Дело № 2-630-11
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 февраля 2011 года
Центральный районный суд г.Читы в составе:
председательствующего судьи Казакевич Ю.А.,
при секретаре Швецовой М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по Осипова Дениса Александровича к Администрации городского округа «Город Чита», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Осипов Д.А. обратился в суд с указанным исковым заявлением, ссылаясь на то, что он относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Истец состоит на учете лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, однако до сих пор жилье ему не предоставлено. Просит обязать ответчиков предоставить ему отдельное благоустроенное жилое помещение в г. Чита, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилое помещение общей площадью в размере не менее 25 кв.м.
К участию в деле в качестве соответчиков судом были привлечены Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края.
В судебном заседании истец Осипов Д.А исковые требования уточнил, просит предоставить жилое помещение виде отдельной благоустроенной квартиры, обязать Правительство Забайкальского края и Министерство Финансов Забайкальского края своевременно и в полном объеме осуществить из бюджета Забайкальского края финансирование расходов Администрации городского округа «Город Чита» на предоставление жилого помещения.
Представитель ответчика – администрации городского округа «Город Чита» Печак О.Ю., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, ссылалась на то, что администрация городского округа «Город Чита» является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку предоставление дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе и обеспечение данной категории лиц жилыми помещениями, является государственным полномочием субъекта РФ. Кроме того, за истцом администрацией Центрального района г. Читы закреплено жилое помещение, следовательно, возложение обязанности на орган местного самоуправления предоставить жилое помещение лицу, уже имеющему закрепленное за ним жилое помещение, не соответствует законодательству. Просила суд в иске к администрации городского округа «Город Чита» отказать.
Представитель ответчика Министерства финансов Забайкальского края Каменева Л.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, ссылаясь на то, что предоставление жилого помещения данной категории граждан должно осуществляться органами местного самоуправления по договору социального найма за счет выделяемых бюджетом края субвенций. Порядок предоставления таких субвенций разработан и действует. Министерство же финансов не является уполномоченным органом по предоставлению жилья нуждающимся.
Представитель ответчика Правительства Забайкальского края Серебрякова А.Ю. в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть в ее отсутствие, о чем представила заявление, поддерживает ранее представленные возражения на исковые требования, в соответствии с которыми указывает, что Правительство Забайкальского края в данном случае является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку не является уполномоченным органом по предоставлению жилья гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Кроме того, за истцом закреплялось жилое помещение согласно постановления главы Администрации Центрального района г. Читы от 24.06.1997 года.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также социальная защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» по предметам, отнесенным к совместному ведению РФ и субъектов РФ, осуществляются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.
Ч.1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В силу ст. 5 указанного закона финансовое обеспечение дополнительных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является расходным обязательством субъекта РФ.
Предоставление жилого помещения указанной категории граждан производится вне очереди на основании договора социального найма (ч. 2 ст. 57 ЖК РФ). Ведение учета, принятие решения о предоставлении жилого помещения, заключение договора социального найма жилого помещения являются полномочиями органа исполнительной власти по месту жительства нуждающегося (ст. 49, 52 ЖК РФ).
Судом установлено, что Осипов Денис Александрович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в период своего несовершеннолетнего возраста остался без попечения родителей, мать ОЛС умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец ОАИ дал нотариальное согласие об учреждении попечительства. Затем в 2000 году решением Черновского районного суда г. Читы отец был лишен родительских прав, в связи с чем попечителем была назначена КСА
Постановлением Главы администрации Центрального района г.Читы от 24.06.1997 года № 215 за несовершеннолетними Осиповым Денисом Александровичем предлагалось главе администрации Черновского района закрепить жилое помещении по адресу: г. Чита, ул. Спортивная, д. 4 кв. 2. Однако из ответа на запрос Администрации Черновского административного района г. Читы следует, что по адресу: г. Чита, ул. Спортивная, д. 4 кв.2 в настоящее время зарегистрирована МНА, и члены ее семьи. Отметок о регистрации Осипова Д.А и его родственников в поквартирной карточке нет. Отметок о закреплении жилья за Осиповым Д.А. по указанному адресу также нет. Ввиду чего предоставление Осипову Денису Александровичу благоустроенного жилого помещения должно осуществляться в общем порядке как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, поскольку обязанность по предоставлению лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно справке управления строительства, транспорта и связи комитета по развитию инфраструктуры администрации городского округа «Город Чита» Осипов Денис Александрович состоит на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилого помещения с 03.04.2003 года. То обстоятельство, что такое помещение до настоящего времени истцу не предоставлено, в суде не оспаривалось, равно, как не оспаривалась и обоснованность постановки на учет в качестве нуждающегося.
Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что обязанность по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления, которые наделены полномочиями заключать с нуждающимися договоры социального найма. В рассматриваемом случае таким органом является администрация городского округа «Город Чита». Данная обязанность предоставления жилого помещения не может быть возложена на исполнительный орган субъекта Российской Федерации, или тем более, финансовый орган субъекта РФ, поскольку такие органы не компетентны на заключение договоров социального найма. Вместе с тем финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением жилья детям-сиротам отнесено к обязанности субъекта РФ – Забайкальского края. Такая обязанность по финансированию в суде не оспаривалась. Указанные же ответчиком доводы относительно не соблюдения Правительством Забайкальского края порядка передачи своих полномочий администрации городского округа «Город Чита» в части обеспечения жильем детей-сирот, не могут повлиять на существо рассматриваемого спора и подлежат оспариванию в ином порядке. В связи с этим в иске к Правительству Забайкальского края и Министерству финансов Забайкальского края должно быть отказано.
Полагая заявленные требования обоснованными, суд учитывает пп. 5 – 9 ст. 57 ЖК РФ, решение Думы городского округа «Город Чита» от 10.11.2005 г. «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения на территории городского округа «Город Чита», согласно которому площадь предоставляемого истцу жилья не должна быть менее 25 кв. м. Жилое помещение должно быть благоустроенным, изолированным, находиться в черте города Читы, и отвечать санитарным и техническим требованиям. Жилое помещение подлежит предоставлению на условиях договора социального найма.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Осипова Д.А. удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа «Город Чита» предоставить Осипову Денису Александровичу благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры в черте города Читы общей площадью не менее 25 кв. м. по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим нормам.
Обязать Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края своевременно и в полном объёме осуществить из бюджета Забайкальского края финансирование расходов Администрации городского округа «Город Чита» на предоставление Осипову Д.А. жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г. Читы.
Председательствующий: Казакевич Ю.А.