Дело № 2а-804/2023
УИД - 51RS0011-01-2023-000828-40
Решение в окончательной форме принято 17.10.2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
9 октября 2023 года г. Оленегорск
Оленегорский городской суд Мурманской области в составе
председательствующего судьи Черной М.А.,
при секретарях судебного заседания Кочетовой Я.С., Щербаковой А.В.,
с участием административного истца путём использования средств видеоконференцсвязи Дисятникова Н.Н.,
представителя административного ответчика Филенко К.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Дисятникова Николая Николаевича к Федеральной службе исполнения наказаний России, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Мурманской области, Федеральному казенному учреждению Исправительный центр № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Мурманской области о взыскании компенсации морального вреда, вследствие ненадлежащих условий содержания лиц, находящихся под стражей,
установил:
Дисятников Н.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к Федеральной службе исполнения наказаний России (далее- ФСИН), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Мурманской области (далее- УФСИН по Мурманской области), Федеральному казенному учреждению Исправительный центр № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Мурманской области (далее ФКУ ИЦ-1 УФСИН по Мурманской области) о взыскании компенсации морального вреда, вследствие ненадлежащих условий содержания лиц, находящихся под стражей.
В обоснование иска указывает, что в период отбывания наказания в виде принудительных работ с 02.11.2022 в ФКУ ИЦ-1 УФСИН России по Мурманской области, он был трудоустроен, в связи, с чем ему ежедневно приходилось передвигаться по участку дороги, на котором отсутствовали дорожные указатели о скоростном режиме, отсутствовал тротуар и освещение, тем самым он подвергался смертельной опасности. Обращает внимание на то, что дорога проходила вдоль лесного массива, что делало дорогу ещё более опасной, так как возможно было встретить на ней мелких хищников, волков и диких собак. Также в зимний период времени дорога несвоевременно проходила чистку спецтехникой, что также усугубляло движение. Считает, что срок подачи иска им не пропущен, поскольку он отбывает наказание в исправительном учреждении, то есть находится в ведении административного ответчика.
Полагает, что администрация ФКУ ИЦ-1 УФСИН по Мурманской области самоустранилась в вопросе безопасности прохода по данной дороге, не принимая никаких мер, нарушила его права, предусмотренные законом, на надлежащие условия содержания. Просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 120000 рублей.
В судебном заседании, административный истец свои требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административных ответчика ФКУ ИЦ-1 УФСИН России по Мурманской области в судебном заседании просила в удовлетворении административного иска отказать, пояснив, что Дисятников Н.Н. действительно отбывал наказание в виде принудительных работ в ФКУ ИЦ-1 УФСИН России по Мурманской области с 02.11.2022 по 24.04.2023. Однако участок дороги от ФКУ ИЦ-1 УФСИН России по Мурманской области до пересечения с главной дорогой на балансе учреждений УФСИН России по Мурманской области не состоит.
Представители УФСИН России по Мурманской области и ФСИН России в судебное заседание по извещению не явились, возражений относительно заявленных требований не представили, с ходатайствами об отложении судебного разбирательства не обращались, их явка обязательной судом не признавалась, что в силу ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее- КАС РФ) не препятствует рассмотрению дела.
Представитель заинтересованного лица Администрации муниципального округа город Оленегорск с подведомственной территорией Мурманской области, по извещению не явились, возражений относительно заявленных требований не представили.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы настоящего административного дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно статье 21 Конституции Российской Федерации достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
Частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации определено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ч. 1 ст. 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, Одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (ч. 5 ст. 227.1 КАС РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих Требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В соответствии с частями 2,3,6 ст. 11 УИК РФ осуждённые обязаны: соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов; выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания. Неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, влекут установленную законом ответственность.
На основании гл. 3 приказа Министерства юстиции от 25.12.2019 года № 307 «Об утверждении порядка исполнения администрацией исправительного центра обязанностей но ведению учёта осуждённых к принудительным работам, осуществлению регистрационного учёта по месту пребывания осуждённых к принудительным работам граждан РФ или постановки на миграционный учет и снятии с миграционного учета по месту пребывания осужденных к принудительным работам иностранных граждан и лиц без гражданства, проведению с осужденными к принудительным работам воспитательной работы, применению к ним поощрения и взыскания, ведению работы по подготовке осужденных к принудительным работам к освобождению» с осуждёнными проводятся воспитательные мероприятия.
Судом установлено, что Дисятников Н.Н. отбывал наказание в ФКУ ИЦ-1 УФСИН России по Мурманской области в виде принудительных работ в период с 02.11.2022 по 24.04.2023. Постановлением суда от 24.04.2023 осужденному заменена неотбытая часть наказания в виде принудительных работ лишением свободы. Отбывает наказание в ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области.
С 28.11.2022 но 07.12.2022 осуждённый Дисятников Н.Н. был трудоустроен в ООО «ЗСК-Мурман». С 08.12.2022 для дальнейшего отбывания наказания был переведен на участок Исправительного центра находящийся по адресу: Мурманская область, г. Кола, ул. ул. Привокзальная, д. 6.
