№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 мая 2018 года с. Родино
Родинский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Круглова В.В.,
при секретаре Оглоблиной З.А.,
с участием административного истца – заместителя прокурора Родинского района Алтайского края Мошляк О.А.,
представителя административного ответчика Администрации Раздольненского сельсовета Родинского района Алтайского края Бусыгина В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Родинского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Раздольненского сельсовета Родинского района Алтайского края об оспаривании бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Родинского района Алтайского края обратился в Родинский районный суд Алтайского края с административным исковым заявлением к Администрации Раздольненского сельсовета Родинского района Алтайского края об оспаривании бездействия, в котором указал следующее. Прокуратурой Родинского района Алтайского края ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения законодательства о погребении и похоронном деле, в результате которой установлено, что на основании п. 22 ч. 1, ч. 4 ст. 14, ч.4 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также в соответствии с решением Родинского районного Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № об утверждении соглашений о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения между Администрацией Родинского района Алтайского края и Администрациями сельских поселений района Алтайского края полномочия Администрации Родинского района Алтайского края в части содержания мест захоронений в границах поселения переданы Администрации Раздольненского сельсовета Родинского района Алтайского края.
В нарушение ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее Закон №52-ФЗ) в ходе проведенной проверки выявлено неисполнение требований п. 6.3, п. 6.4, п. 6.6, п. 6.7 СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 №84 (далее - Санитарные правила) на территориях общественных кладбищ Раздольненского сельсовета Родинского района Алтайского края, а именно: на территориях указанных общественных кладбищ площадки для мусоросборников в соответствии с указанными требованиями законодательства не организованы, в результате чего мусор размещается в не отведенных для этого местах, площадки для сбора мусора не огорожены и не имеют твердого покрытия, отсутствуют центральное водоснабжение, колодец шахтного типа для полива.
Бездействие Администрации Раздольненского сельсовета Родинского района Алтайского края в указанной сфере нарушает права неопределенного круга лиц на санитарно-эпидемиологическое благополучие при содержании общественных кладбищ.
В соответствии со ст. 4 Конституции РФ, Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ. Согласно ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения должны соблюдать Конституцию РФ и законы.
Руководствуясь ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), прокурор Родинского района Алтайского края просил признать незаконным бездействие Администрации Раздольненского сельсовета Родинского района Алтайского края, выразившееся в непринятии мер по обустройству общественных кладбищ, расположенных на территории Раздольненского сельсовета Родинского района Алтайского края, площадками для мусоросборников с подъездами к ним, которые должны быть ограждены и иметь твердое покрытие, а также центральным водоснабжением или колодцами шахтного типа для полива. Обязать Администрацию Раздольненского сельсовета Родинского района Алтайского края обеспечить наличие на территории общественных кладбищ Раздольненского сельсовета Родинского района Алтайского края площадок для мусоросборников с подъездами к ним, которые должны быть ограждены и иметь твердое покрытие, а также центральное водоснабжение или колодцы шахтного типа для полива.
В судебном заседании заместитель прокурора Родинского района Алтайского края Мошляк О.А. на удовлетворении административного иска настаивала и в качестве его обоснования привела доводы, аналогичные указанным в административном иске. Просила установить срок исполнения решения суда 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Представитель административного ответчика Администрации Раздольненского сельсовета Родинского района Алтайского края Бусыгин В.В. в судебном заседании административные исковые требования прокурора Родинского района признал в полном объеме, приобщил к материалам дела заявление о признании обстоятельств, на которых административный истец основывает свои требования. Последствия признания обстоятельств в порядке, установленном ст. 65 КАС РФ, и принятия их судом, ему разъяснены и понятны. Бусыгин В.В. пояснил, что административным ответчиком предпринимаются меры по устранению выявленных нарушений.
Выслушав заместителя прокурора <адрес> ФИО2, представителя административного ответчика Администрации Раздольненского сельсовета <адрес> ФИО3, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Как установлено в судебном заседании, указанный процессуальный срок административным истцом не пропущен. Так, факт нарушения законодательства о погребении и похоронном деле обнаружен прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ, в тот же день прокуратурой <адрес> подготовлено административное исковое заявление и ДД.ММ.ГГГГ прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее Закон №8-ФЗ) деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.
Общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления (ч. 1 ст. 18 Закона №8-ФЗ).
Частью 4 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» установлено, что органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с решением Родинского районного Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № об утверждении соглашений о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения между Администрацией Родинского района Алтайского края и Администрациями сельских поселений района Алтайского края полномочия Администрации Родинского района в части содержания мест захоронений в границах поселения переданы Администрации Раздольненского сельсовета.
Таким образом, судом установлено, что полномочия по содержанию мест захоронения в границах сельского поселения Раздольненского сельсовета возложены на Администрацию Раздольненского сельсовета Родинского района Алтайского края.
В соответствии ч. 1 ст. 2 Закона №52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (ст. 3 Закона №52-ФЗ).
В силу ст. 8 Закона №52-ФЗ граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно ч. 1 ст. 22 Закона № 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 июня 2011 года N 84 утверждены СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», распространяющиеся на кладбища, здания и сооружения похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности и устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования к условиям их размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации.
Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством, реконструкцией, реставрацией (в том числе воссозданием) и эксплуатацией кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения и имеющими право на занятие данными видами деятельности.
Согласно п. 6.3. СанПиН 2.1.2882-11 для питьевых и хозяйственных нужд на кладбищах и других объектах похоронного назначения следует предусматривать хозяйственно-питьевое водоснабжение. Качество воды должно отвечать требованиям санитарных правил для питьевой воды.
П. 6.4. предусмотрено - при отсутствии централизованных систем водоснабжения и канализации допускается устройство шахтных колодцев для полива и строительство общественных туалетов выгребного типа в соответствии с требованиями санитарных норм и правил.
П. 6.6. предусмотрено - на участках кладбищ, крематориев, зданий и сооружений похоронного назначения необходимо предусмотреть зону зеленых насаждений, стоянки автокатафалков и автотранспорта, урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним.
П. 6.7. предусмотрено - площадки для мусоросборников должны быть ограждены и иметь твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование).
Администрация Раздольненского сельсовета Родинского района Алтайского края является органом местного самоуправления и зарегистрирована в качестве юридического лица, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ.
В судебном заседании установлено, что и.о. прокурора Родинского района Мошляк О.А. проведена проверка исполнения Администрацией Раздольненского сельсовета Родинского района Алтайского края по соблюдению требований законодательства о погребении и похоронном деле в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по результатам которой установлено, что Администрация Раздольненского сельсовета Родинского района Алтайского края, на территории которого имеются 3 кладбища, не исполняет требования п.п. 6.3, 6.4, 6.6, 6.7 СанПиН 2.1.2882-11. Так, в соответствии с указанными требованиями законодательства на территориях общественных кладбищ не организованы площадки для мусоросборников, в результате чего мусор размещается в не отведенных для этого местах, площадки для сбора мусора не огорожены и не имеют твердого покрытия, отсутствуют центральное водоснабжение и/или колодец шахтного типа для полива. Данные обстоятельства отражены в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ и признаются административным ответчиком.
В судебном заседании представитель административного ответчика Администрации Раздольненского сельсовета <адрес> Бусыгин В.В. обратился к суду с заявлением о признании обстоятельств, на которых истец основывает свои требования, судом принято решение о принятии признания данных обстоятельств в соответствии со ст. 65 КАС РФ, также суду пояснил, что работа по устранению выявленных нарушений ведется.
Таким образом, в нарушение требований п.п. 6.3, 6.4, 6.6, 6.7 СанПиН 2.1.2882-11«Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 июня 2011 года № 84 до настоящего времени административным ответчиком на территориях общественных кладбищ площадки для мусоросборников в соответствии с указанными требованиями законодательства не организованы, в результате чего мусор размещается в не отведенных для этого местах, площадки для сбора мусора не огорожены и не имеют твердого покрытия, отсутствуют центральное водоснабжение, колодец шахтного типа для полива.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о бездействии Администрации Раздольненского сельсовета Родинского района Алтайского края, выразившемся в непринятии мер к устранению нарушений законодательства. Данное бездействие органа местного самоуправления является незаконным, поскольку нарушает права граждан на охрану здоровья и санитарно-эпидемиологическое благополучие.
Суд считает необходимым обязать Администрацию Раздольненского сельсовета Родинского района Алтайского края обеспечить наличие на территориях общественных кладбищ Раздольненского сельсовета Родинского района Алтайского края площадок для мусоросборников с подъездами к ним, которые должны быть ограждены и иметь твердое покрытие, а также центральное водоснабжение или колодцы шахтного типа для полива. Срок исполнения решения суда суд полагает необходимым установить 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу. Указанный срок суд находит разумным и достаточным для устранения выявленных нарушений.
В связи с этим административное исковое заявление прокурора Родинского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Согласно п.19 ч.1 ст.333.39 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
При указанных обстоятельствах оснований для взыскания с Администрации Раздольненского сельсовета Родинского района Алтайского края государственной пошлины не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 175 – 180,227-228 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Родинского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Раздольненского сельсовета Родинского района Алтайского края, выразившееся в непринятии мер по обустройству общественных кладбищ, расположенных на территории Раздольненского сельсовета Родинского района Алтайского края, площадками для мусоросборников с подъездами к ним, которые должны быть ограждены и иметь твердое покрытие, а также центральным водоснабжением или колодцами шахтного типа для полива.
Обязать Администрацию Раздольненского сельсовета Родинского района Алтайского края обеспечить наличие на территории общественных кладбищ Раздольненского сельсовета Родинского района Алтайского края площадок для мусоросборников с подъездами к ним, которые должны быть ограждены и иметь твердое покрытие, а также центральное водоснабжение или колодцы шахтного типа для полива.
Срок исполнения решения суда установить 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Администрацию Раздольненского сельсовета Родинского района Алтайского края от оплаты государственной пошлины освободить.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Родинский районный суд в течение месяца со дня вынесения.
Председательствующий В.В. Круглов