Дело № 2а-1653/2022 |
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Кировск Ленинградской области |
09 ноября 2022 года |
Кировский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи АндрееваИ.А.,
при секретаре ВитовичД.Ю.,
с участием:
представителя административного истца – заместителя Кировского городского прокурора Ленинградской области Смаковской Т.Ю.;
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кировского городского прокурора Ленинградской области к администрации МО Назиевское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области о признании бездействия незаконным, о возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Кировский городской прокурор Ленинградской области обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации МО Назиевское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской о признании бездействия незаконным, о возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Определением суда от 19 сентября 2022 года объединены для совместного рассмотрения и разрешения в одном производстве под номером 2а-1653/2022: административные дела: - по иску Кировского городского прокурора Ленинградской области к администрации МО Назиевское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области о признании бездействия незаконным, о возложении обязанности устранить допущенные нарушения; - по иску Кировского городского прокурора Ленинградской области к администрации МО Назиевское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области о признании бездействия незаконным, о возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
С учетом исковых требований (л.д.1-4 т.1, л.д. 1-4 т.2, л.д. 1-4 т.3) по объединенным административным делам административный истец просит суд:
- признать незаконным бездействие администрации МО Назиевское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области по неформированию земельного участка под многоквартирным домом с кадастровым номером 47:16:0509001:111, расположенным по адресу: Ленинградская область, Кировский район, Назиевское городское поселение, д. Васильково, д.26а;
- обязать администрацию МО Назиевское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области сформировать границы земельного участка под многоквартирным жилым домом с кадастровым номером 47:16:0509001:111, расположенным по адресу: Ленинградская область, Кировский район, Назиевское городское поселение, д. Васильково, д.26а и провести государственный кадастровый учет в срок до 31.12.2023 года;
- признать незаконным бездействие администрации МО Назиевское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области по неформированию земельного участка под многоквартирным домом с кадастровым номером 47:16:0518001:47, расположенным по адресу: Ленинградская область, Кировский район, Назиевское городское поселение, д. Мучихино, д.14а;
- обязать администрацию МО Назиевское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области сформировать границы земельного участка под многоквартирным жилым домом с кадастровым номером 47:16:0518001:47, расположенным по адресу: Ленинградская область, Кировский район, Назиевское городское поселение, д. Мучихино, д.14а и провести государственный кадастровый учет в срок до 31.12.2023 года;
- признать незаконным бездействие администрации МО Назиевское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области по неформированию земельного участка под многоквартирным домом с кадастровым номером 47:16:0000000:28496, расположенным по адресу: Ленинградская область, Кировский район, п. Назия, ул. Линейная, д. 13а;
- обязать администрацию МО Назиевское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области сформировать границы земельного участка под многоквартирным жилым домом с кадастровым номером 47:16:0000000:28496, расположенным по адресу: Ленинградская область, Кировский район, п. Назия, ул. Линейная, д. 13а, и провести государственный кадастровый учет в срок до 31.12.2023 года.
В судебном заседании административный истец заявленные требования поддержал.
Административный ответчик о месте и времени судебного заседания извещен, не явился.
Заслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд установил следующее.
В соответствии с ч.13 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) особенности приобретения прав на земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом и иные входящие в состав общего имущества многоквартирного дома объекты недвижимого имущества, устанавливаются федеральными законами.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2010 г. N 12-П, в отличие от порядка приобретения гражданами и юридическими лицами прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, который установлен ЗК РФ, - для бесплатного перехода земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимо и достаточно осуществления органами государственной власти или органами местного самоуправления формирования данного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности и проведения его государственного кадастрового учета, при том, что ни специального решения органов публичной власти о предоставлении земельного участка, ни государственной регистрации права общей долевой собственности на данный земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не требуется.
В соответствии с п. 4 ч.1 ст. 36 Жилищного Кодекса РФ (далее - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Кроме этого, в ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее - Закон № 189-ФЗ) определен специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, который на нем расположен.
Согласно ч. 1 ст. 16 Закона № 189-ФЗ, в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
Поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания. Обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти или в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция.