С 12.12.2022 по 26.12.2022 был трудоустроен в ООО «Меркурий-М». По состоянию здоровья был уволен и переведён в ФКУ ИЦ-1 УФСИН расположенный по адресу: Мурманская область, г. Оленегорск, Мончегорское шоссе, д. 24 стр. 2.
С 13.02.2023 по 16.03.2023 был трудоустроен на ООО «Оленегорский механический завод», фактически не приступил к работе 10.03.2023 так как, самовольно покинул Исправительный центр.
Как следует из представленных предствителем ФКУ ИЦ-1 справки о доведении информации, Дисятникову Н.Н. в рамках воспитательной работы 13.11.2022 под роспись доведена информация о необходимости в условиях завершения полярного дня и преимущественно наступления тёмного времени суток или в условиях недостаточной видимости быть предельно внимательным и осторожными при передвижении на проезжей части. Особое внимание необходимо уделить требованию об обязательном применении пешеходами светоотражающих элементов (жилетов) при движении по проезжей части вне населённых пунктов в темное время суток или в условиях недостаточной видимости. Разъяснены ст. 12.29 ч. 1 КоАП РФ устанавливающие ответственность за невыполнение обязанности ношения светоотражающих элементов, и несёт административную ответственность в виде штрафа, п. 8.1 ПВР ИЦ об исполнении осужденными обязанности исполнять требования законов Российской Федерации, а также о необходимости принять меры к приобретению светоотражающих элементов (жилетов) и не допускать нарушения требований законодательства в области соблюдений правил дорожного движения.
А также 30.01.2023, 22.02.2023 в рамках индивидуально - воспитательной работы было разъяснено о необходимости соблюдении правил дорожного движения, предотвращений аварийных ситуациях, неукоснительном соблюдении правил поведения на дорогах, поведении на трассе, улицах города. О недопустимости и последствиях совершения новых преступлений, административных правонарушений в период отбывания наказания.
ФКУ ИЦ-1 УФСИН осуществляет свою деятельность на основании Устава утвержденного приказом ФСИН России от 27.01.2021 № 43, недвижимое имущество па праве безвозмездного пользования закрепленного за учреждением на праве оперативного управления с ФКУ КП-24 УФСИН России по Мурманской области (договор № 43 от 16.03.2021).
Участок дороги от ФКУ ИЦ-1 УФСИН (Мурманская область, г. Оленегорск, Мончегорское шоссе, д. 24, стр. 2) до пресечения с главной дорогой (Мурманская область, г. Оленегорск, ул. Южная) на балансе учреждения не стоит, асфальтового покрытия, освещения в темное время суток, тротуара не имеет.
Решением Оленегорского городского суда Мурманской области от 03.03.2022 за Администрацией муниципального округа г. Оленегорска с подведомственной территорией Мурманской области признано право муниципальной собственности на бесхозную недвижимое имущество, в том числе- автомобильную дорогу общего пользования местного значения улица Южная до КП-24, протяжённостью 996 м, год завершения строительства 1967.
Из выписки ЕГРН следует, что автомобильная дорога общего пользования местного значения от ул. Южная до ФКУ ИЦ-1 УФСИН России по Мурманской области находится в оперативном управлении МУК «УГХ» муниципального образования г. Оленегорска с подведомственной территорией Мурманской области.
Доказательств, подтверждающих принадлежность или право оперативного управления на спорный участок дороги ФКУ ИЦ-1 УФСИН России по Мурманской области, суду не представлено.
Доводы административного истца о нарушении его прав действиями (бездействием) административных ответчиков в связи с необеспечением надлежащих условий для передвижения по дорожному участку от исправительного центра до места работы, а именно: отсутствие асфальта, освещения и тротуара, суд находит несостоятельными, поскольку они основаны на предположениях.
Вместе с тем, суд не может согласиться с доводами представителя административного ответчика о пропуске административным истцом срока для обращения в суд, поскольку с учётом разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» проверяя соблюдение предусмотренного частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации трехмесячного срока для обращения в суд, судам необходимо исходить из того, что нарушение условий содержания лишенных свободы лиц может носить длящийся характер, следовательно, административное исковое заявление о признании незаконными бездействия органа или учреждения, должностного лица, связанного с нарушением условий содержания лишенных свободы лиц, может быть подано в течение всего срока, в рамках которого у органа или учреждения, должностного лица сохраняется обязанность совершить определенное действие, а также в течение трех месяцев после прекращения такой обязанности.
Исходя из вышеизложенного, установленных по делу обстоятельств и анализа вышеприведенных правовых норм, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований о взыскании компенсации морального вреда, вследствие ненадлежащих условий содержания административного истца в период отбывания наказания в ФКУ ИЦ-1 УФСИН России по Мурманской области.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 227, 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ № 1 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░