Дело 2а-214/2024 37RS0016-01-2024-000190-18
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 апреля 2024 года г.Пучеж Ивановской области
Пучежский районный суд Ивановской области в составе судьи Касаткина А.Л., с участием заинтересованного лица Романовой Л.Ю., ст.помощника прокурора Пучежского района Лушиной Ю.В., при секретаре Правдиной Л.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке административного судопроизводства дело по административному иску Торговой Екатерины Владимировны, Романова Ильи Владимировича к Администрации Пучежского муниципального района Ивановской области о признании незаконным Постановления от 11.08.2021 № 317-п «Об установлении публичного сервитута» в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № и обязании отменить указанное постановление,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО2, ФИО3 обратились в суд с административным исковым заявлением к Администрации Пучежского муниципального района <адрес> о признании незаконным Постановления от 11.08.2021 № 317-п «Об установлении публичного сервитута» в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № обязании отменить указанное постановление. Из административного искового заявления следует, что административные истцы являются собственниками земельного участка, расположенного по указанному адресу по 1/4 доле в праве общей собственности.
Согласно постановлению Главы администрации Пучежского муниципального района <адрес> №-п от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером № предоставлен в общую долевую собственность Романову В.А., Романовой Л.Ю., Романовой Е.В., Романову И.В.
Истцы не согласны с указанным постановлением, установившим публичный сервитут, так как собственники земельного участка ФИО2, ФИО3 не были извещены об установлении сервитута, процедура опубликования сообщения об установлении публичного сервитута была нарушена, фактическое расположение границы охранной зоны не соответствует схеме расположения границ публичного сервитута установленного постановлением. Установленный публичный сервитут нарушает права собственников данного земельного участка на его использование и распоряжение в соответствии с его назначением. Кроме того имеется наличие иного варианта размещения столба линии электропередач, без установления сервитута на земельном участке заявителей.
В судебное заседание административные истцы Торгова Е.В., Романов И.В. не явились, просили рассмотреть иск без их участия. Их представитель Сорокопудова В.В. в судебное заседание не явилась, в своем заявлении просила рассмотреть дело без нее и истцов. В судебных заседаниях 28 марта и 23 апреля 2024 года исковые требования поддержала по основаниям, указанным в иске, дополнительно указав на допущенные со стороны ответчика нарушения по не опубликованию оспариваемого постановления об установлении сервитута.
Представители административного ответчика Администрации Пучежского муниципального района Коноплева Н.Д. и Воронов С.Л. в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело без их участия, в судебных заседаниях 28 марта и 23 апреля 2024 года просили отказать в удовлетворении иска по основаниям, указанным в возражениях на иск (л.д.67-70), при этом показали, что извещение об установлении публичного сервитута было опубликовано в газете «Пучежские вести» 01 июля 2021 года, описание границ местоположения сервитута в сообщении не указывалось, непосредственно правообладателям земельного участка извещения о возможном установлении публичного сервитута не направлялись, копии решения (постановления) об установлении публичного сервитута вручалось только Романовой Л.Ю., Постановление администрации Пучежского муниципального района от 11.08.2021 № 317-п «Об установлении публичного сервитута» в газете «Пучежские вести» не опубликовывалось, доказательств размещения данного постановления на официальном интернет сайте администрации Пучежского муниципального района представить не могут. Опора линии электропередач на данном земельном участке установлена в 1959 году и из-за ветхости требует замены. Романовы приобрели в собственность земельный участок в 2008 году и знали, что на их участке установлена опора линии электропередач, которая обеспечивает электроснабжение их дома.
Представитель заинтересованного лица АО «Объединенные электрические сети» в судебное заседание не явился, будучи извещенным о дате и времени судебного заседания. В судебных заседаниях 28 марта и 23 апреля 2024 года просили отказать в удовлетворении иска по основаниям, указанным в возражениях на иск (л.д. 42-44), поскольку порядок установления публичного сервитута не нарушен.
Заинтересованное лицо Романов В.А. в судебное заседание не явился, будучи извещенным о дате и времени судебного заседания.
Заинтересованное лицо Романова Л.Ю. в судебном заседание просила удовлетворить исковые требования, показав, что её дети Торгова Е.В., Романов И.В., как и она являются собственниками земельного участка по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №. До момента получения земельного участка в собственность на нем уже была установлена опора линии электропередач. Её дети примерно с 2012 года проживают за пределами <адрес>. Об установлении публичного сервитута Торгова Е.В. и Романов И.В. не знали. Газету «Пучежские вести» она не выписывает. Постановление администрации Пучежского муниципального района от 11.08.2021 № 317-п об установлении публичного сервитута она получила лично 25 августа 2021 года и с ним была не согласна.
Ст.помощник прокурора Пучежского района Лушина Ю.В. в своем заключении указала о наличие оснований для признания оспариваемого постановления от 11.08.2021 № 317-п « Об установлении публичного сервитута» недействующим с даты принятия, поскольку данное постановление не вступило в силу, не было опубликовано ни на официальном сайте администрации Пучежского района, ни в официальном источнике информации - газете «Пучежские вести», где должны публиковаться нормативно-правовые акты, принимаемые администрацией, что свидетельствует о нарушении процедуры принятия указанного публичного сервитута.
Учитывая, что судом явка указанных лиц не признавалась обязательной, суд на основании п.5 ст.213, п.6 ст.226 КАС РФ рассмотрел дело без их участия.
Исследовав доводы искового заявления и приложенные к нему материалы, выслушав лиц, участвовавших в судебных заседаниях при рассмотрение иска, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 2 статьи 23 ЗК РФ публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков.
В данном случае, как усматривается из материалов дела, положений ст.8,41,49 Устава Пучежского муниципального района (в редакции на момент издания оспариваемого постановления) и п.п.5, 9 ст.34, ст.39 Устава Пучежского муниципального района (в редакции на момент обращения истца в суд об оспаривании постановления), оспариваемое постановление администрации Пучежского муниципального района от 11.08.2021 № 317-п «Об установлении публичного сервитута» является муниципальным нормативным правовым актом, который затрагивает интересы, как собственников земельного участка, на котором установлен публичный сервитут, организации АО «Объединенные электрические сети», в пользу которой установлен сервитут, так и местного населения, которому поставляется электроэнергия при помощи размещенного объекта электросетевого хозяйства.
Пунктом 1 статьи 39.37 ЗК РФ определено, что сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель в целях, в том числе, размещения объектов электросетевого хозяйства, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электроснабжения населения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд.
Согласно пункту 1 статьи 39.39 ЗК РФ публичный сервитут устанавливается решением уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.38 ЗК РФ, на основании ходатайства об установлении публичного сервитута (далее - ходатайство).
По итогам рассмотрения ходатайства орган, уполномоченный на установление публичного сервитута, принимает решение об установлении публичного сервитута или об отказе в его установлении (пункт 1 статьи 39.43 ЗК РФ). При этом статья 39.44 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень случаев, когда в установлении публичного сервитута должно быть отказано.
Согласно разъяснений п.29-31 Пленума ВС РФ в постановление от 25 декабря 2018 г. N 50 « О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов …» при проверке соблюдения порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида. Выясняя вопрос о соблюдении правил введения в действие оспариваемого нормативного правового акта, необходимо проверять, соблюден ли порядок его государственной регистрации (если государственная регистрация данного акта предусмотрена законодательством), опубликования и вступления в силу. Проверяя соблюдение порядка опубликования нормативного правового акта, необходимо учитывать, что в соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Согласно ч.7 ст.213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
АО «Объединенные электрические сети» являются собственником воздушной линии электропередач ВЛ-0,4 кв ф.6ТП-21, входящей в состав электросетевого комплекса № 1 г.Пучеж, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д.63). Опора № 9/2 ВЛ-0,4 кв.ф.6 ТП-21 деревянная с железобетонной приставкой находится на земельном участке по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № (л.д.47-62), и сторонами не оспаривается.
Земельный участок с кадастровым номером № принадлежит на праве долевой собственности с 17 июня 2008 года Романову В.А., Романовой Л.Ю., Романовой Е.В., Романову И.В., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности (л.д.99-102) и выписками из ЕГРН. Согласно постановлению Главы администрации Пучежского муниципального района Ивановской области № 181-п от 28.04.2008 года земельный участок с кадастровым номером №, предоставленный Романову В.А., Романовой Л.Ю., Романовой Е.В., Романову И.В. в общую долевую собственность, публичным сервитутом не обременен (л.д.18).
15 июня 2021 года АО «Объединенные электрические сети» обратилось в администрацию Пучежского муниципального района с ходатайством об установлении публичного сервитута площадью 39,8 кв.м на срок 49 лет в целях размещения объекта электросетевого хозяйства ВЛ-0,4 кв ф.6ТП-21, входящего в состав ЭСК № 1 ЛЭП ф.107 ПС Пучеж (лит.Ш) (л.д.64-65).
01 июля 2021 года администрация Пучежского муниципального района в газете «Пучежский вести» опубликовало извещение о возможном установлении публичного сервитута на 49 лет в отношении земельного участка с кадастровым номером № (л.д.71).
В соответствии со своими полномочиями в надлежащей форме 11 августа 2021 года Постановлением администрации Пучежского муниципального района №-п установлен публичный сервитут на срок 49 лет в пользу АО «Объединенные электрические сети» в целях размещения объекта электросетевого хозяйства (ВЛ-0,4 кв от ТП-21, ЭКС № лит.ШЛЭП ф.107 ПС «Пучеж») в отношении части земельного участка с кадастровым номером № площадью 39,8 кв.метра, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.14). Сведения о публичном сервитуте внесены в Единый государственный реестр недвижимости (л.д.47-58).
Согласно резолютивной части данного постановления оно подлежало обязательному опубликованию в газете «Пучежские вести» и на официальном интернет сайте администрации Пучежского муниципального района и вступало в силу с даты его официального опубликования.
В соответствии с ч.7 ст. 39.43 ЗК РФ (в редакции от 02.07.2021 г) в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения об установлении публичного сервитута орган, уполномоченный на установление публичного сервитута, обязан:
1) разместить решение об установлении публичного сервитута на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) обеспечить опубликование указанного решения (за исключением приложений к нему) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, по месту нахождения земельных участков, в отношении которых принято указанное решение;
3) направить копию решения правообладателям земельных участков, в отношении которых принято решение об установлении публичного сервитута и сведения о правах на которые поступили в соответствии с пунктом 1 или 8 статьи 39.42 настоящего Кодекса, с уведомлением о вручении по почтовым адресам, указанным соответственно в выписке из Единого государственного реестра недвижимости и в заявлениях об учете прав (обременений прав) на земельные участки.
Однако, доказательств обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 ч.2 ст.213 КАС РФ в части соблюдения процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта и введение его в действие ответчиком не представлено.
Как следует из показаний представителя ответчика, данное постановление не было опубликовано в газете «Пучежские вести» и правообладателям земельного участка Торговой Е.В. и Романову И.В. не направлялось, при этом доказательств опубликования его на интернет сайте администрации Пучежского муниципального района ответчик предоставить не может.
Как следует из общедоступных сведений на официальном сайте администрации Пучежского муниципального района (пучежский-район.рф), оспариваемое Постановление от 11.08.2021 № 317-п не размещено на официальном сайте и Правовом вестнике Пучежского муниципального района № 8 (145) от 31.08.2021 г и в последующих Правовых вестниках не содержится.
Согласно пп. 3,4 ст. 8, ст.43 Устава Пучежского муниципального района (действующего в период принятия оспариваемого постановления) муниципальные нормативные правовые акты вступают в силу со дня их принятия либо со дня, указанного в самом правовом акте, а затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Муниципальные правовые акты, подлежащие опубликованию, публикуются в газете "Пучежские вести" или в "Правовом вестнике Пучежского муниципального района". Дополнительно муниципальные нормативные правовые акты размещаются на официальном сайте администрации Пучежского муниципального района: пучежский-район.рф.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Согласно разъяснения в п.40 Постановления Пленума ВС РФ от 25 декабря 2018 г. N 50 « О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов …» акты, не прошедшие государственную регистрацию (если такая регистрация является обязательной), не опубликованные в предусмотренном порядке, а равно имеющие иные нарушения порядка принятия и введения в действие, свидетельствующие об отсутствии у них юридической силы, не влекут правовых последствий и не могут регулировать соответствующие правоотношения независимо от выявления указанных нарушений в судебном порядке. Установив такие нарушения, суд принимает решение о признании оспариваемого акта не действующим полностью (в том числе и при оспаривании в суд его отдельных положений), как не имеющего юридической силы с момента его принятия.
С учетом изложенного суд приходит к убеждению о признании Постановления Администрации Пучежского муниципального района Ивановской области от 11.08.2021 № 317-п «Об установлении публичного сервитута» в отношении части земельного участка, с кадастровым номером № площадью 39,8 кв.метра, расположенного по адресу: <адрес>, недействующим с даты принятия 11 августа 2021 года.
Поскольку суд пришел к выводу о признании оспариваемого постановления недействующим, оснований для удовлетворения требований истца о возложении обязанности на администрацию Пучежского муниципального района отменить указанное постановление как незаконное суд считает не подлежащим удовлетворению. В соответствии с ч.1 ст.216 КС РФ в случае признания судом не действующим полностью нормативного правового акта, этот акт не может применяться с указанной судом даты.
Доводы ответчика о соблюдение им сроков размещения сообщения в газете «Пучежские вести» о предстоящем установлении публичного сервитута без размещения указанного сообщения на официальном сайте муниципального образования и без описания местоположения границ публичного сервитута в нарушение требований ч.2, 3, 7 ст.39.42 ЗК РФ и соблюдения срока принятия решения об установлении публичного сервитута, предусмотренного ч.1 ст.39.43 ЗК РФ по убеждению суда не свидетельствует о законности и действительности принятого Постановления Администрации Пучежского муниципального района Ивановской области от 11.08.2021 № 317-п «Об установлении публичного сервитута» с учетом допущенных административным ответчиком существенных нарушений порядка введения в действие данного нормативного правового акта.
Согласно части 11 статьи 11 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации решения судов по административным делам подлежат обязательному опубликованию в случаях, предусмотренных Кодексом. Такому опубликованию подлежат, в частности, решения по делам об оспаривании нормативных правовых актов (пункт 2 части 4 статьи 215 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации).
На основании изложенного, руководствуясь ст.213, 215 КАС РФ суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 11.08.2021 № 317-░ «░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░░░░░░░ 39,8 ░░.░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░ 11 ░░░░░░░ 2021 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 8 ░░░ 2024 ░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░