГГГ организовать в установленном порядке подготовку ведущего инженера по экологии ФИО7 в ФИО4 окружающей среды и экологической безопасности прекращено, в связи с отказом истца от вышеуказанных исковых требований.

В судебном заседании старший помощник Братского межрайонного природоохранного прокурора ФИО8, уточненные исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске, дополнительно суду пояснил, что система водоотведения, эксплуатируемая МП ДГИ» муниципального образования г. Братска, является муниципальной собственностью. Согласно Уставу МП ДГИ» муниципального образования г. Братска учредителем предприятия является муниципальное образование города Братска. Функции учредителя осуществляет администрация города.

Таким образом, организация водоотведения на территории муниципального образования относится к вопросам местного значения администрации г. Братска. Администрация г. Братска, являясь собственником очистных сооружений как орган местного самоуправления, в рамках предоставленных полномочий, обязана выполнять необходимые мероприятия, направленные на организацию работ по обеспечению качественного водоотведения на подконтрольной ей территории, нормативной очистке сточных вод, в том числе организовать мероприятия, направленные на квалифицированное управление и целевую эксплуатацию имущества с привлечением частных инвестиций в рамках концессионных соглашений, а также рассматривать возможность реализации мероприятий по строительству (реконструкции) объектов коммунальной инфраструктуры в рамках мероприятий инвестиционных программ организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения.

Кроме того, в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими водоотведение своих обязательств, на органы городских округов возлагается обязанность по принятию мер по организации водоотведения (пп. 1 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»).

В судебном заседании представитель ответчика Администрации муниципального образования г. Братска по доверенности ФИО6 исковые требования не признал. Суду пояснил, что требования прокурора не конкретизированы, администрация является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу. Не понятно, что требует прокурор, водоотведение осуществляется, а решение суда должно быть исполнимым.

В судебном заседании представитель ответчика МП «ДГИ» МО г. Братска по доверенности ФИО9 исковые требования не признала, дополнительно суду пояснила, что ответчик МП «ДГИ» в своей деятельности использует водные объекты р. Ангара, р. Вихорева, Усть-Илимское водохранилище (Ангарская часть) - с целью сброса сточных вод на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, Братское водохранилище - с целью изъятия (забора) водных ресурсов на основании договора водопользования. ДД.ММ.ГГГГ истекли сроки действия договора водопользования *** от ДД.ММ.ГГГГ (Братское водохранилище) и решений о предоставлении водных объектов в пользование *** от ДД.ММ.ГГГГ (Усть-Илимское водохранилище (Ангарская часть), *** от ДД.ММ.ГГГГ (р. Ангара), *** от ДД.ММ.ГГГГ (р. Вихорева).

Новое решение о предоставлении водного объекта Усть-Илимское водохранилище (Ангарская часть) в пользование получено от ДД.ММ.ГГГГ *** сроком действия по ДД.ММ.ГГГГ. Договор водопользования участком Братского водохранилища заключен от ДД.ММ.ГГГГ *** сроком действия по ДД.ММ.ГГГГ. Документы для получения решений о предоставлении водных объектов р. Ангара, р. Вихорева в пользование находятся на рассмотрении в Министерстве природных ресурсов и экологии по Иркутской области с ДД.ММ.ГГГГ. Для МП «ДГИ» Разрешением *** от ДД.ММ.ГГГГ, действующим до ДД.ММ.ГГГГ, разработаны и утверждены нормативы допустимых сбросов для каждого выпуска. Качество сбрасываемых сточных вод не соответствует установленным нормативам и не может быть достигнуто без реконструкции сооружений и внедрения новых технологий и оборудования. Существующие сооружения введены в эксплуатацию в 1970-1980 г.г. и проектировались на конечный результат 15 мг/л БПК, до 20 мг/л взвешенные вещества, не менее 4 мг/л содержание кислорода. В разрешении установленные показатели нормативно допустимых сбросов (НДС) по взвешенным веществам от 0,95 до 7,8 мг/л и БПК от 3 до 3,8 мг/л в зависимости от водоема в который сбрасываются очищенные сточные воды. Таких результатов при существующем состоянии сооружений и оборудования достичь невозможно. Ни на одном объекте не предусмотрена линия обработки осадка, кроме вымораживания и подсушивания на иловых площадках. В настоящее время остро стоит вопрос об обеззараживании осадков и отходов образующихся на канализационных очистных сооружениях (КОС). МП «ДГИ» по данному вопросу со специализированной организацией ООО «Эколос-ПроектСтрой» ведется работа по обследованию эксплуатируемых сооружений на основании, которого будут выданы рекомендации по реконструкции и модернизации сооружений. Первоочередная задача по объектам подготовки питьевой воды организовать переход на обеззараживание гипохлоритом, по объектам очистки сточных вод переход на обеззараживание УФО и достижение качества очистки сточных вод до нормативных показателей. Согласно отчета по результатам технического обследования централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения, проведенного в 2016 - средний износ сетей по городу Братску составляет 70%, износ оборудования 54-65%. Показатели технико-экономического и физического износа по проведенному обследованию актуальны в течение 5 лет.

