Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-993/2024 (2а-7747/2023;) ~ М-3519/2023 от 05.07.2023

УИН 24RS0041-01-2023-003374-23

Дело № 2а-6975/2023

копия

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 мая 2024 года                          г. Красноярск

Октябрьский районный суд г. Красноярска

в составе председательствующего судьи Сигеевой А.Л.,

с участием прокурора – старшего помощника Прокурора Октябрьского района г. Красноярска Михайловской О.И.,

при секретаре Соколовой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению А1 к МУ МВД России «Красноярское», ГУ МВД России по Красноярскому краю, Министерству Финансов Российской Федерации, МВД России, ФСИН России о признании действий незаконными, взыскании денежной компенсации морального вреда,

установил:

Салчак А.А. обратился в суд с административными исковыми требованиями к МУ МВД России «Красноярское», ГУ МВД России по Красноярскому краю, Министерству Финансов Российской Федерации, МВД России, ФСИН России о признании действий незаконными, взыскании денежной компенсации морального вреда. Требования мотивирует тем, что 04 марта 2020 года Салчак А.А. был задержан сотрудниками ОП 2 МУ МВД России «Красноярское» в 13 час. 45 мин., доставлен в ОП № 2 МУ МВД России «Красноярское», однако только по истечении одних суток в 16 час. 30 мин. был допрошен в качестве подозреваемого, протокол задержания составлен 05 марта 2020 года. Ходатайство следователя об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу рассмотрено судом 06 марта 2020 года, административному истцу по истечении более 48 часов с момента фактического задержания незаконно избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. На основании изложенного Салчак А.А. просит признать незаконными действия старшего следователя СУ МУ МВД России «Красноярское» Краснова В.А. незаконными, взыскать денежную компенсацию морального вреда в размере 2 000 000 рублей.

Административный истец Салчак А.А., принимавший участие в судебном заседании посредством видео-конференцсвязи, при осуществлении ему перевода переводчиком Дажы-Сегбе Я.С., в судебном заседании административные исковые требования поддержал, настаивал на удовлетворении.

Представитель административных ответчиков МУ МВД России «Красноярское», ГУ МВД России по Красноярскому краю Степанова М.В., действующая на основании доверенности от 29 декабря 2023 года, в судебном заседании в удовлетворении исковых требований просила отказать, поскольку оценка доводам административного истца о нарушении требований уголовно-процессуального законодательства дана при вынесении приговора и апелляционного определения Красноярского краевого суда, требования Салчака А.А. фактически направлены на пересмотр обвинительного приговора, кроме этого Салчак А.А. пропустил трехмесячный срок для обращения в суд в административным исков, так как предполагаемое нарушение права административного истца имело место в марте 2020 года, исковое заявление подано в июне 2023 года.

Старший помощник прокурора Октябрьского района г. Красноярска в судебном заседании в удовлетворении исковых требований просила отказать.

Привлеченные к участию в деле в качестве административных соответчиков МВД России, ФСИН России, Министерство Финансов Российской Федерации в судебное заседание представителей не направили, извещены надлежащим образом, письменных пояснений не представили.

В силу ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося административного истца, извещенного надлежащим образом.

Выслушав административного истца и представителя ответчиков, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с п. 11 ст. 5 УПК РФ, под задержанием подозреваемого понимается мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления.

При этом пунктом 15 ст. 5 УПК РФ определен момент фактического задержания, под которым понимается момент производимого в порядке установленном УПК РФ фактического лишения свободы передвижения лица, подозреваемого в совершении преступления.

Исходя из анализа приведенных положений закона следует, что уголовно-процессуальное задержание представляет собой продолжительный процесс, к основным элементам которого относятся фактическое лишение свободы передвижения лица, подозреваемого в совершении преступления (п. 15 ст. 5 УПК РФ), доставление подозреваемого к должностному лицу или в орган, правомочному на применение данной меры процессуального принуждения (ч. 1 ст. 92 УПК РФ) и составление протокола уполномоченным на то субъектом уголовно-процессуальной деятельности (ч. 1 ст. 91, ч. 1 ст. 92 УПК РФ).

Действующее законодательство предусматривает два вида задержания: фактическое и процессуальное, при этом процессуальному задержанию, по итогам которого, а именно после составления протокола о задержании, задержанное лицо приобретает статус подозреваемого, как правило, предшествует фактическое задержание, целью которого являются пресечение противоправной деятельности лица и (или) выяснение его причастности к совершению преступления.

При этом фактическое лишение свободы передвижения лица, подозреваемого в совершении преступлении, может осуществляться в ходе административно-правовой и оперативно-розыскной деятельности уполномоченными на то лицами, то есть за рамками уголовного судопроизводства.

Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" сотрудник полиции имеет право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия лично или в составе подразделения (группы) в случаях и порядке, предусмотренных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Право применения физической силы сотрудником органа внутренних дел (полиции) для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться прямо закреплено положениями п. 21 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Согласно пункту 16 статьи 14 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях под охраной в условиях, исключающих угрозу их жизни и здоровью. Условия содержания, нормы питания и порядок медицинского обслуживания задержанных лиц определяются Правительством Российской Федерации. Задержанные лица перед водворением в специально отведенные для этого помещения и после окончания срока задержания подвергаются личному осмотру, результаты которого заносятся в протокол о задержании.

Условия содержания, нормы питания и порядок медицинского обслуживания лиц, задержанных полицией по основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 14 ФЗ "О полиции", и содержащихся в помещениях дежурной части территориальных органов МВД РФ не более 48 часов до принятия в отношении их решений, предусмотренных ч. 2 ст. 14 ФЗ "О полиции" определены Положением об условиях содержания, нормах питания и порядке медицинского обслуживания задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 301.

Пунктами 17, 18, 19 этого же Положения предусмотрено, что задержанные лица, находящиеся в специальных помещениях, располагаются на скамьях (диванах). Задержанные на срок более 3 часов обеспечиваются в ночное время местом для сна, постельными принадлежностями и постельным бельем.

Выведение задержанных лиц из специального помещения для отправления естественных надобностей производится по их просьбе поочередно в сопровождении сотрудников полиции.

В соответствии с ч. 3 ст. 164 УПК РФ производство следственного действия в ночное время (с 22 до 6 час.) не допускается, за исключением случаев, не терпящих отлагательства.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, согласно рапорту оперуполномоченного ОНК ОП № 2 МУ МВД России «Красноярское» 04 марта 2020 года по адресу: Х «г», в 13 час. 45 мин. в ходе проведения ОРМ «Проверочная закупка» по подозрению в совершении преступления, предусмотренного ст. 228.1 УК РФ, сотрудниками ОНК ОП № 2 МУ МВД России «Красноярское» был задержан Салчак А.А.

04 марта 2020 года с 15 час. 03 мин. до 15 час. 45 мин. оперуполномоченным ОНК ОП № 2 МУ МВД России «Красноярское» проведен личный досмотр Салчака А.А.

05 марта 2020 года в 13 час. 30 мин. ст. следователем ОП № 2 МУ МВД России «Красноярское» принято постановление о возбуждении уголовного дела в отношении Салчак А.А. по п. «г» ч. 4 ст. 228.1 УК РФ.

05 марта 2020 года в 16 час. 30 мин. Салчак А.А. задержан в качестве подозреваемого, о чем составлен протокол задержания в присутствии защитника.

05 марта 2020 года с 16 час. 35 мин. до 16 час. 45 мин. Салчак А.А. в присутствии защитника допрошен в качестве подозреваемого.

Постановлением судьи Октябрьского районного суда г. Красноярска Черныха А.В. от 06 марта 2020 года Салчаку А.А. избрана мера пресечения в виде заключения под стражу на 2 месяца 00 суток, то есть по 04 мая 2020 года включительно. Судебное заседание по рассмотрению ходатайства следователя об избрании Салчаку А.А. меры пресечения в виде заключения под стражу было открыто в 18 час. 30 мин. и закрыто в 19 час. 20 мин. 06 марта 2020 года.

Исходя из анализа приведенных положений закона следует, что уголовно-процессуальное задержание представляет собой продолжительный процесс, к основным элементам которого относятся фактическое лишение свободы передвижения лица, подозреваемого в совершении преступления (п. 15 ст. 5 УПК РФ), доставление подозреваемого к должностному лицу или в орган, правомочному на применение данной меры процессуального принуждения (ч. 1 ст. 92 УПК РФ) и составление протокола уполномоченным на то субъектом уголовно-процессуальной деятельности (ч. 1 ст. 91, ч. 1 ст. 92 УПК РФ).

Действующее законодательство предусматривает два вида задержания: фактическое и процессуальное, при этом процессуальному задержанию, по итогам которого, а именно после составления протокола о задержании, задержанное лицо приобретает статус подозреваемого, как правило, предшествует фактическое задержание, целью которого являются пресечение противоправной деятельности лица и (или) выяснение его причастности к совершению преступления.

При этом фактическое лишение свободы передвижения лица, подозреваемого в совершении преступлении, может осуществляться в ходе административно-правовой и оперативно-розыскной деятельности уполномоченными на то лицами, то есть за рамками уголовного судопроизводства.

Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" сотрудник полиции имеет право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия лично или в составе подразделения (группы) в случаях и порядке, предусмотренных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Право применения физической силы сотрудником органа внутренних дел (полиции) для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться прямо закреплено положениями п. 21 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Согласно пункту 16 статьи 14 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях под охраной в условиях, исключающих угрозу их жизни и здоровью. Условия содержания, нормы питания и порядок медицинского обслуживания задержанных лиц определяются Правительством Российской Федерации. Задержанные лица перед водворением в специально отведенные для этого помещения и после окончания срока задержания подвергаются личному осмотру, результаты которого заносятся в протокол о задержании.

Условия содержания, нормы питания и порядок медицинского обслуживания лиц, задержанных полицией по основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 14 ФЗ "О полиции", и содержащихся в помещениях дежурной части территориальных органов МВД РФ не более 48 часов до принятия в отношении их решений, предусмотренных ч. 2 ст. 14 ФЗ "О полиции" определены Положением об условиях содержания, нормах питания и порядке медицинского обслуживания задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 301.

Пунктами 17, 18, 19 этого же Положения предусмотрено, что задержанные лица, находящиеся в специальных помещениях, располагаются на скамьях (диванах). Задержанные на срок более 3 часов обеспечиваются в ночное время местом для сна, постельными принадлежностями и постельным бельем.

Обстоятельства задержания административного истца являлись предметом исследования и им была дана оценка при вынесении постановления от 06 марта 2020 года об избрании Салчаку А.А. меры пресечения в виде заключения под стражу, приговора Октябрьского районного суда г. Красноярска от 22 сентября 2021 года и апелляционного определения Красноярского краевого суда от 14 февраля 2023 года.

Кроме этого, Салчак А.А. пропустил установленный процессуальный срок для обращения в суд с рассматриваемым административным иском.

На основании подп. 1.1 п. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если настоящим Кодексом или другим федеральным законом не установлено иное, административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.

Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании (пункт 5 ст. 219 КАС РФ).

Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом (пункт 7 ст. 219 КАС РФ).

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (пункт 8 ст. 219 КАС РФ).

Административный истец указывает на нарушение его прав действиями сотрудников ОП № 2 МУ МВД России «Красноярское» в марте 2020 года, с рассматриваемым административным иском Салчак А.А. обратился 28 июня 2023 года, то есть спустя более двух с половиной лет. Суд находит, что оснований для восстановления Салчаку А.А. пропущенного процессуального срока на обращение в суд не имеется.

Исследовав представленные доказательства в совокупности, установив обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив доводы административного истца, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░1 ░ ░░ ░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░», ░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

░░░░░ ░░░░░

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 29 ░░░ 2024 ░░░░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-993/2024 (2а-7747/2023;) ~ М-3519/2023

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Салчак Артыш Александрович
Ответчики
ГУ МВД России по Красноярскому краю
Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю
МУ МВД России "Красноярское"
ОП № 2 МУ МВД России "Красноярское"
Суд
Октябрьский районный суд г. Красноярска
Судья
Сигеева А.Л.
Дело на сайте суда
oktyabr--krk.sudrf.ru
05.07.2023Регистрация административного искового заявления
05.07.2023Передача материалов судье
05.07.2023Решение вопроса о принятии к производству
05.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.08.2023Судебное заседание
11.10.2023Судебное заседание
27.11.2023Судебное заседание
08.02.2024Судебное заседание
01.04.2024Судебное заседание
15.05.2024Судебное заседание
29.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее