Дело №
УИД: №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 июня 2024 года с. Кыштовка
Венгеровский районный суд Новосибирской области в составе:
председательствующего судьи Зеленковой Н.П.
при секретаре Филоненко К.Ю.,
с участием прокурора Кыштовского района Новосибирской области Азизова В.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора Венгеровского района Новосибирской области в интересах неопределённого круга лиц к администрации Меньшиковского сельсовета Венгеровского района Новосибирской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанностей по созданию маневренного жилищного фонда,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Венгеровского района Новосибирской области обратился в суд с указанным административным иском, в обоснование, указывая, что в марте 2024 года проведена проверка соблюдения жилищного законодательства в деятельности администрации Меньшиковского сельсовета Венгеровского района Новосибирской области. В ходе проверки установлено, что в нарушении норм действующего законодательства, на территории Меньшиковского сельсовета Венгеровского района Новосибирской области не имеется жилых помещений маневренного фонда, предназначенных для обеспечения права на временное проживание граждан при переселении из ветхого или аварийного жилья, капитальном ремонте или реконструкции жилых помещений. По результатам проверки главе Меньшиковского сельсовета внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства. Отсутствие маневренного жилищного фонда в количестве, необходимом для обеспечения жилыми помещениями граждан, нуждающихся в предоставлении временного жилья маневренного фонда на территории Меньшиковского сельсовета Венгеровского района создает угрозу нарушения прав граждан, проживающих на территории поселения, при возникновении обстоятельств, перечисленных в ст. 98 ЖК РФ. При этом самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения не может умалять закрепленное ст. 40 Конституции право граждан на жилище. Предъявление настоящего заявления в интересах неопределенного круга лиц обусловлено необходимостью защитить права и интересы всех граждан проживающих на территории поселения, круг лиц, права и законные интересы которых нарушаются в настоящее время, и будут нарушаться в бедующем, невозможно индивидуализировать, привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении суда, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого при разрешении дела. На основании ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Прокурор просит признать незаконным бездействие администрации Меньшиковского сельсовета Венгеровского района Новосибирской области выразившееся в непринятии мер по созданию на территории Меньшиковского сельсовета Венгеровского района Новосибирской области маневренного жилищного фонда; Возложить обязанность на администрацию Меньшиковского сельсовета Венгеровского района Новосибирской области в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу создать маневренный жилищный фонд на территории Меньшиковского сельсовета Венгеровского района Новосибирской области.
В судебном заседании прокурор Азизов В.Э. административные исковые требования поддержал.
Представитель административного ответчика глава Меньшиковского сельсовета Венгеровского района Новосибирской области ФИО в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть в их отсутствие, в письменном заявлении указала, что обязанность по созданию маневренного жилищного фонда признает в полном объеме, однако, просила установить срок исполнения решения 1 год.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЖК РФ) жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из названного Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
В соответствии с положениями статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесено: обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Согласно ч. 2 ст. 19, п.п. 1, 4, 9 ч. 1 ст. 14, п. 3 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, осуществление муниципального жилищного контроля, который включает осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, к которому относятся, в том числе жилые помещения маневренного фонда.
Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (часть 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Статьей 95 ЖК РФ установлены случаи предоставления жилых помещений маневренного фонда, которые предназначены для временного проживания граждан: в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма (пункт 1); утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными (пункт 2); у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств (пункт 3); у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 3.1); иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством (пункт 4).
В соответствии с п.п. 12,15 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 № 42, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление муниципальным жилищным фондом, с учетом требований, установленных настоящими Правилами.
Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда в соответствии с Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду.
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 5 Устава сельского поселения Меньшиковского сельсовета Венгеровского муниципального района Новосибирской области к вопросам местного значения, решаемым на территории поселения относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также с исполнением иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством (л.д.21-67).
Согласно ответу главы Меньшиковского сельсовета Венгеровского района Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ на требование прокурора от ДД.ММ.ГГГГ № усматривается, что маневренный жилой фонд на территории муниципального образования, отвечающий требованиям к жилому помещению, не создан (л.д.10).
Таким образом, суд приходит к выводу, что из совокупного толкования приведенных выше требований закона следует, что вопросы создания маневренного жилищного фонда, порядок предоставления жилых помещений этого фонда относятся к компетенции исполнительного органа местного самоуправления. При этом на территории сельского поселения Меньшиковского сельсовета отсутствует созданный в установленном законом порядке маневренный жилищный фонд в количестве, необходимом для обеспечения жилыми помещениями граждан, нуждающихся в предоставлении временного жилья маневренного фонда, что создает угрозу нарушения прав граждан, проживающих на территории района, при возникновении обстоятельств, перечисленных в статье 95 ЖК РФ.
Из анализа вышеназванных норм права следует, что создание маневренного фонда с целью обеспечения жилищных прав граждан является обязанностью органов местного самоуправления.
Обеспечение граждан жилым помещением маневренного фонда, как правило, осуществляется в условиях возникновения такой жизненной ситуации, когда фактор времени по предоставлению лицам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, жилого помещения имеет существенное значение, поскольку подразумевается, что обеспечение жилищных прав таких граждан производится в минимальные сроки, в связи с этим орган местного самоуправления с целью безотлагательного обеспечения жилыми помещениями маневренного фонда нуждающихся лиц в рамках своих публичных полномочий обязан иметь жилые помещения маневренного фонда. При этом обязанности по созданию маневренного жилищного фонда прямо предусмотрено законом и не ставится в зависимость от каких-либо условий, в том числе нуждаемости и необходимости в конкретный период времени.
Указанное бездействие административного ответчика создает угрозу нарушения конституционного права на жилье значительного числа граждан, проживающих на территории поселения, круг которых не может быть определен.
Суд приходит к выводу, что административные исковые требования прокурора Венгеровского района Новосибирской области к администрации Меньшиковского сельсовета Венгеровского района Новосибирской области обоснованы и подлежат удовлетворению.
Принимая во внимание объём материальны затрат, организационных мероприятий необходимых для исполнения данного решения суд считает разумным сроком исполнение решения суда в 1 (один) год с момента вступления его в законную силу.
В соответствии с п. 19 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы и органы местного самоуправления, выступающие по делам в качестве истцов или ответчиков.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░