Следующее обследование намечено провести в 2021, так как согласно ч. 6 ст.37 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (Закон № 416-ФЗ) обязательное техническое обследование проводится не реже чем один раз в пять лет (один раз в течение долгосрочного периода регулирования). Организация, осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение, обязана проводить техническое обследование при разработке плана снижения сбросов, программы повышения экологической эффективности, плана мероприятий по охране окружающей среды, плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, а также при принятии в эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения в соответствии с положениями Закона № 416-ФЗ. В настоящее время, лабораторией контроля качества воды МП «ДГИ» ведется непрерывная работа направленная на получение аккредитации, необходимой для производственного контроля качества воды путем проведения отбора проб. Данная работа проводится в соответствии с п.6 предписания *** должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор от ДД.ММ.ГГГГ, срок исполнения данного предписания -ДД.ММ.ГГГГ.

В силу обоснованного отсутствия аккредитации, обусловленного материальными трудностями, тем не менее, на должном уровне организована работа лаборатории по производственному контролю качества воды. Отбор проб лабораторией МП «ДГИ» производится одновременно с аккредитованной лабораторией ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области», согласно ежегодно заключаемого договора оказания услуг. Следовательно, все анализы проводимые лабораторией МП «ДГИ», соответствуют п.4.9. СанПин 2.1.4.-1074-01, которые допускают проведение лабораторных исследований (измерений) качества питьевой воды с использованием аттестованных методик, утвержденных Госстандартом России и Минздравом России. Лабораторией МП «ДГИ», ДД.ММ.ГГГГ получено заключение *** о состоянии измерений в лаборатории - сроком до ДД.ММ.ГГГГ. согласно которого, лаборатория МП «ДГИ», имеет необходимые условия для выполнения измерений в области качества питьевой воды.

В силу ч. 1-2 ст. 28 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Согласно ч. 3 ст. 22 ГПК РФ экономические споры и иные дела, отнесенные законом к ведению арбитражных судов, суды общей юрисдикции не рассматривают. Соответственно требование истца о взыскании с ответчика платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 в размере 5 670 476,04 руб. необоснованно.

Выслушав доводы представителя истца, представителей ответчиков, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

Согласно ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Статьей 42 Конституции РФ закреплено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Аналогичная норма содержится в статье 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

Согласно ст. 58 Конституции РФ каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В соответствии со ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения, либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

Статья 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 февраля 2002 года № 7-ФЗ предусматривает, что хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

В соответствии с п. 1. ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Согласно ст. 22 названного Закона в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

В силу п.п. 4, 11 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе организация в границах городского округа водоснабжения населения, водоотведения; организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.

Согласно ч. 3 ст. 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.

Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (ст.1 Закона).

Согласно ст. 2 указанного Закона водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения (п.2).

Частью 6 ст. 60 Водного кодекса Российской Федерации установлен запрет на осуществление при эксплуатации водохозяйственной системы, сброса в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).

В соответствии со ст.12 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при проектировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализаций иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.

Статьей 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе, водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

Частью 5 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» определено, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения.

Статьей 210 ГК РФ установлена обязанность собственника по содержанию принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Технические требования по эксплуатации объектов водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ) и их соответствия санитарным нормам регламентируют Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утвержденные Приказом Госстроя РФ от 30.12.1999 №168 (ПТЭ).

Согласно п. 1.1.1. Правил неукоснительное выполнение ПТЭ призвано обеспечивать надежную и эффективную работу указанных объектов, охраны водных ресурсов от загрязнения сточными водами.

Пунктом 3.1.1. Правил определено, что к основным задачам при эксплуатации систем водоотведения относятся обеспечение бесперебойной надежной эффективной работы всех элементов систем канализации – канализационных сетей и сооружений на них, очистных сооружений, насосных станций; обеспечение проектных параметров очистки сточных вод; осуществление лабораторно-производственного контроля, за работой всех элементов системы; технический надзор за строительством, капитальным ремонтом и реконструкцией объектов канализации и ввод их в эксплуатацию и др.

В силу п.3.2.1. Правил канализационная сеть организации ВКХ должна обеспечить отведение сточных вод населенного пункта на очистные сооружения и сброс их после очистки в водный объект или отведение для последующего использования.

Основными задачами эксплуатации очистных сооружений и установок являются: обеспечение проектных параметров очистки сточных вод и обработки осадков с отведением очищенных сточных вод в поверхностные водные объекты, а обезвреженных осадков – в места складирования и утилизации; организация надежной, экологически безопасной и экономичной работы очистных сооружений; систематический лабораторно-производственный и технологический контроль работы очистных сооружений; контроль за санитарным состоянием сооружений, зданий, их территорий и санитарно-защитных зон; выполнение мероприятий по сокращению сброса сточных вод и загрязняющих веществ в соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных природоохранными органами.

Анализируя и оценивая представленные доказательства в их совокупности, которые суд принимает, так как находит их относимыми и допустимыми, и содержащими обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, судом установлено, что уставной деятельностью МП «ДГИ» в том числе является удаление и обработка сточных вод (пп.5 п.2.2 Устава).

Согласно п. 1.1 Устава МП «ДГИ» создано в соответствии с Постановлением администрации МО г. Братска от ДД.ММ.ГГГГ ***.

Согласно п.1.4 Устава учредителем предприятия и собственником закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения имущества является МО г.Братска. От имени муниципального образования г.Братска функции и полномочия учредителя в отношении предприятия осуществляет администрация МО г.Братска непосредственно, а так же в лице отраслевого органа администрации МО г.Братска - комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Братска и в лице функционального органа администрации города Братска – комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г.Братска в порядке, установленном постановлением администрации МО г.Братска от 04.04.2013 № 854 «Об утверждении Порядка осуществления прав собственника имущества муниципальных унитарных предприятий г. Братска».

Согласно п.1.6 Устава предприятие является коммерческой организацией.

Согласно приказа от ДД.ММ.ГГГГ 10-ЛС исполнение обязанностей директора МП «ДГИ» МО г. Братска возложены на ФИО1.

В соответствии с договором *** на право хозяйственного ведения муниципальным имуществом г. Братска от ДД.ММ.ГГГГ, соглашения от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений в договор на право хозяйственного ведения муниципальным имуществом г. Братска от ДД.ММ.ГГГГ *** заключенным между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска и МП «ДГИ» МО г. Братска, Комитет передает, а МП «ДГИ» МО г. Братска принимает в хозяйственное ведение муниципальное имущество согласно перечню (приложению), являющемуся неотъемлемой частью договора.

