РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 марта 2024 г. г. Киренск
Киренский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Мельниковой М.В., при секретаре Литвяковой Р.С., рассмотрев в предварительном судебном заседании административное дело № 2а-101/2024 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 20 по Иркутской области к Емельянову С.Н. о взыскании задолженности по налогу и пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 20 по Иркутской области обратилась с административным иском, указав в обоснование требований, что административный ответчик состоит на учете в Межрайонной ИФНС России № 20 по Иркутской области в качестве налогоплательщика. Так как административный ответчик своевременно и в полном объеме оплату налогов не производил, то налоговой инспекцией согласно ст.ст. 69,70 НК РФ в его адрес были направлены требования от 25.12.2019 № 47030, от 05.02.2019 № 13391, от 12.03.2018 № 6392, от 18.12.2020 № 381863799, от 14.01.2020 № 1425, от 01.09.2020 № 381838283, от 13.07.2020 № 381830342. Указанные требования до настоящего времени административным ответчиком не исполнены. Межрайонная ИФНС ходатайствует о восстановлении пропущенного срока взыскания в судебном порядке задолженности по налогам по причине большого объема работы и нехваткой кадров, необходимых для выполнения возложенных задач. Просит признать уважительность причин пропуска срока со стороны инспекции, а также принять во внимание, что фискальная функция налоговых органов имеет важное значение для бюджетов всех уровней. Отказ в восстановлении срока не только препятствует реализации функций налогового органа, но и освобождает ответчика от уплаты налогов и ведет к потерям бюджетов всех уровней. На основании изложенного административный истец просит восстановить пропущенный срок для обращения в суд о взыскании обязательных платежей и санкций, взыскать с административного ответчика задолженность в общей сумме 2467,25 руб., в том числе: транспортный налог в размере 2308 руб., пени в размере 159,25 руб.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 20 по Иркутской области в предварительное судебное заседание не явился, о его времени и месте извещен надлежащим образом. В ходатайстве, изложенном в административном исковом заявлении, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца.
Административный ответчик в предварительное судебное заседание не явился, о его времени и месте извещался надлежащим образом по правилам отправки почтовой корреспонденции. Письменных возражений на административный иск суду не направил.
Согласно ч. 2 ст.138 КАС РФ неявка в суд лиц, участвующих в деле, или их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте предварительного судебного заседания, не является препятствием для проведения предварительного судебного заседания.
Суд, посчитав возможным рассмотреть дело в предварительном судебном заседании в отсутствии неявившихся лиц, о времени и месте предварительного судебного заседания, изучив письменные материалы дела, материалы гражданского дела по заявлению о вынесении судебного приказа, исследовав представленные доказательства и оценив их в совокупности, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 5 ст. 138 КАС РФ в предварительном судебном заседании суд может выяснять причины пропуска административным истцом установленного настоящим Кодексом срока обращения в суд. В случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.
В соответствии со ст. 45 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно абз. 3,4 п. 1 ст. 48 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент подачи заявления о вынесении судебного приказа) заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
В соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент подачи заявления о вынесении судебного приказа) заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В соответствии с требованиями ст.ст. 69, 70 НК РФ направление налогоплательщику требования об уплате недоимки, пени расценивается Налоговым кодексом РФ в нормативном единстве с положениями главы 32 КАС РФ в качестве необходимого условия для последующего принудительного взыскания, так как в требовании устанавливается срок его исполнения в добровольном порядке, с истечением которого Налоговый кодекс РФ связывает возникновение у налогового органа права на принудительное взыскание в судебном порядке указанной в нем задолженности. Соответственно, направление административным истцом административному ответчику требования об уплате платежа в добровольном порядке является обязательным условием для удовлетворения административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций.
Согласно ч.2 ст.286 КАС РФ, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (ч.6 ст.289 КАС РФ).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 № 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд. Имея в виду, что данные сроки являются пресекательными, то есть не подлежащими восстановлению, в случае их пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.
Административным истцом суду представлены требования:
- от 12.03.2018 № 6392 об уплате транспортного налога в размере 195 руб., пени в размере 5,04 руб., со сроком исполнения – до 13.04.2018;
- от 05.02.2019 № 13391 об уплате транспортного налога в размере 501 руб., пени в размере 8,09 руб., со сроком исполнения – до 12.03.2019;
- от 25.12.2019 № 47030 об уплате транспортного налога в размере 806 руб., пени в размере 3,79 руб., со сроком исполнения – до 23.01.2020;
- от 14.01.2020 № 1425 об уплате пени в размере 106,95 руб., со сроком исполнения – до 17.02.2020;
- от 13.07.2020 № 381830342 об уплате пени в размере 27,75 руб., со сроком исполнения – до 14.08.2020;
- от 01.09.2020 № 381838283 об уплате пени в размере 5,81 руб., со сроком исполнения – до 05.10.2020;
- от 18.12.2020 № 381863799 об уплате транспортного налога в размере 806 руб., пени в размере 1,82 руб., со сроком исполнения – до 19.01.2021.
При этом административным истцом не представлены налоговые уведомления, также как и не представлены доказательства направления административному ответчику требований об уплате налога, что свидетельствует о нарушении административным истцом процедуры принудительного взыскания, а именно выполнении требований статьи 69 НК РФ о направлении налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога и пени, что является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Разрешая ходатайство административного истца о восстановлении пропущенного срока для обращения с иском, суд приходит к следующему.
Определением мирового судьи судебного участка № 68 Киренского района Иркутской области от 14.10.2022 Межрайонной ИФНС России № 20 по Иркутской области отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с должника задолженности по транспортному налогу, пени. Из определения следует, что заявление направлено налоговой инспекцией в суд за истечением срока на его подачу, установленного ст. 48 НК РФ.
С административным иском в Киренский районный суд Межрайонная ИФНС России № 20 по Иркутской области обратилась 11.01.2024.
Анализируя материалы дела, суд приходит к выводу, что административным истцом пропущен срок для обращения в суд с заявлением о взыскании с административного ответчика налога и пени.
Общая сумма налога и пени, предъявленная к взысканию по требованиям, не превысила 10 000 руб., следовательно, налоговый орган должен был обратиться с заявлением о вынесении судебного приказа (административным иском) в течение шести месяцев со дня истечения трехлетнего срока исполнения самого раннего требования об уплате налога от 12.03.2018 № 6392, то есть до 13.10.2021 (13.04.2018 + 3 года + 6 месяцев). Вместе с тем к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа административный истец обратился в октябре 2022 г., а с административным иском 11.01.2024, т.е. за истечением предусмотренного срока.
Несмотря на пропуск срока обращения в суд, налоговый орган просит о его восстановлении, ссылаясь на наличие уважительных причин для этого.
Под уважительными причинами следует понимать наличие объективных (форс-мажорных) обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд, либо совершение налогоплательщиком каких-либо действий, так же препятствующих налоговому органу своевременно обратиться с иском в суд.
Истцом в ходатайстве о восстановлении срока для обращения в суд такие обстоятельства не указаны.
Доводы административного истца о наличии уважительных причин пропуска срока, а именно наличие большого объема работы и нехваткой кадров, а также то, что фискальная функция налоговых органов имеет важное значение для бюджета государства, а отказ в восстановлении срока не только препятствует реализации функций налогового органа, но и освобождает ответчика от уплаты налогов и ведет к потерям бюджетов всех уровней, не свидетельствуют о наличии объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд.
При этом суд учитывает, что налоговая инспекция является профессиональным участником налоговых правоотношений и должна знать и соблюдать процессуальные правила обращения с иском в суд. Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 22.03.2012 г. N 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, не может осуществляться.
Поскольку судом не установлены обстоятельства, препятствующие своевременному обращению налогового органа в суд, причины пропуска срока суд считает неуважительными, следовательно, срок на подачу административного искового заявления восстановлению не подлежит.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что административное исковое заявление подано истцом в суд с пропуском шестимесячного срока, установленного для подачи заявления, пропуск данного срока является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска, указанный срок судом не восстановлен, следовательно, и в удовлетворении административного иска надлежит отказать.
Руководствуясь ст. ст. 138, 175-180, 290 - 294 КАС РФ,
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ № 20 ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ – ░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ № 20 ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░.░. (░░░ № ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ 2467,25 ░░░., ░ ░░░ ░░░░░: ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2308 ░░░., ░░░░ ░ ░░░░░░░ 159,25 ░░░. – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 25 ░░░░░ 2024 ░.