Право общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме на земельный участок, на котором расположен данный дом, возникает в силу положений ЖК РФ и Закона № 189-ФЗ, следовательно, собственники помещений в многоквартирном жилом доме вправе требовать формирования границ земельного участка в целях надлежащей эксплуатации такого дома.
В соответствии со ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом РФ (далее - ГрК РФ); проектная документация лесных участков; утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена ч. 1 ст. 11.10 ЗК РФ.
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных п. 3 ч. 2 ст. 11.3 ЗК РФ.
Исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков, в том числе в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, за исключением образования земельного участка для целей, предусмотренных статьей 13 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», образования земельного участка для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, а также образования земельного участка в целях его предоставления собственникам расположенных на нем зданий, сооружений (п. 4 ч. Зет. 11.3 ЗК РФ).
Проект межевания относится к документации по планировке территории, решение о подготовке которой, по общим правилам, принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления (п. 2 ч. 4 ст. 41, ч. 1 ст. 45 ГрК РФ).
Согласно п. 8 ст. 45 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления самостоятельно либо привлекаемыми ими на основании государственного или муниципального контракта, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иными лицами, за исключением случая, указанного в части 8.1 настоящей статьи.
Как следует из материалов дела, Кировской городской прокуратурой проведена проверка исполнения администрацией МО Назиевское городское поселение Кировского района Ленинградской области земельного и градостроительского законодательства при формировании и постановке на кадастровый учет земельных участков под многоквартирными жилыми домами.
31.03.2022 по результатам проверки Кировской городской прокуратурой было установлено, что административным ответчиком допущены нарушения по адресу: Ленинградская область, Кировский район, Назиевское городское поселение, д. Васильково, д.26а, кадастровый номер: 47:16:0000000:28496; Ленинградская область, Кировский район, Назиевское городское поселение, д. Мучихино, д.14а, кадастровый номер: 47:16:0518001:47; Ленинградская область, Кировский район, п. Назия, ул. Линейная, д. 13а, кадастровый номер: 47:16:0000000:28496, а именно не приняты меры по формированию земельных участков, не проведен государственный кадастровый учет, т.к. объем бюджета муниципального образования в настоящее время не позволяет провести работы по формированию и государственной регистрации земельного участка под многоквартирным жилым домом (л.д. 9 ответ на запрос).
Таким образом, судом установлено неисполнение административным ответчиком земельного и градостроительского законодательства при формировании и постановке на кадастровый учет земельных участков под многоквартирными жилыми домами.
Заявленные требования подлежат удовлетворению.
Как закреплено в ст.187 КАСРФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
Устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности и, кроме того, обеспечивать соблюдение баланса интересов сторон. Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт не исполняется, поскольку исполнение судебного решения, по смыслу части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, следует рассматривать как элемент судебной защиты (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2002 г. N 1-П, от 14 мая 2003 г. N 8-П, от 14 июля 2005 г. N 8-П, от 12 июля 2007 г. N 10-П, от 26 февраля 2010 г. N 4-П, от 14 мая 2012 г. N 11-П, от 10 марта 2016 г. N 7-П).
При этом, само по себе, удовлетворение заявленных прокурором требований не ущемляет самостоятельность органа местного самоуправления в решении вопросов местного значения, поскольку направлено на понуждение в судебном порядке исполнить возложенные на него законом обязанности.
С учетом изложенных положений законодательства и установленных судом обстоятельств дела, суд устанавливает срок для исполнения настоящего решения до 31.12.2023.
Стороны по делу освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАСРФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░:
- ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 47:16:0509001:111, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░. ░░░░░░░░░░, ░.26░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░ ░░ 31.12.2023 ░░░░;
- ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 47:16:0518001:47, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░. ░░░░░░░░, ░.14░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░ ░░ 31.12.2023 ░░░░;
- ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 47:16:0000000:28496, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░. ░░░░░, ░░. ░░░░░░░░, ░. 13░, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░ ░░ 31.12.2023 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ |
░.░.░░░░░░░ |