МП «ДГИ» использует акваторию водных объектов р. Вихорева, р. Ангара, Усть-Илимское водохранилище (Ангарская часть) с целью сброса сточных, в том числе дренажных вод.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Водного кодекса Российской Федерации физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 11 Водного кодекса Российской Федерации право пользования лица водным объектом в целях сброса сточных, в том числе дренажных, вод возникает на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование.

В соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области осуществляет предоставление водных объектов в пользование на основании договоров водопользования и решений о предоставлении водных объектов в пользование.

В соответствии с перечнем водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения два и более субъектов Российской Федерации, утвержденных Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2054-р, предоставление в пользование Иркутского, Братского и Усть-Илимского водохранилищ, а также озера Байкал осуществляет Территориальный отдел водных ресурсов по Иркутской области Енисейского бассейнового водного управления.

Сроки действия решений о предоставлении указанных водных объектов в пользование *** от ДД.ММ.ГГГГ, *** от ДД.ММ.ГГГГ, *** от ДД.ММ.ГГГГ установлены до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно Разрешение *** от ДД.ММ.ГГГГ, МП «ДГИ» получено разрешение на сброс веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, выданное Управлением Росприроднадзора по Иркутской области согласно приказа от ДД.ММ.ГГГГ ***-од. Разрешенный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

По представленным данным аналитического лабораторного анализа качества отводимых сточных вод по выпуску *** КОС пос. Энергетик, р. Ангара и по выпуску *** КОС пос. Гидростроитель, Усть-Илимское водохранилище (Ангарская часть) проведенным Братским отделом лабораторного анализа и технических измерений Испытательного центра «ЦЛАТИ по ВСР» ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО» установлено, что концентрация загрязняющих веществ, сбрасываемых в водные объекты в составе сточных вод, превышают допустимые нормы, установленные разрешением на сброс загрязняющих веществ *** от ДД.ММ.ГГГГ по следующим ингредиентам:

за I квартал 2019г.:

п/п

Наименование загрязняющего вещества

Фактическое

содержание

вредных

веществ в

сточной воде,

сбрасываемой

в водный

объект

мг/дмЗ

Допустимая

концентрация

в пределах

норматива

НДС, мг/дмЗ

Кратность

превышения,

раз

КОС ж.р. Энергетик (выпуск №2)

1

Ион аммония

0,4900

0,37

1,32

2

Нитрит-анион (N02(-))

0,4000

0,04

10,00

3

СПАВ

0,1800

0,14

1,29

4

Сульфат-анион (сульфаты) (S04(2-))

30,0000

24

1,25

5

Фосфаты (по Р)

1,6300

0,61

2,67

КОС ж.р. Гидростроитель (выпуск №4)

1

Ион аммония

0,8200

0,5

1,64

2

Нитрит-анион (N02(-))

3,0000

0,08

37,50

3

Взвешенные вещества

3,5000

1,45

2,41

за II квартал 2019г.:

КОС ж.р. Гидростроитель (выпуск №4)

1

Нитрит-анион (N02(-))

0,8200

0,08

10,25

2

БПК полный

3,3000

3

1,10

за III квартал 2019г.

КОС ж.р. Энергетик (выпуск №2)

1

Нитрит-анион (N02(-))

0,0700

0,04

1,75

2

Взвешенные вещества

2,7000

0,95

2,84

КОС ж.р. Гидростроитель (выпуск №4)

1

Ион аммония

0,5100

0,5

1,02

2

Нитрит-анион (N02(-))

0,6300

0,08

7.88

3

Взвешенные вещества

4,3000

1,45

2,97

4

БПК полный

3,3000

3

1,10

за IV квартал 2019г.

КОС ж.р. Энергетик (выпуск №2)

1

Нитрит-анион (N02(-))

0,065

0,04

1,63

2

Фосфаты (по Р)

0,782

0,61

1,28

3

Взвешенные вещества

2,500

0,95

2,63

КОС ж.р. Гидростроитель (выпуск №4)

1

Нитрит-анион (N02(-))

0,290

0,08

3,63

2

Взвешенные вещества

2,300

1,45

1,59

3

БПК полный

3,500

3

1,17

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ г. «Об охране окружающей среды» эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.

Согласно ст. 35 Водного Кодекса Российской Федерации поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах.

Как следует из ч. 2 ст. 39 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде; содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения.

Частью 6 ст. 56 Водного кодекса Российской Федерации установлен прямой запрет на сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

Согласно п. 1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса Российской Федерации осуществлять сброс сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах) в водные объекты, запрещено.

По информации администрации г. Братска от ДД.ММ.ГГГГ, МП «ДГИ» эксплуатирует 5 КОС, построенные в 70-80 годы. В настоящее время все технологии устарели. Износ оборудования составляет 76%-81%. Следствием чего является недостаточная очистка сточных вод, тем самым, превышение допустимых норм, установленных разрешением на сброс загрязняющих веществ в водные объекты. Для улучшения качества сточных вод предприятием регулярно выполняются работы по ремонту оборудования т сооружения КОС. Однако работы такого характера не позволяют обеспечить требуемые действующим законодательством параметры очистки сточных вод. Требуется реконструкция и (или) модернизация КОС. Для выполнения реконструкции и (или) модернизации сооружений необходимо выполнить проектно-изыскательские работы и технико–экономическое обоснование. Принимая во внимание значительные финансовые затраты, осуществить реконструкцию КОС за счет бюджета города Братска не предоставляется возможным.

По информации МП «ДГИ» от ДД.ММ.ГГГГ, МП «ДГИ» является социально и экономически значимым предприятием г. Братска в области водоснабжения и водоотведения и специфика деятельности заключается в том, что оно является единственным предприятием, осуществляющим процесс непрерывного снабжения водой и отведением стоков сферы жилищно-коммунального хозяйства государственных и муниципальных учреждений, коммерческих предприятий, а проведением противоаварийных мероприятий на сетях водоснабжения и водоотведения города. Дефицит финансовых средств вызван хроническими задержками оплаты оказанных услуг абонентами и потребителями предприятия. МП «ДГИ» ограничено в праве распоряжения денежными средствами, поступающими на расчетные счета в банке. Поступающие на счет предприятия денежные средства удерживаются в счет погашения по выставленным ИФНС, УПФР, УФСПП требованиям. В период открытых счетов поступающие денежные средства направляются МП «ДГИ» на выплату заработной платы, уплату налогов, выплату по исполнительны литотам. Модернизация очистных сооружений возможна только при наличии проектов. По вопросу проведения необходимости реконструкции и (или) модернизации канализационных очистных сооружений Администрацией муниципального образования г. Братска был сделан запрос в ООО «СудСтройЭкспертиза». 30.01.2019г. получен ответ о возможности проведения такой экспертизы, стоимость - 2 950 000 рублей.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Поскольку в силу действующего законодательства обязанность по организации водоотведения, включая очистку сточных вод, в пределах городского округа относится к числу вопросов местного значения, при этом неисполнение органом местного самоуправления указанной обязанности приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, создает угрозу их здоровью, то с учетом установленных по делу обстоятельств суд, руководствуясь положениями вышеприведенных норм права, пришел к выводу о необходимости возложения на администрацию г. Братска обязанность организовать работы по обеспечению сброса сточных вод с канализационных очистных сооружений в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормативами допустимого сброса.

Таким образом, не смотря на ограниченность бюджетных ресурсов обеспечение соблюдения нормативов качества окружающей среды является прямой обязанностью органов местного самоуправления и организации, осуществляющей деятельность по обеспечению очистки сточных вод.

При таких обстоятельствах, поскольку администрация г. Братска, являясь собственником очистных сооружений как орган местного самоуправления, в рамках предоставленных полномочий, обязана выполнять необходимые мероприятия, направленные на организацию работ по обеспечению качественного водоотведения на подконтрольной ей территории, нормативной очистке сточных вод, в том числе организовать мероприятия, направленные на квалифицированное управление и целевую эксплуатацию имущества с привлечением частных инвестиций в рамках концессионных соглашений, а также рассматривать возможность реализации мероприятий по строительству (реконструкции) объектов коммунальной инфраструктуры в рамках мероприятий инвестиционных программ организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения.

Согласно акту о результатах проверки от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе проверки установлено: сроки действия решений о предоставлении водных объектов <адрес>, Усть-Илимское водохранилище (Ангарская часть) в пользование *** от ДД.ММ.ГГГГ, *** от ДД.ММ.ГГГГ, *** от ДД.ММ.ГГГГ истекли ДД.ММ.ГГГГ, что является нарушением требований ст.ст. 9, 11 Водного кодекса Российской Федерации; Администрацией МО <адрес> (являясь собственником очистных сооружений) не организованы работы по обеспечению сброса сточных вод с канализационных очистных сооружений ж.р. Энергетик, расположенных по адресу: <адрес>, расположенных по адресу: <адрес> в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормативами допустимого сброса, что является нарушением п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», требований п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении»; МП «ДГИ» МО г. Братска не обеспечен сброс сточных вод с канализационных очистных сооружений ж.р. Энергетик, расположенных по адресу: Иркутская область, <адрес>, расположенных по адресу: <адрес> в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормативами допустимого сброса, что является нарушением требований ч. 1 ст. 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ г. «Об охране окружающей среды», ст. 35, ч. 2 ст. 39 ч. 6 ст. 56, п. 1 ч. 6 ст. 60 Водного Кодекса Российской Федерации; МП «ДГИ» МО г. Братска не проведено техническое обследование объектов водоснабжения и водоотведения, что является нарушением требований подпункта «в» пункта 4 Требований к проведению технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе определение показателей технико-экономического состояния систем водоснабжения и водоотведения, включая показатели физического износа и энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, объектов нецентрализованных систем холодного и горячего водоснабжения, и порядка осуществления мониторинга таких показателей, утвержденных приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ ***/пр.; МП «ДГИ» МО г. Братска не организовано проведение производственного контроля качества питьевой воды путем проведения отбора проб лабораторий, аккредитованной в установленном порядке, что является нарушением требований п. 1 ст. 42 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч. 4 ст. 25 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», п. 19 Правил осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.01.2015 № 1.0 «О порядке осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды», п. 4.7. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01» СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01; у ведущего инженера по экологии МП «ДГИ» МО г. Братска ФИО7 отсутствует обучение в области окружающей среды и экологической безопасности, подтвержденное соответствующими документами, что является нарушением ст. 73 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; наличие задолженности у МП «ДГИ» МО г. Братска в сумме 5670476,04 руб. - плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год, в том числе: 4789209,55 руб. - за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; 878906,92 - за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами; 2359,57 - за размещение отходов производства и потребления, что является нарушением требований ст. ст. 16, 16.3 п. 2 ст. 16.4 Закона об охране окружающей среды.

Согласно декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, ответчиком исчислена плата за фактическое загрязнение окружающей природной среды за 2019 год в сумме 5 670 476, 04 руб., при этом оплата данных платежей, ответчиком не произведена.

Решением о предоставлении водного объекта Усть-Илимское водохранилище (Ангарская часть) в пользование от ДД.ММ.ГГГГ ***, срок водопользования установлен с момента регистрации в государственном водном реестре по ДД.ММ.ГГГГ.

Енисейское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов заключило договор водопользования участком Братского водохранилища от ДД.ММ.ГГГГ *** с МП «ДГИ» МО г. Братска сроком действия по ДД.ММ.ГГГГ.

По информации Министерства жилищной политики, энергетики и
транспорта Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ, являющегося исполнительным органом
государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции в области
водоотведения и водоснабжения, содействие органам местного самоуправления
муниципальных образований Иркутской области в осуществлении их полномочий
по организации водоотведения, водоснабжения на территории городского округа
оказывается Правительством Иркутской области в рамках подпрограммы «Чистая
вода» на 2019-2024 годы государственной программы Иркутской области
«Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергоэффективности Иркутской области» на 2019-2024 годы, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ ***-пп, путем предоставления субсидии на строительство, реконструкцию и модернизацию объектов водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, в том числе разработку проектной документации, а также на приобретение указанных объектов в муниципальную собственность. Заявка муниципального образования города Братска на получение субсидии из областного бюджета на проведение мероприятий по реконструкции (модернизации) КОС, расположенных на территории муниципального образования, в министерство не поступала.

В силу приведенных выше положений Закона о местном самоуправлении, полномочия по организации водоотведения возложены на администрацию не как на водопользователя, а как на орган местного самоуправления, обладающий определенными организационно-властными полномочиями.

Согласно положениям п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 416-ФЗ от 07.12.2001 г. «О водоснабжении и водоотведении», органам местного самоуправления прямо предоставлены полномочия по организации водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Как следует из материалов дела, МП «ДГИ», являющимся водопользователем, обязанность по очистке в полном объеме сточных вод не выполняется, в связи с чем у администрации имеется обязанность по организации водоотведения в соответствии с установленными требованиями.

Доводы представителей ответчиков об отсутствии указания в иске прокурора на перечень конкретных действий подлежащих совершению с целью восстановления прав неопределенного круга лиц, являются необоснованными. Администрация г. Братска, как орган местного самоуправления, вправе самостоятельно определять перечень и последовательность, подлежащих совершению действий при организации водоотведения.

Доказательств, свидетельствующих о том, что администрацией г. Братска в связи с ненадлежащей работой очистных сооружений принимались меры, направленные на проектирование и реконструкцию очистных сооружений, в установленном порядке, суду представлено не было. Доказательств о наличии обстоятельств, объективно препятствующих администрации г. Братска обратиться в установленном порядке к государственному заказчику за финансированием указанных мероприятий, суду представлено не было.
Доводы ответчика о том, что администрация г. Братска не является надлежащим ответчиком по делу, нельзя признать состоятельным, поскольку законодательством установлена обязанность органов местного самоуправления организовывать работу по сбросу в водные объекты стоков с территории муниципального образования.
Отсутствие денежных средств не предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации в качестве основания для освобождения от исполнения установленных законом обязанностей. В силу вышеприведенных норм права именно на администрации г. Братска лежит обязанность по организации водоотведения. В этой связи, передача комплекса систем и сооружений для водоотведения во владение МП «ДГИ» не освобождает администрацию г. Братска от исполнения возложенной законом обязанности по организации водоотведения, а также по соблюдению природоохранного законодательства.

Доводы представителя ответчика МП «ДГИ» о том, что требование о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду подлежит рассмотрению в Арбитражном суде Иркутской области, суд считает несостоятельными, поскольку исковое заявление Братским межрайонным природоохранным прокурором предъявлено в суд в рамках предоставленных законом полномочий в порядке ст.45 ГПК РФ, согласно которой прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 4 марта 2015 года (вопрос № 9), сформулирована правовая позиция о том, что процессуальное законодательство разграничивает предметную компетенцию судов и арбитражных судов по критериям субъектного состава процесса и участия в предпринимательской или иной экономической деятельности. Если требования о компенсации вреда, причиненного окружающей среде юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими видов хозяйственной деятельности, в том числе перечисленных в п. 1 ст. 34 Закона об охране окружающей среды, вытекают из экономических отношений данных субъектов, указанные требования в силу установленных процессуальным законодательством правил распределения юрисдикционных полномочий судов подлежат рассмотрению в арбитражном суде.

Если вред окружающей среде причинен вышеперечисленными субъектами не в связи с осуществлением ими хозяйственной деятельности, то требования о его возмещении подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции.

Вместе с тем, если требования о компенсации вреда, причиненного окружающей среде юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, заявлены должностными лицами органов прокуратуры, они рассматриваются в судах общей юрисдикции независимо от того, в результате осуществления какого вида деятельности причинен вред.

Таким образом, как установлено материалами дела и ответчиками не оспаривается, что канализационные очистные сооружения в виду изношенности находятся в неудовлетворительном состоянии, не отвечают современным требованиям по очистке вод, в связи с чем не обеспечивается достаточная степень очистки сточных вод, которые поступают в водные объекты р. Вихоревка, р. Ангара, Усть-Илимское водохранилище (Ангарская часть), что также подтверждается письменными информациями МП «ДГИ» МО г. Братска от ДД.ММ.ГГГГ и администрацией г. Братска от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которых требуется реконструкция и (или) модернизация КОС.

Длительный сброс сточных вод в водные объекты, с превышением установленных разрешением на сбросы веществ и микроорганизмов в водные объекты нормативов загрязняющих веществ по отмеченным показателям, отсутствие разрешительных документов на право пользования водными объектами, не обеспечение производственного контроля качества питьевой воды путем проведения отбора проб лабораторий, аккредитованной в установленном порядке, создает реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц (каковыми являются лица постоянно или временно проживающие на территории муниципального образования), водному объекту, среде обитания растительного мира, водных биологических ресурсов, может повлечь их гибель и другие тяжкие последствия для окружающей среды и здоровья человека.

Кроме того, согласно части 1 статьи 73 ФЗ «Об охране окружающей среды» руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в ФИО4 охраны окружающей среды и экологической безопасности.

При этом, судом установлено, что у директора МП ДГИ» муниципального образования г. Братска ФИО1 отсутствует профессиональная подготовка в области охраны окружающей среды и экологической безопасности», что является нарушением требований вышеуказанного закона.

В силу ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье граждан - неотъемлемые нематериальные блага. Несоблюдение права граждан на благоприятную окружающую среду влечет вред их здоровью.

Заявление предъявлено природоохранным прокурором по результатам проверки в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, который включает в себя физических лиц, круг которых невозможно индивидуализировать.

Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Ненадлежащая организация органом местного самоуправления водоотведения на территории г. Братска, и в частности не выполнение мероприятий по обеспечению сброса сточных вод с канализационных очистных сооружений в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормативами допустимого сброса, приводит к нарушению прав и законных интересов граждан на благоприятную окружающую среду, создает угрозу их здоровью.

Таким образом, исковое заявление прокурора подано в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов граждан, круг лиц которых, в данном случае является неопределенным.

Таким образом, исходя из установленных по делу обстоятельств и вышеназванных правовых норм, суд находит требования Братского межрайонного природоохранного прокурора подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░ «░░░» ░░ ░. ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░, ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░ «░░░» ░░ ░. ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░ «░░░» ░░ ░. ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░ «░░░» ░░ ░. ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░ «░░░» ░░ ░. ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ «░░░» ░░ ░. ░░░░░░░
░░░1 ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░ «░░░» ░░ ░. ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░
(░░░░░░░░░░░░░░░░) ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░
5 670 476, 04 ░░░. - ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ 2019
░░░, ░ ░░░ ░░░░░: 4 789 209,55 ░░░. - ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░
░░░░░░░; 878 906,92 - ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░; 2 359,57 - ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░
░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░:

░░░

***

░░░

***

░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░

***

░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░

***

░░░░ ░░░░░░░░░░

░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░░░░░░░

░░░

***

░░░░░░░░░░

░░░ ░░ ░░░░░░░░░

░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░

░░░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░

░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░

░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░

░░░░░░░░░░)

░░░░░

░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░

░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░:

*** - ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░

░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░

*** - ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░

*** - ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░: ░.░. ░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-1990/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Братский межрайонный природоохранный
Ответчики
Администрация г. Братска
МП "ДГИ"
Суд
Братский городской суд Иркутской области
Судья
Балабан Сергей Георгиевич
Дело на сайте суда
bratsky.irk.sudrf.ru
14.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.05.2020Передача материалов судье
18.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.06.2020Судебное заседание
15.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.05.2020Передача материалов судье
23.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.05.2020Судебное заседание
06.06.2020Судебное заседание
11.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее